Номинация: «Традиционные ремёсла и промыслы»
Творческий проект
«Свет мой, зеркальце, скажи»
Работу выполнила:
учащаяся объединения «Золотая соломка»
Саутыч Анастасия, 15 лет
Педагог: Смирнова Светлана Евгеньевна
2019-2020 учебный год
г. Волхов
Оглавление
1. Аннотация_______________________________3
2.Введение _______________________________4-5
3. Основное содержание______________________6-11
4. Выводы и практические рекомендации________11
5. Заключение_______________________________12
6. Список литературы________________________12
7. Приложения______________________________13-16
Аннотация
К творческому проекту «Свет мой зеркальце скажи»
Творческий проект выполнила Саутыч Анастасия (15 лет), учащаяся объединения «Золотая соломка» МБУДО «Дворец детского (юношеского) творчества Волховского муниципального района». Данная работа в интересной форме рассказывает об истории возникновения зеркал, легендах, связанных с этим предметом домашнего обихода, начиная с древнейших времен и по настоящее время. Очень подробно описано промышленное изготовление зеркал.
В практической части показаны способы декорирования соломкой. Эта часть представляет собой технологические карты по изготовлению авторского изделия.
Для выполнения изделия автор применила полученные знания и умения по художественному соломоплетению.
Объём работы составляет 15 страниц, в приложениях содержатся: эскиз работы (1); технологические карты (1); фотоматериалы изделий; иллюстрации (4).
Паспорт проекта
Тип проекта: | Индивидуальный | |
Актуальность | Развитие традиций народного искусства и распространение сведений о соломке как виде художественного ремесла – очень важно для сохранения интереса молодёжи к прошлому. Данная работа дает мне возможность проявить свои творческие способности и фантазию. | |
Цель проекта | Изготовление авторской декоративной рамки для зеркала в технике «художественная соломка» | |
Задачи проекта | - исследовать теоретические материалы по данной теме (литература, интернет-ресурсы и т. д.) и изучить историю зеркала; - совершенствовать имеющиеся навыки художественной обработки соломы; - продумать и сделать изделие из соломы с применением зеркала; - оформить проект и компьютерную презентацию. | |
Оборудование: | Солома, зеркало, картон, клей, ножницы, нитки, проволока, ткань |
|
Введение
Выбор и обоснование темы проекта
В объединении «Золотая соломка» занимаюсь 8 лет. За это время освоила основные виды плетения. Научилась делать из соломы скульптуры, панно. Мне давно хотелось создать по-настоящему оригинальное красивое изделие. Настроение для творчества часто вызывают выставки, книги, музыка, воспоминания…
В детстве бабушка рассказывала мне сказки, в которых не раз говорилось о волшебных зеркалах. Я очень любила рассматривать картинки в книжках. Недавно я пересматривала эти иллюстрации и наткнулась на то волшебное зеркало, от которого в детстве не могла отвести глаз. Это были картинки к произведению А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», вспомнив это произведение, я вдохновилась на создание своей работы.
Актуальность
Развитие традиций народного искусства и распространение сведений о соломке как виде художественного ремесла – очень важно для сохранения интереса молодёжи к прошлому.
|
Для меня этот проект - еще один шаг по ступеньке развития мастерства, так как задуманное изделие сложно в изготовлении. Требует усидчивости, умения, внимательности, точности и аккуратности. Данная работа дает мне возможность проявить свои творческие способности и фантазию.
Цель проекта
Изготовление авторской декоративной рамки для зеркала в технике «художественная соломка».
Задачи проекта:
- исследовать теоретические материалы по данной теме (литература, интернет-ресурсы и т. д.) и изучить историю зеркала;
- совершенствовать имеющиеся навыки художественной обработки соломы;
- продумать и сделать изделие из соломы с применением зеркала;
- оформить проект и компьютерную презентацию.
Этапы выполнения проекта
1. Организационно-подготовительный этап:
-Обоснование темы выбранного проекта.
-Анализ предстоящей деятельности.
-Расчет финансовой стороны проекта.
2.Подготовительный этап:
-Сбор информации.
-Приобретение материала.
-Эскизы.
3.Основной этап:
- Выполнение изделия
Заключительный этап
- Участие в конкурсах.
Оснащение проекта:
-Кабинет для теоретический занятий.
-Материалы для изготовления коллекции: солома, фанера, картон, проволока, нитки, ножницы, клей, зеркала.
-Материалы для изготовления эскизов: листы формат А4, карандаш.
3. Основное содержание проекта
План работы над проектом
№ | План | Сроки | Результаты |
Сбор информации Приобретение материала Выполнение эскизов предстоящей работы | сентябрь | Выполнено в срок | |
Технологический процесс изготовления элементов декорирования -изготовление выкроек -выбор способа плетения -подбор материала -изготовление изделия | октябрь-февраль | Выполнено в срок | |
Оформление сопровождения проекта: - эскизы - информационный материал | февраль | Выполнено в срок | |
Разработка презентации проекта на конференции исследовательских и творческих работ обучающихся | февраль | Участие в конкурсах |
Ход проекта
|
Этап работы над проектом | Продолжительность | Место работы учащихся | Содержание работы учащихся | Выход этапа |
Организационно - подготовительный этап | 1 месяц | ДДЮТ | Сбор информации | Систематизация материала |
Основной этап | 6 месяцев | ДДЮТ | Разработка и изготовление изделия | Готовое изделие |
Заключительный этап | ДДЮТ | Оформление папки «Проекта» | Участие в конкурсах |
Теоретическая часть
История зеркала
Зеркало – незаменимый предмет обихода жизни каждого человека – можно найти практически в любой квартире. Зеркала бывают как больших размеров, и служат для украшения комнаты, так и совсем маленькие, легко помещающиеся в дамскую сумочку или карман. Первым импровизированным зеркалом для человека стала поверхность воды. Конечно, водная поверхность не самый удобный вариант для людей желающих любоваться своим отражением в любое время. Первое зеркало из твёрдого материала было обнаружено археологами на территории современной Турции. Оно было изготовлено из обсидиана, а его возраст оценивается в 7,5 тысяч лет.
Другими материалами для древних зеркал служили золото, бронза, олово или серебро. Их делали круглыми, как солнце. Конечно же, такие изделия требовали тщательного ухода. Металл заливали в специальные формы, а затем тщательно полировали, чтобы он отражал солнечные лучи. Кроме того, цена таких зеркал была настолько высока, что лишь богатые люди могли себе позволить иметь такую вещь. Зеркала использовались не только для любования своим внешним видом. Воины брали их с собой на битву, чтобы они отводили смерть. Римляне были первыми, кто создал стеклянные зеркала в I веке н.э. Однако, вскоре Римская империя распалась, а с распространением христианства, где зеркало считалось дьявольским изобретением, процесс изготовления и совершенствования этих изделий и вовсе прекратился. Зеркала продолжали использовать лишь в китайской культуре, где их, напротив, считали магическими и обладающими особыми свойствами.
Современную историю зеркал принято отсчитывать от XIII-гo вeкa, когда в Европе появились мaстeрa-стeклoдyвы. Расплавленное олово они заливали в стeкляннyю кoлбy, a зaтeм рaзбивaли eё нa кyски, пoэтoмy зeркaлa пoлyчaлись вoгнyтыми и всё искaжaли. Oднaкo, имeннo тaкиe зeркaлa стaли пoмoщникaми срeднeвeкoвых мaгoв и прoвидцeв. Тe считaли, чтo вoгнyтыe зeркaлa спoсoбны сoбирaть в свoём фoкyсe нeкий aстрaльный свeт, кoтoрый прoбyждaeт в чeлoвeкe спoсoбнoсть к яснoвидeнию. Нeпoстижимым oбрaзoм зaглядывaя впeрёд, eщё Рoждeр Бэкoн в XIII вeкe oн прeдскaзaл сoздaниe микрoскoпa и тeлeскoпa, aвтoмoбиля и сaмoлётa. Зa 200 лeт дo изoбрeтeния пoрoхa oн oписaл eгo сoстaв и принцип дeйствия. Гoвoрят, чтo пoрaзитeльнoe oткрoвeниe yчёный мoнaх видeл в кaкoм-тo тaинствeннoм зeркaлe. Упoминaл o нём и сaм Бэкoн. O зeркaлaх гoвoрится и в oбвинeнии цeркoвникoв, кoтoрoe oни прeдъявили крyпнeйшeмy yчёнoмy средневековья: он сдeлaл двa зeркaлa в Oксфoрдскoм yнивeрситeтe. При пoмoщи oднoгo из них oн мoг в любoй мoмeнт сyтoк зaжeчь свeчy. В дрyгoм жe мы можем видeть, чeм зaнимaются люди в любoм мeстe Зeмли. Пoэтoмy с oбщeгo сoглaсия yнивeрситeта, oбa зeркaлa были рaзбиты.
Тoлькo в нaчaлe XVI-гo вeкa брaтья Aндрea Дoмeникo придyмaли, кaк дeлaть плoскиe зeркaлa нa ртyтнoй aмaльгaмe. Пoлyчилoсь листoвoe зeркaльнoe пoлoтнo, кoтoрoe oтличaлoсь блeскoм, хрyстaльнoй прoзрaчнoстью и чистoтoй. Нo этoт сeкрeт тaк тщaтeльнo oхрaняли в Вeнeции, чтo всeх мaстeрoв пeрeсeлили нa oстрoв Мyрaнa, гдe oни стaли пoчётными плeнникaми. Вeнeция цeлых пoлтoрa вeкa бoгaтeлa нa зeркaльнoй мoнoпoлии, a oстaльнaя Eврoпa eдвa ли нe лoпaлaсь oт зaвисти.
Цeнa oднoгo вeнeциaнскoгo зeркaлa в тo врeмя рaвнялaсь цeнe нeбoльшoгo кoрaбля. Прeпoднeсти зeркaлo в кaчeствe пoдaркa считaлoсь вeрхoм щeдрoсти. Пoкyпaть и кoллeкциoнирoвaть их мoгли тoлькo бoгaтыe aристoкрaты и кoрoлeвскиe oсoбы.
В 1279 году итальянский монах Джон Пекам придумал способ, как покрыть стекло тонким слоем олова. В сосуд наливали расплавленное олово, которое, растекаясь, оставалось на поверхности стекла. После чего сосуд разбивали на куски. Конечно, такое зеркало было несовершенным, вогнутые осколки искажали изображение, но при этом оно было ярким и четким. В начале XVI века в Венеции придумали способ изготовления плоских зеркал на ртутной амальгаме. Такие изделия давали чистое неискажённое отражение. Секрет изготовления тщательно охранялся. Стоимость одного такого венецианского зеркала была равна цене небольшого судна. Вскоре Венеция перестала быть монополистом в области изготовления зеркал. Французский министр финансов, видя, как пустеет казна, соблазнил золотом венецианских мастеров и тайно увез их во Францию. Конечно же, венецианские власти не смогли с этим мириться, сыпали угрозы, призывали вернуться, дело дошло даже до отравления мастеров. Впрочем, к тому времени французам уже стал известен секрет изготовления венецианских зеркал, а в Тур де Виле в 1665 году открылось первое во Франции зеркальное производство.
На Руси мода на зеркала появилась значительно позже Европы. Долгое время люди избегали зеркал, считая их бесовским порождением. Даже сейчас существует множество суеверий и гаданий, связанных с этим таинственным предметом. Впервые активно использовать их стали лишь при Петре I, при нем появилось и первое в России зеркальное производство.
В 1835 году немецким химиком была разработана технология серебрения зеркал, что дало возможность получить четкое изображение. Данная технология практически без изменений используется и по сей день. В настоящее время зеркала – это не только предмет интерьера. Они активно применяются в науке и промышленности, в медицине и даже в области юмора.
История создания и отделки рам тесно связана с развитием изобразительного искусства.
Эпоха Возрождения, определило роль рамы. Объемность рамы отделила изображение от реальности. Рама стала не побочным элементом картины, а как бы подчеркивала колорит и тему произведения.
И, конечно, зеркало, как картина-автопортрет, требовало обрамление.
Самым популярным видом рам для зеркал является рамы из дерева. Это могли быть просто гладко отшлифованные планочки, скрепленные в раму. Но конечно, наиболее чаще деревянные рамы украшали резьбой.
Также, с давних времен, очень популярным способом оформления картин и зеркал является оформление в багет. Слово «багет» происходит от французского «baguette» в переводе как резная, крашеная планка.
Современный деревянный багет достаточно дорогой материал, и поэтому каждый может его выбрать для отделки.
В настоящее время, чаще всего багеты делают из синтетических, пенообразных материалов типа пенопласта. Эти материалы легкие и значительно дешевле по цене. Но у данного материала также много минусов, такие как непрочность и недолговечность.
Также современную историю зеркал отсчитывают со времен, когда в Голландии освоили их кустарную технологию. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех. В разных областях России традиции использования зеркал в гадании приобрели прямо противоположные знаки.
На юге на черном зеркале привораживают любовь, в северных губерниях — болезнь недруга. Сходятся только в одном: разбить зеркало — к смерти или, как минимум, семи годам несчастий. Мало кто знает простой и действенный способ «откреститься» от грядущих неприятностей. Разбитое зеркало надо с почетом… похоронить, искренне извиняясь перед ним за свою неуклюжесть.
При Петре Великом в Москве, на Воробьевых горах, возвели «амбар каменный и длинный в восемьдесят три фута, в вышину девять аршин, в нем плавильная печь сделана из кирпича, белой глины». Пришло время и России делать свои зеркала. Став важным элементом меблировки и декора, зеркало потребовало соответствующего обрамления. В зеркальных рамах нашли выражение, художественный вкус, особенность дарования ювелиров и художников, национальный колорит, мастерство и, конечно, время, которому подвластны и ремесла, и искусство.
В 1900 году на Всемирной парижской выставке большим успехом пользовались, так называемые Дворец Иллюзий и Дворец Миражей. Во Дворце Иллюзий каждая стена большого шестиугольного зала представляла собой огромное полированное зеркало. Зритель внутри этого зала видел себя затерянным среди 468 своих двойников. А во Дворце Миражей, в таком же зеркальном зале в каждом углу была изображена картина. Части зеркала с изображениями «перелистывались» при помощи скрытых механизмов. Зритель оказывался то в необыкновенном тропическом лесу, то среди бесконечных залов арабского стиля, то в огромном индийском храме. «Хитрости» столетней давности в наше время взял себе на вооружение знаменитый фокусник Дэвид Копперфильд. Его известнейший трюк с исчезающим вагоном целиком обязан Дворцу Миражей.
Зеркало релаксации — одна из новинок, с успехом используемая в кабинетах психологической разгрузки. Однако суть новинки буквально освящена веками.
Зеркало – главный критерий нашей самооценки. Поэтому перед зеркалом необходимо чаще улыбаться. И напротив - как можно реже подходить к нему в дурном расположении духа.
Согласно китайскому учению фэн-шуй, зеркала, размещенные рядом со столом в гостиной или на кухне, привлекут в дом всяческое благополучие.
3.3. Практическая часть
Практическая работа
- создание эскиза и выкройки изделия
- подбор материала
- выбор способа плетения
- создание элементов декорирования
Выводы и практические рекомендации
В ходе работы я узнала историю появления зеркал, познакомилась с некоторыми легендами, связанными с зеркалами. Как много пришлось претерпеть сознанию человека, что бы такой простой и необходимый предмет появился в каждом доме. Мир настолько изменился, что теперь для того, что бы увидеть свое отражение, совсем не обязательно идти на пруд или вешать серебряное блюдо на стену.
Работа выполнена. Задачи и цель достигнуты.
Заключение
Мне очень понравилось делать проект на эту тему. Я узнала много нового как в теоретической части своей работы: изучила историю возникновения зеркал, познакомилась с разными легендами об этом аксессуаре, так и в практической части: узнала новые виды плетений из соломы.
Умение обращаться с таким природным материалом как солома пригодится мне в дальнейшей жизни и будет всегда моим увлечением.
Список литературы
1. Загребаева, Л. В. Плетение из соломки, бересты, лозы / Л.В. Загребаева. – Минск: Миранда, 1999. – 270 с.
2. Козлова, З. В. Бытовые изделия из соломки / З. В. Козлова, Т.Н. Кизеева, Н.М. Кузнецова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 220 с.
3. Лобачевская, О.А. Плетение из соломки / О.А. Лобачевская. – М.:Культура и традиции, 2000. – 206 с.
Приложения 1.
Технологическая карта
«Свет мой зеркальце скажи»
Описание | Схема | Фото |
1. Вырезать из картона круг | ||
2. Сделать из бумаги выкройку для декорирования рамки | ||
3.Сплести из соломки полотно в технике «шахматка» | ||
4. Приклеить детали выкройки к плетению | ||
5.Вырезать детали, приклеить к кругу. В середину поместить зеркало. | ||
6.Для окантовки зеркала сплести плетёнку «Зубатка» из 2 соломин | ||
7.Для украшения зеркала сплести (завитки) элементы декора. Техника: Витое плетение из 5 соломин. | ||
8.Приклеиваем завитки к каркасу (кругу) | ||
9. Готовое изделие |