Калинников
"Жаворонок" написан в жанре хоровой миниатюры. Музыка этого жанра отличается компактным изложением музыкальной речи, формированием художественного образа за счет лаконичных выразительных средств и наличием небольшого по объему литературного текста с четко выраженной идеей. Форма "Жаворонка" - двучастная, причем вторая часть выполнена в свободной звукоизобразительной технике. Первая же часть (период) состоит из двух разделов, каждый из которых укладывается в рамки предложения. Исполняется эта музыка в среднем темпе (andantino quasi allegretto) на 2/4 в тональности F-dur. Указание темпа, выполненное композитором, подчеркивает светлый, радостный характер музыки, повествующей о приходе весны.
Начинается сочинение на pp вступлением трех нижних партий из-за такта. "На солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий..." - такие слова звучат в хоре. Мелодия, звучащая в партии сопрано и имитируемая тенорами, носит гимнический характер, на что указывают терцовые и квартовые интонации, преобладание скачкообразного движения и тональный устой. Три нижних голоса (за исключением имитиационных фрагментов) выполняют роль гармонического подголоска, не отличаясь большой фактурной или интонационной широтой. Мягкая динамика и легкое звукоизвлечение подчеркивают пасторальный характер этого предложения, в то же время внося в него оттенок торжественности за счет интонаций мелодии. Вторая фраза этого предложения звучит на постепенном crescendo - "...и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий". В этой фразе, которая по структуре напоминает припев, звучит развернутое четырехголосие с наличием метроритмических параллелизмов, вносящих субъективное движение в музыку - тем самым композитор дает большую индивидуальную свободу отдельным хоровым партиям. Наблюдается усложнение гармонической структуры музыки, что подчеркивается появлением альтерированных звуков. Фактура усиливается и за счет расширенной полифонизации музыкального текста - так, сопрано и тенор звучат в канонической имитации, в то время как остальные голоса поддерживают гармоническую структуру предложения. К концу предложения, подчеркнутому полной несовершенной каденцией, происходит diminuendo.
|
Второе предложение, также состоящее из двух фраз, начинается на динамике pp в исходной тональности. Первая фраза ("Он голосисто с вышины поет, на солнышке сверкает...") практически не отличается от начала первого предложения, что характерно для формы периода. При разборе этого фрагмента бросается в глаза вторая фраза, исполняемая на динамике f и носящая ярко выраженный гимнический характер. Она отличается широким динамическим и фактурным развитием. Литературный текст – "Весна пришла к нам молодая, я здесь пою приход весны" – подразумевает более яркое, торжественное звучание хора. Партии вступают одновременно на яркой динамике с соответствующим характеру музыки звукоизвлечением. На слова "пою приход весны" композитор вводит трехдольных такт, вносящий метроритмический сдвиг в музыку. Это – характерный прием для торжественных сочинений, усиливающий характерность музыки. Обращает на себя внимание и тесситура, которая в этом разделе очень высока.
Вторая - заключительная - часть этого сочинения представляет собой композиционно свободную часть. Она отличается относительной независимостью хоровых партий, расширенной трактовкой гармонии и широким динамическим диапазоном. Поэтический текст - "Здесь так легко мне, так радушно, так беспредельно...". Доминантовый органный пункт в басовой партии вносит в музыку значительное внутреннее наполнение, накапливая его на протяжении девяти тактов и в значительной степени выделяя за счет ritenuto в конце построения. Интонации одноименного лада, появляющиеся в это время в остальных голосах, вносят в музыку просветленную печаль минора, которая подчеркивает, а не разрушает торжественную картину весеннего мира. Динамика этого раздела - piano. Дополнение к этой фразе, которое можно рассматривать как самостоятельную коду, через цепь модулирующих аккордов закрепляет исходную тональность фа-мажор и одновременно завершает произведение за счет постепенного роста динамики, а также общего движения хоровых голосов вверх. Расширенный ритм (половинные ноты) и хоральные интонации перед заключительным фа-мажорным аккордом на f будто дорисовывают последний штрих в причудливый орнамент этого сочинения.
|
Вокально-хоровой анализ
Тесситурные условия хоровых партий в этом произведении могут представлять определенные сложности для исполнителей. Отметим, в частности, высокие ноты у сопрано в кульминации первой части и в коде. Помимо этого, необходимо обратить внимание на интонационные трудности, с которыми может столкнуться коллектив при исполнении этого произведения. Это, прежде всего, сложная ладовая основа, которая высвечивает романтическую стилевую основу музыки. Модуляции и ладовая переменность, встречающиеся на протяжении сочинения, требуют от исполнителей большой аккуратности в их интонировании - особенно это касается тех голосов, в которых звучат альтерированные звуки. С этой точки зрения сложными могут оказаться свободная часть (появление f-moll), а также кода (подготовка заключительного F-dur).
|
По фактуре рассматриваемое произведение - гомофонно-гармоническое, исполняемое a capella. Смешанный хор, который, по замыслу автора, должен исполнять эту музыку, символизирует широкое, развернутое весеннее полотно. Диапазоны партий выглядят следующим образом:
Сопрано - ми 1 октавы - соль 2 октавы Альт - ре 1 октавы - си 1 октавы Тенор - соль малой октавы - соль 1 октавы Бас - си-бемоль большой октавы - до 1 октавы
Основной прием звуковедения для этого сочинения – legato в духе, соответствующим торжественному характеру музыки. Ритмические рисунки в "Жаворонке" опираются на характерные фигурации и не должны представлять особых трудностей для исполнителей.
Динамика в этой миниатюре играет огромную роль в формировании художественного образа. Варьирование громкости звучания от pp до f, а также постепенные динамические изменения позволяют композитору сделать кульминационные моменты в этом произведении более выпуклыми и сохранить при этом характерное плотное звучание на протяжении всего сочинения. Динамический ансамбль в "Жаворонке" можно трактовать как ровный за счет того, что динамика является общей для всех хоровых партий.
При исполнении этой музыки хор должен пользоваться цепным дыханием для того, чтобы обеспечить целостность отдельных длинных фраз. Общехоровое дыхание берется лишь на границах фраз. От исполнителей требуется четкая дикция, основанная на одновременном и внятном произнесении звуков с переносом замыкающих слог согласных на начало другого слога. Гласные звуки должны исполняться: с мягкой атакой - в первой части, и с твердой - во второй и третьей частях, так как это подразумевается содержанием литературного текста. Исполнителям также надо обратить внимание на такие особенности произношения литературного текста, как парные согласные ("мз", "сьвд" и т.д.), безударные гласные ("а" вместо "о" и т.д.) и звонкие/глухие согласные ("т" вместо "д" и т.д.)
При исполнении этой миниатюры нужно обратить внимание на тембровый и динамический ансамбли. Та партия, которая проводит мелодическую линию в данный момент, должна звучать более выпукло, за счет чего мелодия как бы приподнимется над звучанием подголоска.
Исполнительский анализ
С точки зрения дирижерского жеста "Жаворонок" содержит в себе определенные сложности. Дирижер должен внимательно выполнить те требования, которые заложены композитором в нотном тексте. Жест дирижера отображает прежде всего динамику и характер звука; в этом сочинении он должен быть легатным, наполненным - именно такой жест может выразить просветленное звучание хора. Во второй части внимание нужно уделить гармоническим и динамическим вопросам - crescendo и "вилочки" должны быть показаны с большой точностью. В финале произведения дирижер должен точно выдержать рост динамики; отобразить своим жестом градацию динамического роста. Все цезуры должны быть показаны четко и вовремя. Ауфтакты в дирижерском жесте, в особенности при изменении темпа (2 часть), должны содержать в себе указание на новую динамику, темп и характер.