Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж
[Эта бхава-анувада катха, данная Шрилой Бхакти Вигьяна Бхарати Госвами Махараджем на день ухода Шрилы Бхакти Шарана Шанты Госвами Махараджа, 29-го января 2017 г.]
Шри Шримад Бхакти Шарана Шанта Госвами Махарадж
Сегодня день ухода Шрилы Бхакти Шарана Шанты Госвами Махараджа, ученика Шрилы Прабхупады. С внешней точки зрения он принял рождение в округе Джессоре (сейчас это Блангадеш), в деревне Бодхкхана. После того, как он присоединился к матху, его наградили именем Параманда Прабху.
Одно из служений, которое он осуществлял, было проведение арати в храме Йогапитха. В то время на арати приходили женщины из Вишнуприя-пали. Позже Шрила Махарадж переехал в Годруму, однако все эти матаджи продолжали приходить и смотреть, как он проводит арати даже туда. После некоторых изменений и приведения дел в порядок Шрила Бхакти Шарана Шанта Госвами Махарадж уехал в район Бардхаман и открыл свой ашрам в Ахияпуре. На установление там божеств он попросил поехать с ним Гуру Махараджа (Шри Шримад Бхакти Дайита Мадхаву Госвами Махараджа). В то время Гуру-джи вдохновил его не оставаться там, а вместо этого, всегда находиться в дхаме. Поэтому Шрила Шанта Махарадж переехал в Майяпур и основал там другой ашрам. Шрила Гурудев очень часто убеждал своих духовных братьев жить в Майапуре и быть вместе.
Пока Шрила Бхакти Шарана Шанта Госвами Махарадж строил свой матх в Майяпуре, он жил в нашем матхе. Его особенностью было то, что он воспитывал маленьких детей, взращивал их духовно, обучая бхаджану. Он настолько хорошо давал им духовное образование, что другие вайшнавы с радостью принимали обученных молодых преданных [для служения матхам ]. Шрила Шанта Госвами Махарадж никогда не расстраивался из-за этого, так как считал, что обучение детей – это его долг, независимо от того, где будут его ученики. Он звал их именами Господа: Рама Гопал, Шьяма Гопал и т.д. Шрила Махарадж говорил очень мягко и сладостно.
Позже Гуру Махарадж уговорил его принять санньясу от Шрилы Бхакти Гауравы Вайканасы Госвами Махараджа, после чего он стал известен как Шри Бхакти Шарана Шанта Махарадж. Шрила Махарадж часто участвовал в фестивалях нашего матха и проповедовал. Он хотел, чтобы Гуру Махарадж принял его матх под своё руководство, но Шрила Гурудев отказался от этого предложения, обосновывая это тем, что не желает возглавлять два матха в одном месте. Гуру Махарадж попросил его остаться владельцем своего матха и обещал помогать всем, что будет нужно. Настоятель нашего матха оказывал всевозможную помощь Шриле Махараджу. Его самадхи находится именно в том месте, где он покинул тело.
Я никогда не видел, чтобы Шрила Шанта Махарадж вовлекался в какие-либо ссоры или споры. Он даже не повышал голоса на своих учеников. Большую часть времени он жил в нашем матхе. Шрила Шанта Махарадж был очень любящим вайшнавом. Я вспоминаю о нём в день его ухода, ведь дни явления и уходов вайшнавов даруют всё благоприятное. Оба этих дня одинаково достойны поклонения. Памятование чистых преданных приносит всё благоприятное, а забвение их неблагоприятно.
«Сердце вайшнава»
Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж
(Стр. 152-139)
Глава 9
Разные уровни преданных
В «Чайтанья-чаритамрите» Сатьярадж Кхан из деревни Кулия попросил Махапрабху объяснить разницу между вайшнавами невысокого, среднего и высочайшего уровня. Вот как ответил ему Господь:
прабху кахе ваишнава-сева нама-санкиртана
дуи кара шикхра пабе шри-кришна-чарана
«Ты должен служить вайшнавам и повторять Святое Имя Кришны. Если ты будешь делать это, ты быстро найдешь прибежище лотосных Стоп Господа» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья. 16.70).
прабху кахе джанра мукхе шуни эка-бара
кришна-нама сеи пуджйа шрештха самакара
«Если Я слышу, что кто-то хотя бы раз произнес Святое Имя, Я считаю его достойным почитания и лучшим из людей» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 15.106).
кришна-нама нирантара йанхара вадане
сеи ваишнава-шрештха бхаджа танхара чаране
«Тот, кто постоянно произносит Святое Имя Господа, считается вайшнавом высочайшего уровня. Поклоняйся его лотосным стопам» («Чайтанья-чаритамрита», 2.16.72).
йанхара даршане мукхе аисе кришна-нама
танхаре джаниха туми ваишнава-прадхана
«Тот, в чьем присутствии твои губы начинают произносить Имя Кришны, должен считаться лучшим из всех вайшнавов» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 16.74).
Это признаки вайшнавов разного уровня. Хотя все они святы, следует различать их для того, чтобы выбрать идеальное общение для продвижения в духовной жизни. Тот, кому досконально известны методы и цели преданного служения, описанные в книгах Рупы и Санатаны, а также в беседах с Раманандой Раем, и кто следует сам и учит этому других, является настоящим святым, к общению с которым следует всеми силами стремиться. Величайший пример общения с вайшнавами явил Махарадж Парикшит. Узнав, что через семь дней ему суждено умереть, Парикшит начал поститься в обществе Шукадевы, лучшего из преданных бхагават, и с неотрывным вниманием до самого рокового мгновенья слушал, как он рассказывает «Бхагаватам». Путь великих учителей, Махаджан, — это тот путь, по которому мы должны идти — «махаджано йена гатах са пантха ». «Шримад-Бхагаватам» (6.3.20) перечисляетдвенадцать таких великих учителей: Брахма, Нарада, Шива,четверо Кумаров, Капила, Ману, Прахлада, Джанака, Бхишма,Бали, Шука и Ямарадж. Каждый из них по-своему показал тотили иной путь достижения совершенства в преданности.Не служа этим двенадцати Махаджанам или другим, такимкак Маркандея, Амбариш, Васу, Вьяса, Вибхушан, Пундарика,Видура, Дхрува, Далбхйа или Парашар, человек непременносовершит серьезные оскорбления. Эти дополнительные именаприводятся в «Падма Пуране», которая цитируется в «Лагху-бхагаватамрите» (2.2):
маркандейо’мбаришаш ча васур вйасо вибхишанах
пундарико балих шамбхух прахладо видуро дхрувах
далбхйах парашаро бхишмо нарададйаш ча ваишнаваих
севйа харим ншевйами но чед агах парам бхавет
«Брихад-Бхагаватамрита» ставит Прахладу выше Амбариши и других чистых преданных («Бхагаватам», 7.9.26), Пандавов — выше Прахлады («Бхагаватам», 7.10.50), Ядавов — выше Пандавов, а Уддхаву, лучшего из Ядавов, — выше Пандавов («Бхагаватам», 11.14.15).
В «Бхагаватам» Господь даже говорит («Бхагаватам», 3.4.31), что Уддхава никоим образом не ниже Его. Однако сам Уддхава ставит гопи выше себя:
асам ахо чарана-рену-джушам ахам сйам
вриндаване ким апи гулма-латаушадхинам
йа дустйаджам сва-джанам арйа-патхам ча хитва
бхеджур мукунда-падавим шрутибхир вимригйам
«Увы, как бы я хотел стать травой и растениями во Вриндаване и каждый день купаться в пыли со стоп гопи! Нет равных гопи! Чтобы поклоняться Мукунде, высшей цели всех ведических текстов, они оставили свои семьи, отказались от своих религиозных принципов, а сделать это невероятно трудно» («Бхагаватам», 10.47.61).
«Ади Пурана» утверждает, что гопи превосходят богинь процветания Вайкунтхи и Двараки. Но среди гопи Радха занимает наивысшее положение. Для Господа нет никого дороже Радхи, и поэтому Радха Кунда, Ее озеро, столь же дорого Ему.
йатха радха прийа вишнос тасйах кундам прийам татха
сарва-гопишу севаика вишнор атйанта-валлабха
«Как дорога Кришне Радха, Ее озеро — Радха Кунда — столь же дорого Ему. Из всех гопи нет для Него никого дороже Ее».
Тот, кто всей душой предан Шримати Радхарани, дочери царя Вришабхану, и не осквернен корыстными мотивами, величайший святой, общение с которым наиболее ценно.
«Путь сердца. Почему вайшнавы не используют мистическую йогу »