Сотрудничество Кыргызстана со странами СНГ.




В качестве одной из основных задач своей внешней политики республика ставит дальнейшее развитие и укрепление связей с го­сударствами СНГ, особенно со странами Центральной Азии. Ведь Кыргызстан испокон веков жил и развивался в этом регионе, во всем многообразии его общественно-экономических взаимосвязей. С расформированием СССР главы государств Средней Азии и Ка­захстана на первый план выдвинули вопросы внутрирегионального сотрудничества и взаимопомощи. В этом направлении Кыргызстан 18 февраля 1991 г. подписал договор с Казахстаном, 14 марта — с Узбекистаном, 16 июля - с Туркменистаном. Вопросы дружбы, сотрудничества, экономической, научно-тех­нической и культурной взаимопомощи получили всестороннее об­суждение на встрече руководителей пяти центральноазиатских рес­публик в г. Ташкенте в 1991 г. На этой встрече были приняты обобщающие долгосрочные документы. Заключена договоренность о создании Межреспубликанского консультативного совета стран Средней Азии и Казахстана. В результате - интеграционные про­цессы в этом регионе получили широкое развитие. В 1994 г. между Казахстаном, Узбекистаном и Кыргызстаном подписано соглаше­ние об образовании Единой экономической зоны. Идея создания Центральноазиатского единого экономического пространства (ОАЭС) начала осуществляться после встречи президентов трех республик в г. Алматы (1994 г.). Братские народы установили дипломатические отношения меж­ду собой 15 октября 1992 г., а 8 июля 1993 г. Кыргызстан и Казахстан заключили Договор о дружбе, сотрудничестве и взаим­ной помощи, который создал основу двусторонних отношений. В соответствии с Договором каждая из сторон гарантирует граж­данам другой стороны, проживающим на ее территории, абсолютно идентичные с гражданами своей страны права и свободы, что на деле подтверждает братские узы двух народов. Особое значение в Договоре уделяется необходимости расширения и развития взаи­мовыгодного сотрудничества в торгово-экономической, культурной, научно-технической и иных сферах, а также в области обеспечения экологической безопасности. В апреле 1997 г. высокий статус двусторонних отношений на­шел свое яркое воплощение в Договоре о вечной дружбе, закрепив­шем стратегическое партнерство двух стран. На сегодняшний день между Кыргызской Республикой и Рес­публикой Узбекистан действует около 60 соглашений. Базовым документом, регулирующим отношения между двумя государства­ми, является Договор о вечной дружбе между Кыргызстаном и Узбекистаном, подписанный 24 декабря 1996 г. в ходе официаль­ного визита Президента Кыргызской Республики А. Акаева в Рес­публику Узбекистан. На развитие добрососедских отношений и сближение позиций по интересующим вопросам также оказывают значительное влия­ние интенсивно проходящие визиты на уровне руководства и пра­вительственных делегаций республик. Приоритетное значение сохраняет развитие отношений Кыргыз­стана с Республикой Таджикистан, дипломатические отношения с которой установлены!4 января 1993 года. За прошедший десятилетний период Кыргызстан неизменно со­хранял и продолжает придерживаться курса на расширение дву­стороннего сотрудничества, а также содействие укреплению мирно­го процесса в Таджикистане, обеспечивая это одновременным раз­витием торгово-экономических связей. Мировое сообщество высоко оценило усилия руководства Кыр­гызской Республики, благодаря которым удалось достичь положи­тельного результата во встрече Президента Таджикистана Э. Рах-монова и лидера бывшей Объединенной таджикской оппозиции С. Нури в Бишкеке 15-18 мая 1997 г. Бишкекские договоренности во многом способствовали подписанию Общего соглашения о мире в Москве в июне 1997 r

Кокандское ханство

'Кокандское ханство представляло собой типичный образец феодальной деспотии Востока с наличием рабства. Государственная власть характеризовалась ярко выраженными чертами абсолютной монархии и была неограни­ченной. Нередко феодалы устраивали усобицы между собой и победившая «партия», свергнув хана, возводила на престол своего ставленника, при котором занимала важнейшие государственные должности и бдительно следила за тем, чтобы хан в своих действиях не вышел за рамки ее интересов. Если такое случалось, то начинались новые усобиць заканчивавшиеся либо полным разгромом «опекунов» хана, либо низвержением строптивого правителя и заменой его другим, более покладистым. Таким образом, формально абсолютная власть хана была ограничена политическими обстоятель­ствами междоусобной борьбы феодалов. Все государство подразделялось на области — вилайеты, которые делились на налоговые районы — серкерства, где серкеры выступали в роли налогосборщиков. Небольшими городами управляли беки. В селениях хозяйственной жизнью руководили аксакалы. Крупными родоплеменными подразделениями управляли манапы. В кыргызских кочевьях бии выполняли и судебные функции. В узбек-ско-таджикских земледельческих селениях судебная власть находилась в руках казиев. Казни исполняли судебные функции на основе шариата, кыргызские бии на основе народных обычаев — адата. После хана первыми государственными чиновниками являлись минбаши (буквально — тысячники) и амир-ляшкары — главнокоман­дующие войсками, рядом с ними были визири — гражданские высшие лица. На втором месте были кушбеги. Затем следовали парванчи, аталыки, беки, датхи, токсобо и т. д. Они управляли крупными наместничествами, вилайетами, округами, городами, крепостями и пр. Крупные кыргызские феодалы иногда добивались самых высоких ханских должностей, например, визиря. Такими были Юсуф, Алым-бек-датха и некоторые другие. После завоевания Кокандом кыргызских земель родофеодальная знать кочевников довольно быстро стяжала себе авторитет в полити­ческих кругах ханства. Кокандские правители всячески старались привлечь ее на свою сторону, заручиться ее поддержкой в борьбе против неугодных, осыпали знать различными наградами и должностями.Узбек Рахматулла-мирза и кыргыз Сатыбалды (исфаринский хаким) организовали заговор против Шералы. Они вызвали одного из сыновей давно умершего хана Алима, а именно — Мурада, находившегося в Ура-Тюбе, и провозгласили его ханом; важную роль сыграл отряд кыргызов в 100—200 человек ГПри новом хане власть захватила клика Мусульманкул а, куда входили кыргыз-кыпчакские феодалы Сам Мусульманкул был женат на кыргызке из Кетмень-Тюбе, а Худояр-хана женил на своей дочери. Лишь возмужав, Худояр сумел освободиться от опеки тестя, опять-таки при помощи другого кыпчака — ташкентского кушбеги Нурмухаммеда. Мусульманкул был казнен, а с ним — великое мно­жество кыпчаков перебито по городам и весям страны. Настал 1858 г. Старший брат Худояра — Малля-бек во главе кыргызского ополчения Хасан-бия изгоняет брата и занимает престол. При Малля-хане выдвигаются такие значительные фигуры, как Алымбек из племени адыгене и кыпчак мулла Алымкул. Традиционное родоплеменное устройство кыргызов учитывалось ханскими властями при организации административного управления среди них. Кыргызы закреплялись за определенными вилайетами, бекствами, серкерствами, как правило, по местоположению зимовок и не отдельными аилами и общинами, а целыми родами. Нередко ханы направляли в кыргызские кочевья управителей некыргызского проис­хождения. В таком случае их власть носила зачастую формальный характер, поскольку фактическая власть оставалась в руках местных кыргызских феодалов-родоправителей. Так, Алай — вековые кочевья кыргызов — управлялся сначала кыргызским бием, бывшем на службе у хана, Алымбек-датхой, а после смерти его женой Курманджан-датхой. Хотя в крепости Дараут-Курган и сидел ханский наместник — токсобо, но его функции скорее были функциями налогосборщика. Степень влияния ханской власти среди кыргызов, сотрудничество ее с кыргызской родоплеменной знатью имело региональные особен­ности. На севере Кыргызстана феодалы, отдаленные от центральных властей, сохранили больше самостоятельности и независимости в управлении своими племенами и родами. Они более эффективно влияли на действия мелких ханских чиновников, нередко подкупая их. Северокыргызские феодалы, далекие от столицы ханства, играли меньшую роль в политической жизни государства, их участие в дворцовых интригах было малозначительным. Зато -южнокыргызские феодалы, находясь в непосредственной близости от ханского двора, играли в политической жизни Коканда. Крепка власть ханского наместника в Андижан­ском вилайете Алымбека-датхи. Да и весь Алай в его могучем кулаке. Ведь он родоправитель южных кыргызов из рода баргы племени адыгене. 1845 г. Алымбек, терзаемый честолюбивыми замыслами, организует восстание ошских кыргызов против Шералы-хана, надеясь заменить его более покладистым ставленником, при котором он бы играл уже не третьестепенную ролу Фактическая власть при дворе — у хромого вождя кыпчаков минбаши Мусульманкула, сумевшего, как мы уже видели выше, оттеснить от хана всех других соперников. Противоборство двух лидеров кочевнических групп привело к жестокому подавлению восстания. Алымбек, своевременно предупреж­денный женой о смертельной опасности, вынужден был бежать. Пока Мусульманкул расправлялся с повстанцами, другие опальные феодалы — датха Рахматулла-мирза и исфаринский хаким Сатыбалды, призвав Алымбека в Коканд, убивают Шералы-хана. На престол возводится сын бывшего правителя Коканда Алима — Мурад. Но население не поддержало Мурада. Срочно возвратившийся Мусульманкул казнил Мурада и провозгласил ханом несовершеннолетнего Худояра. Алымбек опять бежит. Но неуемная энергия ищет выхода. В 1847 г. он отправляется в Синьцзян. Там поднял восстание против цинских властей наследник бывших теократических правителей Кашгара Ходжа-Тюря. 3атем наступает пора примирения с кокандским ханом Худояром, жестоко расправившимся с надоевшим ему тестем Мусульманкулом и кыпчаками, которым устроили настоящую резню по всему Коканду. Было убито около 20 тыс. кыпчаков, казнен и Мусульманкул. Началось самостоятельное правление Худояр-хана. Алымбек становится влия­тельным придворным. В этой роли он требует от северокыргызских племен подчинения Коканду. Дружба его с Худояр-ханом длилась недолго. В 1858 г. алайский родоправитель участвует в перевороте и возведении на престол брата хана — Малля-бека (правил 1858—1862 гг.). Худояр спасается бегст­вом в Byxapy. В 1860 г. при движении через Бишкек к Узун-Агачу для сражения с русскими войсками он не поделил с ташкентским наместником Канаатом власть над соединенными силами и не стал участвовать в сражении под Узун-Агачем. Кокандские войска потерпели сокрушительное поражение Но Алымбек со своими воинами, основной костяк которых составляли кыргызские ополчения Андижанского вилайета и Тянь-Шаня, возвра­тился домой без потерь. За это Малля-хан приговорил его к смертной казни. Боясь расправы, Алымбек скрылся у своих родичей кыргызов. Он привлек на свою сторону весь род крыла сол-адьиене и отправился с ним в верховья Нарына Здесь к нему присоединились сарыбагышски'*. манапы Умбеги-Алы, Аджи, Адыл, Тюрегельды. Соединенными силами во главе с Алымбеком кыргызы выступили против хана. Узнав об этом, Малля-хан приказал ташкентскому наместнику Канаату отправить 40 сановников к Алымбеку с миротворческой миссией. Всем им отрубили головы. Высланный следом карательный отряд также был разгромлен. Таковы жестокие нравы эпохи. Алымбек находит себе сторонников и среди ханских приближенных, жаждущих власти и новых привилегий. Заговорщики убивают Малля-хана и провозглашают ханом Шахмурада. Однако Кднаат приглашает в Ташкент из Бухары Худояр-хана, которого в мае 1863 г. заново провозглашают ханом В череде этих дворцовых переворотов наступает неизбежная развязка и для Алымбека Много раз он расставлял западни врагам, на этот раз сам попал в такую же. Таким образом, союз ханской власти с кыргызскими феодалами был существенным звеном политического механизма Ко-кандского государства И он свидетельствует о том, как вопреки национальным интересам господствующие классы разных народов объединились в целях совместного ограбления, угнетения и обмана народных масс. С завоеванием Кыргызстана все земли были включены в систему аграрных отношений ханства, практика земельных отношений среди кыргьгзов нередко существенно отличалась от общегосударст­венных норм, преоблада­ющей отраслью кыргызского хозяйства было скотоводство, которое, в отличие от земледелия, не требовало закрепления за собственником определенного участка земли, а нуждалось в наличии обширных пастбищных территорий

.Верховным собственником земли в Кокандском ханстве выступало государство в лице хана, который имел право распоряжаться ею по своему усмотрению.

В период Кокандского владычества наблюдается процесс общинного разложения среди кыргызов. Имела распространение и аренда земли, а также надельная форма землевладения, которая называлась чек В целом система аграрных отношений в ханстве, повлиявшая в известной мере на практику землепользования у кыргызов, вполне соответствовала интересам эксплуататорских классов. У кыргызов она имела уже феодальный характер, сохраняя в то же время многие черты патриархально-родового уклада. Неравенство среди кыргызов проявлялось и в самой жизни. Помимо большой разницы в материальном положении существовала и значи­тельная разница в правах. Кыргызские феодалы, получая от ханов различные административные должности, имели неограниченную власть над соплеменниками, усиленную признанием за ними всех родовых привилегий. Следует отметить, что в кыргызском обществе феодальная прослойка была все же незначительной.

Налоговое обложение кыргызов/ Безусловно, наиболее ненавист­ным для кыргызов элементом государственного порядка в Кокандском ханстве была налоговая политика. В реальной жизни она осуществлялась в трех формах: натуральной, трудовой и денежной ренте. Основным налогом, который выплачивали кыргызы, был зякет со скота. Взимался он сборщиками, назначаемыми ханскими властями. Сборщики налогов, по существу, грабили кыргызские кочевья, нередко забирая последнее у бедноты. Возмущенные кочевники часто восставали против налогового произвола. Поэтому ханы ввели в практику передачу функций сборщиков податей кыргызским феодалам-родоправителям, устанавливая при этом определенный размер налогового сбора, который надо было сдать в _ казну.; Он назывался ульпан. С переходом части* кыргызского населения к оседлой жизни и занятию земледелием, среди кыргызов появляется такая форма фео­дальной эксплуатации, как издольщина. Бедняк-кыргыз был вынужден отдавать часть урожая родоправителю, которому фактически принад­лежали родовые земли, во всяком случае, именно он ими распоряжался.

КОР

Отличительной особенностью современного развития Кыргызстана является стремление общества к обновлению в ответ на вызовы, обусловленные интеграцией в мировое сообщество и связанными с этим переменами. За 10 лет государственного суверенитета были проведены радикальные реформы, направленные на создание демократического государства, сохранение и развитие общечеловеческих ценностей, экономическое и социальное развитие. В ходе радикальных реформ, последовавших за крушением командно-административной системы, обществу пришлось столкнуться с серьезными проблемами, главными из которых стали экономический кризис, снижение уровня жизни и рост бедности, растущее бремя внешнего долга. Открытость и демократичный характер преобразований в стране, поиск достойного места в мировом сообществе получили политическую и финансовую поддержку международных организаций и зарубежных стран, что позволило значительно смягчить остроту возникших проблем. Процесс последовательного и активного обновления объективно требует разработки долгосрочной стратегии, направленной на преодоление имеющихся проблем и удовлетворение насущных потребностей граждан. Комплексная Основа Развития Кыргызской Республики до 2010 года (КОР) – это долгосрочная стратегия, реализация которой позволит обеспечить системное преодоление имеющихся проблем, динамичное развитие государства и общества в политической, социальной и экономической сферах. Такой подход базируется на эффективном использовании человеческого, экономического и природного потенциала в целях национального развития. Это предполагает активное партнерство и участие государства, частного сектора и гражданского общества, а также сотрудничества с международным сообществом. Общая цель КОР – достичь политического и социального благополучия, экономического благосостояния народа Кыргызстана в условиях главенства принципов свободы, человеческого достоинства и равных возможностей каждого. В КОР отражены основные подходы к решению задач, стоящих перед государством и обществом, которые были выработаны на основе национального консенсуса в ходе широких консультаций и согласования со всеми ветвями государственной власти, частным сектором и гражданским обществом. Документ определяет идеологию, перспективы и ожидаемые результаты проводимых и предстоящих реформ, направленных на удовлетворение потребностей народа. В декларации национального видения определяется общая цель развития, ее три основные составляющие, а также их компоненты. Национальное видение акцентирует внимание на улучшении материального благосостояния людей, а также обеспечении свобод граждан, уважении их человеческого достоинства и создании равных возможностей для всех. Основными составляющими общей цели являются: эффективное и прозрачное государственное управление; справедливое и обеспечивающее защиту и человеческое развитие общество; устойчивый экономический рост и развитие.После формулировки национального видения и вытекающих из него целей, дается общая оценка состояния страны, включая анализ результатов реформ, проведенных с 1991 по 2000 год. Рассмотрен круг проблем, стоящих перед республикой во всех сферах ее политической, социальной и экономической жизни. Определены проблемы, требующие первоочередного внимания – национальные приоритеты комплексного развития. Вопросы, требующие немедленного решения, взаимосвязаны и предусматривают единственно правильный путь их решения - активные действия. Основные направления выбранного пути отражены в стратегии национального обновления, которую необходимо принять для решения проблем, стоящих перед республикой. Эта стратегия нацелена на достижение трех основных составляющих общей цели и их компонентов, каждый из которых предусматривает конкретные меры, которые необходимо осуществить в политической, социальной и экономической сферах. Эти меры отражены в матрице действий. Стратегия КОР направлена прежде всего на решение двух основных проблем, стоящих перед страной, – проблемы бедности и проблемы внешнего долга. Их успешное решение требует, в первую очередь, значительного улучшения управления государством в целях создания благоприятной среды для развития и процветания частного сектора, обеспечения занятости, необходимой для повышения доходов населения и снижения бедности. В то же время государство будет активизировать свои действия в социальной сфере, применяя более эффективные подходы в поддержке наиболее нуждающихся и уязвимых слоев населения. Такая стратегия, во-первых, предполагает значительные изменения в инвестиционной политике, переходе от государственного инвестирования, основанного на внешних заимствованиях, к частному инвестированию, основанному на мобилизации внутренних сбережений и прямых иностранных инвестициях. Во-вторых, в стратегии делается ставка на совершенствование управления государственным бюджетом, предусматривающее улучшение администрирования налогов, а также значительное повышение эффективности использования бюджетных ресурсов в целях финансирования социальных программ для населения и инвестиций в основную инфраструктуру. Такой сдвиг в инвестиционной политике и управлении бюджетом должен создать условия для реального решения проблем бедности и сокращения внешнего долга. Ожидаемые результаты реализации мер, включенных в стратегию, отражены в прогнозе ключевых экономических и финансовых показателей до 2010 года. Этот прогноз касается вопросов макроэкономики, государственного бюджета, программы государственных инвестиций, сбережений населения и прямых иностранных инвестиций, также учтены последствия прогнозируемых изменений в управлении государственным долгом. Для достижения целей КОР и принятой стратегии действий необходим ежегодный средний реальный рост ВВП на 5%. Этот показатель достижим при условии, что частные инвестиции, включая прямые иностранные инвестиции, превысят в 2010 году 16,8% к ВВП по сравнению с 9,2% к ВВП в 2000 году. Одновременно необходимо обеспечить снижение дефицита бюджета с –10,3% к ВВП до –2,8% к ВВП. Хотя в абсолютных значениях расходы государственного бюджета в прогнозируемом периоде возрастут, но относительно объема ВВП они сократятся с 25,9% в 2000 году до 21,8% в 2010 году, а налоговые сборы возрастут соответственно с 12,1 до 15,0%. В соответствии с предлагаемым сценарием развития, государственный внешний долг снизится с 137,2% к ВВП в 2000 году до 72,0% в 2010 году. К 2010 году ожидается сокращение бедности в два раза. В документе предусмотрен механизм партнерства и участия заинтересованных сторон в реализации КОР - представителей всех ветвей государственной власти, частного сектора и гражданского общества, а также сотрудничество с международными организациями и странами-донорами. Общее руководство и координацию процесса реализации КОР будет осуществлять Национальный совет по КОР. Рабочим органом Национального Совета будет Секретариат при Президенте Кыргызской Республики, который кроме функций планирования, координации реализации предусмотренных мероприятий КОР и их мониторинга, будет также осуществлять оценку достигнутых результатов. Достижение общей цели КОР зависит от осознания всеми ее участниками того, что судьба Кыргызстана, благосостояние народа и его достойное будущее зависят от кропотливого, неустанного труда и знаний каждого кыргызстана.

Закон «О гос. языке»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: