Национальный исследовательский университет
Высшая Школа Экономики
Факультет социологии
РЕЦЕНЗИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Принципы подготовки научно-исследовательской работы»
На статью Особенности воспитания гражданственности и патриотизма школьников старших классов
Студент группы № 136
Чернышева С.Н.
(Ф.И.О.)
Научный руководитель
Юдин Г.Б.
(должность, звание, Ф.И.О.)
Москва, 2011г.
Рецензия на статью “Особенности воспитания гражданственности и патриотизма школьников старших классов” старшего научного сотрудника Института социологии РАН Прониной Елены Ивановны.
Статья Е.И. Прониной посвящена вопросам представления старшеклассников о патриотизме, о формировании гражданской позиции в современных условиях. Далее автор рассматривает мнение учителей по вопросу воспитания у учеников любви и гордости к Родине, а также делает выводы о возможном развитии этой проблемы.
В процессе рассуждения на данную тему, Пронина приходит к выводу, что большое влияние на становление патриотичной личности у подростка оказывают такие социальные институты как семья, СМИ и школа. В связи с событиями, происходившими в России в 20 веке, произошел переломный момент, который радикально изменил представления об истинном патриотизме, а также нанес ущерб формированию гражданского самосознания у молодежи. Поэтому, чтобы восстановить авторитет родного государства среди всех его жителей, а особенно среди юного поколения, в школы возвращались предметы и традиции, касающиеся воспитания в учащихся уважения к своему Отечеству. Однако автор статьи отмечает, что действия по “плану” не являются признаками патриотизма (то есть действия, в которых нет желания и осознания сути своих действий у школьника, как например обязательная встреча с ветеранами ВОВ).
|
Ученый проводила исследования, опросы среди учеников, чтобы выявить, что же на самом деле для российского старшеклассника обозначают слова гражданственность и патриотизм, какую позицию они принимают: активную или пассивную. Основная идея, которую хотела донести сотрудник РАН, заключается в том, что большинство подростков осознают разницу между этими двумя понятиям и важность активности, то есть хождения на выборы, службы в армии, любви к Родине и знания ее истории. Однако только 40% подтвердили то, что в их окружении присутствует человек, которого можно назвать патриотом. Поэтому актуальность данной проблемы вполне очевидна. Многие педагоги считают, что формирование у младшего поколения гражданской позиции - процесс необязательный, а те, кто имеет противоположную точку зрения, не уверены, есть ли у их подопечных желание. Хотя автор и подмечает, что некоторые учителя весьма озабочены этим вопросом и даже создают форум, где делятся методологией и удачными примерами.
Е.И. Пронина была весьма убедительна в рассуждениях на тему воспитания у учащихся старших классов и студентов чувства патриотизма. К сильным сторонам можно также отнести присутствие графического материала и сведений о реальной ситуации, выявленной благодаря опросам. Что касается выводов, к которым приходит автор, то они логичны и следуют из написанного. Р.Г. Яновский пишет: “Любовь к родине — самое емкое понятие, оно включает в себя заботу о благополучии страны, ее защите на полях сражений, чувство восхищения ее достижениями и печали при ее неудачах, стремление что-то сделать для нее полезное, развивая уважение самодостаточности отдельной личности, рассматривая себя в качестве гражданина, представителя страны, нации, семьи, рабочего коллектива”. Именно такое понятие о патриотизме у среднестатистического российского школьника. Что касается выводов, к которым приходит автор, то они логичны и следуют из написанного.
|
Существенным недостатком работы является то, что исследователь обозначает несколько социальных институтов, влияющих на гражданское самосознание и появление любви к Родине, но более подробно останавливается только на одном из них. Тем не менее в конце статьи снова есть упоминание о важности родительского участия, СМИ в развитии у ребенка чувства гордости за Родину. А ведь именно в семье формируются традиции, зачатки законопослушания и важности достижений государства в культурной, экономической и политической сферах. Немаловажную роль играет телевидение и интернет, потому что подросток большую часть своего времени все же проводит перед экраном телевизора или компьютера, откуда он получает не всегда достоверную информацию или вовсе не получает никакой, так как заинтересован скорее в развлекательных ресурсах.
Помимо этого сотрудник РАН заявляет, что в ее статье присутствуют возможные методики дальнейшего совершенствования воспитания гражданина в подростке. Однако Пронина ни сама не предлагает никаких новшеств, ни упоминает ни о каких предложениях со стороны государства. Единственное, что присутствует в статье, это отражение настоящей действительности, иными словами то, что предпринимается сейчас или осуществлялось в недалеком прошлом, чтобы воспитать у молодежи чувство гордости за то, что они живут в этой стране.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Журнал “Социс” https://www.isras.ru/files/File/Socis/2011-5/Pronina.pdf
2)https://www.vestnik-mgou.ru/mag/2009/filosof/3/st29.pdf