Дифференциация и интеграция наук.




В итоге этой революции: разрушается статичность объяснительных схем классическо- го естествознания, благодаря эволюционным идеям, пришедшим из области биологии, гео- логии, палеонтологии; механистическая картина природы перестаёт приравниваться к обще- научной картине мира.

 

В результате этих научных открытий естествознание поднимается на качественно но- вую ступень и становится дисциплинарно организованной, систематизирующей наукой, т. е. наукой о предметах и процессах, их происхождении и развитии. В естествознании активно идет процесс дифференциации наук, т. е. дробление крупных разделов наук на более мелкие, например, выделение в физике таких разделов, как термодинамика, физика твердого тела, электричество, магнетизм и т. д.

 

К концу XIX в. появляются первые признаки процесса интеграции наук, который будет характерен для науки ХХ века. Это появление новых научных дисциплин на стыках наук, охватывающих междисциплинарные исследования, таких, как биохимия, геохимия, физиче- ская химия и др.

 

В XIX - начале ХХ в. наука вступила в свой «золотой век». В ее важнейших областях произошли удивительные открытия, широко развернулась сеть научных институтов и акаде- мий, организованно проводящих различные исследования на основе соединения науки с тех- никой. Оптимизм этой эпохи был напрямую связан в верой в науку и ее способность преоб- разить жизнь человека. Тем не менее, естествознание оставалось в рамках классической науки, основанной на метафизике и механицизме. Это противоречие было разрешено в ходе второй глобальной на- учной революции.

 

Дифференциация науки Это явление предполагает разделение единой системы на отдельные ее части. В научной сфере в качестве нее выступает познание. При делении его на элементы происходит возникновение новых сфер, областей, объектов исследования и отрасли. Дифференциация способствовала превращению науки в сложную, разветвленную систему, включающую множество дисциплин

 

Предпосылки Сегодня в науке насчитывается не меньше 15 тысяч разных дисциплин. Усложнение структуры знания обуславливается несколькими причинами. В первую очередь в основу современной науки положен аналитический подход к реальным явлениям. Другими словами, в качестве базового приема выступает расчленение события на простейшие элементы. Этот методологический подход направлял исследователей на детализацию действительности. Во-вторых, в течение последних трех веков резко увеличилось количество объектов, ставших доступными для изучения. Существование гениев, способных охватить многообразие познания, в настоящее время стало физически невозможным – человек может изучить только небольшую долю того, что в целом известно людям. Формирование отдельных дисциплин происходило путем отграничения предмета исследования каждой из них от прочих элементов остальных направлений. В качестве стержня при этом выступают объективные закономерности действительности

 

Эффективность Специализация отраслей неизбежна и полезна. Дифференциация позволяет более глубоко исследовать отдельные стороны реальности. Она существенно облегчает работу ученых, влияет непосредственно на структуру всего научного сообщества. Специализация идет и сегодня. К примеру, генетика считается относительно молодой дисциплиной. Между тем, уже сегодня существует множество ее ответвлений – эволюционная, молекулярная, популяционная. Отмечается и "дробление" более старых наук. Так, в химии возникло квантовое направление, радиационное и так далее

 

Негативные стороны Несмотря на явные преимущества, дифференциация несет в себе опасность разложения общей картины мира. Дробление единой системы на отдельные элементы – закономерное следствие интенсивного увеличения и усложнения знания. Этот процесс неизбежно приводит к специализации, разделению научной деятельности. Это имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Изучая этот аспект проблемы, Эйнштейн указывал на то, что работа отдельных ученых неизбежно приходит к более ограниченному участку общего знания. Специализация может привести к тому, что единое понимание познания не сможет успевать за развитием системы. В результате существует угроза сужения перспективы ученого, принижения его до уровня ремесленника. Кризис Взаимное разделение научных дисциплин, изоляционистская дифференциация считалась основной тенденцией до 19 столетия. Результатом этого явления стало то, что несмотря на внушительные успехи, достигнутые в ходе прогрессирующей специализации, имело место усиление рассогласованности направлений. Это привело к кризису единства науки. Однако уже классическое естествознание постепенно выдвигает на первый план идею принципиального единства явлений природы и, следовательно, дисциплин, отражающих их. В связи с этим стали появляться смежные направления (биохимия, физическая химия и так далее). Границы, которые существовали между оформившимися направлениями, стали все более условными. При этом фундаментальные дисциплины настолько проникли друг в друга, что возникла проблема формирования общей системы знаний о природе –

 

 

Процесс интеграции науки Он протекает одновременно с разделением единой системы на элементы. Интеграция наук – это явление, обратное дроблению. Термин произошел от латинского слова, в переводе означающего "восполнение", "восстановление". Понятие применяется, как правило, для обозначения объединения элементов в одно целое. При этом предполагается преодоление дезинтегрирующих обстоятельств, приводящих к разобщенности системы, чрезмерному росту самостоятельности ее компонентов. Это должно способствовать повышению степени упорядоченности и организованности структуры. Интеграция наук – это взаимное проникновение, синтез, объединение дисциплин, их методов в одно целое, устранение границ между ними. Особенно активно это проявляется в настоящее время. Интеграция современной науки выражается в возникновении таких областей, как синергетика, кибернетика и так далее. Вместе с этим идет формирование различных картин мира. Ключевые принципы Интеграция наук базируется на философской модели единства мира. Действительность является общей для всех. Соответственно, ее отражение должно выражать единство. Системно-целостный характер окружающей среды обуславливает общность естественнонаучного познания. В природе отсутствуют абсолютные разграничительные линии. В ней существуют только формы перемещения материй относительно самостоятельного характера. Они переходят друг в друга, составляют звенья общей цепи развития и движения. Соответственно, дисциплины, в рамках которых они изучаются, могут иметь относительную, а не абсолютную самостоятельность в различных сферах. –

 

Основные направления Самостоятельность дисциплин, возникновение которых обуславливает интеграция наук, проявляется: В организации исследования на границе направлений. В качестве результата выступают пограничные дисциплины. В этом случае имеет место интеграция наук, отличающихся сложной структурой. В разработке междисциплинарных методов. Они могут использоваться в самых разных сферах познания, в которых также происходит интеграция наук. Примеры: спектральный анализ, компьютерный эксперимент, хроматография. Более широкое объединение и взаимное проникновение дисциплин обеспечивает математический метод. В поиске объединяющих принципов и теорий. К ним можно сводить бесконечное многообразие природных явлений. Например, такими теориями считаются эволюционный глобальный синтез в биологии, химии, физике и пр. Разработке теорий, исполняющих общеметодологические задачи в естествознании. В качестве результата выступает интеграция наук, стоящих достаточно далеко друг от друга (синергетика, кибернетика). В изменении непосредственного принципа выделения дисциплин. Возник новый вид проблемных направлений. В них решаются преимущественно комплексные вопросы, требующие привлечения нескольких дисциплин

 

Взаимосвязь явлений Как выше было сказано, дифференциация и интеграция наук протекают в одно время. Однако на том или ином этапе прослеживается преобладание одного явления над другим. Сегодня дифференциация и интеграция наук обуславливается различными факторами. При преобладании объединяющих условий отрасль выходит из кризиса специализации. Во многом этому способствует интеграция науки и образования. Между тем, в настоящее время стоит проблема достижения большей упорядоченности и организованности. Раздробление дисциплин сегодня приводит не к разобщенности, а, наоборот, к взаимопроникновению направлений. Таким образом, можно сказать, что в качестве результата разделения выступает интеграция науки. Производство сегодня во многом зависит от достижений и открытий ученых, их исследований и получаемых показателей. По этой причине немаловажно установить связь между практической и теоретической деятельностью

 

Интеграция наук – механизм развития знания, в результате которого разрозненные его элементы объединяются в одно целое. Другими словами, имеет место переход от "множества" к "единству". Это явление выступает в качестве одной из важнейших закономерностей развития знания, формирования его целостности. Необходимо отметить, что не любое междисциплинарное изучение комплексных проблем можно считать интегративным взаимодействием направлений. Суть явления заключается в уплотнении информации, усилении системности, емкости и комплексности знаний. Проблема научной интеграции имеет множество граней. Ее сложность обуславливает необходимость использования передовых средств методологического анализа. - Читайте подробнее на



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: