Неклассическая картина мира сформировалась в ходе научной революции, длившейся с конца ХIХ по 40-е годы ХХ века. В физике она связана с открытием делимости атома, становлением релятивистской и квантовой теории; в космологии с концепцией нестационарной Вселенной; в биологии со становлением генетики; развитием кибернетики и теории систем. Для данной НКМ характерен отказ от претензии на возможность создания единственной теории и картины природы, и признание дополнительности разных описаний реальности. В ней учитывался принцип активности познающего субъекта, использующего в своей деятельности некоторые средства, вследствие чего сам изучаемый объект становится артефактом, то есть претерпевает определенные изменения и не представлен в процессе изучения таким, каким он является в природе сам по себе. В качестве объектов исследования рас-сматривались сложные саморегулирующиеся системы, имеющие уровную организацию, относительно автономные подсистемы взаимодействие между которыми по своему характеру стохастическое, то есть вероятностное, причем, в этих системах существует управляющий уровень, обеспечивающий их целостность. Вселенная представлялась как иерархически организованная сложная динамическая система.
Изменились философские основания НКМ, в частности новые понятия вошли в категориальную матрицу и новым смыслом наполнилось содержание прежних категорий, так как изменился образ изучаемого объекта. Утверждается идея о несводимости состояний целого к сумме состояний его частей. По иному интерпретируется принцип причастности, в него включаются понятия ''случайности'', ''вероятностной причинности''. Новым содержанием наполняются понятия ''вещь'' и ''процесс'', так как изучаемый объект уже не определяется просто как относительно устойчивая, тождественная себе вещь, он определяется как процесс, характеризуемый устойчивыми состояниями и изменчивыми характеристиками.
|
Вторая научная революция значительно изменила стиль научного мышления и привела к формированию современной науки, базирующейся на и дее глобального эволюционизма.
Только к концу XX в. естествознание нашло теоретические и методологические средства для создания единой модели универсальной эволюции, выявления общих законов природы, связывающих в единое целое происхождение Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы и нашей планеты Земля (геогенез), возникновение жизни (биогенез) и, наконец, возникновение человека и общества (антропосоциогенез). Такой моделью является концепция глобального эволюционизма. В этой концепции Вселенная предстает как развивающееся во времени природное целое, а вся история Вселенной от Большого Взрыва до возникновения человечества рассматривается как единый процесс, в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции преемственно и генетически связаны между собой. Космохимия, геохимия, биохимия отражают здесь фундаментальные переходы в эволюции молекулярных систем и неизбежности их превращения в органическую материю.
В концепции глобального эволюционизма подчеркивается важнейшая закономерность — направленность развития мирового целого на повышение своей структурной организации. Вся история Вселенной — от момента сингулярности до возникновения человека — предстает как единый процесс материальной эволюции, самоорганизации, саморазвития материи.
|
Важную роль в концепции универсального эволюционизма играет идея отбора: новое возникает как результат отбора наиболее эффективных формообразований, неэффективные же инновации отбраковываются историческим процессом; качественно новый уровень организации материи окончательно самоутверждается тогда, когда он оказывается спо-собным впитать в себя предшествующий опыт исторического развития материи. Эта закономерность характерна не только для биологической формы движения, но и для всей эволюции материи. Принцип глобального эволюционизма требует не просто знания временного порядка образования уровней материи, а глубокого понимания внутренней логики развития космического порядка вещей, логики развития Вселенной как целого.
В настоящее время идея глобального эволюционизма — это не только констатирующее положение, но и регулятивный принцип. С одной стороны, он дает представление о мире как о целостности, позволяет мыслить общие законы бытия в их единстве, а с другой — ориентирует современное естествознание на выявление конкретных закономерностей глобальной эволюции материи на всех ее структурных уровнях, на всех этапах ее самоорганизации.