ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ




СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ

Преддипломная практика проводится в соответствии с учебным планом. Практикант работает под непосредственным руководством прикрепленного к нему руководителя практики от предприятия и подчиняется правилам внутреннего распорядка предприятия. За период практики студент обязан выполнить определенный объем работы:

· ознакомиться со спецификой деятельности данного предприятия;

· ознакомиться с последовательностью изготовления изделия от создания эскиза до утверждения опытного образца;

· разработать серию эскизов в соответствии с темой дипломного проекта;

· выполнить одно изделие в материале в соответствии с темой дипломного проекта;

· собрать материал для художественно-теоретической и художественно-проектной частей, определяющий основное содержание дизайнерской концепции дипломного проекта.

В процессе разработки поисковых эскизов дипломного проекта студент делает анализ колористического, фактурного и конструктивного решения объекта проектирования. Объем эскизов определяется руководителем практики.

По итогам преддипломной практики студент должен представить:

· тему дипломного проекта с обоснованием ее актуальности и социальной востребованности;

· поисковые эскизы к дипломному проекту;

· предложения по составу дипломного проекта;

· аналитический материал к художественно-теоретического и художественно-проектного раздела дипломной записки.

Представленные материалы оформляются в виде отчета по преддипломной практике и оцениваются оценками «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно». Студенты, успешно прошедшие преддипломную практику, допускаются к работе над дипломным проектом.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Индивидуальные задания развивают у студента творческую активность в решении конкретных задач производства, способствуют развитию навыков самостоятельной работы в решении поставленной задачи. В зависимости от специфики предприятия студенту выдается одно индивидуальное задание, которое должно быть связано с темой дипломного проекта и особенностями ассортимента продукции или специфики деятельности конкретного предприятия.

Индивидуальное задание выдается студенту руководителем дипломного проекта. Весь материал по индивидуальному заданию (зарисовки, чертежи, эскизы и т.п.) должен быть включен в отчет по преддипломной практике.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Дизайнерская деятельность ориентирована на проектирование новых вещей, новых качеств и новых функций предметной среды. В процессе проектирования необходимо применять как данные науки, так и образно-ассоциативные методы, позволяющие наполнить дизайн-форму культурными смыслами.

Исходный пункт творчества дизайнера - потребности человека и общества. Их он должен изучать, знать, чувствовать и претворять в предметные формы и образы, возникающие как отклик на потребности. Собственно изучение потребностей и является основным содержанием предпроектного анализа при создании новой вещи: изучение потребителей и их потребностей; свойств и качеств изделий; требований, предъявляемых к данному типу изделий.

1. Предпроектный анализ - проводимое на начальном этапе проектирования исследование и сопоставление данных о желаемых функциях вещи или комплекса вещей либо среды, об облике проектируемого изделия и среды, о способе изготовления, о наличии аналогов предполагаемого объекта (аналог - изделие, сходное с проектируемым по функциональному назначению, принципу действия, условиям применения). Предпроектный анализ выявляет недостатки существующих изделий, пожелания потребителей.

Предпроектный анализ включает в себя социально-экономический анализ, функциональный анализ (исследование способов использования изделия), функционально-стоимостной анализ (исследование структуры потребностей различных групп населения и наиболее эффективных, с точки зрения затрат, способов их удовлетворения), технологический анализ (исследование материалов и возможных способов изготовления изделия), анализ формы (исследование структуры изделия и её аналогов, поиск вариантов композиционных, конструктивных и пластических решений).

2. После проведенного проектного анализа результаты синтезируются путем овеществления (структурообразование) и гармонизации (композиция) объекта. Методы синтеза могут быть либо системного характера (комбинаторные, аналоговые), либо спонтанно-интуитивные (ассоциативные). В процессе синтеза результаты проведенных исследований реализуются в конкретных методах формообразования: комбинаторных, аналоговых, образно-ассоциативных.

В процессе синтеза формируется творческая концепция – важнейшее звено решения дизайнерской задачи. Концепция в дизайне - основная идея, смысловая направленность целей, задач и средств проектирования. Работа над дизайн-проектом должна начинаться с определения основных задач, которые необходимо решить в процессе проектирования. Определяются прежде всего назначение и функция проектируемой вещи, конструктивные и технологические требования. При этом целью проектирования может быть как модернизация существующего изделия (проектирование по прототипу, или стайлинг), так и разработка совершенно нового изделия на основе принципиально новой постановки задачи или неизвестного ранее технологического принципа.

Творческая концепция определяет ценностное, смысловое содержание проекта. Содержание и характер творческой концепции связаны не только с индивидуальным мировоззрением ее автора, но и с основными тенденциями развития проектной культуры и общества в целом. Ценностный подход к проектированию рассматривает проектирование как деятельность по созданию ряда объективных и субъективных ценностей, связанных с образом жизни, социальными и личностными ценностными нормативами.

3. Системный подход рассматривает объект дизайн-проектирования как систему взаимосвязанных материально-функциональных и социокультурных элементов. Системный подход требует установления четких функциональных связей между средой, её элементами (вещами) и процессами, протекающими в ней с участием человека (общества). Результатом такого подхода к проектирования является построение системного объекта.

4. Средовой подход рассматривает предметно-пространственную среду как результат освоения человеком его жизненного окружения. Деятельность и поведение человека принимаются в качестве определяющего фактора, связывающего отдельные элементы среды воедино. Проектирование в этом случае ориентировано на создание целостного образа и функциональную организацию среды. Парадигма средового проектирования предполагает включение дизайнерского проекта в реально существующий культурный контекст с учётом экологических факторов.

5. Экологическая ориентация привела к утверждению новой системы ценностей в дизайне. "Экологическое проектирование" не имеет четко обозначенных границ - экологическим может быть названо любое направление в дизайне, утверждающее принципы экологической этики и ориентирующееся на гармонизацию отношений человека с окружающим миром.

Полный учет "человеческого фактора" является необходимым условием дизайн-деятельности. Высшие цели дизайна, ориентированного на "экологию человека" - развитие творческих способностей личности, создание благоприятной и комфортной для человека среды. Экологическая эстетика требует от продуктов дизайна, чтобы они были:

- чувственно воспринимаемыми, привлекательными,

- благоприятно воздействовали на психику человека, передавали ему ощущение покоя, естественности, раскованности,

- вызывали положительные эмоции,

- предоставляли человеку возможность творчества, свободного самовыражения. Такой подход находит всё большее распространение и в дизайне одежды, изменив отношение к функции вещи: критерий полезности отошел на второй план, уступив место игре, фантазии, способствующим творческому развитию личности. От продуктов дизайна требуется активное интеллектуальное и эмоциональное воздействие на пользователя, побуждающее его к созданию своего образа.

6. Гуманизация дизайна означает стремление к превращению отчужденного современного человека, пассивного потребителя готовых благ в творца, планирующего и проектирующего свою пространственную и социальную среду. Продукт дизайна должен воплощать дух творчества и не только располагать потребителя к свободе и раскованности в обращении с вещами, но и стимулировать к продолжению творчества, что предполагает сотворчество потребителя и дизайнера.

Важнейшим направлением экологического движения является экология культуры. Понятие "экология культуры" ввёл Д.С.Лихачев, одним из первых обративший внимание общества на важность сохранения и поддержания культурной традиции для выживания человечества. Цивилизация будущего - "экологическая цивилизация" должна стать цивилизацией культуры, где созданы условия для свободного диалога различных культур, ибо потребность человека в различающихся культурах является одной из важнейших жизненных потребностей. Экология культуры предполагает сосуществование, диалог, многообразие различных национальных культур, разных художественных языков, сохранение региональных и национальных традиций. Потребность к усилению гуманистической функции дизайна выразилась в возникновении средового и культурологического подхода к проектированию среды обитания человека: стремлении к воссозданию регионального и национального своеобразия среды, сохранению и дальнейшему развитию этнической самобытности.

Экологически-ориентированный дизайн обращается к традициям материальной и духовной культуры региона, стремясь воссоздать образы человека, которые соответствуют данной этнокультурной традиции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: