Распределение больных и умерших в больницах А и В в зависимости от диагноза (в абс.)




Перечень экзаменационных задач по дисциплине

«Общественное здоровье и организация здравоохранения»,

Курс, специальность 31.05.01 «Лечебное дело»

ЗАДАЧА

Вам, как врачу-инфекционисту, являющемуся экспертом по вопросам эпидемиологической безопасности, поручено проанализировать ситуацию с инфекционной заболеваемостью населения Российской Федерации. Воспользовавшись информационным сайтом Росстата, вы получили следующие данные: общее число впервые зарегистрированных случаев некоторых инфекционных и паразитарных заболеваний в РФ в 2014 году составило 4504 тыс.случаев. При этом в том же году было впервые зарегистрировано 792881 случаев ОКИ, 15000 случаев острых вирусных гепатитов, 74004 случаев хронических вирусных гепатитов, 925097 случаев ветряной оспы, 78125 случаев туберкулеза, 69114 случаев инфекций, передающихся половым путем, 76230 случаев болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и бессимптомный инфекционный статус, вызванный ВИЧ.

ВОПРОСЫ:

1) Дайте определения специальным показателям заболеваемости населения.

2) Укажите первичную медицинскую документацию, являющуюся источником данных для изучения инфекционной заболеваемости.

3) Укажите, какие из инфекционных заболеваний входят в перечень важнейших социально значимых заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 715 от 01.12.2004 года?

4) Проанализируйте структуру инфекционной заболеваемости, укажите тип коэффициента, используемого для анализа структуры явления.

5) Какие типы диаграмм следует использовать для визуализации рассчитанных вами коэффициентов? Визуализируйте полученные данные, используя графические изображения.

 

ЗАДАЧА

Вас, как врача-эксперта, пригласили принять участие в разработке плана профилактических мероприятий, направленных на предупреждение важнейших социально-значимых заболеваний и выявление факторов риска их развития среди населения РФ. Группа, участником которой вы являетесь, занимается вопросами профилактики болезней системы кровообращения.

В вашем распоряжении имеются официальные данные, полученные с сайта Росстата:

Год Численность населения (тыс. чел.) Болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением (тыс. случаев)
  142 700,0 920,3
  142 800,0 870,7
  142900,0 848,3
  143 000,0 841,3
  143 333,0 885,0
  143 700,0 1010,2

ВОПРОСЫ:

1) Какой нормативный документ утверждает перечень важнейших социально-значимых заболеваний?

2) Укажите, по каким критериям определяется социальная значимость заболевания. Перечислите социопатии, относящиеся к важнейшим социально-значимым заболеваниям.

3) Оцените распространенность болезней системы кровообращения в РФ за указанный период. Укажите тип коэффициента, характеризующий распространенность явления.

4) Оцените динамику изменения показателя с 2009 по 2014 год. Сделайте вывод.

5) Визуализируйте полученные данные, используя графические изображения.

 

ЗАДАЧА

Вы являетесь специалистом Комитета здравоохранения города N. Градообразующим предприятием города является шахта по добыче каменного угля подземным способом. Перед Комитетом здравоохранения администрацией города N поставлена задача проанализировать влияние неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье шахтеров. В ходе проведения исследования были получены следующие данные:

«Зависимость заболеваемости шахтеров бронхитом от глубины залегания разрабатываемого угольного пласта»

Глубина залегания (метры) Количество случаев бронхита (на 100 шахтеров)
менее 99 100-199 200-299 300-399 400-499 500-599 600-699 7,8 9,7 11,2 12,1 15,4 14,6 15,4

ВОПРОСЫ:

1) Укажите структуру основных причин заболеваемости населения РФ.

2) Какие виды профилактики вы знаете? Укажите цели и методы каждого вида профилактики.

3) Какие статистические методы выявления связи между признаками вы знаете?

4) Используя метод ранговой корреляции Спирмена, оцените наличие, силу и направление связи между глубиной залегания разрабатываемого угольного пласта и частотой возникновения бронхитов у шахтеров, работающих на данной шахте. Сделайте вывод. Для расчетов воспользуйтесь необходимыми формулами из предложенных ниже:

a.

5) Какие способы и критерии оценки достоверности коэффициента корреляции вы знаете? Оцените достоверность полученного результата, выбрав нужную формулу из предложенных ниже:

 

ЗАДАЧА

Вам, как специалисту отдела по организации амбулаторной медицинской помощи Комитета здравоохранения г. Санкт-Петербурга, поручено проанализировать организацию профилактической деятельности медицинских организаций города в 2014 году. Выкопировка данных из отчетной Формы №30 позволила получить следующую информацию:

Численность обслуживаемого прикрепленного населения г. Санкт-Петербурга в 2014 году составила 5 102 490 человек.

В медицинских организациях Санкт-Петербурга, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях имеется всего 24 648,5 штатных единиц врачебных должностей, из них штатных должностей врачей по гигиеническому воспитанию – 31,25 единиц,.

Из общего количества врачебных должностей заняты 21 398,75 ставки, занятых должностей врачей по гигиеническому воспитанию – 18,25 ставки.

Общее количество физических лиц, работающих на занятых врачебных должностях в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, составило 16 244 человека, на занятых должностях врачей по гигиеническому воспитанию – 15 физических лиц.

ВОПРОСЫ:

1. Укажите название отчетной Формы №30. Какие медицинские организации предоставляют эту отчетную форму? С какой периодичностью предоставляются эти сведения и в какие организации?

2. В каком структурном подразделении медицинской организации есть должность врача по гигиеническому воспитанию? Укажите основные функции этого подразделения.

3. Используя имеющиеся данные, проанализируйте обеспеченность населения Санкт-Петербурга врачебными кадрами.

4. Используя все имеющиеся данные, проанализируйте показатели, характеризующие укомплектованность медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, врачебными кадрами. Сделайте выводы.

.

5. Какие типы графических изображений вы выберете для визуализации рассчитанных коэффициентов?

 

ЗАДАЧА

Для разработки комплексного плана оздоровительных мероприятий для студентов медицинского вуза главным врачом студенческой поликлиники совместно с представителями студенческого профсоюзного комитета вуза проведено изучение влияния факторов риска на распространенность болезней органов пищеварения (БОП) у студентов.

ВОПРОСЫ:

1) Перечислите наиболее значимые поведенческие факторы риска возникновения и развития социально-значимых заболеваний и их диагностические критерии, распространенные среди населения РФ.

2) Определите цель и задачи данного исследования

3) Определите единицу наблюдения, ее учетные признаки (атрибутивные, количественные, результативные, факторные)

4) Составьте программу сбора данных, которая будет соответствовать цели и задачам исследования и отображать основные признаки различия, содержащую 10-12 изучаемых признаков.

5) Составьте макеты статистических таблиц, которые вы могли бы использовать для группировки данных и выявления наличия связи между признаками.

 

ЗАДАЧА

Вам, как врачу-инфекционисту, поручено оценить эпидемиологическую обстановку, касающуюся болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). В вашем распоряжении имеются данные Росстата о числе случаев заболеваний, зарегистрированных на территории РФ, и численности населения:

 

Годы            
Количество зарегистрированных больных всего (тыс. человек) 78,6 237,2 301,3 372,9 438,4 522,6
Численность населения в РФ (млн. человек) 146,3 143,2 142,8 142,9 143,0 143,7

ВОПРОСЫ:

1) Перечислите социально-значимые заболевания, являющиеся таковыми согласно Постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 №715.

2) Оцените распространенность болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) в указанные годы.

3) Какие коэффициенты характеризуют динамику изменения статистических величин?

4) Проанализируйте динамику изменения распространенности болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), используя коэффициент наглядности. Сделайте вывод об изменении распространенности болезни, вызванной ВИЧ, в РФ за период с 2000 по 2014 год.

5) Какие типы графиков можно использовать для изображения коэффициента наглядности? Визуализируйте расчетные значения коэффициента наглядности, используя один из типов графиков.

 

ЗАДАЧА

С целью изучения распространенности дизентерии и других острых кишечных инфекций (ОКИ) в одном из районов области в 2014-2015 гг. проанализированы «экстренные извещения об инфекционном заболевании» (учетная форма №58).

В течение изучаемого периода зарегистрированы следующие ОКИ: дизентерия (2014 г. – 2349 случаев, 2015 г. – 1205 случаев); колиэнтерит (2014 г. – 306 случаев, 2015 г. – 282 случая); диспепсия простая (2014 г. – 15 случаев, 2015 г. – 12 случаев); диспепсия токсическая (2014 г. – 11 случаев, 2015 г. – 14 случаев). Население района в 2014г. составляло 56 756 человек, в 2015г. – 55 639 человек.

ВОПРОСЫ:

1) Какие источники статистической информации используются для изучения заболеваемости населения?

2) Дайте определение специальным показателям заболеваемости и укажите виды заболеваемости по обращаемости населения за медицинской помощью

3) Укажите единицу наблюдения и учетные документы инфекционной заболеваемости.

4) Используя имеющиеся у вас данные, рассчитайте показатели, характеризующие инфекционную заболеваемость населения района.

5) Укажите какие типы графиков используются для визуализации рассчитанных вами коэффициентов. Представьте графически рассчитанные показатели.

 

ЗАДАЧА

Результаты медико-статистического исследования среди рабочих домостроительного комбината показали, что длительность одного случая нетрудоспособности в связи с заболеванием гриппом у рабочих цеха №1 составила 10,8±0,4 дней, у рабочих цеха №2 длительность одного случая нетрудоспособности составила11,2±0,7.

ВОПРОСЫ:

1) Какие виды статистических величин вы знаете? Перечислите виды средних величин. Какую статистическую величину использовали для расчета длительности одного случая нетрудоспособности в связи с заболеванием гриппом у рабочих цеха?

2) Что характеризует средняя длительность одного случая временной нетрудоспособности?

3) Используя представленные формулы, докажите неслучайный характер различия длительности одного случая нетрудоспособности в связи с заболеванием гриппом у рабочих цеха №1 и у рабочих цеха №2.

t = Мген = Мвыб tm C =

4) Дайте определение доверительных границ статистической величины.

5) Перечислите критерии достоверности результата, полученного в медико-статистическом исследовании и укажите их критические значения для медико-биологических исследований.

 

ЗАДАЧА

Главный врач поликлиники поручил вам проанализировать здоровье обслуживаемого населения трудоспособного возраста. Используя предложенную отчетную форму (отчетная форма 16-ВН «Сведения о причинах временной нетрудоспособности»), продемонстрируйте методику анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

ВОПРОСЫ:

1) Дайте определение понятию «здоровье» и перечислите критерии оценки общественного здоровья.

2) Перечислите виды заболеваемости по данным обращаемости населения за медицинской помощью.

3) Укажите методики анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности, а также единицы наблюдения и учетные документы, использующиеся в каждой методике.

4) Продемонстрируйте методику анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности, составив формулы для расчета показателей на основании имеющейся отчетной формы 16-ВН.

5) Какое значение имеет анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности? Какими учреждениями и для чего могут быть использованы эти показатели?

 

ЗАДАЧА

Вы – заведующий Центром здоровья при городской поликлинике, Вам поручено проанализировать отчет по диспансеризации. Продемонстрируйте методику оценки качества и эффективности диспансеризации работающих граждан (отчетная форма № 131 «Сведения о диспансеризации определенных групп взрослого населения»), ответив на

ВОПРОСЫ:

1) Дайте определение диспансеризации и укажите цели ее проведения.

2) Какие группы здоровья обследованного населения и по каким критериям определяют по результатам диспансеризации?

3) Укажите нормативный документ Минздрава РФ, регламентирующий проведение диспансеризации.

4) Назовите критерии, характеризующие качество и эффективность диспансеризации. Используя имеющуюся отчетную форму, представьте формулы для расчета показателей, характеризующих качество и эффективность диспансеризации.

5) Схематически графически изобразите предложенные коэффициенты.

ЗАДАЧА

Вы – сотрудник медицинского отдела Федеральной службы государственной статистики. Вам поручено проанализировать динамику естественного движения населения РФ за указанный период. Рассчитайте необходимые показатели и графически представьте полученные данные.

Год Численность населения, тыс. человек Родившихся живыми, всего, человек Умерших, всего, человек
  142 800,0    
  142900,0    
  143 000,0    
  143 333,0    

ВОПРОСЫ:

1) Каково значение демографических показателей для организации деятельности системы здравоохранения?

2) Что характеризует естественное движение населения? Укажите критерии оценки показателей общей рождаемости и общей смертности населения.

3) Рассчитайте показатели рождаемости, смертности и естественного прироста населения РФ по представленным данным за 2010-2013 гг.

4) Оцените динамику изменения показателей общей рождаемости и смертности населения РФ с 2010г. по 2013г.

5) Предложите варианты графического изображения, иллюстрирующие динамику естественного движения населения РФ за 2010-2013 гг.

 

ЗАДАЧА

Вы – сотрудник медицинского отдела Федеральной службы государственной статистики. Вам поручено обосновать мероприятия программы, направленной на улучшение демографической ситуации в стране. С этой целью Вам необходимо проанализировать фактические данные: численность населения РФ в 2014г. составила 143 667 тыс. человек (из них в возрасте 0–14 лет – 23 384 тыс.человек, 15-49 лет – 70 662 тыс.человек, 50 и старше – 49621 тыс.человек), в течение года было рождено живыми 1 942 683 детей, умерло 1 912 347 человек, в том числе детей в возрасте до года – 14 322 ребенка.

ВОПРОСЫ:

1) Дайте определение понятию «здоровье», согласно федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ. Перечислите критерии оценки общественного здоровья.

2) Какой тип коэффициента характеризует структуру совокупности? Дайте характеристику возрастной структуры населения РФ, исходя из условия задачи.

3) Рассчитайте и оцените показатели рождаемости, общей и младенческой смертности по представленным данным.

4) Укажите основные причины общей и младенческой смертности населения.

5) Изобразите графически рассчитанные вами показатели.

ЗАДАЧА

Вы – врач цехового участка медико-санитарной части крупного завода с вредным производством. Определите влияние стажа работы на изменение уровня слуха у рабочих предприятия, используя критерий χ2. Оцените достоверность полученного результата, ответив на вопросы.

Распределение рабочих по стажу работы и наличию признаков снижения слуха

Рабочие Стаж работы (лет) Всего
5 лет и менее 6 лет и более
С признаками снижения слуха      
Без признаков снижения слуха      
Итого      

ВОПРОСЫ:

1) Укажите классификацию медицинских осмотров согласно ФЗ-323.

2) Дайте определение понятию «участково-территориальный принцип обслуживания». Укажите нормативы участковости врача-терапевта участкового, врача общей практики и врача-терапевта цехового участка.

3) Перечислите функции врача-терапевта участкового на цеховом участке.

4) Для чего используется критерий χ²? Какие методы расчета критерия χ² вы знаете? В каких величинах должны быть выражены данные для вычисления критерия χ²?

5) Проведите расчеты критерия χ², используя одну из предложенных формул. Оцените достоверность полученного результата.

 

ЗАДАЧА

Вы – врач кабинета медицинской профилактики территориальной поликлиники. Вам необходимо проанализировать качество диспансеризации, рассчитав некоторые показатели, на основании предложенной отчетной формы (отчетная форма № 131 «Сведения о диспансеризации определенных групп взрослого населения»).

ВОПРОСЫ:

1) Перечислите задачи врача кабинета медицинской профилактики.

2) Укажите основные цели проведения диспансеризации взрослого населения.

3) Перечислите выявляемые факторы риска возникновения заболеваний и их диагностические критерии.

4) Используя имеющуюся отчетную форму, приведите пример расчета показателей, характеризующих качество диспансеризации.

5) Схематически визуализируйте рассчитанные показатели, используя соответствующие диаграммы.

 

ЗАДАЧА

Продемонстрируйте методику анализа деятельности учреждений по оказанию медицинской помощи женщинам, используя отчетную форму «Сведения о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам» (отчетная форма №32).

ВОПРОСЫ:

1) Укажите основные принципы организации медицинской помощи женщинам.

2) В каких медицинских организациях оказывают медицинскую помощь женщинам на амбулаторном этапе?

3) Перечислите группы показателей, характеризующих организацию медицинской помощи женщинам на амбулаторном этапе. Приведите примеры.

4) Используя имеющуюся отчетную форму, приведите примеры расчета показателей, характеризующих качество диспансерного наблюдения беременных (своевременность постановки на учет, полнота обследования, исходы беременности, уровень и структуру заболеваемости беременных и др.).

5) Какие графические изображения вы будете использовать для представления данных о динамике заболеваемости беременных?

ЗАДАЧА

Вы в качестве врача-эксперта принимаете участи в оценке эффективности реализации программы, направленной повышение качества и доступности медицинской помощи детскому населению города К. Проанализируйте и изобразите графически показатели младенческой смертности. В 2014 году в городе К. родилось 8940 детей, в 2015 году – 8430 детей. На первом году жизни в 2014 году умерло 118 детей, а в 2015 году – 110 детей. Количество смертельных случаев среди детей в возрасте 0-7 дней в 2015 году составило 17 человек.

ВОПРОСЫ:

1) Дайте определение младенческой смертности. Какое значение имеет значение этого показателя для оценки деятельности системы здравоохранения? Какие мероприятия, направленные на снижение младенческой смертности, реализуются в системе здравоохранения РФ в настоящее время?

2) Укажите тип этого статистического коэффициента. Рассчитайте показатель младенческой смертности за 2015 год двумя способами. С какой целью используются разные способы расчета показателя младенческой смертности?

3) Назовите критерии оценки общего коэффициента младенческой смертности. Оцените полученный результат.

4) Оцените динамику младенческой смертности, используя соответствующий показатель. Изобразите графически.

5) Как называется показатель смертности детей на первой неделе жизни? Рассчитайте этот показатель. Какие дополнительные специальные показатели младенческой смертности вы знаете? Какова цель их использования?

 

ЗАДАЧА

Продемонстрируйте методику анализа деятельности дневного стационара амбулаторно-поликлинического учреждения, рассчитав некоторые показатели, на основании предложенной отчетной формы (форма №14-ДС).

ВОПРОСЫ:

1) Какие виды и условия оказания медицинской помощи регламентированы ФЗ-323 от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»?

2) Какие формы медицинской помощи оказывают медицинские организации стационарного типа?

3) Перечислите группы показателей, характеризующих деятельность медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь населению в стационарных условиях.

4) На основании имеющейся отчетной формы предложите формулы для расчета показателей, характеризующих работу койки.

5) Используя отчетную форму, напишите несколько формул, характеризующих качество медицинской деятельности дневного стационара.

 

ЗАДАЧА

Вы – врач детской инфекционной больницы, участвующий в оценке эффективности новой вакцины против полиомиелита. Руководитель группы поручил вам проанализировать полученные результаты. Используя критерий соответствия (χ²), докажите достоверность различий между тяжестью течения полиомиелита у вакцинированных и невакцинированных детей по следующим данным (числа условные), ответив на ВОПРОСЫ:

Группы детей Число случаев заболеваний Всего
с тяжелым параличом с легким параличом без паралича
Вакцинированные        
Невакцинированные        
Итого        

ВОПРОСЫ:

1) Укажите основные разделы работы врача-педиатра участкового. В чем заключается противоэмидемическая работа врача-педиатра участкового?

2) Укажите норматив участковости на педиатрическом участке и почасовую функцию врачебной должности врача-педиатра участкового.

3) Какие статистические методы используются для выявления связи между признаками? Предложите примеры использования разных статистических методов для разных типов признаков.

4) Для чего используется критерий χ²? Какие методы расчета критерия χ² вы знаете? В каких величинах должны быть выражены данные для вычисления критерия χ²?

5) Проведите расчеты критерия χ², используя одну из предложенных формул. Оцените достоверность полученного результата.

 

ЗАДАЧА

Используя предложенную отчетную форму (форма 16-ВН «Сведения о причинах временной нетрудоспособности»), продемонстрируйте методику анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности, рассчитав некоторые показатели.

ВОПРОСЫ:

1) Перечислите источники статистических данных

2) Дайте определение специальным показателям заболеваемости населения.

3) Перечислите виды заболеваемости по обращаемости населения за медицинской помощью.

4) Какие методики анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности вы знаете? Укажите единицы наблюдения и учетные документы для каждого метода.

5) Используя имеющуюся отчетную форму, предложите показатели, характеризующие заболеваемость с временной утратой трудоспособности.

 

ЗАДАЧА

Главный врач районной больницы, сотрудником которой вы являетесь, поручил вам составить программу исследования для оценки госпитализированной заболеваемости в связи с эссенциальной гипертензией населения района с учетом следующих признаков: пол (муж./ жен.), возраст (30 лет и менее/31-49 лет/ 50 лет и старше), стадия болезни (I/ II/ III), длительность стационарного лечения (7 дней и менее/ 8-14 дней/ 15 дней и более), исход госпитализации (улучшение/ без изменения/ ухудшение/ смерть).

ВОПРОСЫ:

1. Сформулируйте цель и задачи исследования.

2. Дайте определение единице наблюдения и укажите критерии отбора единицы наблюдения для данного исследования.

3. На каком этапе исследования проводится группировка данных? Какие виды статистических таблиц вы знаете? Какие обязательные элементы должна содержать таблица?

4. Составьте макеты известных вам видов статистических таблиц.

5. Как подразделяются статистические признаки в зависимости от характера? Дайте им определение. Распределите имеющиеся признаки на группы по характеру.

 

ЗАДАЧА

Главный врач поручил вам выступить на конференции и представить данные, характеризующие здоровье населения, проживающего на территории обслуживания поликлиники. В вашем распоряжении имеется годовая форма федерального статистического наблюдения №12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе обслуживания медицинской организации».

ВОПРОСЫ:

1) Дайте определение понятию «здоровье». Какие критерии используются для оценки общественного здоровья?

2) Укажите основные направления работы медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях (территориальной поликлиники).

3) Какие специальные показатели заболеваемости вы знаете? Дайте им определение.

4) Какой тип коэффициентов позволяет оценить распространенность явления? Используя данные, содержащиеся в имеющейся у вас форме федерального статистического наблюдения, предложите 3-4 формулы, позволяющие оценить уровень заболеваемости населения, проживающего в районе обслуживания медицинской организации. Какую диаграмму можно использовать для визуализации данных?

5) Используя данные, содержащиеся в имеющейся у вас форме федерального статистического наблюдения, предложите 2-3 формулы, позволяющие оценить структуру заболеваемости населения, проживающего в районе обслуживания медицинской организации. Какую диаграмму можно использовать для визуализации данных?

ЗАДАЧА

На протяжении нескольких лет в городе А., в котором вы работаете заведующим отделением в территориальной поликлинике, реализовывалась медико-социальная программа, направленная на профилактику важнейших социально-значимых заболеваний. Главный врач поликлиники поручил вам подготовить аналитические материалы, характеризующие текущую ситуацию в городе. В вашем распоряжении имеются следующие данные: численность населения города А. составляла в 2016 г. 1,2 млн. человек, в том же году умерло 16000 человек. Из них: от болезней системы кровообращения – 8950, от злокачественных новообразований – 2550, несчастных случаев, отравлений, травм – 1200, болезней органов дыхания – 350, болезней органов пищеварения – 786, прочих болезней – 2164.

ВОПРОСЫ:

1) Какие заболевания на территории РФ отнесены к важнейшим социально-значимым заболеваниям? По какому принципу составляется перечень важнейших социально-значимых заболеваний?

2) Какие типы коэффициентов характеризуют уровень явления в среде? Как они классифицируются? Используя имеющиеся данные, приведите примеры расчетов этих коэффициентов.

3) Укажите критерии оценки коэффициентов общей смертности (уровни, согласно рекомендациям ВОЗ).

4) Какие типы коэффициентов характеризуют структуру явления? Используя имеющиеся данные, проанализируйте структуру изучаемого явления.

5) Какие типы графиков используются для изображения рассчитанных вами коэффициентов? Визуализируйте полученные результаты.

 

ЗАДАЧА

Вам, как сотруднику отдела Управления здравоохранением, поручили провести оценку численности населения с целью планирования организации медицинской помощи. По данным переписей населения, проведенных на территории РФ, численность населения РФ в 2002 г. составила 145,2 млн. человек, а в 2010 году – 142,8 млн. человек.

ВОПРОСЫ:

1. Дайте определение медицинской демографии, укажите какие разделы она имеет и что изучает каждый из разделов.

2. Какое значение для организатора здравоохранения имеют показатели статики населения?

3. Укажите существующие методы статистического расчета ориентировочной численности населения в межпереписной период?

4. Ориентируясь на условия задачи, выберите подходящую формулу и рассчитайте ориентировочную численность населения РФ в 2006 году:

5. Ориентируясь на условия задачи, выберите подходящую формулу и рассчитайте ориентировочную численность населения РФ в 2015 году:

 


ЗАДАЧА

Заместитель главного врача по лечебной работе поручил вам проанализировать хирургическую активность стационара. Одним из показателей качества хирургической активности является своевременность оказания медицинской помощи и ее связь с возможным возникновением послеоперационных осложнений. Проведя выкопировку данных из первичной медицинской документации, вы получили следующие результаты:

Время от момента установления первичного диагноза до начала оперативного вмешательства (в часах) Уровень послеоперационных осложнений (%)
3 и менее 5,6
4-6 5,9
7-9 8,4
10-12 11,3
13-15 11,1
16-18 11,3
19-21 13,5
22-24 13,7
более 24 часов 14,2

ВОПРОСЫ:

1) Какую составляющую качества медицинской помощи по Донабедиану (структурное качество, технологическое качество или результативное качество) можно оценить, используя указанные признаки?

2) Приведите примеры некоторых (по 3-4 наименования) основных учетных и отчетных первичных медицинских документов, использующихся в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях.

3) В каком случае для выявления взаимосвязи между признаками вы будете использовать коэффициент корреляции, а в каком – коэффициент согласия (χ2)?

4) Используя коэффициент ранговой корреляции, определите наличие связи между длительностью временного промежутка с момента установления первичного диагноза до начала операции (х) и количеством больных с послеоперационными осложнениями (у) в больнице, сотрудником которой вы являетесь. Оцените полученное значение коэффициента. Для расчета коэффициента выберите подходящую формулу.

5) Используя одну из предложенных формул, докажите, что выявленная связь между длительностью временного промежутка с момента установления первичного диагноза до начала операции (х) и количеством больных с послеоперационными осложнениями (у) не случайна.

 

ЗАДАЧА

Вы являетесь сотрудником исполнительного органа власти в сфере здравоохранения по субъекту РФ. На данной территории выявлен уровень заболеваемости болезнями системы кровообращения и уровень смертности от этой патологии, значительно превышающие средний уровень по РФ. Для принятия решения о необходимости проведения и разработки дополнительных профилактических программ необходимо провести анализ сложившейся ситуации. Вас включили в рабочую группу, занимающуюся решением этой проблемы, и поручили разработать план и программу статистического исследования по теме: «Изучение причин заболеваемости болезнями системы кровообращения лиц трудоспособного возраста в субъекте РФ».

ВОПРОСЫ:

1) Перечислите важнейшие социально-значимые заболевания и основные факторы риска их возникновения, имеющие наибольшее распространение среди населения РФ.

2) Какие мероприятия, направленные на выявление факторов риска возникновения болезней системы кровообращения, реализуются в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь?

3) Из каких этапов состоит классическое медико-статистическое исследование?

4) Составьте программу исследования, включающую определение цели, задач, единицы наблюдения, программу сбора данных (10-15 признаков), перечень возможных методов исследования.

5) Используя признаки, указанные в Вашей программе сбора данных, сгруппируйте их в макеты простой, групповой и комбинационной таблиц.

 

ЗАДАЧА

Вы – заведующий организационным отделом территориальной поликлиники. Используя предложенную отчетную форму (отчет ф.16-ВН), продемонстрируйте методику анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

ВОПРОСЫ:

1) Дайте определение специальным показателям заболеваемости населения.

2) Перечислите виды заболеваемости по обращаемости населения за медицинской помощью.

3) Какие методики анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности вы знаете? В чем их отличие?

4) Укажите единицы наблюдения и учетные документы для изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности различными методами.

5) В соответствии с алгоритмом изучения заболеваемости по обращаемости населения за медицинской помощью и используя имеющуюся отчетную форму, предложите показатели, позволяющие оценить заболеваемость с временной утратой трудоспособности.

 

ЗАДАЧА

Вы – врач Центра здоровья, являющегося структурным подразделением территориальной городской поликлиники. Вам поручено проанализировать качество и эффективность диспансеризации населения, проживающего на территории обслуживания поликлиники. Продемонстрируйте методику оценки качества диспансеризации некоторых категорий граждан на основании данных отчетной формы № 131 «Сведения о диспансеризации определенных групп взрослого населения».

ВОПРОСЫ:

1) Какие виды медицинской профилактики вы знаете? Укажите цели и методы каждого вида.

2) Дайте определение диспансеризации. В каких медицинских организациях осуществляется диспансеризация населения?

3) Укажите группы здоровья, определяемые в результате диспансеризации, критерии включения в каждую группу и дальнейшие мероприятия по ведению пациентов в каждой группе.

4) Используя отчетную форму, представьте примеры показателей, характеризующих качество диспансеризации населения, проживающего на территории обслуживания данной медицинской организации.

5) Переч



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: