Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины




7.1. Основная литература:

1.Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору: Учеб. пособие для студентов вузов.- М.,2004.-333с.

2.Русское устное народное творчество. Хрестоматия-практикум: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. С.А.Джанумова.- М.,2007.- 399с.

3.Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике: учебное пособие / Под ред. Ю.Г.Круглова. – М.,2003.- 710с.

4.Шустов М.П. А.С.Пушкин- создатель образцовой литературной сказки.- Н.Новгород,2010.-240с.

 

7.2. Дополнительная литература:

1. ЗуеваТ.В,Кирдан Б.П. Русский фольклор. – М., 2003.-400с.

2. Русское народное творчество/ Под. ред. А.М.Новиковой.– М., 1986.-

3. Аникин В.П.,Круглов Ю.Г. Русское народное творчество.-Л.,1987.-478с.

4. Кравцов Н.И.,Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество.-М.,1983-448с.

5. Афанасьев А.Н. Древо жизни. – М., 1983.- 464c.

6. Фрезер Д. Золотая ветвь. – М., 1980.- 703c.

7. Зуева Т.В.Сказки А.С.Пушкина. – М., 1989.- 156с.

8. Круглов Ю.Г. Фольклорная практика.- М.,1986.-128с.

9. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора.-М.,1981.-221с.

 

7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

https://www.feb-web.ru/ Фундаментальная библиотека
https://legendy.claw.ru/ Мифы и легенды народов мира
https://www.neva.ru Библиотека Академии наук
https://www.nounb.sci-nnov.ru Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека
https://www.rsl.ru Российская государственная библиотека
https://sci-lib.com Большая научная библиотека

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории.

Оборудование учебного кабинета: тесты, методические пособия, справочники, раздаточный учебно-методический материал.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование (компьютер, ноутбук, проектор, экран, DVD-плеер, магнитофон).

 

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Формируемые компетенции и используемые оценочные средства

Наименование компетенций Показатели сформированности компетенции № разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций
     
ОК-3 – способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
Знает: основной процесс фольклорного развития; Умеет: понимать вариативную природу фольклора и анализировать его конкретные произведения; Владеет: знаниями об истории и принципах изучения устного народного творчества. Контрольная работа Пров. раб. на знание текста, составление конспекта   Индивидуальное задание
ОК-14 – готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
Знает: содержание и художественную специфику фольклорного текста; Умеет: правильно записывать бытующие сегодня фольклорные тексты; Владеет: навыками анализа фольклорного текста; Пров. раб. на знание текста, составление конспекта. с Пров. раб. на знание текста, составление конспекта.   Индивидуальное задание
ПК-9 – способность разрабатывать и реализовывать, с учетом профессионального опыта, культурно-просветительские программы.
Знает: важнейшие фольклорные произведения; Умеет: использовать научную и справочную литературу; Владеет: приёмами текстологического анализа фольклорных жанров. Конспектирование монографии Индивидуальное задание Конспектирование монографии
           

Контрольные вопросы к экзамену

 

1.Своебразие творческого процесса в УНТ.

2.Фольклористика как наука об УНТ.

3.Значение русского народного творчества.

4.Идеи и задачи УНТ.

5.Календарно-обрядовая поэзия и ее специфика.

6.Обряд и обрядовая поэзия.

7.Семейно- обрядовая поэзия.

8.Основные жанры обрядовой поэзии.

9.Загадка как жанр.

10.Отличие пословицы от поговорки.

11.Художественная специфика пословиц и поговорок.

12.Жанр сказки и ее жанровые разновидности.

13.Поэтика и стиль каждой из жанровых разновидностей сказки.

14.Быличка как жанр.

15.Виды быличек, их темы и стиль.

16.Легенды. Художественное начало в легендах.

17.Предания. Жанровые признаки, тематические группы, художественное своеобразие.

18.Бывальщина как жанр.

19.Былина как жанр УНТ. История их собирания.

20.Периодизация русского эпоса.

21.Историческая действительность, отраженная в былине.

22.Принципы изображения людей и событий в былинах.

23.Поэтика былин.

24.Былины об Илье Муромце.

25.Былины об Алеше Поповиче.

26.Былины о Добрыне.

27.Новгородские былины о Садко и Василии Буслаеве.

28. Исторические песни и их специфика.

29.Художесвенное своеобразие лирических песен.

30.Балладные песни. Тематика и поэтика.

31.Народная драма и ее специфика.

32.Трудности исторического изучения фольклора.

33.Детский фольклор и его основные жанры.

34.Фольклор эпохи капитализма.

35. Частушка как жанр фольклора.

36. Фольклор на современном этапе.

37.Своеобразие сказок А.С.Пушкина.

38.Реорганизация жанра сказки в русской литературе Х1Х века.

39.Сказка в творчестве русских писателей

40.Сказочная традиция в русской литературе.

 

 

Рабочий план практических занятий

 

Занятие 1. Календарно-обрядовая поэзия.

 

Задание: выучить несколько образцов календарно-обрядовой поэзии (колядки, веснянки, троицко- семицкие и дожиночные песни …)

 

Вопросы

 

1.Причины возникновения календарно-обрядовой поэзии;

2.Следы «двоеверия» в календарных обрядах;

3.Обрядовые элементы годового календарного цикла;

4.Изучение и собирание календарно – обрядовой поэзии.

 

Литература

1 Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество.- Л.,1997;

2.Поэзия крестьянских праздников. -Л., 1970;

3.Пропп В.Я. Русские аграрные праздники.- Л., 1963;

4. Пропп В.Я. Проблема комизма и смеха. -М., 1976 (гл.24,26);

5.Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия.- М., 1970.

 

Занятие 2. Семейно-обрядовая поэзия.

 

Задание: выучить несколько свадебных песен и причетов невесты, прочитать несколько похоронных и рекрутских причитаний.

Вопросы

 

 

1.Свадебный обряд как лирико-драматический жанр (последовательность действий в свадебной игре, игровые и лирические компоненты свадьбы, магические действия, действующие лица, типы свадебных песен и причитаний).

2.Похоронный обряд и две разновидности причитаний;

3.Рекрутский обряд и сопровождающие его причитания;

4.Собирание и изучение семейно-обрядовой поэзии.

 

Литература

1.Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество.- Л., 1997;

2.Колпакова Н.Н. Лирика русской свадьбы,- Л., 1963;

3.Березин П.А. Свадьба в Заветлужье.- Горький,1981;

4.Свадьба на земле Нижегородской.- Н.Новгород,2004.

5. Шустов М.П. О влиянии христианства на нижегородский свадебный обряд // Русское православие как основа сохранения национальной идентичности.- Н.Новгород,2007.- С.155-159;

6. Шустов М.П.Влияние мордовского этноса на нижегородский свадебный обряд // Карповские чтения. Вып.4- Арзамас, 2012.-С.52-57.

 

Занятие 3. Загадки

 

Задание: выучить по 2 загадки из каждой тематической группы (Классификация В.В.Митрофановой).

 

Вопросы

 

1.Происхождение загадки;

2 Бытовая основа образности в загадке;

3.Поэтические особенности загадки;

4. Собирание и изучение загадок.

 

Литература

1.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. -М.,!967;

2.Митрофанова В.В. Русские народные загадки.- Л.,1978;

3.Малые жанры русского фольклора. Хрестоматия.- М.,1986 / Под ред. Морохина В.Н.;

4.Русские народные загадки, пословицы, поговорки. -М.,1990;

5.Вятские старинные и нижегородские традиционные загадки. – Арзамас,1998 / Под ред. Шустова М.П.

 

Занятие 4. Пословицы и поговорки

 

Задание: отобрать 10 пословиц, в которых отражаются те или иные исторические события, из сборника В.И.Даля выбрать пословицы об условиях крестьянского труда в Нижегородской губернии, привести примеры пословиц: а) построенных по принципу контраста и параллелизма; б) имеющих звуковые повторы и рифму; в) содержащие в своем составе метафору.

 

Вопросы

1.Определение жанра пословицы и поговорки;

2.Отличие пословиц от поговорок;

3.Поэтика пословиц и поговорок;

4. Собирание и изучение пословиц и поговорок.

 

Литература

1.Даль В.И. Пословицы русского народа (любое издание)

2.Малые жанры русского фольклора. Хрестоматия.- М.,1986 / Под ред. Морохина В.Н.

3.Русские народные загадки, пословицы, поговорки. -М.,1990;

4.Шустов М.П. Русская пословица о чести и достоинстве человека // О достоинстве, свободе и правах человека.- Н.Новгород, 2009.- С.165-170;

5. Шустов М.П. Православный антропологический аспект народной пословицы // Учение о человеке в русской богословско - филосовской традиции.-Н.Новгород,2010.- С.174-178.

 

Занятие 5. Сказки

 

Задание: прочитать по 5сказок каждой жанровой разновидности.

 

Вопросы

1 Сказка как жанр фольклора;

2.Поэтические особенности сказочного жанра;

3.Сказки о животных и их особенности;

4. «Вымысел» в социально- бытовой сказке;

5. Нижегородская сказка в современном бытовании;

6.Собирание и изучение сказок.

 

Литература

1.Померанцева Э.В.Судьбы русской сказки.- М., 1965;

2. Аникин В.П. Русская народная сказка. -М., 1977;

3.Рошияну Н.Традиционные формулы сказки.- М.,1974;

4.Морохин В.Н. Русская народная сказка в современном бытовании.- Горький, 1975.

5.Сказки, которые нам рассказывают. -Н.Новгород, 2003.

 

Занятие 6. Русский героический эпос.

 

Задание: прочитать по 2 былины из каждого исторического периода

 

Вопросы

1.Жанровые признаки былин;

2.Периодизация былин;

3.Поэтика былин;

4 История изучения и собирания былин.

 

Литература

1.Пропп В.Я. Русский героический эпос.- М.,1958;

2.Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. -М., 1968;

3.Юдин Ю.И. Героические былины. М., 1975;

4.Аникин В.П. Русский богатырский эпос.-М., 1994.

 

Художественные тексты:

1.Обрядовая поэзия: колядки, подблюдные песни, масленичные песни, троицкие песни, жнивные песни (по 3-4 текста из любой хрестоматии по фольклору);

2.Свадебные песни: величальные, корильные, свадебные причеты;

3. Похоронные и рекрутские причитания (по 3-4 текста из любой хрестоматии)

4. Пословицы, поговорки, загадки (из любой хрестоматии)

5. Сказки: волшебные, бытовые и сказки о животных (по 10 сказок каждой жанровой разновидности из сб. Афанасьева А.Н. «Народные русские сказки»)

6. Былины: «Волх Всеславьевич», «Святогор и тяга земная», «Вольга и Микула», «Добрыня и змей», «Добрыня и Маринка», «Бой Добрыни и Дуная», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Илья Муромец и Идолище», «Илья в ссоре с Владимиром», «Илья и Калин царь», «Илья и Сокольник», «Алеша Попович и Тугарин», «Добрыня и Алеша», «Садко», Василий Буслаев», «Ставр Годинович» (можно по любой хрестоматии, но лучше по сборникам былин, Например, «Онежские былины, записанные А.Ф.Гильфердингом летом 1871 года.- Т.1-111.- любое издание);

7.Исторические песни: «Щелкан Дудентьевич», «Авдитья Рязаночка», «Взятие Казани», «Иван Грозный и сын», «Михайло Скопин», «Разин в казацком кругу», «Стеньки Разина сынок», «Смерть Разина», «Стрелецкий атаман и Петр», «Емельян ты наш», «Атаман Платов», «Похвалялся вор французик», «Об Аракчееве» (из любой хрестоматии по фольклору, но лучше из сб. «Исторические песни Х111-ХV1 веков», «Исторические песни ХV11 века», «Исторические песни ХV111 века», «Исторические песни Х1Х века»);

8. Баллады: «Дмитрий и Домна», «Князь Роман жену терял», «Василий и Софья», «Чурилья-игуменья», «Жена разбойника», «Братья разбойники и сестра», «Ванька ключник и князь Волконский»(из любой хрестоматии, но лучше из сборника «Народные баллады» /сост. Балашов Д.М.- М.-Л, 1963);

9.Лирические песни: Любовные, семейные, рекрутские и солдатские, разбойничьи, ямщицкие (по 3 текста из любой хрестоматии);

10. Частушки (из любой хрестоматии);

11.Народная драма: «Барин», «Пахомушка», «Маврух», «Лодка», «Царь Максимильян» (Сб. Фольклорный театр.-М.,1988.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: