Четвертый год обучения. Монокомпозиция. Выразительные средства построения монокомпозиции




Этот раздел достаточно сложен, при его изучении не может быть четкой схемы орнаментального построения.

Монокомпозиция строится всегда на конкретной замкнутой плоскости, четко ограниченной заданными размерами. Поэтому требуется жесткая компоновка всех элементов монокомпозиции. Расположение всех элементов должно быть таким, чтобы создавалась замкнутая композиционная структура. Примеры монокомпозиции: ковры, павловские шали. В наше время популярен вариант штучных изделий, основанных на использовании асимметричной композиции.

Важную роль в создании замкнутой структуры играет общий характер силуэта орнаментальных мотивов. Чтобы такой силуэт легко воспринимался глазом, он должен иметь форму простых лаконичных фигур (например, круга, овала, квадрата, равнобедренного треугольника или форму, близкую к ним). Монокомпозиция может предлагать не только самые простые решения (типа эмблемы и вымпела), часто она состоит из значительного числа орнаментальных мотивов, которые следует сгруппировать и расположить определенным образом, так, чтобы акцентировать внимание на центральной части. Выразительные средства создания монокомпозиции перекликаются с законами общей композиции.

Для успешного создания монокомпозиции:

композиционный центр целесообразно размещать в центральной части или близко к ней;

важно создание доминанты в работе;

необходима устойчивость зрительного равновесия.

Итогом работы является создание композиции на выбранную тему.

Пятый год обучения. Народный орнамент. Место орнамента в ансамбле

Данный раздел знакомит учащихся с орнаментами народов мира, внимание также акцентируется на характерных особенностях орнамента региона проживания.

После знакомства с особенностями построения народного костюма перед учащимися ставится задача создать эскиз современной одежды или аксессуаров с применением традиционных орнаментальных мотивов.

Создавая сложную орнаментированную композиционную форму, учащиеся должны понять, что любой элемент почти никогда не существует отдельно, как правило, всегда является частью более крупного целого. Каждый элемент на любом уровне должен представлять собой законченное органическое единство.

Учащиеся, создавая свой эскизный проект, должны понять, что композицию ансамбля необходимо строить, прежде всего, между элементами, на отношениях формы, количества, величины цвета, материала, положения.

Каждому элементу отводится свое место. Чем более важен элемент по своему функциональному значению в ансамбле и композиционному значению, тем он должен быть крупнее и весомее. Взаимное расположение элементов относительно друг друга имеет большое значение в организации не только функциональных, но и композиционных взаимосвязей между элементами ансамбля, в достижении его художественной выразительности, целостности и единства.

Итогом работы является эскиз современного изделия с народными орнаментальными мотивами. Тематика эскиза и его характер связаны с предметом «Работа в материале».

Шестой год обучения. Эскизный проект

К шестому году обучения учащиеся овладели определенными техническими навыками в ремесле, развили в достаточной мере свои художественные способности и уже могут представить в графической форме содержание проектной идеи. Содержание курса «Композиция прикладная» на данном этапе желательно связать с ремеслом. Каждый учащийся выбирает индивидуальную проектную тему для работы в материале. Ему предлагается пройти полный цикл систематично и последовательно: от идеи, через все этапы проектного эскизирования, к конкретному изделию в материале.

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Самостоятельные работы по композиции просматриваются преподавателем еженедельно. Оценкой отмечаются все этапы работы: сбор материала, эскиз, итоговая работа. Необходимо дать возможность ученику глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия для проявления его творческой индивидуальности.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫИ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: