Автор неизвестен
Когда не было еще ни религий, ни мифов, у народов, населявших бассейн реки Хуанхэ, взгляды на строение Вселенной были достаточно твердыми, хоть и не лишенными пародоксальности. Небо, по их мнению, было бескрайним и одновременно круглым, Земля-квадратной, но тоже бескрайней. А в центре Земли, под центром неба, располагался Китай, - Срединная, или Поднебесная страна. Когда не было ни Земли, ни неба, был хаос, в котором плавали мириады мельчайших частиц "ци". Так полагали древние китайцы. Среди этих частиц были легкие, светлые (ян) и тяжелые, темные (инь). Разделившись, первые образовали небо, вторые - Землю. После образования неба и Земли, из различных комбинаций все тех же частиц ЯН и ИНЬ, из взаимодействия светлого и темного, мужского и женского начал, появилось все живое и неживое, возникла природа и ее явления, движения и покой, тепло и холод, добро и зло. Одно вытекало из другого, сливалось с другим, как в окружающей человека природе, так и в природе самого человека.
Стихийность, непредсказуемость соотношений различных сил, явлений, поступков вызвали у людей естественное желание уловить хоть какую - то закономерность, которую можно было бы уложить в понятную и стройную систему. Роль подобной системы в древнем Китае сыграла "Ицзин" - классическая "Книга перемен".
В основе "Ицзина" лежат гексаграммы, состоящие из двух ба гуа, двух триграмм, то есть - из шести сплошных и прерванных черт. Изобретение ба гуа - восьми гадательных триграмм - согласно преданию, принадлежит легендарному китайскому правителю Фу Си, пребывавшему у власти, как принято считать, с 2852 по 2737 г. до н. э. Однажды, стоя на берегу реки Хуанхэ, Фу Си увидел выплывшую огромную черепаху (в других источниках упоминатся дракон - лошадь), на спине которой были начертаны таинственные знаки, состоявшие из сплошных и прерванных посередине черт. В их сочетаниях Фу Си увидел систему символов, соответствующих его представлениям о мироздании, где главное место принадлежало небу и Земле, из взаимодействия которых рождалось все живое и неживое, все явления и вещи.
Эти символы Фу Си изобразил в такой последовательности:
![]() | цянь (творчество), свойство - крепость, образ - небо | |
![]() | дуй (разрешение), радостность, водоем | |
![]() | ли (сцепление), ясность, огонь | |
![]() | чжень (возбуждение), подвижность, гром | |
![]() | сюнь (утончение), проникновенность, ветер | |
![]() | кань (погружение), опасность, вода | |
![]() | гэнь (пребывание), незыблемость, гора | |
![]() | кунь (исполнение), самоотдача, земля |
Каждый из символов (триграмм) имел свое название, указывал на определенное свойство и выражал конкретный образ. Кроме того, каждая отдельная триграмма символизировала время года в зависимости от движения солнца и луны.
Возможное число вариантов гексаграмм, составляющих два ба гуа равно 64. Такое количество представляет собой довольно сложную систему, охватывающую и отражающую, согласно теории " Книги перемен ", весь мировой процесс, все чередование ситуаций, являющееся следствием борьбы сил зла и добра, света и тьмы, напряжения и подтатливости, в котором оказывается человек.
В процессе гадания по " Ицзину " исходят из того, что каждая гексаграмма символизирует ту или иную жизненную ситуацию, в которой оказывается человек, которая разворачивается во времени и пространстве, а афоризмы при гексаграммах характеризуют тот или иной этап развития ситуации. Афоризмы - к каждой черте - последовательность развития ситуации:
нижняя черта - зарождение ситуации, когда типичность еще проблематична;
вторая черта - апогей внутреннего развития ситуации;
третья черта - кризисный момент перехода ситуации от внутреннего качества к внешнему;
четвертая черта - зарождение внутреннего процесса вовне;
шестая черта - (верхняя) завершение развития ситуации, ее переразвитие, когда она превращается в собственную противоположность.
Принято также считать, что нижняя триграмма относится к внутренней жизни, к наступающему и созидаемому, а верхняя - к внешнему миру, к отступающему, разрушающемуся.
Кроме того, существует еще один взгляд на гексаграммы как на комбинации из трех пар черт, каждая из которых соответственно определяет одну из космических потенций: верхняя - небо, средняя человека, нижняя - Землю.
"Сеанс" начинается с того, что Вы мысленно формулируете вопрос, который в данный момент занимает Вас больше всего и на который Вы ждете ответа от "Ицзина". Затем поочередно подбрасываете три монеты; это надо проделать шесть раз, чтобы получить шесть черт и составить гексаграмму. Если две или три монеты легли вверх " орлом ", проведите на бумаге сплошную черту; если две или три упали вверх "решкой" - рисуйте прерывистую. Черты располагаются одна над другой, начиная снизу. После того, как гексаграмма составлена, следует отыскать ее номер в таблице. Для этого разделите ее пополам и найдите верхнюю часть среди триграмм, помещенных по горизонтали, а нижнюю по вертикали. В точке пересечения - номер выпавшей Вам гексаграммы. Теперь остается лишь заглянуть в относящийся к ней пояснительный текст - толкование.
Публикуемые ниже толкования взяты из книги Дюлы Хернади "Храмы счастья", в которых в свою очередь использовались интерпритации Барбары Хейслип, переработавшей и упростившей формулировки. Данный текст не является переводом настоящего "Ицзина", и не следует искать в нем филосовских глубин.
Хотя, как бы ни воспринимал читатель предлагаемые его вниманию толкования, рекомендуем учесть следующее:
1. Не задавать "Ицзину" один и тот же вопрос повторно, даже если Вы ответом не удовлетворены или он кажется слишком мрачным.
2. В течение одного "сеанса" задавать, по возможности, один вопрос.