Коллективный анализ стихотворения (на базе самостоятельной домашней работы)
Если ученики в классе привыкли работать по группам и подобная работа бывает плодотворной, то можно будет как обычно разделить учеников на 3—5 рабочих групп (в зависимости от количества детей в классе) и предложить им обсудить домашние заготовки и составить общий для группы анализ стихотворения «О Московском Кремле». Затем одна из групп расскажет о результатах своей работы, остальные выступят участниками коллективного обсуждения.
О Московском Кремле Бессмертное величие Кремля Невыразимо смертными словами! В твоей судьбе, — о, Русская земля! — В твоей глуши с лесами и холмами, Где смутной грустью веет старина, Где было все: смиренье и гордыня — Навек слышна, навек озарена, Утверждена московская твердыня! Мрачнее тучи Грозный Иоанн Под ледяными взглядами боярства Здесь исцелял невзгоды государства, Скрывая боль своих душевных ран. И смутно мне далекий слышен звон: То скорбный он, то гневный и державный! Бежал отсюда сам Наполеон, Покрылся снегом путь его бесславный... Да! Он земной! От пушек и ножа Здесь кровь лилась... Он грозной был твердыней! Пред ним склонялись мысли и душа, Как перед славной воинской святыней. Но как — взгляните — чуден этот вид! Остановитесь тихо в день воскресный — Ну, не мираж ли сказочно-небесный Возник пред вами, реет и горит? И я молюсь — о, Русская земля! — Не на твои забытые иконы, Молюсь на лик священного Кремля И на его таинственные звоны... |
Практически все стихотворение построено на антитезе: в данном случае это не просто художественный прием, но такой прием, который полностью соответствует основной идее произведения: русский дух вырос на сопряжении противоречий, противоположных качеств и проявлений, и Московский Кремль — высшее его воплощение. Это пример неразрывной связи формы и содержания.
|
Антитезы:
— «бессмертное величие» — «смертными словами»;
— «смиренье и гордыня»;
— «веет старина» — «утверждена московская твердыня» (усиление с помощью использования однокоренного слова);
— «исцелял невзгоды» — «скрывая боль»;
— ответственность за государство — «душевные раны»;
— звон: «то скорбный он, то гневный и державный»;
— Наполеон: «путь его бесславный» — «перед славной воинской святыней»;
— «земной» — «сказочно-небесный»;
— «От пушек и ножа / Здесь кровь лилась...» — «в день воскресный », «мираж»;
— «склонялись» — «реет и горит».
— Какие слова и выражения повторяются в тексте стихотворения? Какое впечатление создают эти повторы?
Первое, что могут заметить ученики, — повтор выражения «о, Русская земля!» как реминесценции из «Слова о полку Игореве». Это восклицание в стихотворении делает Московский Кремль наследником великой славы Киевской Руси и древних традиций.
Дважды повторяется слово «твердыня», усиленное кратким причастием «утверждена». «Грозный Иоанн» — «Он грозной был твердыней».
Дважды звучит слово «звон» («звоны»): «далекий слышен звон» и «его таинственные звоны». Мотив звона проходит через все творчество Рубцова (сравни: «Старая дорога»). Общим становится и мотив зари: «навек озарена», «реет и горит» — и «глушь, забывчивость, заря». Другой момент, объединяющий два произведения, — общий размер: пятистопный ямб.
Повторы не превращаются в анафоры: они словно прошивают стихотворение, невидимо на первый взгляд скрепляют его изнутри. Антитезы выполняют ту же роль. Мы словно воочию видим противоречивый русский характер, сотканный из крайностей, судьбу Русской земли, в которой веками прорастали «смиренье и гордыня» и даже сейчас причудливым образом сочетаются бесславие и слава.
Тему исторической судьбы народа продолжают другие известные стихотворения Николая Рубцова: «Видения на холме» и «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...» (ученики, выполнявшие индивидуальные задания, читают эти стихотворения). Очень важно, чтобы исполнение стихотворений было выразительным: смысл их прозрачен, образность и мелодика текста обладают большой силой эмоционального воздействия.
|
Видения на холме Взбегу на холм и упаду в траву. И древностью повеет вдруг из дола! И вдруг картины грозного раздора Я в этот миг услышу наяву. Пустынный свет на звездных берегах И вереницы птиц твоих, Россия, Затмит на миг В крови и жемчугах Тупой башмак скуластого Батыя... Россия, Русь — куда я ни взгляну... За все твои страдания и битвы Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы, Люблю твои избушки и цветы, И небеса, горящие от зноя, И шепот ив у омутной воды, Люблю навек, до вечного покоя... Россия, Русь! Храни себя, храни! Смотри, опять в леса твои и долы Со всех сторон нагрянули они, Иных времен татары и монголы. Они крестами небо закрестили, И не леса мне видятся окрест, А лес крестов в окрестностях России. Кресты, кресты... Я больше не могу! Я резко отниму от глаз ладони И вдруг увижу: смирно на лугу Траву жуют стреноженные кони. Заржут они — и где-то у осин Подхватит эхо медленное ржанье, И надо мной — бессмертных звезд Руси, Спокойных звезд безбрежное мерцанье... |
Работа над художественным обликом стихотворения возможна только при наличии текстов у старшеклассников, причем таких текстов, в которых можно делать собственные пометы.
— Определите размер стиха. Какое ощущение он создает?
Перед нами пятистопный хорей. Он создает ощущение неторопливой повествовательности, эпичности, что соответствует содержанию произведения.
— Как вы думаете, какие строки этого стихотворения являются ключевыми?
Однозначного ответа быть не может. Кто-то выделит стих «Россия, Русь! Храни себя, храни!» кто-то — «...Иных времен татары и монголы». Важно будет услышать ответы на вопросы:
— Почему именно эти строки вы выделили как наиболее важные?
— Почему Русь, по мнению автора, должна сама хранить себя? Что означает этот призыв?
Если есть время, то интересно будет поработать с эпитетами и другими средствами создания художественной выразительности, например повторами и антитезами.
— «Взбегу на холм / и упаду / в траву». Почему поэт именно так членит строку? Каковы пространственные отношения внутри этого стиха? Какой эффект этим достигается?
— Как вы понимаете стихи «Пустынный свет на звездных берегах...», «...Спокойных звезд безбрежное мерцанье...»? Найдите эпитеты. Какой образ создает поэт с помощью этих эпитетов?
— Найдите в тексте повторы. Связаны ли, по-вашему, эти повторы с повторами русских народных песен? Какова эта связь?
— Какой повтор является, на ваш взгляд, наиболее выразительным? Почему автор создает такое усиление? Какой отклик вызывает поэт в душах читателей?
«Черный крест», «крестами небо закрестили», «видятся окрест», «лес крестов в окрестностях России», «кресты, кресты...».
— Почему лирический герой не в состоянии выдержать видение?
Очень важно будет отметить, что не отвлеченное знание, а вчувствование в иные эпохи дает богатейший духовный опыт, ощущение живой причастности к роду, к истории и истокам народа. Рубцов пережил такой опыт, воплотил его в художественной форме, что дает возможность и нам эмоционально ощутить живую историю страны.
Завершая беседу, еще раз прочитаем стихотворение.
Продолжаем тему:
|
* * * Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны, Неведомый сын удивительных вольных племен! Как прежде скакали на голос удачи капризной, Я буду скакать по следам миновавших времен... Давно ли, гуляя, гармонь оглашала окрестность, И сам председатель плясал, выбиваясь из сил, И требовал выпить за доблесть в труде и за честность, И лучшую жницу, как знамя, в руках проносил! И быстро, как ласточка, мчался я в майском костюме На звуки гармошки, на пенье и смех на лужке, А мимо неслись в торопливом немолкнущем шуме Весенние воды, и бревна неслись по реке... Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно Во мгле над обрывом безвестные ивы мои! Пустынно мерцает померкшая звездная люстра, И лодка моя на речной догнивает мели. И храм старины, удивительный, белоколонный, Пропал, как виденье, меж этих померкших полей, — Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны, Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!.. О, сельские виды! О, дивное счастье родиться В лугах, словно ангел, под куполом синих небес! Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица, Разбить свои крылья и больше не видеть чудес! Боюсь, что над нами не будет таинственной силы, Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом, Что, все понимая, без грусти пойду до могилы... Отчизна и воля — останься, мое божество! Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды! Останься, как сказка, веселье воскресных ночей! Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы Старинной короной своих восходящих лучей!.. Я буду скакать, не нарушив ночное дыханье И тайные сны неподвижных больших деревень. Никто меж полей не услышит глухое скаканье, Никто не окликнет мелькнувшую легкую тень. И только, страдая, израненный бывший десантник Расскажет в бреду удивленной старухе своей, Что ночью промчался какой-то неведомый всадник, Неведомый отрок, и скрылся в тумане полей... |
Если позволяет время, то после разговора о первых впечатлениях прочитаем это стихотворение повнимательнее.
— Как вы ощущаете ткань стихотворения? Можно ли сказать, что все оно построено на одной или двух мыслях или образах? Или, может быть, образы и мысли переплетаются, образуя сложный узор?
— Попробуем выделить части стихотворения.
Первая тема («Я буду скакать...») является и последней, то есть композицию стихотворения можно назвать кольцевой.
— Попробуем прочитать первую строфу и затем подряд предпоследнюю и последнюю. Какое впечатление останется у вас от этого текста? С чем его можно сравнить?
Зрительный образ: оболочка без наполнения. Все, что находится между первыми и последними строфами, не отступления от темы, но само содержание произведения.
Продолжаем рассматривать структуру произведения.
Вторая и третья строфы — довоенные картины, запомнившиеся с детства, когда жизнь русской деревни на севере была еще полнокровной, многогранной и красочной: праздник в честь окончания сбора урожая и майские гулянья, сопровождаемые характерной деталью — несущимися по реке бревнами (молевой сплав леса, на котором трудилось множество народа и который сейчас повсеместно прекращен). Строфы создают яркие зрительные образы, полные движения.
— Найдите детали, подтверждающие этот тезис.
Третья строфа заканчивается многоточием, которое как бы обозначает начало следующего смыслового отрезка.
«Россия! Как грустно! Как странно поникли и грустно...»
— Отчего грустно лирическому герою стихотворения?
— Интонации каких произведений устного народного творчества слышатся в четвертой и пятой строфах? Какую роль в создании этого впечатления играют повторы?
Интонации старинной песни-плача должны быть услышаны учениками.
— Какие детали роднят эти строфы со стихотворением «Где-то в поле возле Магадана...»?
— Как вы думаете, идет ли в стихотворении речь о реальной лодке, которая «на речной догнивает мели», или поэт хотел сказать о чем-то другом?
— Перечитаем шестую-восьмую строфы. Подчеркнем анафоры, которые, как нити основы, держат текст. Обратим внимание на повторы.
— Какие образы связывают эти три строфы с предыдущими?
Ласточка — «вольная сильная птица», образ лодки, удивительный храм — чудеса («больше не видеть чудес»), царская корона — старинная корона «восходящих лучей», жница — майские всходы.
— Какое ощущение создает эта связь?
— Как вы понимаете строки:
Боюсь, что над нами не будет таинственной силы,
Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом...
Река — образ духовной жизни народа. Лирический герой боится, что река народного духа обмелеет. Почему? Поэт не дает на это прямого ответа. «Таинственная сила» — христианская вера? Рубцов не был верующим человеком, и его отношение к храмам было скорее эстетическое. Но, на наш взгляд, лучше уйти от однозначного ответа на этот вопрос — потому что, вероятно, не знал его и сам Рубцов.
— Предыдущие строфы похожи на песню-плач. На что похожи шестая-восьмая строфы?
Заклинание и молитва — основа поэтики этих строф.
— Определите размер стиха.
— Почему поэт выбирает именно пятистопный амфибрахий?
— Как после нашего разговора вы воспринимаете первую и последние строфы? Почему лирический герой видит себя скачущим по холмам всадником? Какова роль этого всадника?
Всадник — сторожевой духа, «неведомый сын удивительных вольных племен», «легкая тень», «неведомый отрок». Последнее определение вызывает ассоциации с монашеством как хранителем духовности на Руси. Раньше уже звучало слово «ангел»: «О, дивное счастье родиться / В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!»
— Как вы думаете, почему только одному человеку — израненному бывшему десантнику — поэт дает возможность увидеть «неведомого отрока»?
Бытовые заботы заглушают жизнь духа. Страдание открывает духовные родники человека, развивая его способность к состраданию, к различению тонких движений души.
— Как это стихотворение связано с «Видениями на холме»? Какие образы будут общими для этих произведений?
Эту часть урока уместно было бы закончить песней «В горнице», где тоже появляется образ лодки-надежды, которую будет мастерить-возрождать в себе лирический герой Рубцова.
В горнице В горнице моей светло. Это от ночной звезды. Матушка возьмет ведро, Молча принесет воды... Красные цветы мои В садике завяли все. Лодка на речной мели Скоро догниет совсем. Дремлет на стене моей Ивы кружевная тень, Завтра у меня под ней Будет хлопотливый день! Буду поливать цветы, Думать о своей судьбе, Буду до ночной звезды Лодку мастерить себе... |
II. Сообщение ученика, выполнявшего индивидуальное задание: «Вологодчина — родная земля Рубцова»
Сообщение готовится на основе предложенной статьи или другого найденного учеником материала. Особую роль нужно отвести музыкальному и изобразительному оформлению, заранее поставив перед школьником такую задачу. Возможно, это выступление будет готовить не один человек, а группа старшеклассников.
III. Тема русской природы: «Во время грозы», «Ночь на родине»
Стихотворение «Во время грозы» мы предлагаем прочитать учителю или ученику, для того чтобы создать силовые линии, которые необходимы для восприятия стихотворения «Ночь на родине».
Во время грозы Внезапно небо прорвалось С холодным пламенем и громом! И ветер начал вкривь и вкось Качать сады за нашим домом. Завеса мутного дождя Заволокла лесные дали. Кромсая мрак и бороздя, На землю молнии слетали! И туча шла гора горой! Кричал пастух, металось стадо, И только церковь под горой Молчала набожно и свято. Молчал, задумавшись, и я, Привычным взглядом созерцая Зловещий праздник бытия, Смятенный вид родного края. И все раскалывалась высь, Плач раздавался колыбельный, И стрелы молний все неслись В простор тревожный, беспредельный... |
На первый взгляд перед нами предельно конкретная картина, бытовая сторона которой подчеркнута стихами: «Кричал пастух, металось стадо...»
Очень интересный стих: «...Плач раздавался колыбельный...» Именно он выводит нас за пределы описания простой грозы и приводит к мысли о том, что перед нами картина не быта, но бытия, подобная рождению Вселенной или первобытным изменениям лика Земли. В этом контексте «церковь под горой» благодаря игре слов оказывается церковью под грозовым небом.
Следующее стихотворение — антитеза к изображению грозы.
Ночь на родине Высокий дуб. Глубокая вода. Спокойные кругом ложатся тени. И тихо так, как будто никогда Природа здесь не знала потрясений! И тихо так, как будто никогда Здесь крыши сел не слыхивали грома! Не встрепенется ветер у пруда, И на дворе не зашуршит солома. И редок сонный коростеля крик... Вернулся я — былое не вернется! Ну что же? Пусть хоть это остается, Продлится пусть хотя бы этот миг, Когда души не трогает беда, И так спокойно двигаются тени, И тихо так, как будто никогда Уже не будет в жизни потрясений, И всей душой, которую не жаль Всю потопить в таинственном и милом, Овладевает светлая печаль, Как лунный свет овладевает миром... |
— Какие ощущения стремится вызвать у читателей поэт?
— Как вы воспринимаете мелодику этого стиха?
— Какой художественный прием использует автор в первой строке? Какие пространственные координаты он задает?
— Перечитайте первый и второй стих. Уточните, какое перед нами пространство: двухмерное или трехмерное?
— Какие чувства «подключает» автор в двух первых строфах: зрение, обоняние, осязание, слух? С помощью чего он это делает?
— Можем ли мы сказать, что в третьей строфе появляется четвертое измерение? Какое?
— Как вы думаете, какая часть стихотворения является критической, поворотной точкой? Почему?
— Составьте схему рифмовки всего стихотворения. С помощью чего автор создает ощущение поворота и единства текста?
АБАБ АВАВ ГДДГ АБАБ ЕЖЕЖ
— Как на уровне рифмовки проявляется вера в устойчивость жизни, в преодоление кризисных ситуаций?
— Печаль, которая овладевает душой лирического героя, — это печаль обреченности или печаль надежды?
— Сравните первую и последнюю строфы. Почему мы можем сказать, что в стихотворении звучит голос надежды?
Образ воды объединяет эти строфы: «глубокая вода» — «потопить в таинственном и милом». В первой строфе — тени, в последней — «светлая печаль», «лунный свет», который дарит миру успокоение.
— Определите размер. В каком стихотворении Рубцова вы уже встречались с этим размером? Как он влияет на характер стихотворения?
— Какой предстает перед нами природа в стихотворениях Рубцова?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть одного из прочитанных на уроках стихотворений Рубцова.
Урок третий
Обучение анализу стихотворений
Предлагаем несколько вариантов проведения урока.
1. Обучение анализу (устному или письменному) стихотворения (по выбору учителя или учащихся).
2. Обучение сравнительному анализу стихотворений (например, стихотворения Н. А. Заболоцкого «Гроза» и стихотворения Н. М. Рубцова «Брал человек...»).
* * * Брал человек Холодный мертвый камень, По искре высекал Из камня пламень. Твоя судьба Не менее сурова — Вот так же высекать Огонь из слова! Но труд ума, Бессонницей больного, — Всего лишь дань За радость неземную: В своей руке Сверкающее слово Вдруг ощутить, Как молнию ручную! |
3. Семинарское занятие на тему «Взаимодействие романтического и реалистического начал, символики и быта как характерная черта стилевого своеобразия лирики Рубцова».
4. Интегрированный урок (литература, история, МХК) на тему «Ферапонтов монастырь в русской культуре» (ниже даны материалы к уроку).
5. Лекция «Традиция в поэзия XX века. Творчество Алексея Шадринова». (Материалы даны ниже.)
В последние годы в список тем экзаменационных сочинений обязательно включаются такие формулировки: «Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов», «Каковы особенности лирики одного из современных поэтов?». Знакомство с творчеством Алексея Шадринова поможет восприятию современной поэзии сегодняшними школьниками.
Ферапонтов монастырь в русской культуре
Материалы к уроку
Ферапонтов монастырь находится в полутора десятках километров к северу от Кирилло-Белозерского монастыря, что на озере Сиверском (г. Кириллов Вологодской области). Первоначально он назывался Рождественским монастырем и был основан в 1398 году Ферапонтом, монахом московского Симонова монастыря. Последователь Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского, Ферапонт выбрал уединенное место между живописными озерами — Бородавским и Пасским. Ныне это село Ферапонтово Вологодской области.
В XV веке начинает возводиться торжественный архитектурный ансамбль монастыря. В 1490 году построен собор Рождества Богородицы. Для его росписи приезжает знаменитый Дионисий со своими сыновьями. Работы ведутся два года — в 1502—1503 годах. Сейчас фрески находятся под охраной государства, в храме постоянно работают реставраторы. Собор Рождества Богородицы — подлинная жемчужина Русского Севера.
В XVI веке монастырь становится значительным культурным центром края. В XVII веке сюда ссылают опального патриарха Никона.
Но в 1798 году мужской монастырь упразднен, восстановлен лишь в 1903 году как женский монастырь и вновь — в 1917 году — закрыт.
С 1924 года монастырь становится музеем, ныне это филиал Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В конце XX века часть зданий Ферапонтова монастыря вновь передана Русской православной церкви. (Даты указаны в соответствии с текстом: Ферапонтов монастырь // Российский энциклопедический словарь. В 2 кн. Кн. 2. Н—Я. — М.: Большая российская энциклопедия, 2001. — С. 1665.)
П. Н. Зырянов
Из книги «Русские монастыри и монашество
в XIX и начале XX века» 4
...Прославленные фрески Дионисия в Ферапонтовом Белозерском монастыре могли погибнуть в любой момент — раз и навсегда.
Ферапонтов монастырь был основан в 1398 году. Через сто лет здесь построили собор Рождества Богородицы, который в 1500—1502 годах расписан был Дионисием. Солнечный хоровод его фресок, чудесным образом сохранивших свой блеск и свежесть в течение веков, стал уникальным памятником древнерусской живописи. Нигде более не дошла она до нас в такой полноте и первозданности.
Но в 1798 г., ровно через 400 лет после основания, Ферапонтов монастырь был упразднен. Собор Рождества Богородицы стал приходской церковью. Бедные русские крестьяне, ставшие его прихожанами, уберегли знаменитые фрески, но на ремонт здания у них денег не было. В 1898 г., в год 500-летия Ферапонтовой обители, в Синод поступило ходатайство о ее возобновлении. В 1904 г. монастырь был восстановлен — теперь уже как женский. Число его насельниц вскоре дошло до ста. Они жили в скудости и трудах, едва умудряясь сводить концы с концами. В монастырском храме по-прежнему сияли знаменитые фрески, но здание, не ремонтированное около 200 лет, пришло в крайнюю ветхость и грозило рухнуть. Монастырь же не имел ни малейших средств на ремонт. Епархиальные власти мало интересовались уникальным памятником, пока на новгородскую кафедру не взошел архиепископ Арсений (Стадницкий). По его инициативе 27 мая 1912 года, в день памяти преподобного Ферапонта, основателя монастыря, был объявлен всероссийский тарелочный сбор на восстановление древнего храма. Собранных средств хватило лишь на проведение неотложных работ по укреплению и подводке фундаментов, переустройству полов и замене балок. Для обеспечения дальнейших работ на апрель 1914 года был назначен новый тарелочный сбор.
Едва ли в лучшем состоянии находился в те годы и расположенный в 20 км от Ферапонтова Кирилло-Белозерский монастырь. Некогда грозные стены и башни, отразившие несколько нападений поляков и литовцев, оседали и разрушались, местами превращаясь в груду кирпичей. В особенно плачевном состоянии находилась линия вдоль берега озера. Одна из башен уже вполне явственно грозила упасть на его дно. «Грустно видеть, — писал архиепископ Арсений, — как безвозвратно гибнет самобытное творчество русского народа... Не враг разрушает памятники нашей истории и славы, а мы сами — своим невниманием, непониманием важности прошлых жизненных явлений».
Г. П. Федотов
Северная Фиваида 5
Преподобный Сергий вошел в историю русской церкви, окруженный сонмом своих святых учеников. Одни из них остались местночтимыми в созданной им лавре, другие достигли общерусского почитания. <...>
До одиннадцати учеников преподобного Сергия явились, в большинстве случаев еще при его жизни, основателями монастырей. Все они святые, и все несут заветы преподобного Сергия в разные концы Русской земли. Троицкая лавра в этом первом поколении ее иноков сделалась центром духовного лучеиспускания огромной силы. Правда, уже в следующем поколении богатый, осыпанный милостями московских государей, столь близко связанный с великокняжеской столицей монастырь перестает давать и святых, и новые монашеские колонии. Но многие из основанных им обителей сами делаются центрами лучеиспускания, духовными митрополиями. Через них живая преемственность св. Сергия сохраняется в русской святости по крайней мере до конца XV столетия.
По двум направлениям бежит этот духовный поток из Троицы Сергия: на юг, в Москву, в ее городские и подмосковные монастыри, и на север, в лесные пустыни по Волге и в Заволжье. Значение этих двух направлений не только географическое: с ними связано, как увидим впоследствии, раздвоение двух основных путей русской духовной жизни.
<...> Среди собеседников преподобного Сергия знаменитейшими северными подвижниками явились св. Кирилл и Ферапонт Белозерские, Дмитрий Прилуцкий (близ Вологды), Стефан Махрищский (в тридцати верстах от Троицы Сергия), который был основателем и второго, Аннинского, монастыря в Вологодском уезде. Для большинства монастырей, связанных так или иначе с преподобным Сергием, характерно их посвящение имени Пресвятой Троицы.
Преподобный Кирилл († 1427) был величайшим из подражателей Сергия, и мы имеем содержательное его житие, составленное Пахомием Сербином по свежим воспоминаниям, собранным в Кирилловом монастыре. Ввиду исключительного почитания, которым пользовался в Древней Руси белозерский игумен, почти забытый в настоящее время, напомним здесь основные черты его жития.
Природный москвич, Кузьма (его мирское имя) в молодости служил в доме у родственника своего, боярина Тимофея Вельяминова, в качестве казначея. Такова была древняя тяжесть власти боярина над домочадцами, что, несмотря на влечение к монашеской жизни, Кузьма не мог найти игумена, кто бы решился постричь его. Только Стефан Махрищский, друг преподобного Сергия, в одну из своих побывок в Москве облек его в рясу и принял на себя вспышку хозяйского гнева. В конце концов боярин уступил, и Кузьма окончательно постригся под именем Кирилла в Симоновом монастыре, незадолго до этого основанном преподобным Сергием: здесь и игуменствовал Феодор, племянник Сергиев.
Начинаются иноческие труды: пост, молитва, труды на хлебне и на поварне. Бесы пугают, но не выдерживают имени Иисусова. Крайности аскезы умеряются послушанием. Это первое из сохранившихся русских житий, где подчеркивается значение послушания. Новоначальный Кирилл поручен старцу, который запрещает поститься сверх сил; заставляет вкушать пищу не через два-три дня, как хотел Кирилл, а вместе с братией, лишь не до сытости. Тем не менее Кирилл находит возможность изнурить себя: после ночной молитвы он едва не падает от голода.
К этим годам относятся и встречи с преподобным Сергием. Бывая в Симонове у своего «братанича», старец, к удивлению Феодора и братии, прежде всего заходил в хлебню и беседовал с Кириллом часами «о пользе душевной». Подобно некоторым древним русским инокам, Кирилл временно принимал на себя подвиг юродства, «утаити хотя добродетель». Не знаем, в чем заключались его поступки, «подобные глумлению и смеху», за которые настоятель сажал его на шесть месяцев на хлеб и на воду. Кирилл только радовался, что постится не по собственной воле.
Кроме послушливости Кирилл еще обладает особым даром умиления. Он не может даже хлеба вкушать без слез. Востосковавшись по безмолвию, ради того же умиления, он, по милости Пречистой, переведен с поварни в келью писать книгу. Но замечательно, что новый труд не принес ему того умиления, которого он ожидал, и он вернулся к своей печи.
Поставленный в архимандриты, он немедленно оставляет настоятельство и затворяется в келье. Зависть нового архимандрита, недовольного стечением народа к Кириллу, заставляет его оставить монастырь. Сперва он безмолвствует в Старом Симонове (в Москве), потом замышляет уединиться «далече от мира». Преподобный Кирилл имел особое усердие к Божией Матери. Однажды ночью, за акафистом, он слышит ее голос: «Кирилл, выйди отсюда и иди на Белоозеро. Там я уготовала тебе место, где можешь спастись». Отворив окно кельи, он видит огненный столп на севере, куда призывает его Пречистая.
Симоновский монах Ферапонт, уже побывавший на Белоозере, сопровождает Кирилла в заволжскую страну, где наконец в чаще леса, окруженной со всех сторон водой, преподобный узнал показанное ему Богоматерью «зело красное» место. Но Ферапонт не вынес «тесного и жестокого» жития и устроил себе монастырь в пятнадцати верстах от Кириллова.
Одинокие труды преподобного Кирилла протекали не без опасностей: раз его сонного чуть не задавило упавшее дерево. Расчищая бор для огорода и запалив хворост, он устроил лесной пожар, от которого едва спасся. Когда к нему уже стали стекаться ученики: два окрестных мужика да три монаха из Симонова, — один боярин подослал разбойников ограбить скит, предполагая, что бывший архимандрит Симоновский принес с собой большие деньги. Еще раньше пытался поджечь келью сосед-крестьянин. В житиях XV и XVI веков постоянно встречаемся с нападениями на отшельников со стороны местных землевладельцев — крестьян и бояр. Обыкновенно мотивом является страх поселенцев лишиться земли, которая по княжескому указу может быть передана в дар монастырю. Такие опасения были небезосновательны.
Маленькая деревянная церковь в новом монастыре освящена во имя Успения Божией Матери — знак особого почитания Богоматери, как и связи с Москвой (Успенский собор и церковь в Симонове). В своем монастыре преподобный Кирилл осуществил строгое общежитие, как оно практиковалось в сергиевских обителях: быть может, у Кирилла устав соблюдался крепче, чем в других местах. Монахи не могли иметь по кельям даже воды для питья. Все совершалось по чину, «по старчеству», в молчании: и в церкви, и в трапезной. На молитве у Кирилла «нози яко столпие»: никогда не позволял он себе прислониться к стене. Однажды он сделал выговор ученику своему, св. Мартиниану, который после трапезы зашел в келью к другому брату «за орудием». Напрасно Мартиниан с улыбкой оправдывался: «Пришедшу ми в келью, к тому не могу изыти»6. Кирилл поучает его: «Сице твори всегда. Первое в келью иди, и келья всему научит тя»7. В другой раз, увидев румяное — «червленое» — лицо любимого ученика Зеведея, он укоряет его за «непостническое, мирское лицо, паче упитивающихся»8. О наказаниях, налагаемых игуменом, мы не слышим. По-видимому, духовный авторитет Кирилла был достаточен и непререкаем. Призывая к посту, он, однако, на трапезе предлагает монахам «три снеди» и, заглядывая на поварню, заботится, чтобы братьям было «утешение»; и сам помогает поварам, вспоминая симоновское свое послушание. Зато мед и вино было строго изгнаны из монастыря. Это особенность Кириллова устава, перенесенная и в Соловецкий монастырь. Не суровость, но уставность — вот что отличает жизнь в монастыре св. Кирилла.
Сам игумен ходит, как и Сергий, в «разодранной и многошвенной рясе» и так же кроток к своим обидчикам. Ненавидящему его иноку он говорит: «Все соблазнились обо мне, ты один истинствовал и понял, что я грешник»9. Нестяжательность у Кирилла выражена еще ярче, чем у Сергия. Он не позволяет монахам даже ходить к мирянам за милостыней. Он отклоняет все дарственные села, предлагаемые ему князьями и боярами, с принципиальным обоснованием: «Аще села восхощем держати, болми будет в нас попечение, могущее братиям безмолвие пресецати»10. Однако от приносимой милостыни не отказывается. Бедный при нем монастырь не может развивать широкой благотворительности. Но преподобный настаивает на служении любви, и о ней говорят как его многочисленные чудеса, так и оставшиеся от него послания князьям. Князю Андрею Можайскому он пишет: «А милостыньку бы есте по силе давали: понеже, господине, поститись не можете, а молитися ленитесь: ино в то место, господине, вам милостыня ваш недостаток исполнит»11. В своих посланиях к князьям — московскому и удельным св. Кирилл с кротостью и простотой русской полукнижной речи внушает идеал справедливости и человечной власти. Великого князя он просит помириться с суздальскими князьями: «Посмотри... в чем будет их правда перед тобою». А можайскому князю он предлагает целую правительственную программу: здесь и неподкупность суда, и отмена корчемничества и таможен, но вместе с тем и наказание «татей», и «уймание» людей от сквернословия, и ревность о храмовом благочестии. Поставленный от Бога и призванный к воспитанию людей в благочестии, князь еще не самодержец, и ничто не указывает на возможность его власти над церковью и духовными людьми. Твердая, хотя и кроткая независимость к сильным мира сего характеризует как преподобного Кирилла, так и всю его школу.
О внутренней, духовной жизни святого мы знаем чрезвычайно мало. Нет данных, позволяющих считать его мистиком. Можно лишь отметить усердное почитание Богоматери и дар постоянных религиозных слез как две личные черты кирилловой религиозности.
Завет нестяжательности был нарушен в монастыре св. Кирилла тотчас же по смерти его основателя. Кириллов вскоре сделался богатейшим вотчинником северной Руси, соперничая в этом отношении с Сергеевым. Но общежитие и строгая уставная жизнь сохранились в нем до середины XVI века, когда религиозная жизнь подмосковной обители была давно уже в упадке. Вот почему Кириллов монастырь, а не Сергиев явился в XV и XVI веках центром излучения живой святости, параллельно с основанием монашеских колоний.
Мы видели, что друг и сподвижник Кирилла св. Ферапонт основал свой монастырь в пятнадцати верстах от него. Вторым настоятелем здесь был св. Мартиниан, любимый ученик и келейник св. Кирилла, долгое время игуменствовавший и у Троице-Сергия. Ферапонтов монастырь со своей иконной росписью мастера Дионисия является драгоценнейшим музеем русского искусства. Стены и башни этого монастыря, равно как и Кириллова, разросшегося со своим посадом в целый город, представляют один из лучших архитектурных ансамблей Древней Руси. В XV столетии это была святая земля пустынножителей. Вокруг больших обителей строились скиты и хижины отшельников, учившихся безмолвию и хранивших нестяжание как один из главных заветов преподобного Кирилла.
Николай Рубцов Ферапонтово В потемневших лучах горизонта Я смотрел на окрестности те, Где узрела душа Ферапонта Что-то Божье в земной красоте. И однажды возникло из грезы, Из молящейся русской души, Как трава, как вода, как березы, Диво дивное в русской глуши! И небесно-земной Дионисий, Из соседних явившись земель, Это дивное диво возвысил До черты, небывалой досель... Неподвижно стояли деревья, И ромашки белели во мгле, И казалась мне эта деревня Чем-то самым святым на земле... Сергей Орлов Старая фреска Повстречались мы на заре Белой ночью в веке двадцатом. На кольчужном их серебре След зари блестел розоватый. Копья, словно солнца лучи, Были в их ладонях зажаты, А у бедер остры мечи И щиты у плечей покатых. Лица юны, добры, строги, И ни злобы в них, ни печали, Будто их на пути враги Смертью лютою не встречали. Будто виделся им другой Мир прекрасный в подлунном лоне. Белой радугою-дугой Тонконогие гнулись кони. Перезванивали стремена, Пела в облаке птаха где-то, И ни дали, ни времена Были здесь ни при чем при этом. Молвь людская и конский дых Плыли в белом льняном просторе... И застыл я, смирен и тих, На вечерней заре в притворе. И стоял я, видя не храм, — Где-то лес палило пожаром, Города по крутым холмам Купола вздымали к стожарам. Сосны в кронах качали дожди, Солнце в синих катилось высях. Голос был мне. Он звал: входи, Это я зову, Дионисий. 1971 |