Даршан Шрилы Гурудева в N.-ском храме России
Шрила Гурудева: Итак, вы хотите уйти от тех, с кем Прабхупада жил, с кем он строил это движение… Но что вы получите вне ИСККОН, что вы там найдете? Према-бхакти? В ИСККОН можно найти все, однако, если вы не можете стать хорошими преданными здесь, если вы так легко отказываетесь от этой совершенной милости и пытаетесь присоединиться к другой семье, то как вы сможете стать хорошими преданными в Гаудия Матхе? Вот мой вопрос. На их месте я бы вас никогда не принял.
Если вы не можете проявить верность, свойственную садху, если вы запросто пинаете в сторону эту милость, у вас едва ли есть какое-то представление о взаимоотношениях гуру и ученика. В этом-то и беда. В этом, а не в Гаудия Матхах. Я не против Гаудия Матхов, но я – человек Прабхупады, и я думаю: до чего же вы докатились. Ваша беда в том, что вы очень слабо понимаете – фактически, совсем не понимаете – взаимоотношения гуру и ученика. Ваше представление об этих отношениях основано на сантиментах. Это выглядит так: перед вами появляется кто-то, на вид лучше вашего гуру, вы отказываетесь от прежнего гуру и говорите: перейду к этому… а, нет…вон еще один, а вон еще…” Нельзя отказываться от гуру так легко. Конечно, вы можете это сделать, но Кришна не будет доволен. Даже если вы откажетесь от такого гуру, как я… Он не будет доволен…
Я не отпущу вас. Даже если мои дети полностью сбиты с толку, находятся в иллюзии, даже если они плюют мне в лицо, я никогда не отпущу их. Но если вы хотите отвергнуть меня – то есть, отвергнуть мои наставления – Господь с вами. Пусть Он защитит вас. Ваше решение зависит только от вас. Но сам я никогда вас не отпущу. Даже если вы совершенно перестанете слушаться, сойдете с ума или что угодно еще – я никогда вас не отпущу.
|
Если вы хотите нарушить этот договор и перейти в Гаудия Матх, вы можете это сделать. Но знайте: ни один вайшнав никогда не отвергнет своего гуру. Если вы считаете, что я недостаточно развит, чтобы наставлять вас, я могу это понять. Может быть, для вас это очевидно. Но у меня есть много духовных братьев, которые гораздо более совершенны, чем я, и если вы считаете, что вам нужны более глубокие наставления, более серьезное общение, идите к Джаяпатаке Свами, к Ниранджане Свами, к Бхакти Чару Махарадже, к Гирирадже Свами. Они гораздо совершеннее меня.
В книге Нарахари Саракара «Кришна бхаджанамрита», которая была написана вскоре после ухода Господа Чайтаньи, говорится, что если гуру недостаточно совершенен, он может дать ученику разрешение общаться с другими, более совершенными, гуру, принимать их наставления. На это я могу согласиться. Я был бы очень рад, если бы так случилось, потому что единственное, чего я хочу, это вашего духовного прогресса. Мне самому не нужны тысячи учеников… Но я выполняю свои обязанности и делаю это лишь потому, что однажды вы спросили меня, можете ли вы стать моей ученицей. Я дал вам время подумать, вы подумали. И когда я спросил, будете ли вы, следуя моим наставлениям, соблюдать все правила и заповеди, вы сказали: Это вечные взаимоотношения, их невозможно разрубить так просто, мне бы такое даже в голову не пришло, но если вы думаете, что вам нужно нечто большее, я отправлю вас к тем людям, котoрые приведут вас к Прабхупаде.
|
Я вовсе не считаю, что способен освободить своих учеников из круговорота материального бытия – кто я такой?.. Но я знаю тех, кто способен освободить всю вселенную. Я знаю таких людей, я постоянно отправляю к ним своих учеников. И если кто-то рождается в Индии и принимает посвящение от Бхакти-прамода Пури Махараджи, действует то же принцип. Вы знаете, что бы я сделал, если бы кто-то отверг Бхакти-прамода Пури Махараджу и пришел бы ко мне: «Индрадьюмна Свами, я хочу получить от Вас посвящение»? Я бы сказал: «Убирайся отсюда подальше, чтобы я лица твоего больше не видел в этой жизни!»
Вы приняли посвящение от духовного учителя-вайшнава, и теперь вдруг приходите сюда и хотите отвергнуть его. Вы не желаете больше общаться со своим духовным учителем, а ищете чего-то нового? Такого никогда не должно быть! Я не хочу даже слушать вас!
Забудьте о различии ИСККОН и Гаудия Матхов, о разных философских выводах. Мы уже об этом говорили. Прабхупада сказал: “Нам не стоит близко общаться с ними”. Есть такая пословица: чем выше заборы, тем лучше соседи.
Впрочем, если кто-то хочет отвергнуть своего гуру… Вы хотите отвергнуть меня. Чтобы отправиться к Пури Махарадже, в Гаудия Матх, вам придется отвергнуть меня, потому что я не разрешаю вам этого делать… Потому что мой духовный учитель МНЕ сказал не делать этого.
Я побывал в Матхе Шридхары Махараджи и рассказал об этом Шриле Прабхупаде. Шрила Прабхупада страшно разгневался. “Зачем ты ходил в этот Матх? – спрашивал он. – Если они хоть что-то скажут не так как я, настанет полный хаос!” Мы были взрослыми, нам было по 20 лет – и мы рыдали, как дети. И вы думаете, я разрешу ВАМ сделать то, что Прабхупада запретил МНЕ? Кроме того, если преданный отвергнет своего духовного учителя, его никакой другой вайшнав не согласится принять. Если вы родились в ИСККОН, оставайтесь в ИСККОН, и вы вернетесь обратно к Богу. Если вы первоначально присоединились к Гаудия Матху, то оставайтесь в Гаудия Матхе, возвращайтесь к Богу, будьте хорошей преданной. Но вы-то – не из Гаудия Матха, вы из ИСККОН. Вы – внучка Прабхупады и ваш муж тоже внук Прабхупады.
|
Что бы вы о себе ни думали, вы просто обусловленные души. Постарайтесь смотреть на это так, как хотел Прабхупада. А чтобы узнать, что именно говорил Прабхупада, спросите сыновей Прабхупады. Не нужно слушать каких-то русских преданных, которые приняли санньясу в Гаудия Матхе и носят свою палку, как настоящие санньяси. Если вы хотите слушать о Прабхупаде, спросите меня. Благодаря милости Прабхупады я получил рождение, в общении с Прабхупадой я вырос, рядом с Прабхупадой совершал свои ошибки, Прабхупада меня ругал, и благословлял меня Прабхупада…
Если я ошибусь, меня поправят мои духовные братья. Могу сказать совершенно открыто: я не являюсь чистым преданным и никогда не говорил своим ученикам, что я – чистый преданный. Я никогда не думал о себе, что стал чистым преданным. Но я изо всех сил держусь за Прабхупаду. Он возвращается к Богу, и если мои ученики будут держаться за меня, они тоже все получат. Это и есть гуру-парампара. Вы уже обрели сoвершенную милость, но не понимаете этого, потому что вы слепы, потому что ваше зрение затуманено желаниями.
Сами вы не в состоянии ничего разглядеть, поэтому вам нужен духовный учитель, который расскажет вам, что к чему. Вот где кроется ваша ошибка, и я с самого начала лишаю вас возможности продолжать совершать эту ошибку. Вы говорите, что уже приняли определенное решение, сделали определенные выводы, составили определенные планы, и сейчас хотите получить мое разрешение. Так вот, я не разрешаю вам делать то, что вы задумали, потому что вы пытаетесь телегу поставить впереди лошади. Вы пришли мне что-то рассказать, вместо того, чтобы спросить. Вы приняли решение и надеялись, что я смогу подтвердить ваше решение, но в духовной жизни так не делается.
Вы бы могли спросить меня: “Гуру Махараджа, что такое Гаудия Матхи?” Я уже объяснял вам это, поэтому я сказал бы вам: “Выражайте почтение этим возвышенным вайшнавам, потому что, если вы совершите оскорбление, то вы, естественно, падете. Однако нам не следует иметь с ними вообще ничего общего, не надо с ними близко общаться, слушать их.”
Ваш гуру, Харикеша Свами, был очень строгим проповедником Сознания Кришны. Он совершил ошибку, и мы молимся о том, чтобы эта ошибка была исправлена, чтобы он поправился… Но если бы Харикеша был сейчас здесь, и если бы он был в нормальном состоянии, как прежде, – он просто бы накричал на вас. Он – в высшей степени разумный прoповедник Сознания Кришны. И он кричал бы на вас: “Уйти из ИСККОН? ИСККОН – это Прабхупада, негодяи!” Любой из нас защищал бы ИСККОН также, как и Харикеша Свами. Но сейчас по какой-то причине он сбит с толку… Мы не можем следовать наставлениям человека, находящегося в таком состоянии, но я молюсь о том, что бы он выбрался из этого состояния, приняв прибежище у своих духовных братьев.
Он хочет уйти из ИСККОН, вы хотите уйти из ИСККОН – вот таким образом Майя разрушает наше движение. Шрила Прабхупада сказал: “Ничто не может разрушить ИСККОН, кроме внутренних конфликтов и неправильного понимания”. Это Майя. Вот и Харикеша… попал под влияние иллюзии. Сейчас мы не можем следовать ему, давайте молиться о том, чтобы он поправился и вернулся к своему служению, потому что он – один из величайших духовных учителей ИСККОН. Но неужели вы настолько глупы, чтобы поддерживать его иллюзию? Если сейчас он сбит с толку, то зачем это поддерживать? Вообще-то он очень разумен, я уверен в этом. Придет время, когда он вернется в нормальное состояние и будет смеяться над тем, что происходит сейчас. Тоже самое и с вами. Это просто еще одно проявление Майи. Никогда не покидайте стоп-лотосов своего духовного учителя. И даже думать не думайте, что вы рaзумнее своего духовного учителя.
Итак, вот мой ответ на ваш вопрос: я не позволяю вам уйти в Гаудия Матх. Я НЕ ПОЗВОЛЯЮ ВАМ УЙТИ В ГАУДИЯ МАТХ. Никогда не оскорбляйте Гаудия Матхи, выражайте им свое почтение, но… Не надо даже думать: стоит или не стоит уходить. Вы – внучка Прабхупады. Мое наставление вам такое: если вас спросят, кто вы такая, скажите, что вы – внучка Прабхупады. Хорошо? И если кто-то спросит, кто ваш духовный учитель, скажите, что ваш духовный учитель – Индрадьюмна Свами, который милостиво принял вас в ученики для того, чтобы научить чистой преданности Прабхупаде.
Если же кто-то вам говорит: “Почему бы вам не перейти к нам? У нас здесь более подходящая атмосфера для духовного прогресса”, – вы отвечайте: “Нет, ИСККОН – движение моего дедушки”. Как верная жена, которая никогда не думает о других мужчинах. Хотя вокруг много других мужчин, она все рaвно должна думать только об одном. Может быть, есть и другие авторитетные сампрадаи, но вы – внучка Прабхупады. Хотя его духовные братья тоже авторитетны, вы все таки принадлежите к ИСККОН. Может быть, они авторитетны, – но вы родились благодаря милости Шрилы Прабхупады и его духовного сына, Индрадьюмны Свами. Вы никогда не должны уходить от своего мужа: вы замужем за хорошим преданным. Шри Говинда – тоже ничего парень, но Вам не стоит уходить от своего мужа. Если бы вы начали думать о Шри Говинде, вам потом самой стало бы тошно. А знаете, кому еще стало бы тошно? Вашему мужу. И если преданные в ИСККОН ведут себя подобным образом, вы знаете, как больно это Прабхупаде? Вы знаете, какую вы причиняете Шриле Прабхупаде боль? А представляете ли вы, как больно все это терпеть мне? Ко мне приходят мои ученики и говорят: я хочу поменять… я хочу уйти из одного лагеря в другой…
Я буквально убиваю себя, буквально разрушаю себя ради своих учеников. Я уже чуть не умер однажды. Вы знаете, как тяжело мне приходится? Я путешествую по всему миру только ради вас… Впрочем, об этом мы сейчас не будем говорить.
Вы – внучка Прабхупады, ваш муж – внук Прабхупады, это движение – движение Прабхупады. Держитесь покрепче за ИСККОН, решайте проблемы, которые есть в ИСККОН, служите Прабхупаде, а с членами Гаудия Матхов мы встретимся в духовном мире. Но от наставлений Прабхупады мы не имеем права отклониться даже на дюйм. Не пытайтесь постичь путь духовного учителя. Если Прабхупада говорит: общайтесь с Гаудия Матхами”, – не нужно даже и думать, почему Прабхупада это говорит. Это не ваше дело. Это дело Прабхупады на его уровне с его духовными братьями. Это другая эра, другой век… Поэтому Прабхупад сказал: “Пожалуйста, не общайтесь с ними…”
Муж (М): Я не знаю с кем общаться
Шрила Гурудева: Вот я Вам и говорю: нужно общаться с ИСККОН.
М: С КЕМ здесь общаться?
Шрила Гурудева: Преданных немало… Вы в каком храме живет?
М: В N.-ском.
Шрила Гурудева: Здесь так много преданных, Дасанудас дас, например…
М: Но они… Их общество меня не устраивает.
Шрила Гурудева: Это значит, что вы просто не знаете, чего ищете.
М: Я ничего не ищу…
Шрила Гурудева: Если для Прабхупады это нормально, это нормально и для вас. Позвольте мне сказать. Когда Прабхупад был здесь, едва ли мы, ученики его, были столь развитыми, как, например, Дасанудас Прабху. Мы были не очень возвышенными преданными, мы были просто хиппи с улицы. Но поскольку мы согласились петь Харе Кришна и следовать четырем регулирующим принципам, Прабхупада решил, что это прекрасное общество. Он никогда не мечтал, чтобы ему привезли каких-нибудь особенных преданных из Индии. Он верил в то, что его ученикам все удастся. На каком бы уровне Сознания Кришны они не находились, он верил, что у них все получится. Он никого не звал на помощь.
Он оставил нас вместе со своими наставлениями в Сан-Франциско и в других городах и сказал: “Просто повторяйте мантру, и это принесет успех в духовной жизни”. Мы редко виделись с Прабхупадой – может быть, раз в год. Но он считал, что общения его учеников – духовных братьев – друг с другом, достаточно для их духовного развития. Почему этот принцип нельзя применить к вам?
Конечно, многие преданные пока не имеют опыта, но даже час общения с одним преданным-неофитом гораздо благоприятнее, чем общение с миллионом карми. Это замечательные преданные. На прошлой неделе я мог поехать куда угодно, в любую точку планеты, у меня был выбор. И куда я поехал? Я поехал в N.. Потому что здесь замечательная семья, очень теплая семейная обстановка, хорошие руководители. Я приехал сюда не только для того, чтобы давать свое общество, я приехал сюда, чтобы получить общение.
Я с удовольствием общаюсь даже с детьми, которые повторяют Харе Кришна. Знаете, чегo я жду от этого общения? Я надеюсь осознать, что я – не тело. Если я достигну такого осознания, то это будет означать, что я действительно духовно усовершенствовался. Что же касается понимания глубоких, сокровенных игр Кришны, то я не знаю, удастся ли мне постичь их в этой жизни. Но я надеюсь, что в конце этой жизни, без остатка посвященной преданному служению, когда я буду умирать, ПОЛНОСТЬЮ отдав свои силы Прабхупаде, вот тогда, я надеюсь, Кришна благословит меня таким пониманием. Если же я не обрету его – что ж, я могу родиться еще раз и вновь попробовать обрести это понимание в следующей жизни.
Вы говорите, что здешние преданные вам не подходят. Может быть, проблема в вас? Может быть, вы слишком хороши для них? Я не хочу ругать Вас, я просто спрашиваю: может быть, вы слишком хороши для них? Может, вы слишком совершенны, чтобы общаться с ними?
М: Я просто хочу более глубокой духовной жизни…
Шрила Гурудева: Что же может быть глубже, чем повторение Харе Кришна в обществе преданных? Что за благо вы рассчитываете получить от общения с теми, кто сейчас в Гаудия Матхах? Да ведь это люди, ушедшие из ИСККОН. Совершенно очевидно, что Пури Махарадж – весьма совершенная личность. Но как вы будете общаться с ним, когда он покинет этот мир? То же и с Прабхупадой, в ИСККОН. Вы общаетесь с его учениками, с его преданными. Думаете, с Прабхупадой невозможно общаться в N.? Или в N. Прабхупады нет?
Кришна говорит: “Меня не найти на Вайкунтхе, Меня не нaйти в сердце йога, но Я всегда присутствую там, где Мои преданные славят Меня”. Это трансцендентальный феномен. Кришны нет на Вайкунтхе, но Он присутствует здесь. То же верно и для Прабхупады. В “Чайтанья Чаритамрите” Прабхупада говорит, что преданный всегда живет в своих божественных наставлениях, и его последователи находят прибежище в них.
Однажды я написал Прабхупаде: тоскую по Вас”. Прабхупада ответил: тоже тоскую по своему Гуру Махарадже. Но я всегда чувствую, что он заботится обо мне и защищает меня”. В N.. Прабхупада присутсвует, потому что преданные изо всех сил стараются следовать его наставлениям, и если вы будете общаться с этими преданными, вы тоже почувствуете присутствие Прабхупады. Если вы не понимаете этого принципа, то, отправившись в Гаудия Матх, вы не найдете там ничего, кроме все тех же переживаний, потому что это вселенский принцип, один для всех вайшнавов. Пури Махараджа очень стар и, к великому сожалению, скоро уйдет. Как же его последователи будут общаться с ним? Большинство из них – неофиты. У него есть несколько очень развитых учеников, но большинство его последователей – молодые бенгальские ребята, а также семьи, преданные, ушедшие из ИСККОН. Принцип не меняется. Как же вы будете общаться с такими неопытными преданными? Своими аргументами они пользуются для того, чтобы ввести людей в заблуждение и оторвать их от Шрилы Прабхупады. Сами они не в состоянии создать новых преданных, потому что не могут преодолеть влияние Кали-юги.
Но я предпочитаю приезжать сюда, к этим преданным-неофитам. Может быть, от них я не смогу получить глубочайшее понимание любви к Богу, но, тем не менее, я приезжаю сюда. Так кто в заблуждении – я или вы? Всех, кто приходит на мои фестивали, я считаю вайшнавами, я люблю их – Шри Говинда вам расскажет… Я отношусь к ним не как к обычным людям. Я очень хочу общаться с ними: они пришли к Кришне. А вы, значит, не можете общаться с N.-скими преданными? Я души не чаю в N.-ских преданных: благодаря общению с ними я помню о Кришне. А вы считаете, что от них вы ничего глубокого не можете получить. Так кто же неправ: я или вы?
Я утверждаю, что у вас неправильное умонастроение, что вы утвердились в неправильном умонастроении, оскорбительном по отношении к вайшнавам. Я говорю это просто, как врач пациенту. Вам нужно удалить эту раковую опухоль из вашего сердца. Я утверждаю, что от общения с прeданными – с любыми преданными: из N.. или Ростова, Пекина или Аляски – вы сможете получить все необходимое для достижения любви к Богу, потому что преданные являются воспреемниками милости Прабхупады. Если бы Прабхупада не прикоснулся бы к ним своей лотосоподобной рукой, ничего бы не было. Если бы они не получили милости чистого преданного Господа, как смогли бы они отказаться от вcех своих глупостей, от греховной деятельности? Это особенные люди, и если бы вы получили хотя бы каплю их прекрасных качеств, можно было бы сказать, что вы очень удачливые люди. Однако вы считаете себя более развитыми, чем они. Вот в чем беда.
М: Я так не считаю.
Шрила Гурудева: Нет, считаете. Ведь вы говорите, что не можете получить от них любовь к Богу. У вас действительно есть что-то большее, чем у них? А Вы – обладаете ли вы чем-то большим, чем они?
М: Я про свои личные качества не говорю.
Шрила Гурудева: Зато Я вам говорю, какое положение вы занимаете. Я очень радуюсь, когда мне говорят, кто я такой, когда духовные братья указывают мне на мои недостатки, чтобы я смог улучшить себя как преданный. Потому что это качество – пратиштха, т.е. самомнение – очень глубоко коренится в сердцах всех начинающих преданных. Но я все-таки думаю, что вы – хороший преданный. В противном случае Вы не стали бы сидеть и слушать все эти малоприятные вещи, которые я Вам говорю. Я думаю, вы искренний преданный, но сейчас Вы сбиты с толку, и вам нужна помощь. В этом нет ничего удивительного, ведь в вашей жизни произошла такая трагедия… Мне тоже очень больно…
Я очень хорошо понимаю вас. Я знаю, что многие ученики Харикеши находятся в таком же положении, как вы: они сбиты с толку, разочарованы и хотят куда-то бежать, чтобы найти кров. Поэтому-то я сейчас и проповедую вам. Я должен был читать лекцию, там собралось 300 преданных, и, тем не менее, я остался здесь и проповедую вам. Почему? Потому что вы искренний человек, но у вас случилось несчастье, и вы сбиты с толку. Являясь представителем вашего духовного учителя и будучи его другом (ведь Харикеша – мой дорогой друг), я говорю вам то же, что сказал бы он сам, будь он сейчас в нормальном состоянии. И вы сможете получить те же самые наставления от всех преданных ИСККОН, независимо от того, на каком уровне понимания Сознания Кришны они находятся. Я, кажется, сделал некоторые успехи в Сознании Кришны, немножко развился за последние 32 года. Кажется, я несколько продвинулся. Как я это сделал? Я сделал это, общаясь с неопытными преданными, потому что когда я присоединился к ИСККОН в 69-ом году, мы были просто мальчишками с улицы, но я все-таки сделал некоторые успехи, потому что я жил с этими неофитами. А знаете, почему я прогрессировал, общаясь с неофитами? Потому что это – наставления Прабхупады: общаться друг с другом, повторять Харе Кришна, читать Бхагаватам, поливать Туласи. Следуя этому принципу, разделяя с преданными эту деятельность, занимаясь всем этим вместе, мы достигаем совершенства. Никогда в истории ИСККОН Прабхупада не говорил: “Уезжайте куда-то и ищите более прогрессивного общения”. Прабхупада говорил: “Оставайтесь в Нью-Йорке, оставайтесь в Чикаго, оставайтесь в Атланте”. И вы говорите, что, находясь в таком же положении, не можете найти более глубокого общения? Это противоречит наставлениям Прабхупады, принципам Прабхупады. В 60-е, 70-е годы Прабхупада считал, что храмы ИСККОН вполне подходят для духовного развития. Этот храм находится на том же самом уровне. Вы противоречите философии Прабхупады. Это нездоровое противоречие… Вы считаете, что все преданные здесь – неофиты. Ну и что? Неофиты – это лучше, чем ничего.
Кто главная личность в ИСККОН? Кто присутствует на каждой странице «Бхагавaтам»? Кто нaходится на каждой странице «Чайтанья Чаритамриты»? На каждой странице «Бхагавад-Гиты»? Чье изображение стоит на каждом алтаре в ИСККОН? Чьи наставления проникают повсюду? Прабхупада… Если мы следуем его наставлениям, он счастлив. Если мы в его движении, он счастлив. Служа его миссии, мы получаем его личные благословения. Он везде – в N.., в Ростове… Понимаете? Я пытаюсь помочь вам понять это. Когда я присоединился к ИСККОН, там были совсем неофитские настроения. Я прошел через все это. И вы тоже можете это сделать.
Враджа Лила вернулась к Богу… Вы знаете, кто еще вернулся к Богу, в 1974 году? Джаянанда. А знаете, в каком храме он жил? В храме Сан-Франциско. Вот уж действительно странное местечко… Он старался быть хорошим президентом, но на самом деле менеджер он был никудышный. Когда он давал лекции, он мог говорить только на три темы, да и те едва ли мог объяснить. Одну и ту же лекцию он читал изо дня в день. У него практически не было голоса, пел он ужасно. Но он был привлекательной личностью, он был лучшим учеником Прабхупады, потому что крепко держался за этот храм в Сан-Франциско, в котором было полно сумасшедших и хиппи. Если вы сравните теперешний N. с храмом в Сан-Франциско образца 67-го года, то N. вам покажется Вриндаваном. И знаете, что случилось с Джаянандой? Он вернулся на Голоку Вриндавану и стал близким спутником Радхи и Кришны. Знаете, почему? Потому что он просто изо всех сил старался удовлетворить своего духовного учителя. У Прабхупады он ничего не просил, даже любви к Богу. Он не искал сложного общения, его не волновало, где он – в раю или в аду. Он просто хотел удовлетворить своего духовного учителя. Это секрет Сознания Кришны.
ясья прасадад бхагават прасада
ясья прасадан на гатих куто’пи
Удовлетворяя духовного учителя, мы достигаем полного успеха в Сознании Кришны. Разгневав своего духовного учителя, мы становимся неудачниками. Вы упускаете самое главное. Вы хотите того, Вы хотите этого, Вам нужно то, Вам нужно это. Станьте хорошим учеником. Если Ваш духовный учитель попал в беду, не отвергайте его, молитесь за него. Если у него такие проблемы, молитесь за него. Он столько сделал для Вас! Если сейчас он в беде, молитесь за него.
До тех пор, пока мы не поднимемся до уровня чистого преданного служения, с нами могут случаться разные вещи, мы можем поскользнуться, можем споткнуться и упасть. Бхарата Махараджа находился на уровне бхавы, и все же… Но Прабхупада просил нас стать духовными учителями, он приказал нам. Может быть, у нас в сердцах и есть анартхи, но если мы не будем обращать на них внимания, а будем действовать согласно наставлениям Прабхупады, то станем квалифицированными духовными учителями. По крайней мере, вы сможете от нас многому научиться.
Чтобы научиться даже простым принципам ваидхи-бхакти, вам может потребоваться целая жизнь. Если в этой жизни мы сможем достичь ваидхи-бхакти, это будет большой удачей. Но если у духовного учителя случаются проблемы, не отказывайтесь от него так запросто. Своим ученикам я сказал бы так: если у меня начнутся проблемы, следуйте наставлениям Джи-Би-Си, это высший авторитет в ИСККОН, это желание Прабхупады. Если я уйду, найдите прибежище у Говинды Махараджи, у Гирираджи Махараджи…
Но будь я на вашем месте, я бы сейчас по двадцать часов в день со слезами на глазах молился за своего гуру: Кришна, пожалуйста, спаси моего гуру! Мне бы и в голову не пришло отказываться. Ведь это он дает нам глубину понимания Сознания Кришны, это именно он. Ваш гуру! Все основано на взаимоотношениях гуру и ученика, гуру – это суть и жизнь ученика. Почему вы думаете сейчас о другом?
У вас дети есть? Допустим, был бы у вас ребенок. Представьте, ребенок попадает в страшную автокатастрофу и находится в критическом состоянии в больнице, вы думали бы о чем-то другом? съездить ли нам на Гавайи?”. Нет, вы думали бы только о своем ребенке. “Мой ребенок лежит в больнице… О, Господи, помоги!” Вы сейчас должны медитировать именно таким образом, вы должны думать о том, чтобы ваш духовный учитель смог вернуться в свое нормальное состояние, и тогда вы снова полностью с полной верой сможете служить ему. Но вы думаете: “Что такое, что это с ним случилось? И вообще, что он за человек?” Да, с ним случилась беда. Возможно, из-за дурного общения. Но ведь «Бхагаватам» не осуждает Бхарату Махараджу, хотя у него тоже были проблемы. Будь я на вашем месте, я молился бы об одном: Господи, пожалуйста, спаси моего духовного учителя, ведь это он дает нам глубину понимания Сознания Кришны. А вот если, упаси Боже, проходят месяцы, годы, а он не возвращается к нормальному состоянию, тут уже другой разговор…
Я просто стараюсь направить вас туда, где вы можете найти глубину Сознания Кришны. Я очень рад, что вы ищете глубину, но я говорю вам, ее можно найти и здесь, в каждом храме ИСККОН. Ведь мы следуем наставлениям Рупы Госвами, а кто же обладает более глубоким пониманием, чем Рупа Госвами? Что он сделал? Он дал нам наставления, как достичь глубины. Он дал наставления для неразвитых преданных, как им достичь глубины. И, уж конечно, в ИСККОН немало преданных, которые значительно более развиты, чем вы, и вы можете общаться c ними. Поднимитесь на их уровень Сознания Кришны. К этому времени они достигнут еще больших высот, и смогут еще больше возвысить вас. Не пытайтесь прыгнуть слишком высоко. Постарайтесь оценить те качества, которыми обладают преданные ИСККОН, и молитесь о том, чтобы хотя бы через десять жизней вам удалось подняться до их уровня. Этого достаточно. Просто подняться до этого уровня.
Пури Махараджа, он уже на Вайкунтхе, он уже вернулся домой, к Богу. Я знаю его очень хорошо – он уже там. Но просто приехав к нему вы не достигнете того же уровня прогресса. А вот если вы возвыситесь до уровня анартха-нивритти, покончив с вожделением и завистью, находящимися в вашем сердце, тогда вы можете считать, что достигли успеха в человеческой форме жизни. Общайтесь с преданными ИСККОН, и, если Кришна увидит вашу искренность, то Он, может быть, даст вам прему. Именно так все и происходит, понимаете? Не нужно никуда отсюда уходить, ибо здесь вы можете найти все. Лично я об этом даже и не думаю. Я даже не думаю о любви к Богу, о глубоком понимании Сознания Кришны. Я думаю только об одном: как удовлетворить Шрилу Прабхупаду? Вот и все. Иногда мне приходит в голову идея, что я хотел бы попасть в число возлюбленных Бога, но я никогда не думаю о таких вещах независимо от Шрилы Прабхупады.
Чтобы пожелать чего-то, надо сначала это заслужить. Если Прабхупада захочет, чтобы я пошел на Вайкунтху, я пойду; если Прабхупада захочет, чтобы я вернулся сюда десять миллионов раз и родился в аду, я буду самым счастливым человеком на земле. Если Прабхупада этого захочет. Я знаю философию, я читаю книги Прабхупады, но, достигнув этого уровня, я хочу лишь помогать ему в его служении Радхе и Кришне. Я не помышляю ни о какой независимости от своего духовного учителя. Я просто глупец, я просто забочусь о распространении миссии санкиртаны, потому что когда Прабхупада был с нами, он был полностью поглощен именно этим делом. Таким образом достичь хоть какого-то духовного уровня я могу, лишь делая то, что доставит радость Прабхупаде.
Не беспокойтесь о глубине понимания, возвышенном общении и тому подобных вещах. Все это исходит из Гаудия Матхов – бхаджананди: просто сиди в храме, повторяй мантру. Будьте достойным преданным ИСККОН, идите на улицы, где блуждают обусловленные души, и проповедуйте. Таково умонастроение Прабхупады. Его духовные братья сидели в храмах, звеня в колокольчики, потому что именно таково умонастроение Гаудия Матха: просто сидеть в храме и повторять мантру. А Прабхупада уехал в Америку и до конца жизни распространял Сознание Кришны. Он объехал весь мир. И когда Прабхупада проложил для них широкую красивую дорогу, они вышли из своих храмов и тоже объехали весь мир. А теперь они толкуют о глубоком понимании и возвышенном общении.
Я вам говорю: к черту все это. Просто будьте смиренным слугой своего духовного учителя, служите его миссии. Ваш духовный учитель является ачарьей в следовании наставлениям Прабхупады о распространении книг. Если бы я был учеником Харикеши, я бы сейчас как сумасшедший распространял книги, и молился бы Кришне: “Кришна, посмотри, здесь до сих пор что-то продолжается. Пожалуйста, дай милость моему духовному учителю!” Я не думал бы: “Поеду-ка я в Навадвипу и буду жить там с Пури Махараджей”. Неужели я бы смог оставить духовного учителя в том состоянии, в котором он сейчас находится?! Просто уйти и оставить гуру в иллюзии? А он в иллюзии. Я говорю это открыто, несмотря даже на то, что мне могут пулю в голову всадить за это. Он сейчас в иллюзии. Я тоже впадаю в иллюзию: я же не чистый преданный, – но не в такую глубокую. Если бы я был учеником Харикеши, я просто бы молился Кришне: “Пожалуйста, помоги, это такая важная личность для всех нас! Пожалуйста, уведи эту сумасшедшую женщину от него, очисти его сердце, позволь ему общаться с его духовными братьями! Пожалуйста, верни его под сень Твоих стоп-лотосов!” Я бы не думал о каких-то “более глубоких вещах”. Что может быть глубже, чем гуру? Я молился бы за своего гуру. Так что забудьте о Гаудия Матхах, забудьте о глубоких прозрениях. Ваш гуру находится в опасности; кто будет вести вас, если ситуация не изменится? Гаудия Матхи просто пользуются этой ситуацией. Когда они видят, что преданные ИСККОН находятся в сложном положении, они приезжают со своими дандами и начинают рассказывать что-то очень красивое.
Если бы вы узнали, сколько преданных упало в Гаудия Матхах, у вас бы волосы встали дыбом. Не от экстаза… Молитесь за своего духовного учителя, совершите для него какую-нибудь особую тапасью, проповедуйте, верните его, потому что он нужен вам для того, чтобы утвердиться, обрести более глубокое понимание. Кто может достичь глубины сам по себе?
ясья прасадад бхагават прасада
ясья прасадан на гатих куто’пи
По милости духовного учителя мы обретаем Кришну.
Ваша жена тоже совершает ошибку: она хочет достичь какой-то глубины без общения со своим духовным учителем. Но что это значит – вы оба не знаете. Вы не усвоили еще даже первого урока в Сознании Кришны, урока, который мы получаем по милости духовного учителя.
Мы, однако, не думаем: “Мой гуру только в ИСККОН, а все остальное – ерунда, сборище обманщиков”. А в Гаудия Матхах говорят: “Эти гуру ИСККОН… Западные люди, белокожие…” Можно было бы, конечно, порассказать вам кое-что, но я не буду погружаться в эти склоки. “Западные гуру всегда падают…” А сколько их не пало? Многие из них в полном порядке. Ну, хорошо, я – западный человек, у меня белая кожа. Но моим ученикам нельзя думать, что я – человек с Запада, нельзя обращать внимание на мою светлую кожу. И им не стоит даже думать о том, каким падшим я был прежде, чем стал преданным. Им следует думать: мой духовный учитель родился 23 ноября 1970 года, когда встретился со Шрилой Прабхупадой. Я не это тело, я не с Запада и не с Востока. Я – сын Прабхупады, и я верну своих детей к Прабхупаде. Также и ваш духовный учитель. Так вот, если хотите глубины, держитесь поближе к ИСККОН, держитесь за ИСККОН.
Множество преданных достигли глубины, просто крепко держась за других, неопытных преданных ИСККОН. Множество преданных, множество. Гаури даси, например, рапространитель книг. Вы знаете Гаури даси, которая, находясь на смертном одре, видела Господа Чайтанью? Как вы думаете, куда она отправилась после смерти тела? А ведь она общалась с неофитами Нью-Йоркского храма.
М: Но ведь их единицы – таких, достигших такого успеха.
Шрила Гурудева: Откуда вы знаете? Вы что, настолько развиты, чтобы осознать это? Бхактисиддханта Сарасвати сказал, что если хотя бы один из его учеников стал бы чистым преданным в этой жизни, он бы считал, что его миссия была успешной. Чистый преданный – это большая редкость! Да что говорить о чистой преданности – станьте просто хорошим учеником!
И вот начинается их проповедь: “Войдите в круг возлюбленных Кришны, сакхи или манджари”. Неофиты! Прежде, чем слушать такую философию, избавьтесь от полового влечения. Вы уже вышли уже из-под влияния полового влечения?
М: Я такую философию не слушал, они вообще не проповедуют.
Шрила Гурудева: Ну, это зависит от того, к какому Матху вы отправитесь… У них у всех разная философия, в том-то и дело.
М: Меня просто привлекла литература, книги Бхактивиноды Тхакура.
Шрила Гурудева: Прабхупада не разрешал нам читать даже книги его духовного учителя, Бхактисиддханты Сарасвати! Чтобы понять философию Бхактивиноды Тхакура, нам нужно читать книги Прабхупады. Ачарьи писали свои книги, представляли Сознание Кришны согласно времени, месту и обстоятельствам. Если вы хотите понять философию Бхактивиноды Тхакура, вам нужно прочитать “Бхагавад-гиту, как она есть”, “Чайтанья Чаритамриту” и “Шримад-Бхагаватам” Прабхупады. А вы хотите перепрыгнуть, перескочить через голову ачарий, перескочить через Прабхупаду, перескочить через Бхактисиддханту Сарасвати и отправиться cразу к Бхактивиноде Тхакуру. Это очень опасно. У вас недостаточно квалификации, чтобы читать книги Бхактивиноды Тхакура. Вы что, десять раз изучили все книги Прабхупады? Нет. Поэтому я и говорю, что у вас недостаточно квалификации, чтобы читать книги Бхактисиддханты Сарасвати и Бхактивиноды Тхакура.
В книгах Прабхупады содержится АБСОЛЮТНО ВСЕ. Если вы уже сделали какие-то успехи в Сознании Кришны, вы можете читать эти книги для исследовательских целей, можно обратиться к ним для уточнения, для всяких ссылок. Я знаю эти книги, потому что я пишу книги о Сознании Кришны. Иногда в своих лекциях я цитирую книги Бхактивиноды Тхакура. И знаете, что? Я скажу вам нечто поразительное. В этих книгах я ни разу не нашел ничего такого, чего не было бы в книгах Прабхупады. Я произношу это, как клятву, перед своей дандой, которая является воплощением Вишну, перед своими Божествами. Там могут быть какие-то истории, какие-то другие примеры, но философия – та же. Нам незачем читать эти книги. Мы МОЖЕМ, но на самом деле этого не требуется. А Бхактивинода Тхакура хочет, чтобы вы читали книги Прабхупады, потому что Прабхупада всегда использует нужную меру. Ачарьи в своих книгах обращались к более развитым слушателям, но мы не всегда в состоянии понять все правильно, потому что мы не на таком уровне. Последователи Бхактивиноды Тхакура были достаточно развиты, поэтому он мог рассказывать им о Расика-бхакти, но готовы ли вы стать Расика-бхактой?
М: Я читал «Джайва-дхарму», и там я такого не встречал.
Шрила Гурудева: Есть множество других книг, написанных им, очень глубоких. Я говорю вообще, не только о «Джайва-дхарме». Вы не удовлетворены книгами Прабхупады?
М: Нет, просто читая эти книги, нахожу более глубокое значение в книгах Прабхупады. Они как бы дают мне еще большее понимание книг Прабхупады.