Ассортиментная структура оборота ООО “Волга-ТЭК” за 2005-2007 гг.




Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г.
сумма, тыс.руб. уд. вес, % сумма, тыс.руб. уд. вес, % сумма, тыс.руб. уд. вес, %
Оборот оптовой торговли – всего, в т.ч. по товарам: -бензин (+ в 2007 г. газ) -дизельное топливо -битум       100,00   24,38 53,65 21,97       100,00   25,09 52,37 22,54       100,00   32,04 48,50 19,46

В 2008 г. ассортимент реализуемых горюче-смазочных материалов расширился - газ (пропан). В 2007 г. оборот оптовой торговли ООО “Волга-ТЭК” по сравнению с 2006 г. увеличился на 16,7 %, или 12841 тыс.руб. Динамика продажи товаров в размере товарных групп приведена на рис. 7.

 

Рис. 7. Динамика торговли в размере товарных групп ООО “Волга-ТЭК”

 

В структуре оборота наибольший удельный вес приходится на дизельное топливо. Его удельный вес в 2007 г. составил 48,5 % в общем обороте торговли. Объем продаж данного вида топлива в 2007 г. увеличился на 3264 тыс. руб. или 8,13 %.

В теории и практике управления товарными запасами используются различные способы их планирования, которые разделяются на статистические, технико-экономические и экономико-математические. Наиболее простыми способами планирования, не требующими математической подготовки и больших трудовых затрат, являются статистические способы, в том числе абсолютные и относительные показатели. Абсолютными показателями выступают объем оптового товарооборота, общая стоимость товарных запасов и т.д. К относительным показателям относится уровень товарных запасов в днях оборота, рассчитываемый в виде соотношения объема товарных запасов на установленную дату и однодневного товарооборота.

Данный коэффициент свидетельствует об обеспеченности товарными запасами процесса торговли в организации и характеризует число дней, на которое рассчитан планируемый объем товарных запасов.

На величину товарных запасов влияет товарооборачиваемость, отражающая интенсивность их использования в сфере обращения. Анализ эффективности использования товарных запасов ООО “Волга-ТЭК” за 2006-2007 гг. проведем на основе данных таблиц 20.

Таблица 20

Показатели товарных запасов ООО “Волга-ТЭК” за 2006-2007 гг.

Товарные группы Средние товарные запасы, тыс.руб. Однодневный оборот оптовой торговли, тыс.руб. Товарообора-чиваемость, Дни Изменение товарообора-чиваемости, (+,-), дни
           
Бензин 124,0 401,0 53,4 79,6 2,3 5,0 2,7
Дизельное топливо 148,0 653,0 111,4 120,5 1,3 5,4 4,1
Битум 77,0 278,0 47,9 48,3 1,6 5,7 4,1
Всего товаров 349,0 1332,0 212,8 248,5 1,6 5,4 3,8

Из данных таблицы 20 можно сделать вывод о том, что в 2007 г. по сравнению с 2006 г. возросла обеспеченность предприятия товарными ресурсами. В отчетном году предприятие располагало товарами в среднем на сумму 1332 тыс. руб., что в 3,5 раза больше чем в 2006 г. Величина товарных запасов в днях торговли приведена на рисунке 8.

 

Рис. 8. Обеспеченность торговли товарных запасами в ООО “Волга-ТЭК” за 2006-2007 гг.

 

Оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы в целом по предприятию за исследуемый период замедлилась на 2,4 дня и составила 5,4 дня. Вследствие увеличения периода реализации товаров предприятие было вынуждено привлечь дополнительно оборотные средства в размере 596,4 тыс.руб. Данный показатель свидетельствует о том, что руководство предприятия допустило некоторые ошибки в формировании ценовой и товарной политики, а так же не учло изменение спроса покупателей. Замедление произошло по всем видам горюче- смазочных материалов, особенно по дизельному топливу на 4 дня и битуму – 4 дня.

Как отмечалось ранее, в состав операционного бюджета включаются бюджет закупок и бюджет товарных запасов. Их разделение целесообразно в бюджетировании хозяйственной деятельности крупных торговых организаций, где есть потребность в расчетах больших объемов товарных запасов, определении бюджетов закупок по центрам ответственности (по магазинам, лоткам и пр.).

В средних торговых организациях эти бюджеты следует объединить в сводный бюджет закупок товаров (товарной продукции). Пример сводного бюджета закупок и товарных запасов ООО “Волга-ТЭК” приведен в табл. 21.

 

Таблица 21

Сводный бюджет закупок и товарных запасов ООО “Волга-ТЭК” на июнь 2008 г.

№ п/п Показатель Наименования товарных групп Итоговая сумма, тыс.руб.
Бензин Дизельное топливо Битум
  Объем товарных запасов на конец отчетного периода (года) 1 500     2 300
  Объем товарооборота 18 000 400 000 44 000 462 000
  Прочее выбытие товаров - 3 000 - 3 000
  Величина потребности в товарах 19 500 403 560 44 240 467 300
  Объем товарных запасов на конец отчетного периода (года) 1 040      
  Величина закупки товаров 18 460 403 330 44 045 465 835

 

Следующим этапом бюджетирования в торговых организациях является определение бюджетов условно-постоянных и условно-переменных издержек обращения. Наибольшую трудность при формировании названных бюджетов вызывает, экономически обоснованное разделение совокупности издержек обращения на условно-постоянные и условно-переменные издержки.

Анализ практики учета издержек обращения в исследованных торговых организациях, их анализа и планирования позволил выделить из совокупности издержек обращения следующие виды условно-постоянных издержек обращения, расположенные по степени их значимости: 1) расходы на оплату труда; 2) отчисления на социальные нужды; 3) амортизация основных средств и нематериальных активов; 4) расходы на хранение, подработку, подсортировку, упаковку товаров; 5) потери товаров и технологические отходы; 6) расходы по эксплуатации инвентаря и хозяйственных принадлежностей.

Для целей управления предлагается следующая форма условно-постоянных затрат (таблица 22).

 

Таблица 22

Примерная форма бюджета условно-постоянных затрат ООО “Волга-ТЭК” на апрель 2008 г.

№ п/п Наименования статей издержек обращения Бензин Дизельное топливо Битум Итого
  Расходы на оплату труда        
  Отчисления на социальные нужды        
  Амортизация основных средств        
  Расходы на хранение, подработку, сортировку товаров        
  Потери товаров и технологические отходы -      
  Расходы по эксплуатации и содержанию инвентаря        
  Итого        

 

Приведенный формат бюджета условно-постоянных издержек обращения дает возможность подсчета их суммы как по каждому товару, так и их суммы по определенной статье издержек обращения по всем товарам. Рассмотренный бюджет имеет статичный характер, поэтому в целях экономического анализа его необходимо расширить на счет включения граф «Величины отклонений фактических издержек от нормативных (плановых)», «Причины отклонений», «Виновники отклонений», «Мероприятия по устранению отклонений». Кроме того, издержки рекомендуется "привязать" к их местам возникновения. Это позволит повысить персональную ответственность за планирование, учет и контроль затрат во всех центрах ответственности и будет способствовать оптимизации ценообразования торговой организации.

На основе сформированных операционных бюджетов (бюджет закупок и товарных запасов, бюджеты условно-постоянных и условно-переменных издержек обращения, бюджет продаж) генерируется бюджет прибылей и убытков (доходов и расходов). Формат бюджета, отражающий основные показатели отчета о прибылях и убытках, предложила Е.В. Иванова. Она включает в данный бюджет следующие показатели: объем продаж (товарооборот), себестоимость продаж, валовой доход, переменные издержки обращения, маржинальный доход, постоянные издержки, операционную прибыль, налог на прибыль, чистую прибыль. Эти показатели привязаны к товарным группам и выражены как в суммовом, так и в процентном отношении. В целом структура такого бюджета базируется на маржинальном подходе управленческого учета, что представляется экономически обоснованным с позиции управления косвенными издержками обращения и прибылью торговой организации.

Вместе с тем применение такого бюджета не позволяет получить информацию о прочих доходах и расходах организации, необходимую для последующего бюджетного анализа и аудита. Кроме того, отсутствие источников информации в структуре бюджета делает этот финансовый документ непонятным для других специалистов, не знакомых с методикой составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Александров О.А. предлагает усовершенствованный формат бюджета прибылей и убытков, максимально приближенный к одноименному отчету, входящему в состав финансовой отчетности [14, С. 17]. Для упрощения расчетов все показатели бюджета прибылей и убытков отражают данные по одной группе товаров, например, бензину. Формат бюджета прибылей и убытков применительно к деятельности ООО “Волга-ТЭК” на основе методики, разработанной Александровым О.А. приведен в табл. 23.

Данные табл. 23 свидетельствуют о большом удельном весе как маржинального дохода, так и чистой прибыли в доле выручки от реализации товаров (товарной продукции), что отражает эффективную сбытовую и ценовую политику ООО “Волга-ТЭК”. Отметим, что представленный примерный формат бюджета прибылей и убытков может быть видоизменен в зависимости от многих факторов, в том числе от целей управления, отраслевой принадлежности организации, в разрезе товарных групп и т.д.

 

Таблица 23

Бюджет прибылей и убытков ООО “Волга-ТЭК” на 2008 г., тыс. руб.

N п/п Показатель Бензин Источники информации
Сумма % к товарообороту
  Выручка от продажи продукции 400 000   Данные по сч. 41, 62 и 90-1
  Себестоимость продукции 170 000 42,5 Данные по сч. 90-2
  Валовая прибыль 230 000 57,5 Справка-расчет валовой прибыли
  Условно-переменные издержки обращения 20 500 5,1 Данные по сч. 44, соответствующим субсчетам
  Маржинальный доход (прибыль от продаж) 209 500 52,3 Справка-расчет маржинального дохода
  Условно-постоянные издержки обращения 74 350 18,5 Данные по по сч. 44, соответствующим субсчетам
  Операционная прибыль (п. 5 - п. 6) 135 150 33,8 Справка-расчет операционной прибыли
  Прочие доходы 3 400 0,9 Данные по сч. 91-1
  Прочие расходы 2 140 0,53 Данные по сч. 91-2
  Прибыль до налогообложения 136 650 34,2 Справка-расчет
  Налог на прибыль 32 796 8,1 Справка-расчет, декларация по налогу на прибыль, данные по сч. 68
  Чистая прибыль 103 854   Справка-расчет, отчет о прибылях и убытках

Использование подобной структуры бюджета прибылей и убытков в ООО “Волга-ТЭК” позволит обеспечить преемственность финансового, управленческого и налогового учета, что ведет к гармонизации названных учетных подсистем в информационном поле управления, сокращает объем учетно-аналитической работы и делает подсистему управленческого учета более гибкой, адекватной задачам управления. Рассматривая структуру бюджета прибылей и убытков, следует отметить целесообразность составления операционных бюджетов не только по условно-постоянным и условно-переменным издержкам обращения, но и по прочим доходам и расходам для усиления аналитичности, детализации управленческого учета, выявления резервов минимизации себестоимости по ее элементам (видам затрат), которое нивелирует неизбежное увеличение объема учетно-аналитической работы.

 

3.2 Формирование финансового плана предприятия

 

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование в ООО “Волга-ТЭК” осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Финансовое планирование необходимо не только для улучшения платежеспособности предприятия, но и самому руководителю для предотвращения ситуации нехватки финансовых средств и их излишка. Речь идет о том, чтобы постоянно контролировать ситуацию и стараться не допускать недостатка средств.

Финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные. Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план. В ООО “Волга-ТЭК” бизнес-план составляется на период от одного до трех лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными. Бизнес-план не является только финансовым планом, он необходим для разработки стратегии финансирования и привлечения конкретного инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия или финансированию новой производственной программы.

В мировой хозяйственной практике существует несколько подходов к организации системы планирования на предприятии. Наиболее практичной является система, включающая следующие комплексы: политика предприятия; стратегическое планирование; оперативное планирование; общее финансовое планирование.

В рамках политики предприятия ООО “Волга-ТЭК” формулируют цели. Общее планирование цели означает определение концепции развития предприятия, которая содержит положения о цели предприятия, а также определяет положение предприятия по отношению к сотрудникам, партнерам по бизнесу, общественным организациям и обществу. Общими целями ООО “Волга-ТЭК” является завоевание лидирующих позиций на рынке ГСМ, желаемый рост и долгосрочное возрастание капитала.

Планирование прибыли и финансовое планирование предприятия представляет собой важнейший для предприятия комплекс планирования. В нем определяют цели и взаимодействия стратегических и оперативных мероприятий в денежной форме, что обеспечивает их реальную возможность. Кроме этого, определяют потребность в капитале и формируют внешнее финансирование предприятия. Невнимание к финансовому планированию - нередкая причина того, что хорошо сформулированные стратегические планы остаются нереализованными.

В настоящее время в основном в ООО “Волга-ТЭК” используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).

Планируя объем и структуру реализации товаров в ООО «Волга-ТЭК» исходят из ряда целевых предпосылок. Плановый объем, и структура продажи товаров конкретизируются в соответствии с достигнутым уровнем развития торгового предприятия, выдвинутыми мотивами и устремлениями. Речь идет о создании условий, определенных в качестве базовых для придания динамичности процессу оптовой торговли. При этом учитываются причины неудовлетворенности спроса покупателей и предстоящие изменения в рыночной среде. Кроме того, используются аналитические показатели. В процессе изучения показателей за предшествующий период реализации товаров рассматриваются динамика фактического объема и равномерность продажи товаров, их структура и сопоставимость цен. Проведенный поиск и полученные результаты позволяют объективно подойти к выполнению поставленной задачи.

При разработке прогноза сбыта, важен комплексный подход. Существует много различных методов прогнозирования. Среди них наиболее распространенными являются:

1. Опрос группы руководителей различных служб и отделов предприятия. Предварительно эти руководители должны получить соответствующую информацию относительно рынка. В таком случае собственно прогноз сбыта представляет собой нечто “среднее” из взглядов и наметок опрашиваемой группы руководителей. Подобный метод составления прогноза наиболее подходит для новых предприятий, не имеющих достаточного опыта в использовании других методов. Этот способ применим и тогда, когда отсутствует детализированные расчеты о состоянии рынка, нет полной статистики о тенденции сбыта тех или иных видов изделий.

2. Обобщение оценок отдельных торговых агентов предприятия и руководителей её сбытовых подразделений. В этом случае анализ рынка дополняется мнением тех, кто непосредственно ощущает реакцию потребителей, острее всего чувствует малейшие колебания потребительских предпочтений. Принимается в расчёт и региональный аспект: отдельные работники или руководители сбыта могут предоставить дополнительную информацию об особенностях реализации тех или иных изделий в разных районах страны. Соответственно точность оценок при таком методе выше, чем при первом. Но организация подобной работы сопряжена с большими накладными расходами. И хотя фирмы, которые дорожат своей маркой, никогда не скупятся на них, часто требуется разработка специальных процедур контроля и бюджетирования этих расходов. В противном случае точность прогноза может негативно отразиться на финансовом положении предприятия. Рекомендуется применять для торговых агентов применять сдельные формы оплаты труда.

3. Прогнозирование на базе прошлого оборота. В этом случае данные о сбыте за прошлый год берутся в качестве основы для предсказания вероятного сбыта в будущем. Предполагается, что оборот следующего года превысит или будет ниже оборота нынешнего года на определённую величину. Обычно берется процентное увеличение к данным за предыдущий год по так называемому принципу “от достигнутого”:

 

Оборот Оборот Оборот отчетного года

по плану = отчетного Х (9)

года Оборот прошлого года

 

Данный метод прогнозирования пригоден для отраслей и рынков со стабильной хозяйственной конъюнктурой, слабо меняющимся ассортиментом товаров и услуг, с вялотекущим НТП, где значительные колебания товарооборота происходят крайне редко.

4. Анализ тенденции и циклов, факторов, вызывающих изменения в объёме сбыта. Прогноз сбыта основывается на выявлении с помощью анализа рынка вероятных тенденций и статистически значимых факторов, лежащих в их основе. Обычно в расчет принимаются следующие основные факторы: долгосрочные тенденции роста фирмы, циклические колебания деловой активности, сезонные изменения сбыта компании, возможные нерегулярные влияния забастовок, технических сдвигов, появление на рынке новых конкурентов. Этот метод наиболее предпочтителен при составлении долгосрочных прогнозов. С помощью этого метода трудно прогнозировать период менее 3-5 лет, поскольку слишком мала выборка, массив обрабатываемой статистической информации, а также период проявления действия циклических колебаний. Произведем расчет планируемого объема сбыта ООО “Волга-ТЭК” с учетом сложившихся тенденций (таблица 24).

 

Таблица 24

Планируемый объем сбыта ООО “Волга-ТЭК” с учетом сложившихся тенденций на 2008 г. (тыс.руб.)

Показатель 2007г. Прогноза на 2008 г. Отклонение, +/-
1. Объемы сбыта     +21829
2. Затраты на приобретение ГСМ и газа     +19007

 

Расчет произведем исходя из того факта, что в 2007-2008 гг. возрастет количество автотранспорта, что повлечет за собой увеличение реализации ГСМ (по прогнозам на 14,6 %), кроме того, на уровень оборота оптовой торговли влияние окажут инфляционные факторы (9,8 %), всего на 24,4 %. Данные табл. 24 свидетельствуют о том, что в соответствии со сложившимися в экономике нашей страны и Чувашской Республики ООО “Волга-ТЭК” значительно увеличатся обороты оптовой торговли предприятия.

5. Корреляционный анализ, т.е. определение статистически значимых факторов влияния на сбыт продукции предприятия. Он логически дополняет предыдущий метод, но основывается на более сложном научном инструментарии статистического анализа рынка. Обычно в рамках специальных обследований определяется теснота корреляционной связи между уровнем сбыта предприятия и различными сторонами хозяйственной деятельности. В ходе анализа выявляются и ранжируются наиболее значимые факторы, от которых в будущем может зависеть объём сбыта.

Корреляционный анализ мы проведем на основе данных о развитии нефтяной отрасли, т.к. именно эта отрасль оказывает решающее влияние на уровень цен на сырье, используемое для производства ГСМ. Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти. По разведанным запасам нефти в 2006 г. Россия занимала второе место в мире вслед за Саудовской Аравией, на территории которой сосредоточена треть мировых запасов. Отметим, что ежегодный рост цены на нефть и соответственно ГСМ составляет 15-25%. Рост закупочных цен приводит к тому возрастают объемы деятельности. Произведем расчет планируемого оборота оптовой торговли в ООО “Волга-ТЭК” в зависимости от значимых факторов влияния на сбыт продукции предприятия (таблица 25). Для расчета прогнозируемого оборота оптовой торговли мы используем темпы роста цен на закупочное сырье в размере 1,20.

 

Таблица 25

Планируемый объем сбыта ООО “Волга-ТЭК” с учетом сложившихся тенденций на 2008 г. (тыс.руб.)

Показатель 2007 г. Прогноза на 2008 г. Отклонение, +/-
1. Объемы сбыта     +17893
2. Затраты на приобретение ГСМ и газа     +15579

 

6. Прогнозирование на основе «доли рынка» сбыта фирмы, при котором оборот прогнозируется в виде определённого процента от доли фирмы на рынке в данной отрасли, т.е. вначале прогнозируется сбыт для всей отрасли, а затем делается расчет доли предприятия в общем объёме продаж всей отрасли. При использовании данного метода важно, во-первых, быть уверенным в точности прогноза для всей отрасли, во-вторых, не принимать в расчёт неценовую конкуренцию в ней.

В настоящее время стратегической целью ООО “Волга-ТЭК” является увеличение доли оптового рынка ГСМ до 5%, при этом планируется, что при осуществлении новых видов деятельности, таких как автомастерская и продажи автозапчастей предприятие завоюет около 0,5 % всей емкости этих рынков. Достижение намеченных показателей и весомой доли на рынке планируется за счет совершенствования ценовой, сбытовой политики, усиления рекламы, открытия демонстрационных залов и использования торговых агентов, созданию имиджа предприятия.

Прогнозируемые показатели оборота ООО “Волга-ТЭК” в разрезе осуществляемых видов деятельности на 2008 г. представлены в табл. 26. Данные табл. 26 свидетельствуют о том, что в результате расчетов прогнозируемый оборота оптовой торговли на основе “доли рынка” сбыта ООО “Волга-ТЭК” должен в 2007 г. составить 487,53 млн. руб., большая часть которого должна быть получена в результате оптовой торговли ГСМ. Однако в результате осуществления новых видов деятельности ООО “Волга-ТЭК” значительно увеличит свои объемы деятельности.

 

Таблица 26

Прогнозирование оборота оптовой торговли на основе «доли рынка» сбыта (млн. руб.)

Показатель 2007г. Прогноз на 2008 г. Отклонение, + /-
Оптовый товарооборот оптовых предприятий Республики, в т.ч   32273,1   40341,4   +8068,3
- реализации ГСМ 7569,1 9112,3 +1543,2
- реализации автозапчастей 2302,4 2470,6 +168,2
- услуг автомастерских 3415,9 3912,4 +496,5
Обороты оптовой торговли и услуг 89,46 487,53  
Оптовый оборот реализации ГСМ ООО “Волга-ТЭК” 89,46 455,615 +366,155
Оптовый оборот реализации автозапчастей ООО “Волга - 12,353 +12,353
Оборот оказания услуг авмастерских ООО “Волга - 19,562 19,562
Доля оборота ООО “Волга-ТЭК” в оптовом обороте предприятий ЧР, осуществляющих реализацию ГСМ, %   1,18   5%   +3,82
Доля оборота ООО “Волга-ТЭК” в оптовом обороте предприятий ЧР, осуществляющих реализацию автозапчасти, %   -   0,50%   +0,50
Доля оборота ООО “Волга-ТЭК” в оптовом обороте предприятий ЧР, осуществляющих реализацию ГСМ, %   -   0,50%   +0,50

 

Эффективность применения того или иного метода зависит от конкретных условий и специфики хозяйственной деятельности предприятия и может быть определена только в системе общих мероприятий по маркетингу. Обычно считается, что прогноз составлен правильно, если разница между предполагаемым и фактическим сбытом не превышает 5%. Многие фирмы начинают разработку нового, повторного прогноза, если на любом этапе реализации плана фирмы разница между фактическим и предполагаемым сбытом превышает 5%.

Для планирования оборота оптовой торговли ООО “Волга-ТЭК” будем использовать метод прогнозирования на основе данных за прошлый год и по данным за первое полугодие (таблица 27). Кроме того, в этой же таблице будет представлен ассортиментный состав оборота оптовой торговли.

Темп роста в 2007 г. составил: 116,7%; за 1 квартал 2008 г. – 135,9%.

Средние темпы роста за эти два периода составляют: 116,7 + 135,9 / 2 = 126,3%.


Таблица 27

Прогноз оборота оптовой торговли ООО “Волга-ТЭК” на 2008-2009 гг.

(тыс.руб.)

Показатели 2007 г. факт 2008 г. прогноз 2009 г. прогноз
       
Оборот оптовой торговли всего, в т.ч.   112991,8 142708,6
-бензин -дизельное топливо -битум -газ - 7234,8 18355,6

 

Данные таблицы 27 свидетельствуют о том, что прогнозируемый оборот оптовой торговли на 2008 – 2009 гг. увеличится в среднем за год на 26,3%. Также отметим, что в 2008-2009 гг. значительно увеличится величина и доля оборота газового топлива, в связи с тем, что планируется увеличение транспортных средств, заправляемых газовым топливом.

Кроме того, увеличение оборота оптовой торговли повлечет за собой увеличение и остальных технико-экономических показателей ООО “Волга-ТЭК”, таких как: товарные запасы, численность сотрудников, основные средства и пр. показатели (таблица 28).

 

Таблица 28

Планируемые основные технико-экономические показатели ООО “Волга-ТЭК” за 2008-2009 гг. (тыс.руб.)

Показатели 2007 г. факт 2008 г. прогноз 2009 г. прогноз
Оборот оптовой торговли всего, в т.ч.   112991,8 142708,6
Затраты предприятия   104578,8 128142,6
Прибыль от продаж      
Численность персонала      
Стоимость основных производственных фондов 2668,5 2935,35 3210,5
Стоимость оборотных средств   9161,9 11235,6
Стоимость товарных запасов   1682,3 2102,3

Данные таблицы 28 свидетельствуют о том, что все показатели имеют тенденцию к увеличению. Отметим, также, что при их росте увеличится ресурсоотдача, производительность труда и оборачиваемость товарных ресурсов, что, безусловно, положительно повлияет на конечные результата деятельности ООО “Волга-ТЭК”. Динамика фактических и прогнозных показателей предприятия приведена на рисунке 9.

 

Рис. 9. Динамика фактических и прогнозных показателей предприятия ООО “Волга-ТЭК” на 2007-2009 гг.

 

Не менее важным финансовым документом, формируемым в рамках бюджетирования, выступает бюджет движения денежных средств. В современной литературе, посвященной управленческому учету, алгоритм конструирования бюджета о движении денежных средств базируется на применении существующей формы одноименного отчета, входящего в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако немногие экономисты уделяют достаточно внимания этому важному финансовому документу, являющемуся основой финансового, инвестиционного и иных видов экономического анализа. Предлагаемая к использованию в ООО “Волга-ТЭК” структура и содержание бюджета о движении денежных средств, рассмотренные на примере ООО “Волга-ТЭК”, отражена в таблице 29.

Таблица 29

Бюджет о движении денежных средств за 2008 г., тыс. руб.

Наименование статьи Данные на 2008 г. В том числе по кварталам
I II III IV
1. Остаток денежных средств на начало периода          
2. Поступление денежных средств за период, всего: 3 465 1 020     1 022
2.1. От продажи товаров 2 460     1 032  
2.2. От продажи прочих активов - - - - -
2.3. От дебиторов 1 005        
3. Итоговая сумма денежных средств 3 595 1 150   1 029 1 100
4. Расходование денежных средств, всего 2 690       1 910
4.1. Приобретение товаров 2 000       1 495
4.2. Выплата заработной платы          
4.3. Уплата налогов и сборов, иных платежей          
4.4. Приобретение прочих активов         -
5. Профицит (дефицит) денежных средств (п. 3 - п. 4)         -810
6. Финансирование, всего 1 200 - - - 1 200
6.1. Получение кредитов и займов 1 200 - - - 1 200
7. Остаток денежных средств на конец периода (п. 5 + п. 6) 2 105        

 

Анализ данных табл. 29 свидетельствует о наличии как минимум двух негативных моментов. Во-первых, в исследованной организации на конец периода имеется значительный профицит денежных средств, который не используется в текущей финансово-хозяйственной деятельности, в связи с чем его, исходя из международной учетной практики, можно рассматривать как убыток. Во-вторых, превышение суммы расхода денежных средств над суммой дохода в четвертом квартале привело к их дефициту, который был покрыт за счет полученного кредита.

Таким образом, налицо несбалансированная финансовая политика организации, приведшая к внешним заимствованиям, которые в силу высоких процентных ставок и иных невыгодных условий могут существенно ухудшить финансовое состояние организации в недалеком будущем. Кроме того, перекосы в товарной политике (закупка слишком больших партий товаров) создает угрозу затоваривания, приводящего к возрастанию расходов на хранение и прочих затрат. Стоит отметить, что несбалансированность денежных поступлений и расходование средств характерны для других исследованных нами торговых организаций.

Заключительным этапом бюджетирования выступает формирование прогнозного бухгалтерского баланса, который также называют аналитическим балансом. Его структура практически идентична типовой отчетной форме N 1, за исключением представления укрупненных показателей финансово-хозяйственной деятельности. Исследование показало, что многие торговые организации не составляют подобной отчетной формы управленческого учета, что фактически позволяет решать только текущие и оперативные задачи в ходе бюджетирования (процессе разработки и анализа различных бюджетов). Вместе с тем в целях разработки стратегии развития организаций необходимы разработка и глубокий системно-проблемный анализ результативных отчетных форм, в том числе прогнозного бухгалтерского баланса.

Обобщенные и частные показатели, рассчитанные в процессе бюджетирования, констатируют фактическое состояние финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций, в связи с чем возникает необходимость их всестороннего анализа и контроля.

Обобщая вышеизложенный материал можно отметить, что для целей финансового управления руководству ООО “Волга-ТЭК” рекомендуется внедрить бюджетирование. Использование бюджетирования позволит избежать многих негативных моментов: отсутствие финансовых средств, несбалансированность денежных остаток, отсутствие информации для проведения качественного анализа.


Выводы и предложения

 

Данная дипломная работа выполнена на весьма актуальную тему, в виду того, что бизнес-планирование решает следующие важные проблемы:

- определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности;

- конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей системы;

- привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку со стороны потенциальных инвесторов фирмы;

- помогает получить ценный опыт планирования, развивает перспективный взгляд на организацию и её рабочую среду.

Бизнес-план - это план развития предприятия, необходимый я совершенствования имеющихся и освоения новых сфер деятельности предприятия, создания новых видов и форм бизнеса.

Бизнес-план — комплексный документ, отражающий важнейшие аспекты и данные, обеспечивающие объективное и целостное представление о современном и будущем состоянии бизнеса. Иначе говоря, бизнес-план — это плановая программа оптимизации бизнеса. Подобный план может быть разработан как для только создающегося предприятия, так и для уже суще



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: