Показатели динамики и структуры объема деятельности ООО “Волга-ТЭК” за 2005-2007 гг. (тыс. руб.)




Показатель Годы Отклонение, +/- Темп изменения, %
      2006г. от 2005 г. 2007г. от 2006 г. 2006г. от 2005 г. 2007г. от 2006 г.
Общий валовой объем деятельности -в действующих ценах -в сопоставимых ценах                 +8766 +1173     5051,6     112,9 112,9     116,7 103,7
Видовая структура, доля в % к объему деятельности: -торговой     100,0     100,0     100,0     -     -     -     -
Индекс цен - 1,11 1,25   -   -

 

Исходя из данных таблицы 3, можно сделать вывод, что объем деятельности увеличился. За исследуемый период общий объем деятельности в действующих ценах вырос на 16,7 % и достиг 89463 тыс. руб., в сопоставимых ценах прирост составил 3,7 %. Весь удельный вес в совокупном обороте занимает оптовая торговля. Оборот оптовой торговли предприятия в большей степени достиг за счет роста цен на ГСМ.

Деятельность любого предприятия основана на использовании ресурсов. От их наличия, условий пополнения, эффективности использования зависит результат деятельности хозяйствующего субъекта. К экономическим ресурсам предприятия относятся основные фонды, оборотные фонды, расходы на оплату труда. В таблице 4 представлены основные показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия ООО “Волга-ТЭК”.

Приведенные в таблице данные свидетельствуют о значительных темпах роста основных параметров предприятии – выручки, затрат, прибыли и ресурсов.

 

Таблица 4 Основные экономические показатели ООО “Волга-ТЭК” за 2005-2007 гг.

Показатели Годы Темп изменений, %
      2006г. к 2005г. 2007г. к 2006г.
1.Объем деятельности, тыс.руб. -в действующих ценах -в сопоставимых ценах     76622,0   89463,0   112,9 101,7   116,7 103,7
2. Индекс цен - 1,11 1,25 - -
3. Прибыль, тыс.руб.       131,1 в 3,6 раза
4. Затраты, тыс.руб.       113,3 113,5
Средняя стоимость основных средств, тыс.руб. 1254,5 1537,5 2668,5 122,5 173,5
Фондоотдача, руб. 54,1 49,8 33,5 92,0 67,3
Фондоемкость,руб 0,02 0,02 0,03 - 150,0
Фондорентабельность, руб. 1,47 0,87 1,79 59,2 в 2 раза
Фондовооруженность, тыс.руб. 54,5 61,5 95,3 112,8115,5 154,9
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс.руб.       115,5 в 2,5 раза
Оборачиваемость оборотных средств, дни 15,2 15,8 33,9 103,9 в 2,0 раза
Оборачиваемость оборотных средств, раз 23,6 23,1 10,7 97,9 -
Среднесписочная численность работников, чел       108,7 112,0
Расходы на оплату труда, тыс.руб.     1786,4 135,9 119,1
Средняя месячная заработная плата, руб.       125,0 106,3
Производительность труда, тыс. руб.: - в действующих ценах. - в сопоставимых ценах     2950,3 2950,3     3064,9 2761,2     3195,1 2556,1     103,9 93,6     104,2 83,3
Доля расходов на оплату труда в затратах, %   1,65   3,9   3,3   -   -
Уровень расходов на оплату труда, в % к объему деятельности   1,6   3,7   3,2   -   86,5
Прибыль в расчете на: -1 работника, тыс.руб. -1 руб. расходов на оплату труда, руб.   43,3   0,9   53,4   0,6   171,3   1,1   123,3   66,7   в 3,2 раза   183,3

 

Объемы деятельности (выручки от продажи продукции, работ, услуг) в действующих ценах за анализируемый период возросли на 12,9 (в 2006г.) и 16,7 % (в 2007г.), достигнув более 89 млн. руб. оборота оптовой торговли. В тоже время следует отметить, что в сопоставимых ценах объемы выручки от продаж возросли менее существенными темпами 1,7 и 3,7 соответственно в 2006 и в 2007 гг. Затраты предприятия также увеличились, однако следует отметить, что темпы роста выручки опережают темпы роста затрат, что подтверждается данными рисунка 2. Данные тенденции оказали положительное влияние на показатели прибыли, которая по итогам работы предприятия за 2007 г. составила 4796 тыс.руб. Причем если в 2006 г. по сравнению с данными за 2005 г. темпы роста прибыли возросли 31,1 %, то в 2007 г. по сравнению с данными за 2006 г. – более чем в 3,6 раза, что свидетельствует о том, что предприятие ООО “Волга-ТЭК” стало осуществлять свою деятельность более эффективно.

Рис. 2 Темпы роста основных экономических показателей деятельности ООО “Волга-ТЭК”

 

Оценивая эффективность использования ресурсов можно сделать вывод о том, что при росте объемов деятельности ООО “Волга-ТЭК” на 12841 тыс.руб. или 16,7%, значительно увеличилась стоимость ресурсов (в 2 раза), используемая в процессе осуществления основного вида деятельности – оптовой торговли ГСМ. Это привело к тому, что ухудшились показатели использования ресурсов. Как известно, ресурсы включают в себя стоимость основных фондов, оборотных средств и величину расходов на оплату труда. Рассматривая динамику изменения различных элементов отметим, что в 2007 г. значительно увеличилась среднегодовая стоимость основных фондов (на 1131 тыс. руб. 73,5 %), что свидетельствует о том, что ООО “Волга-ТЭК” большое внимание уделяет техническому перевооружению, положительной оценки также заслуживает увеличение показателей фондорентабельности – на 0,93 процентных пункта, а также фондовооруженности – на 33,8 тыс.руб. Однако отметим, что в 2007 г. ухудшились показатели эффективности использования основных средств: фондоотдача снизилась на 16,3 руб., т.е. с каждого рубля вложенного в основные фонды предприятие стало получать на 16,3 руб. выручки меньше чем в 2006 г., увеличилась фондоемкость – на 0,01 руб.

Рассматривая динамику следующего элемента ресурсного обеспечения предприятия оборотными средствами, можно сделать вывод о том, что предприятие в достаточном количестве имеет в распоряжении оборотные средства, величина которых по состоянию на 31 декабря 2007 г. составила 13121 тыс. руб., что в 3,7 раза больше, чем на конец 2006 г. Пополнение оборотных средств произошло за счет краткосрочных и долгосрочных кредитов банков. Значительную часть в структуре оборотных средств составляет дебиторская задолженность, на ее долю приходится 74,1%. В целом, можно сказать, что оборотные средства стали использоваться в ООО “Волга-ТЭК” значительно хуже, так в 2007 г. увеличилась длительность оборота оборотных средств – на 18 дней, при этом сократилась оборачиваемость оборотных средств, выраженная в оборотах, на 12,7 оборотов.

В 2006-2007 гг. возросла численность работающих с 23 до 28 чел., что вызвано производственной необходимостью. Увеличение численности работников привело к увеличению расходов на оплату труда в 2007 г. на 19,1 %, при этом увеличился уровень расходов на оплату труда к объему деятельности возрос на 0,23 %. Оценивая показатели ООО “Волга-ТЭК” по труду за 2006-2007 гг. можно сделать вывод о том, что опережающими темпами возросла среднемесячная заработная плата (увеличилась на 6,3 %) и составила 5,8 тыс. руб. по сравнению с темпами роста производительности труда работников (увеличилась на 4,2 %). Такие тенденции отрицательно характеризуют деятельность предприятия, т.к. не соблюдается правило, смысл которого сводится к тому, что производительность труда должна расти более быстрыми темпами, по сравнению с темпами роста заработной платы.

В процессе анализа производственно-хозяйственной деятельности необходимо провести анализ финансовых результатов деятельности предприятия. В таблице 5 представлены показатели формирования финансовых результатов в ООО “Волга-ТЭК”.

Таблица 5 Формирование финансовых результатов ООО Волга-ТЭК” за 2006-2007гг.

Показатели 2005г. 2006г. 2007г. Отклонение по сумме, +/-
сумма, тыс.руб. уд. вес, % сумма, тыс.руб. уд. вес, % сумма, тыс.руб. уд. вес, % 2006г. к 2005г. 2007г. к 2006г.
Выручка от продажи товаров   100,0   100,0   100,0 +8766 +12841
Себестоимость проданных товаров     92,15     91,58     87,07   +7643   +7723
Коммерческие расходы   4,11   4,09   7,80 +348 +3842
Управленческие расходы   1,55   2,44 - - +330 -1870
Прибыль от продажи   1,47   1,88   5,13 +445 +3146
Проценты к уплате   0,02   0,03   0,07 +8 +42
Прочие доходы   1,84   11,21   16,61 +7340 +8572
Прочие расходы   2,28   11,31   16,30 +7119 +5899
Прибыль до налогообложения   1,0   1,74   5,36 +658 +3460
Налог на прибыль   0,24   0,59   1,15 +292 +578
Чистая прибыль   0,76   1,15   4,21 +366 +2882

 

Как видно из таблицы 5, в 2007 г. выручка от продажи продукции возросла на 16,7 %, при этом себестоимость увеличилась на 11,1 %. Это вызвало увеличение прибыли в 3,5 раза. Положительным является то, что в 2007 г. в отличие от 2006 г. ООО “Волга-ТЭК” получена прибыль от продаж 4587 тыс. руб., что в 3,2 раза выше показателя 2006 г. Причиной роста рентабельности предприятия стало увеличение физической массы реализуемых товаров, позволившей нарастить сумму доходов, а так же проведенные коммерческие работы, в сумме по сравнению с 2006 г. коммерческие расходы возросли на 3842 тыс. руб., т.е. в 2,2 раза. На рис. 3 приведена динамика показателей прибыли предприятия за 2006-2007 гг.

Рис. 3. Динамика показателей прибыли ООО “Волга-ТЭК”

за 2006-2007 гг.

 

Дополнительным источником финансовых ресурсов в ООО “Волга-ТЭК” являются прочие доходы. В 2007 г. прочие доходы возросли на 73,3 % и составили 14862 тыс. руб. Прочие доходы превышают прочие расходы на 375 тыс.руб., что является хорошим показателем для предприятия. В результате осуществления прочих операций предприятие получило прибыль до налогообложения в размере 4796 тыс. руб. за счет продажи товаров и активной прочей деятельности. После выплаты налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей результатом от обычной деятельности предприятия стала чистая прибыль в сумме 3763 тыс. руб., что выше прошлогоднего показателя в 4,3 раза.

Одним из обобщающих показателей эффективности функционирования предприятия являются показатели рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными показателями и определяются как отношение прибыли к стоимости используемых предприятием ресурсов. Динамика показателей рентабельности ООО “Волга-ТЭК” представлена в таблице 6.


Таблица 6 Показатели прибыли и рентабельности ООО “Волга-ТЭК” за 2005-2007 гг.

Показатели Годы Темп изменений, %
      2006г. к 2005г. 2007г. к 2006г.
1.Прибыль, тыс. руб. -от продажи -до налогообложения -чистая         +445 +4118 +366   +3146 +3460 +2882  
Рентабельность, в % к: а) объему деятельности от: -продаж, -общая (до налогообложения) -рассчитанная по чистой прибыли б) ресурсам в) активам (на конец года)     1,47 1,0 0,76 19,15 17,02     1,88 1,74 1,15 21,02 18,14     5,13 5,36 4,21 37,04 37,22     +0,41 +0,74 +0,39 +1,87 +1,12     +3,25 +3,62 +3,06 +16,04 +19,08  

 

Данные таблиц 6 свидетельствуют о том, что ООО “Волга-ТЭК” в 2007г. по всем финансовым показателям работало успешнее по сравнению с итогами 2006 г. В 2007 г. прибыль от продажи товаров увеличилась в 3,18 раза и составила 4587 тыс. руб., что на 3146 тыс.руб. выше предшествующего показателя. Чистая прибыль предприятия увеличилась в 4,3 раза и составила 3763 тыс. руб. Доля прибыли в оптовой цене товара на предприятии в 2007 году составила 5,13 %, что в 2 раза выше, чем в 2006 г. Каждый рубль, вложенный в ресурсы предприятия, принес 0,37 руб. прибыли, что на 0,16 руб. больше предыдущего показателя. Эффективность средств, вложенных в активы на конец 2007 г. составила 30,12 %.

В таблице 7 обобщены показатели оценки финансового состояния предприятия. Из данных таблицы 7 видно, что ближайшее время ООО “Волга-ТЭК”способно погашать за счет денежных средств и приравненных к ним финансовых вложений 0,3 части текущей краткосрочной задолженности. Мобилизовав все оборотные средства, предприятие может погасить 1,23 части текущих обязательств по кредитам и расчетам.


Таблица 7

Оценка платежеспособности ООО “Волга-ТЭК”за 2005-2007 гг.

Показатели Годы Нормальное ограничение
     
1. Коэффициент текущей ликвидности 0,72 0,77 1,22 Опт. знач. 1,5
2. Коэффициент абсолютной ликвидности 0,03 0,008 0,003 ≥ 0,5: 1,5  
3. Коэффициент критической ликвидности 0,62 0,46 0,94 ≥ 0,1: 0,7  
3. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 0,08 -0,16 -0,08 ≥ 0,1
4. Доля оборотных средств в активах, % 85,17 55,38 75,43  
5.Доля запасов в оборотных активах, % 20,44 32,54 19,40  
6. Коэффициент маневренности функционирующего капитала 0,15 1,29 1,28 Уменьшение показателя - положительный факт
7. Коэффициент общей платежеспособности 0,54 0,42 0,58 ≥1

 

В 2007 г. в запасах и долгосрочной дебиторской задолженности обездвижена 1,28 часть функционирующего капитала. Уменьшение этого показателя в динамике является положительным результатом функционирования предприятия.

Доля запасов в оборотных активах в 2007 г. занимает 15,10 %, что выше показателя 2006 г. на 7,91 %. За анализируемый период в ООО “Волга-ТЭК” отсутствуют собственные оборотные средства, а величина заемного капитала более чем в 2,5 раза превышает величину собственного капитала.

Значение коэффициента общей платежеспособности равное 0,58 свидетельствует о том, что предприятие не в состоянии еще отвечать по своим обязательствам в полном объеме, но увеличение этого показателя в динамике – положительный фактор.

Далее проведем анализ финансовой устойчивости ООО “Волга-ТЭК”, т.е. с помощью расчета различных коэффициентов дадим оценку степени независимости от заемных источников финансирования (таблица 8).

Таблица 8

Оценка финансовой устойчивости ООО “Волга-ТЭК” за 2005-2007 гг.

Показатели Нормальное ограничение Годы
     
Коэффициент капитализации (плечо финансового рычага), U1=заемный капитал/ собственный капитал   Не выше 1,5     2,74   3,37   2,29
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования, U2= Собственный к.- внеоборотные активы/ оборотные активы Нижняя граница 0,1; opt ≥ 0,5     -0,08     -0,16     0,18
Коэффициент финансовой независимости, U3= собственный капитал/ валюта баланса 0,4≥U3≤0,6 0,26 0,22   0,30
Коэффициент финансирования U4=собственный капитал/ заемный капитал U4≥ 0,7 opt= 1,5   0,37   0,30   0,43
Коэффициент финансовой устойчивости U5= собственный капитал+долгосрочные обязательства/валюта баланса   U5≥0,6   0,24     0,28   0,38

 

Табличные данные свидетельствуют о том, что в 2007 г. ООО “Волга-ТЭК” на 1 руб. вложенный в активы собственных оборотных средств, привлекла 2,05 руб. заемных средств, этот показатель снизился на 1,1 руб. по сравнению с данными за 2006г. За счет собственных источников финансируется 0,18 часть оборотных активов. Удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования на конец года составил 0,33 пункта, что больше показателя на начало года на 0,09 пункта. За счет собственных средств на конец года финансировалось 0,48 часть деятельности предприятия. Этот показатель в динамике за год так же вырос. За счет устойчивых источников финансируется 0,33 часть актива.

В таблице 9 представлены показатели деловой активности ООО “Волга-ТЭК”. ООО “Волга-ТЭК” недостаточно устойчиво и финансово зависимо от внешних источников, однако за 2007г. произошли следующие позитивные тенденции, характеризующие деловую активность предприятия: рост производительности труда работающих на 130,23 тыс.руб., увеличение показателей фондоотдачи.

 

Таблица 9

Оценка деловой активности ООО “Волга-ТЭК” за 2005-2007 гг.

показатели Годы
     
1. Производительность труда, тыс.руб. 2950,3 3064,88 3195,11
2. Фондоотдача, тыс. руб. 54,1 49,83 33,52
3. Оборачиваемость оборотных активов, обороты   23,08 10,74
4. Период оборота оборотных активов, дни 15,8 15,60 33,50
5. Оборачиваемость производственных запасов, обороты      
6. Период оборота производственных запасов, дни 3,4 5,4 10,6
7. Оборачиваемость товаров, обороты 172,2 112,0 45,2
8. Период оборота товаров, дни 2,1 3,2 8,0
9. Оборачиваемость дебиторской задолженности, обороты 35,6 36,2 9,2
10. Период оборота дебиторской задолженности, дни 10,1 9,9 39,1
11. Оборачиваемость денежных средств, обороты 440,6    
12. Период оборота денежных средств, дни 0,8 0,17 1,2
13. Оборачиваемость кредиторской задолженности, обороты 24,4 30,0 8,6
14. Период оборота кредиторской задолженности, дни 14,7 12,0 42,0
15. Оборачиваемость собственного капитала, обороты 74,4 52,5 17,1
16. Период оборота собственного капитала, дни 4,8 6,8 21,0

 

Негативными тенденциями являются: увеличение продолжительности оборота дебиторской и кредиторской задолженности, производственных запасов, собственного капитала. Таким образом, можно сказать, что в настоящее время ООО “Волга-ТЭК” - это предприятие, обладающее значительным потенциалом развития, что подтверждается данными о темпах роста объемов деятельности предприятия, однако несколько настораживает снижение показателей финансового состояния, уровня ликвидности и платежеспособности предприятия.


2.2 Анализ существующей системы бизнес-планирования ООО «Волга-ТЭК»

 

Охарактеризуем систему бизнес-планирования на предприятии. В основе принятия решений в области бизнес-планирования лежат инвестиционные качества самого проекта, те доходы, которые получит предприятие в будущем. Специфический механизм проектного финансирования включает анализ технических и экономических характеристик инвестиционного проекта и оценку связанных с ним рисков, а базой возврата вложенных средств являются доходы проекта, остающиеся после покрытия всех издержек. В 2006 г. был разработан и внедрен проект, направленный на расширение ассортимента товара (начиная с 2007 г. в ассортимент расширился за счет осуществления продажи газа).

Этапами проектного цикла в банке являются: предварительный отбор проектов; оценка проектных вложений; ведение переговоров; принятие проекта к финансированию; контроль за реализацией проекта; ретроспективный анализ.

Технико-экономическое обоснование (бизнес-план) является основным документом инвестиционного проекта, на основе которого принимается окончательное решение о реализации проекта и его финансировании. Управление инвестиционным проектом проводится по результатам анализа выполнения плана, представленного в технико-экономическом обосновании. Окончательное решение принимает генеральный директор ООО “Волга-ТЭК”. Бизнес-план состоит из нескольких разделов, рассмотренных ниже.

1. Описание фирмы. Для кредиторов важно получить как можно больше сведений о предприятии, поэтому они проявляют большой интерес к его истории. Должны быть указаны статус фирмы, ее организационно-правовая форма, дата и место регистрации, ее владельцы и управленческий персонал со всеми изменениями перечисленных позиций за последние 5 лет. Описание фирмы было представлено в предыдущем параграфе.

В начале основного раздела бизнес-плана дается краткое описание бизнеса: направление деятельности (производство, торговля, услуги); состояние отрасли в целом и место, которое данная фирма в ней занимает; кто является потребителем продукции фирмы; является ли бизнес сезонным, ориентирован ли он на производство небольшого количества высококачественных товаров (услуг) или на массовое производство дешевых. Здесь же обычно кратко излагаются цели бизнес-плана: какие средства хочет получить предприниматель, на какие цели и в какие сроки, какая ожидается прибыль от вложений. Этот раздел дает еще один шанс обратить внимание инвесторов на наиболее привлекательные черты данного предприятия.

Согласно Устава организации основными видами деятельности ООО “Волга-ТЭК” являются: перевозка опасных грузов (горюче-смазочные материалы), погрузо-разгрузочные работы, транспортно-экспедиционные работы и услуги; оптовая торговля; розничная торговля; посреднические услуги при купле-продаже товаров народного потребления и др. Отметим, что оптовая торговля ООО “Волга-ТЭК” базируется на продаже горюче-смазочных материалов: бензин, дизельное топливо, битум.

2. Описание товара или услуги. В этом небольшом разделе ООО “Волга-ТЭК” описывает продукцию своего предприятия: обрисовать ее физические свойства, объяснить, какие потребности удовлетворяют его товары (услуги), что отличает данный товар или услугу от других, имеющихся на рынке, каковы его преимущества и недостатки и что выигрывает потребитель, приобретая именно этот товар. ООО “Волга-ТЭК” осуществляет продажу на основе лицензии и патенты на право продажи горюче-смазочных материалов.

3. Цели и стратегия предприятия. Управление стратегией предусматривает выбор миссии, определение стратегии, анализ ее качества, реализацию стратегии. Понятие качества присутствует на всех этапах управления стратегией. Прежде всего необходимо выявить эффективность деятельности предприятия в результате выбранной стратегии. На этапе управления стратегией одной из главных задач является управление ее качеством. Миссия предприятия ООО “Волга-ТЭК” – поставка широкого ассортимента горюче-смазочных материалов в любой регион России.

Стратегическая цель предприятия – стать лидерами на рынке горюче-смазочных материалов. Подцелями являются: 1) расширение ассортимента реализуемых товаров; 2) увеличение объемов деятельности и прибыли; 3) повышение конкурентоспособности предприятия; 4) выход на новые рынки (рынки соседних регионов). С учетом расширения ассортимента – стратегия предприятия наступательная, направленная на расширение рынка сбыта.

4. План маркетинга. План маркетинга составляется на основе маркетинговых исследований, состоящих из сбора, обработки и анализа информации. При их проведении рынок делится на сегменты, выбираются наиболее подходящие из них и проводится позиционирование товара на выбранных сегментах. Позиционирование подразумевает выделение своего товара из ряда конкурентных, формулировку его преимуществ и отличительных черт с точки зрения покупателя. Позиционирование - это причина, по которой покупатель выбирает данную продукцию.

Приведем данные маркетингового исследования. Потребителей можно объединить в следующие группы: автозаправочные станции, розничные предприятия горюче-смазочные материалы, мелкие оптовые предприятия. Выделим параметры позиционирования: на основе цены; на основе имиджа; на основе высокого качества; на основе комбинации выгод; на основе использования товара; на основе решения специфических проблем. Применительно к деятельности ООО “Волга-ТЭК” можно отметить следующие атрибуты: позиционирование на основе цены (в исследуемой организации установлены более низкие цены по сравнению с крупными конкурентами); на основе высокого качества.

Далее проведем анализ конкурентоспособности продукции. Анализ проведем с помощью экономических показателей, так как объектом исследования являются товары для перепродажи. Так, как реализуемые товары используются в автомобильном транспорте (имеющем техническое назначение), то при расчете конкурентоспособности продукции будем использовать бальную систему (таблицу 10). Следует отметить, что в ООО “Волга-ТЭК” реализуется продукция известных фирм. Проведем анализ конкурентоспособности бензина. В настоящее время реализуется три марки бензина: А 76, А92, А 95. Цену на продукцию не превышает цены конкурентов, качество бензина – высокое. Уровень обслуживания покупателей достаточно высокий. Для крупных оптовых покупателей предоставляются скидки (в зависимости от объема закупок). Горюче-смазочные материалы поступают от заводов-производителей. Отношения строятся на основании хозяйственных договоров.

 

Таблица 14

Результаты оценки конкурентоспособности ГСМ

Показатель бензин дизтопливо битум Максимальное значение
Оценка изделий в баллах 7,8 6,9 6,5  
Оценка изделий в %        
Средняя цена, за тонну       -

 

Таким образом, можно сказать, что ООО “Волга-ТЭК” продаваемая продукция достаточно конкурентоспособна, что позволяет Общество занять свою нишу на рынке. Проведем анализ конкурентоспособности предприятия. Далее проведем сравнительный анализ отдельных параметров исследуемого предприятия и предприятия-конкурента (таблица 15).

 

Таблица 15

Сравнительный анализ ООО “Волга-ТЭК” и предприятия-конкурента

Наименование параметров ООО “Волга-ТЭК” ООО «Лукойл-Трейд»
1. Месторасположение оптовых складов (баллы)    
2. Средняя стоимость 1 т ГСМ (тыс. руб.) 13,51 13,65
3. Поставщики (баллы)    
4. Широта ассортимента (баллы)    
5. Глубина ассортимента (баллы)    
6. Разнообразие форм продаж (баллы)    
7. Ставка за пользование кредитами, %    
8. Объем товарооборота (тыс.руб.)    
9. Имидж организации (баллы)    
10. Используемая реклама (радио, газеты) газеты
11. Маркетинговые исследования Посредством опроса Посредством опроса
12. Послепродажное обслуживание Используется нет
13. Стимулирование работников отдела продаж Повременно-премиальная форма оплаты труда Сдельная форма оплаты труда
14. Качество продукции (баллы)    
15. Торговая наценка, %    

 

Сравнительный анализ предприятия ООО “Волга-ТЭК” и конкурирующего предприятия ООО «Лукойл-Трейд» показал, что исследуемое более конкурентоспособно по таким параметрам как: местоположение, стоимости, объемам оборота оптовой торговли, формы продажи товаров и др.

Маркетинговая стратегия. Этот раздел должен строиться исходя из самого понятия маркетинговой стратегии, означающего планирование и организацию сил и средств предприятия и использование их в наиболее выгодных и перспективных направлениях. В этом разделе ООО “Волга-ТЭК” детализирует цели маркетинга по продаже конкретных товаров, определяет рынки, на которые его фирмы будут ориентироваться, основные сегменты рынков по каждому отдельному виду товаров, тактику конкурентной борьбы, бюджет маркетинга и т.д. После этого определяется конкретная маркетинговая стратегия для достижения указанных целей.

Анализ рынка. Этот раздел должен начинаться с анализа состояния отрасли, к которой относится данное предприятие. Анализ отрасли выявляет основных конкурентов и показывает остроту конкуренции, сильные и слабые стороны конкурентов, а также их предполагаемое воздействие на данное предприятие. Результаты сравнительного анализа конкурентов часто бывают представлены в виде таблиц или диаграмм. Иногда специфика рынка позволяет на основе анализа не только выявить настоящих конкурентов, но и дать прогноз развития конкуренции в будущем. Большое значение на деятельность оптового звена, осуществляющего реализацию горюче-смазочных материалов, оказывает колебания уровня цен на мировом рынке. Так, например, рассматривая динамику цен на нефть на мировом рынке, отметим, что ежегодный рост цен на нефть, используемую в качестве сырья, составляет в среднем за год 15-25%. Отметим, что реализация отечественной нефти составляет одну из самых доходных частей государственного бюджета и составляет основу формирования резервного фонда РФ.

Помимо конкурентов на развитие рынка оказывают влияние и другие внешние факторы, такие как государственное регулирование, политика поставщиков, политическое положение в стране и общественное мнение. Если какой-то из этих факторов играет для данного производства особо важную роль, его следует рассмотреть подробным образом.

Здесь также может быть рассчитан предполагаемый объем продаж. Целесообразно рассчитать долю рынка и сделать не один, а несколько вариантов расчетов и прогнозов: консервативный, наиболее вероятный и оптимистический. Результаты дополним планируемым уровнем закупок и расчетов прибыли (таблица 16).

 

Таблица 16

Прогнозируемый объем продаж газа в ООО “Волга-ТЭК” на 2007 г.

Показатели Прогноз, тыс.руб.
консервативный наиболее вероятный оптимистический
Объем продаж газа      
Величина затраты, связанных с продажей газа      
Прибыль      

Приведенные в таблице 16 данные свидетельствуют о том, что при консервативном сценарии предполагаемый уровень прибыли составит 500 тыс. руб., наиболее вероятном сценарии – 700 тыс. руб.; оптимистическом сценарии – 1000 тыс. руб. На рис. 4 приведены данные сравнительного анализа финансовых результатов от продажи газа по различным сценариям.

 

Рис. 4. Данные сравнительного анализа финансовых результатов от продажи газа по различным сценариям в ООО “Волга-ТЭК”

 

Ценообразование. При анализе ценообразования рассматривается общий подход фирмы к ценовой политике, ее ценовая стратегия. Наиболее распространенные варианты обычно включают принцип ценообразования в зависимости от: качества продукции - чем выше качество, тем выше цена; издержек производства - чем они ниже, тем ниже цена; цен конкурентов.

Любая фирма, претендующая на привлечение внешнего финансирования, должна провести предварительное исследование относительно возможной реакции потребителей на повышение или понижение цены (рассчитать эластичность спроса по цене), а также рассмотреть комплекс мер, которые следует принять в случае изменения цен конкурентов. Отметим, что цены на горюче-смазочные материалы достаточно эластичны, т.е. чем выше цена тем ниже продажи и, наоборот.

При определении ценовой стратегии обычно исходят из целей фирмы, поэтому для различных стадий жизненного цикла товара ценовая политика может быть различной. В настоящее время цели ценовой политики ООО “Волга-ТЭК” связаны с обеспечением заданной величины объема продаж (наступательная стратегия).

Схема продвижения товаров/услуг. Сюда относятся разработка оптимальных схем логистики (вопросы транспортировки и складирования), создание каналов сбыта (магазинов, посредников, дилерской сети) и методов стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания, рекламная кампания и формирование общественного мнения.

5. Финансовый план. В финансовом плане все изложенное в предыдущих разделах находит цифровое выражение: оперативные планы (отчеты) за каждый период и по каждому товару и рынку; планы (отчеты) о доходах и расходах по производству товаров, которые показывают, получает ли предприятие прибыль или терпит убытки; план (отчет) о движении денежных средств показывает поступление и расходование денег в процессе производственной деятельности предприятия; балансовый отчет, подводящий итоги деятельности.

Важнейшим пунктом финансового плана является расчет показателей эффективности инвестиционного проекта. Расчет этих показателей подробным образом приведен во второй части статьи.

6. Инвестиционный план. Инвестиционный план предназначен для систематизации информации о затратах инвестиционной стадии. Инвестиционный план содержит информацию об инвестиционных мероприятиях, представленных в календарном плане. К таким мероприятиям можно отнести организационные и другие издержки подготовительного периода (все издержки до момента пуска предприятия и сбыта продукции и услуг), приобретение участков земли, приобретение и строительство зданий и сооружений, приобретение и изготовление оборудования. Таблицы мероприятий содержат номер этапа, наименование этапа, дату начала этапа, длительность этапа в днях, курс руб./долл., стоимость работ в руб./долл.

7. Производственный (организационный) план. Основной целью составления производственного плана является доказательство потенциальным партнерам способности предприятия качественно и в надлежащий срок производить товар, т.е. эффективность предприятия. Степень детализации производственного плана связана с характером производства: чем выше технологическая сложность производственных процессов, тем подробнее производственный план.

Обычно производственный план включает разделы с описанием технологии производства, ресурсов предприятия и менеджмента.

Технология производства. В этом разделе описывается процесс разработки продукта, особенно нового, и результат в виде производственных патентов, лицензий, товарных знаков. Здесь описывается поставщик, планируемый объем закупок, планируемый объем и сроки перечисления денежных средств на поставленные товары.

Можно также описать производственный процесс: последовательность операций, особенности производства (экологичность, безопасность), структуру издержек производства, перспективу их снижения и организацию сервиса.

Внешние факторы, оказывающие влияние на производственную деятельность. К их числу относятся: доступ к экономическим ресурсам, поставщики, клиенты, изменения в технологии, а также изменения в федеральном и местном законо<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: