Методические рекомендации по написанию контрольных работ (рефератов)
Контрольная работа (реферат) имеет целью научить студентов самостоятельно проводить анализ научных источников, учебной литературы, периодических изданий и Интернет-источников для дальнейшего решения конкретных практических задач, привить навыки самостоятельного проведения научных исследований.
Требования к контрольной работе (реферату). Реферат оформляется студентом аккуратно, с учетом требований, предъявляемых к литературному оформлению научной работы. Оптимальный объем реферата не должен превышать 12-15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman, размер – 14, выравнивание текста по ширине страницы с расстановкой переносов. Сноски на используемые источники печатаются внизу страницы, размер шрифта – 12. При наличии приложения (приложений) объем может быть несколько больше, но в любом случае не более 20 страниц.
Структура реферата. Исходя из объема реферата, студентам может быть предложена следующая структура:
- введение (1 стр.);
- основная часть, состоящая из – 1-2 вопросов (10 – 12 стр.);
- заключение (1 стр.);
- список использованной литературы (1стр.);
- приложения (до 4 стр.).
Во введении, студент обязан обосновать актуальность избранной темы, кратко показать степень ее разработанности, сформулировать цель и конкретные задачи, которые он собирается решить в ходе работы.
В основной части подробно раскрывается содержание вопросов темы (не более 2), которые нумеруются римскими цифрами. Каждый вопрос основной части работы должен заканчиваться краткими выводами.
В заключении даются: краткое обобщение полученных в результате исследования выводов.
|
В список литературы студент включает только те источники, которые он использовал при написании курсовой работы, но не менее 5 источников.
Контрольная работа (реферат) оценивается по 4-балльной системе – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». При получении неудовлетворительной оценки студент повторно выполняет работу по новой теме или перерабатывает прежнюю в сроки, установленные преподавателем.
Примерная тематика контрольных работ (рефератов)
- Общение юриста как социальное взаимодействие и его характеристика.
- Особенности бытового общения и его значение для социального взаимодействия.
- Условия эффективности разговора и его построение.
- Деловое общение юриста – как вид социального взаимодействия.
- Особенности деловогообщения юриста и его виды.
- Невербальные средства общения и их использование в юридической деятельности.
- Понятие культуры речи юриста и ее основных качеств.
- Точность и чистота речи юриста – как необходимые качества.
- Ясность, понятность - существенные признаки культуры речи юриста.
- Слова ограниченного и неограниченного употребления.
- Понятность речи юриста и ее значение в общении.
- Приемы объяснения терминов иностранных слов.
- Правильность – важнейший признак культуры речи юриста.
- Нормативность речи юриста и характеристика норм (орфоэпические, акцентологические, грамматические, лексические).
- Особенности яркой и выразительной речи юриста.
- Пословицы – как неиссякаемый источник фразеология.
- Ораторское искусство юриста как социальное явление.
- Объектно-предметная область риторики.
- История развития ораторского искусства.
- Взаимосвязь ораторского искусства и политики.
- Разновидности ораторского искусства и их характеристика.
- Основные этапы развития западноевропейской риторики.
- Особенности развития судебной риторики в России.
- Риторические навыки и умения и их значение для юриста.
- Индивидуальные особенности оратора и их характеристика.
- Методика подготовки юриста к публичным выступлениям.
- Подготовка юриста к конкретному выступлению и виды подготовки.
- Понятие композиции речи и ее составные элементы.
- Контакт в публичном выступлении и его влияние на поведение оратора.
- Формы преподнесения материала.
- Речевой аппарат и его значение в ораторском искусстве.
- Дыхание и его тренировка. Голос и процесс его воспитания.
- Дикция и интонация их значение в речи юриста.
- Основы полемического мастерства юриста.
- Культура спора юриста: основные правила его ведения.
- Методы убеждения оппонентов.
- Полемические приемы и их характеристика.
- Искусство ответов на вопросы и уловки в споре.
- Активные формы обучения полемическому мастерству.
|
Перечень работ является примерным, и студент может предложить преподавателю для согласования свою тему.
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В ходе самостоятельной работы студентам необходимо составить текст речи на 3-5 стр. на тему «День воинской славы России ( выбрать один день )». По тексту подготовит презентацию и выступить с ней на предстоящем практическом занятии. В речи необходимо сформулировать – название речи, и выдержать композицию текста:
|
- вступление;
- основная часть;
-заключение.
Примерные вопросы для самостоятельной подготовки к ЗАЧЕТУ
- Риторика – наука об убеждающей речи: сущность, содержание
- Объект и предмет изучения дисциплины
- Античная риторика и ее характеристика
- Средневековая риторика и ее характеристика
- Характеристика риторики эпохи Возрождения
- Развитие риторики в Новое время
- Риторика в XX веке и современное состояние риторики
- Ораторское искусство и его характеристика
- Понятие «оратор», содержание ораторского искусства.
- Аргументы к этосу («нравы») и его характеристика
- Аргументы к пафосу («страсти») и его характеристика
- Характеристика ошибок и уловок аргументации
- Повседневная и конкретная подготовка к выступлениям
- Виды подготовки к публичным выступлениям и их характеристика
- Краткая характеристика публичных выступлений в разных жанрах
- Характеристика и особенности подготовки информационного выступления
- Характеристика и особенности подготовки судебной речи
- Характеристика и особенности подготовки рассказа о событии
- Характеристика и особенности подготовки протокольно-этикетного выступления
- Характеристика и особенности подготовки информационного выступления
- Характеристика и особенности подготовки убеждающего выступления
- Характеристика и особенности подготовки дебатов
- Понятие и характеристика яркой и выразительной речи
- Особенности выразительной речи юриста
- Монолог и диалог: их использование в ораторском искусстве
- Методика использования чужой речи в выступлениях
- Использование пословиц и поговорок в выступлениях
- Фразеология как неиссякаемый источник ораторского мастерства
- Методы полемики и значение их знания юриста
- Культура полемики в деятельности юриста
- Метод опровержения ложного тезиса фактами
- Сущность и характеристика метода критики доводов оппонента
- Сущность и характеристика метода опровержения демонстрации
- Сущность и характеристика метода применения юмора, иронии, сарказма
- Сущность и характеристика метода «доведение до нелепости»
- Сущность и характеристика метода приема бумеранга
- Сущность и характеристика метода «подхвата реплики»
- Сущность и характеристика метода «довод к человеку»
- Сущность и характеристика метода «апелляция к публике»
- Современные средства риторики.
- Значение риторических знаний в деятельности юриста
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Абрамова Н.А. Судебная речь: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГОУ, 2009.
2. Перерва В.В., Грунтовский И.И. Логические основы аргументации: теория и практика / Учебное пособие. – М.: МЮИ, 2011. – 316 с.
Дополнительная литература
1. Аннушкин В.И. Первая русская риторика. – М., “Знание”, 1989. №1.
2. Античные риторики. // Под ред. А.А.Тахо-Годи. – М., 1978.
3. Антология русской риторики. Учебное пособие. Отв. редактор и составитель профессор М.И.Панов. – М., 1997.
4. Введенская Л.А. Риторика для юристов: Учеб. пособие /Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
5. Волков А.А. Основы русской риторики. – М., 1996.
6. Граудина Л.К. Русская риторика. Хрестоматия. – М., 1996.
7. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.
8. Далецкий Ч.Б. Практикум по риторике. – М., 1996.
9. Зарифьян И.А. Общая и частная риторика в истории курса “Теория словесности” // Риторика. №1. С. 96–123.
10. Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для учащихся 8-11 классов. – М., 1994.
11. Леммерман Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. – М., 1997.
12. Ломоносов М.В. краткое руководство к красноречию. Полное собрание сочинений. – М., Л., 1951. Т.7.
13. Львов М.Р. Риторика. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. – М., 1995.
14. Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. – М., 1995.
15. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996.
16. Мурашов А.А. Основы педагогической риторики. – М., 1996.
17. Никольская С.Т. Техника речи. – М., 1978.
18. Об ораторском искусстве. Сост. А.Толмачев.– 4-е. – М., 1973.
19. Поварнин С. Спор. О теории и практике спора. – СПб., 1996.
20. Предмет риторики и проблемы ее преподавания. Доклады Первой Всероссийской конференции по риторике. Ред. В.И.Аннушкин, А.А.Волков, К.В.Карпюк. – М., 1998.
21. Риторика. Хрестоматия. Составитель В.И.Аннушкин. – Пермь, 1994.
22. Риторика. Специализированный проблемный журнал. 1995 – 1997. №1 – 4.
23. Рождественский Ю.В. Теория риторики. – М., 1997.
24. Сопер Поль. Основы культуры речи. – М., 1992.
25. Чихачев В.П. Лекторское красноречие русских ученых XIX века. – М., 1987.