Отряд с загадочным названием «СПИНКИС»




Глава седьмая

 

Ветер дальних странствий, непреодолимое стремление почувствовать вкус настоящей дружбы, желание понять, кто ты и на что способен, возможность воплотить в жизнь свою заветную мечту, оказаться однажды на большом теплоходе и плыть далеко за горизонт…

Всему этому в 2011 годусуждено было исполниться. Студенты Пермского педагогического колледжа смогли тогда сделать свои ученические будни яркими, насыщенными и запоминающимися. В тот год к ним обратились представители краевого Штаба студенческих отрядов с предложением подготовить команду для работы в детских лагерях юга России. Предложение было принято без особых раздумий. Подготовкой команды было поручено руководить преподавателю колледжа А.Л. Борщуку. Александр Леонидович вырос в семье педагогов, с мамой часто ездил работать пионерским вожатым. Так что с юности был в центре жизни детских коллективов и пионерских дружин, несколько лет трудился вожатым в знаменитом лагере «Орленок». Сам он признается, что быть вожатым для него – это образ жизни и ее смысл…

17 февраля на общем собрании студенческий педагогический отряд объявил о начале своей работы как общественного молодежного объединения. Комиссаром педагогического отряда единогласно была выбрана студентка Кристина Камерзан. И первый вопрос, который пришлось решать: какое название выбрать для отряда? Было предложено несколько вариантов, но только один заинтересовал всех – это «СПИНКИС». Название содержит первые буквы от наименования специальностей студентов, которых вошли в отряд: социальная педагогика, начальные классы, история. Позднее по созвучию этому названию бойцы отряда нашли слова в различных языках. В языке древних парсов спинакс обозначает - «влюбленный в дитя», на языке этрусков спикс – «человек, идущий верным путем»…

В первый год становления отряда во время занятий в школе вожатых студенты осваивали необходимые навыки для работы с детьми. Изучали, например, нормативно-правовые основы деятельности в детских общественных лагерях; особенности работы с детьми различных возрастных категорий; технологии создания коллектива; методики разработки программы летней лагерной смены; особенности организации общелагерных (дружинных) и отрядных мероприятий; организацию коллективно-творческих дел; игровые и оформительские технологии. По окончании обучения в школе вожатского мастерства ребята получили документ о дополнительном профессиональном образовании. Словом, подготовились основательно.

И в майские дни у отряда началась первая Целина. Поясним: Целиной все студотрядовцы называют третий трудовой семестр. За время Целины студенты приобрели бесценный опыт работы как в стационарном, так и в передвижном лагерях. Дважды сходили на теплоходе и дважды побывали на юге: Анапе, Новороссийске, Ростове, Волгограде, Саратове, Костроме, Козьмодемьянске, Елабуге, Казани, Чебоксарах... И это далеко не весь список городов, с которыми успели познакомиться бойцы отряда.

Работу в передвижном туристско-краеведческом лагере помогло организовать Министерство социального развития Пермского края совместно с туристической компанией «Охотник» на базе теплоходов «Ф.Гладков» и «Н.Гоголь». Студенты прошли по маршрутам: «Пермь-Москва-Пермь», «Пермь-Ростов-на-Дону-Пермь». Впечатления были незабываемые. Вожатые педагогического отряда проявляли необычайное трудолюбие. Они откликались на всё новое с большим энтузиазмом. Кипучая энергия вожатых заряжала ребят, отдыхающих на теплоходе, позитивом как весёлого времяпрепровождения, так и познания нового.

Экскурсии по городам России, зеленые стоянки, купание в Волге, Доне, множество игр, песен, потрясающих интересных дел – все это составляло романтику будней детей. В ходе этих рейсов вожатые сопровождали и заботились о более чем двухстах ребятишках из приемных семей. Всем было понятно, что это необычные дети, к ним нужен особый подход. Во время увлекательнейшего путешествия ребята участвовали в Дне защитника Сталинграда, готовили ордена для города, в память о защитниках города спускали цветочные венки на воду. Для них был организован и День государственного флага и такое необычное мероприятие, как «Сто вопросов взрослому», в ходе которого куратор Александр Леонидович Борщук отвечал на самые неожиданные и каверзные вопросы, интересовавшие детей.

Вожатые привезли с собой из поездки благодарственное письмо от администрации теплохода «Федор Гладков» и официальное приглашение на участие в навигации 2012 года. Можно смело утверждать, что вожатые сумели найти индивидуальный подход к детям, оставив о себе приятные воспоминания как у персонала теплохода, так и у ребят, общение с которыми у них продолжилось и в дальнейшем. По итогам работы студентами был разработан проект «Синий краб», в котором учтены все недочеты и особенности работы лагеря на теплоходе.

Прямо скажем, этот опыт давался вожатым нелегко. Подчас они просто валились с ног, не умели еще распределять силы, обязанности между напарниками. Да и детки, понимая, что вожатые сами еще студенты, подчас попросту «садились» им на шею, забывая об элементарной дисциплине. Тогда А.Л. Борщук, как куратор и комиссар, чтобы изменить ситуацию, перед остановкой в Чебоксарах предлагает…снять вожатых с теплохода! Собрал отряды на утреннюю линейку и объявил о своем решении: вожатых, которые не справляются со своими отрядами, он снимает с рейса. Им на замену направляются другие вожатые. Так что, как говорится, с вещами – на выход!

Что тут началось… Вожатые со слезами на глазах направляются в свои каюты, дети, рыдая, упрашивают Александра Леонидовича отменить свое решение, обещая исправиться. Он неумолим: вожатых - на берег! Ситуацию спасает лишь то, что автобус с новыми вожатыми опоздал, а теплоход отчалил.

Сегодня они все вместе, комиссар и его девчонки – вожатые, вспоминают эту ситуацию – розыгрыш с улыбкой. Надо же, как они тогда ему подыграли, и плакали почти по – настоящему. Вот так и постигали будущие учителя чудеса педагогического влияния на детский коллектив…

В том же 2011 году бойцы отряда испытали все прелести и трудности работы в так называемом «сухопутном» лагере в Анапе и Новороссийске. День за днем ребята в возрасте от 7 до 17 лет получали здесь заряд энергии, творчества от своих вожатых. Даже с таким разновозрастным составом, по оценкам педагогического коллектива лагеря, бойцы отряда справлялись на «отлично». К окончанию первой Целины у большинства вожатых за плечами уже был неплохой опыт работы от двух до пяти смен, проведенных вместе с детьми. Для подведения итогов летнего семестра бойцами отряда был организован студенческий фестиваль «Лето – это маленький успех», было разработано «Положение о студенческом педагогическом отряде» колледжа №1.

В сентябре Пермский зоопарк приглашает педагогический отряд «СПИНКИС» на первый краевой молодежный экофестиваль «Если рядом сто друзей, жить на свете веселей». Для этого мероприятия студенты подготовили попурри из песен о животных, под которые все посетители зоопарка танцевали и пели. Позднее здесь были подведены промежуточные результаты Фестиваля-конкурса документальных видеороликов «Животные в объективе», в котором принял участие студенческий педагогический отряд «СПИНКИС». За видеоролик «Зоопарк - выставка природы» отряд награждён дипломом. Свой первый год отряд завершил трудовой вахтой в две смены в зимнем лагере на базе лагеря «Заря»...

Вторая Целина отряда в 2012 году прошла на берегу Черного моря в п. Кабардинка Краснодарского края в лагере «Дружных». В лагерь студенты приехали вместе с детьми из Пермского края. В основном это были ребята из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (дети из приемных семей, малообеспеченных, многодетных).

Этот год в биографии «СПИНКИС» стал годом настоящего испытания. Чрезвычайная ситуация произошла во второй смене лагеря, когда в результате сильных проливных дождей лагерь оказался в зоне затопления. За ночь выпала пятикратная норма осадков.

В этих сложных условиях студенты - девчонки реально показали, чего они стоят. Такие кадры о разбушевавшейся стихии они прежде видели только в фильмах ужасов. Темно-свинцовое небо, дождь со страшным грохотом хлещет по крыше, вода льется стеной. За окном ночь. До комнат с детьми добирали на ощупь сквозь бешеный поток воды. Детские кровати в считанные минуты заливало водой. Испуганных еще не проснувшихся ребятишек вожатые на руках поднимали на верхние этажи жилых корпусов. Преодолевая страх, они не только смогли сориентироваться в ситуации, но и помогали малышам сохранять спокойствие. А утром, раздавая вместо горячего завтрака сухой паек, они все случившееся представляли малышне как приключения на необитаемом острове. И те с превеликим удовольствием съедали все.

Тогда их отряд прошел испытание на прочность, на сплоченность и взаимовыручку. Никто не покинул в то лето свой отряд, хотя в других регионах были потери.

Особых слов благодарности заслужили Мария Андриянова, Надежда Рачева, Кристина Камерзан, Кристина Азанова, Наталья Паздникова.

Трое вожатых отряда Н. Чеглакова, З. Паршакова, Л. Полякова тем летом проходили свою Целину в ВДЦ «Орленок». От них зависело: примет ли этот знаменитый на всю страну лагерь отряд вожатых из Перми всерьез, станет ли это сотрудничество долгосрочным. Студенты успешно справились с поставленной перед ними задачей. Теперь «Орленок» - постоянный партнер отряда «СПИНКИС» в организации работы с детьми в ходе летнего отдыха.

В этот же год в колледже была заложена еще одна хорошая традиция. Был организован первый краевой конкурс «Хочу быть вожатым». Конкурс проводился для учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ, воспитанников учреждений дополнительного образования г. Перми и Пермского края. В нем приняли участие 19 школьников из Александровского, Верещагинского, Оханского, Пермского районов и г. Перми. Основной задачей конкурса было содействие профессиональной ориентации старшеклассников в педагогических специальностях. Среди педагогов, подготовивших детей к участию в конкурсе, были и бывшие выпускники. В подготовке и проведении конкурса приняли активное участие бойцы студенческого педагогического отряда колледжа «СПИНКИС».

Участникам конкурса предстояло пройти несколько испытаний: творчески представить себя, познакомить присутствующих и членов жюри со своими увлечениями, провести игру, а старшей группе еще и решить педагогическую ситуацию. Наряду с конкурсными испытаниями были проведены мастер-классы, подготовленные бойцами отряда.

По отзывам конкурсантов, впечатления у них остались самые яркие! Кстати сказать, некоторые из них пришли учиться в колледж. Яркий пример – Лена Федяшкина, которой после ее стажерской практики в качестве помощника вожатого на теплоходе, уже вручили «бойцовку» (специальная куртка - символ отряда). Лена успешно окончила школу и сейчас учится в колледже.

Если 2011-й год для отряда был годом становления, 2012 – годом испытания на прочность, то 2013-й год определенно можно назвать периодом дальнейшего развития, укрепления авторитета «СПИНКИС».

Целина-2013 открылась для студентов – бойцов отряда в мае и проходила под девизом «Не забывайте, что мы все вместе». Педагогическая вахта - путешествие на теплоходах «Н.В. Гоголь» и «Ф. Гладков» длилась в течение трех смен в передвижном туристско-краеведческом лагере «Синий краб». За это время в лагере отдохнуло почти четыреста детей, которые стали считать вожатых своими друзьями. Они научились навыкам бесконфликтного общения, много играли и пели. Благодаря совместной деятельности детей и вожатых на смене в лагере ребята начали раскрываться, менять свое отношение к окружающей жизни, занимать активную позицию в отряде. В конце смены каждый ребенок получил долгожданный значок «Синий краб».

Во время путешествия для них открылись такие горизонты, они получили такие незабываемые впечатления, о которых даже и не могли мечтать! Познакомились с достопримечательностями замечательных российских городов: С.- Петербург, Ярославль, Кострома, Н.-Новгород, Самара, Саратов, Казань, Астрахань, Ульяновск… Эти города поражали ребят своей красотой, историей и вековыми традициями. С вожатыми, бойцами «СПИНКИС» детям было комфортно, интересно и безопасно совершать свои первые путешествия.

Вместе со студентами, действующими в роли вожатых, были и выпускники колледжа. Бойцы и ветераны студенческого педагогического отряда обменивались опытом и традициями. Вожатые - «старики» с большим желанием помогали начинающим вожатым в разрешении сложившихся педагогических ситуаций. Студенты обретали практический опыт взаимодействия с детьми. Ежедневную помощь и поддержку вожатым оказывали преподаватели колледжа А.Л. Борщук, командир СПО «СПИНКИС» и В.П. Шестакова, преподаватель, отвечающий за воспитательную работу в колледже.

… Раннее утро. У борта теплохода тихо плещется Нева. Дети крепко спят после насыщенных событиями дней, проведенных в С-Петербурге. За четыре дня они успели побывать на обзорной экскурсии по городу, где любовались достопримечательностями северной столицы, в Петергофе. Недалеко от порта находился «Императорский фарфоровый завод». В галерее завода специально для детей провели мастер-класс по росписи фарфора. На протяжении всего круиза арт-группа теплохода организовывала мероприятия для детей, здесь тоже работали бойцы отряда.

Быстро и незаметно пролетают смены в «Синем крабе». И однажды приходит время расставаться. Ребята со слезами на глазах прощаются, обмениваются адресами и телефонами, благодарят всех за отлично проведенное время… Но пока они мирно спят. Они еще во власти ярких впечатлений, им снится, что они плывут навстречу новому, неизведанному, им еще предстоит испытать радость общения с интересными людьми и все еще впереди. А ведь, действительно, у них все еще впереди. И помогли им открыть новые горизонты, ощутить настоящий вкус к жизни простые и ставшие уже родными ребята из отряда с загадочным названием «СПИНКИС».

На фото: с комиссаром студенческого отряда А.Л. Борщуком (слева направо) Кристина Камерзан, Лиля Ибрагимова, Ирина Филатова.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: