Тест «Определение биоритма»




Ход урока

I. Организационный момент - Приветствие.

- Давайте, попробуем отнестись к этому с разных точек зрения. Для этого вам необходимо произнести фразу «Сегодня проводится открытый урок» с разной интонацией и чувством:

- вопросительно

- торжественно

- мечтательно

- испуганно

- удивлённо

-безразлично

- громко.

- Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что обучение и учение два разных дела?

Обучение – это дело преподавателей, они вас обучают, излагают учебный

материал, заинтересовывают, спрашивают, контролируют, оценивают.

А учитесь вы сами. И эта ваша деятельность по овладению ЗУН и есть учение.

- В народной притче говорится: «Если дать человеку одну рыбу – он будет сыт один день; двух рыб – хватит на два дня. Но если человека научить ловить рыбу, он будет жить долго».

- Учитель тоже немного учит вас «ловить рыбу» - уметь самим добывать знания, давая советы, отсылая к учебникам, дополнительной литературе. От того как вы будете уметь усваивать содержание обучения, превращая его в собственные достояния, свой ум и будут зависеть ваши успехи.

Создание проблемной ситуации. В. Катаев «Сон»

«Бойцы конницы С.М.Буденного в течение трех суток выдержали 20 атак, к мукам жажды, немоты, голода и зноя прибавилось еще новое – мука борьбы с непреодолимым сном.

Атака кончилась. Бойцы едва держались в седлах. Не было никакой возможности бороться со сном. Наступал вечер. Сон заводил глаза. Веки были намагниченные. Глаза засыпали. Сердце, налитое кровью, тяжелой и неподвижной, как ртуть, затихало медленно, и вместе с ним останавливались и вдруг падали отяжелевшие руки, разжимались пальцы, мотались головы, съезжали на лоб фуражки.»

Проблемный вопрос: Почему человек и животные не могут обходиться без сна?

СОН – это наша жизненная потребность, часть жизненного ритма.

«И.П.Павлов: Нет ничего более властного в жизни человеческой, как ритм. Любая функция… имеет постоянную склонность переходить на свойственный ей ритм»

«Биологические ритмы»

Все живое, что существует на нашей планете, как бы несет отпечаток ритмического рисунка событий, характерного для Земли. Вращение Земли вокруг своей оси создает смену дня и ночи, приспособление к которой сформировало околосуточный биологический ритм. Именно этот биоритм имеет наибольшее значение для организма животных и человека.

- Самостоятельная работа с дополнительной информацией. Работа с текстом.

Можно даже сказать, что человек находится во власти суточных ритмов, более 40 физиологических процессов зависят у нас от биологических часов. На протяжении суток у человека меняется температура. Самым «горячим» он бывает в 18 часов, а самым «холодным» между 1-5 часами. Колебания температуры у разных людей составляют от 0,6 до 1,3 градуса. Примерно в том же ритме у человека меняются частота сердечных сокращений и кровяное давление, но в 13 и 21 час оно наиболее низкое. Физическая активность высока в 8 часов утра, «слабеет» с 12 до 14 часов, новый прилив сил наступает с 14 до 17 часов. А ночью, от 2-х до 5-и, человек наиболее слаб

- Всё живое, что существует на нашей планете, как бы несёт отпечаток ритмического рисунка событий, характерного для Земли. Вращение Земли вокруг своей оси создаёт смену дня и ночи, приспособление к которой сформировало околосуточный или циркадный биологический ритм. Это наиболее наглядный пример экологического ритма, который занимает центральное место среди всех ритмических процессов и которому подчинены чувствительность организма к разнообразным факторам внешней среды и переносимость функциональных нагрузок. Всего у человека выявлено около 500 функций и процессов, имеющих циркадно – околосуточную ритмику.

- Что же такое биологические ритмы и какая наука их изучает? (запись определений в тетрадь) Биологические ритмы - это периодически повторяющиеся изменения интенсивности и характера процессов жизнедеятельности биологических систем.

-Сегодня нас будут интересовать ваши способности, проявляющиеся в учебной деятельности. И здесь, кроме общеучебных играют большую роль индивидуальные психофизиологические особенности человека, индивидуальные качества каждого у вас. Например: некоторые из вас продуктивно работают рано утром (жаворонки), другие вечером (совы), у некоторых работоспособность в течение дня резко не меняется – это аритмики. А в целом это звучит как – индивидуальность биоритма человека.

ФАЗЫСНА

Фазы сна

Медленный сон Быстрый сон
75% всего времени сна (без быстрого движения глаз 25% всего времени сна (с быстрым движением глаз)
Физиологическое состояние организма
После засыпания и длится по 1-1,5 часа. После медленного сна длится по 10-15 мин.
Снижается активность всех систем организма; мышцы расслабляются, понижается t тела Активизируется деятельность всех систем организма, мышцы в тонусе, повышается t тела
Психические процессы мозга
Наблюдаются разговоры во сне, страхи и лунатизм Сновидения. Обработка дневной информации

Г) Физиология сна.

Центр сна в гипоталамусе и эпифизе
Бодрое состояние (цент сна заторможен) (центр сна заторможен)  
Сон (центр сна возбужден) (центр сна возбужден)

 


- Почему состояние сна возникает ночью?

95% информации о внешнем мире мы получаем при помощи зрения. Глаза успешно выполняют свою функцию только в условиях освещенности, хотя бы слабой. Ночью зрение не способно предупредить о надвигающейся опасности. Поэтому для организма рациональнее всего спать ночью.

 

- Почему возникает состояние сна?

Изучали больных с полной атрофией мышц, у них не выявили сокращение времени сна, хотя эти больные не нуждались в телесном отдыхе.

Различают несколько механизмов сна:

1) В основе сна лежит накопление продуктов обмена – гипоксинов, которые вызывают состояние сна.

2) Мишель Жюве высказал предположение, что в головном мозге имеются локализованные нервные структуры, которые можно охарактеризовать как центры сна. Воздействие при помощи электродов на центр сна вызывает сон.

 

З) Нарушения сна

1. Летаргия.

2. Кома.

3. Гипноз.

4. Лунатизм.

5. Бессонница.

Используя тексты учебника дайте объяснение высказыванию Сеченова о том, что «сновидения – это небывалые композиции бывалых явлений»; раскрыв при этом причины возникновения сновидений и приведя примеры, когда во сне находились решения каких-либо задач.

Сновидения возникают из всплеска электрических импульсов, которые проходят через ствол мозга каждые 90 минут во время быстрого сна. За всю жизнь человек в среднем видит сны в эквиваленте шести лет. Кроме того, словом «сон» называют те последовательности фантастических образов, которые человек иногда помнит после окончания сна, то есть сновидения. От естественного цикла освещённости зависит уровень концентрации гормона мелатонина (основной гормон шишковидного тела мозга - эпифиза). Повышение уровня мелатонина вызывает непреодолимое желание спать

Гигиена сна.

  1. Засыпать в одно и тоже время.
  2. Перед сном много не есть и не пить.
  3. Не заниматься напряжённой умственной работой

(уроки заканчивать за 1,5-2 часа до сна)

  1. Создать вокруг себя тишину.

Гулять на свежем воздухе и проветривать комнату перед сном.

IV Д/З: Выполнить тест

Тест «Определение биоритма»

1. Трудно ли вам вставать рано утром?

А) да Б) не всегда В) нет

2. В какое время вы предпочитаете ложиться спать?

А) после часа ночи Б) около 11 ч. В) около 10 ч.

3. В какое время вы предпочитаете кушать обильно?

А) утром Б) в обед В) вечером

4. Когда вам легче учить уроки?

А) поздно вечером Б) днём В) в утренние часы

Интерпретация ответов:

- если больше ответов А – вы сова

- если больше ответов В – вы жаворонок

- если больше ответов Б – вы аритми

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: