Формы социальных ( правовых) норм
Структура и виды деятельности Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека. Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру. Характерные черты деятельности человека: · Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения. · Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта)
Основные виды человеческой деятельности: 1. Игра— это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых. Игра, как и искусство, предлагает некое решение в условной сфере, которое может быть использовано в дальнейшем в качестве своеобразной модели ситуации. Игра дает возможность моделировать конкретные жизненные ситуации. 2. Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным (самообразование). 3. Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.). По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, вербальное и невербальное. 4. Труд —вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение конкретного результата, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания. 5. Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Важнейшими механизмами творческой деятельности являются: 1) комбинирование уже имеющихся знаний; 2) воображение, т. е. способность создавать новые чувственные или мыслительные образы; 3) фантазия, которая характеризуется яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов; 4) интуиция — знание, способы получения которого не осознаются. . Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времени: Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат Мышление Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п. Средством выражения мышления является язык. ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ
Социальная мобильность Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную. Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) инисходящую мобильность (социальное падение). Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильностьгеографическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается вмиграцию. Каналы соц. Мобильности – пути, по которым индивид перемещается из одной группы в другую.Каналами социальной мобильности могут выступать:школа, образование в целом, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь. Эти социальные институты служат механизмами отбора и селекции индивидов, поставляя их в нужный социальный слой. Безусловно, в современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют функцию своеобразного«социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобильность. 4. Маргинал + люмпен Подмаргинальностью понимается промежуточное, «пограничное» состояние социального субъекта.Маргинал (от лат. marginalis- находящийся на краю) при переходе из одной социальной группы в другую сохраняет прежнюю систему ценностей, связей, привычек и не может усвоить новые (мигранты, безработные). В целом маргиналы как бы утрачивают свою социальную идентичность и потому испытывают большое психологическое напряжение + Люмпен Социальные нормы. Под социальными нормамипонимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, эстетические нормы, нормы этикета, религиозные нормы и правовые нормы. Правовые нормы — это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, церкви. Отличия правовых норм от всех остальных: - устанавливаются только от имени государства, - реализация обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства - общеобязательны - за их несоблюдение – формальные санкции - закрепленность в законе (или в других нормативных актах); Моральные нормы — оценка поступков по шкалам морально-аморально, добро-зло, хорошо-плохо. Нормы обычаев — это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами. Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви. НОРМЫ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ - это правила поведения, регулирующие отношения к прекрасному и безобразному. Общепринятые принципы эстетической деятельности, творчества и восприятия, а также образцы художественно-эстетических ценностей в данном социальном коллективе и его культуре, правила создания и восприятия произведений искусства Нормы этикета – совокупность формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях, в том числе нормы общения, деловой протокол и т.д.; Формы социальных ( правовых) норм По характеру содержащихся в них правил поведения нормы права подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Формы регулирования норм права — дозволение, предписание, запрет. Управомочивающая норма — это норма-разрешение, устанавливающая, что можно делать. Обязывающая норма — это норма-предписание, устанавливающая, что нужно делать. Запрещающая норма — это норма-запрет, устанавливающая, чего делать нельзя.
Читайте также: Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что...
ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...
Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом...
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...
Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |