Кировской железной дороги в годы Великой Отечественной войны




Школы-интернаты для детей работников

© 2014

 

Ю.Н. Зеленская, преподаватель кафедры Отечественной истории

Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск (Россия)

Аннотация: В статье на основе ранее неопубликованных материалов рассматриваются материально-бытовые условия, в которых оказались дети работников Кировской железной дороги в годы Великой Отечественной войны. Анализируются причины расширения сети интернатов на Кировской железной дороге в указанный период, характеризуются воспитательная и трудовая деятельность учреждений, их государственное обеспечение и поддержка.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Кировская железная дорога, интернаты, материально-бытовое положение.

 

В отечественной историографии неоднократно предпринимались попытки показать вклад железнодорожного транспорта в достижение Победы в Великой Отечественной войне. Большинство исследователей интересует производственная сторона этой проблемы: переход к работе в условиях военного времени, организация и проведение эвакуационных перевозок, увеличение объемов транспортируемых грузов и т.д.

Однако в последние годы появились работы, освещающие материально-бытовые условия жизни железнодорожников. Поскольку работники железнодорожного транспорта в годы войны были приравнены по своему положению к военнослужащим, большой научный интерес представляет статья К.А. Насонова «Социальное обеспечение военнослужащих Красной Армии в годы Великой Отечественной войны: сущность, содержание и современное значение»[1]. Данная статья была опубликованная на страницах журнала «Вестник Военного университета» в 2010 году. Под социальным обеспечением автор статьи подразумевает «деятельность органов государственной власти и военного управления, командиров, начальников всех уровней… по реализации, установленных для военнослужащих, а также лиц, приравненных к ним… и членам их семей, правовых, политических, экономических и иных мероприятий, проводимых в интересах гарантированного обеспечения материально-бытовых условий, льгот и их законных интересов» [1; c.67]. Автор статьи пишет: «Большое внимание партия и правительство на протяжении всех лет войны уделяли улучшению питания детей, сохранению их здоровья. Нормы на отдельные продукты питания по детским продовольственным карточкам были приравнены к нормам снабжения рабочих и служащих, а в отдельных случаях были выше норм снабжения взрослых иждивенцев. Во время Великой Отечественной войны была организована для детей воинов Красной Армии и Флота, а также детей – сирот сеть суворовских и нахимовских училищ, специальных детдомов и детских приемников-распределителей» [1; c.69].

В рамках темы нашего исследования, нас интересует вопрос: в каких условиях находились дети железнодорожников Кировской магистрали в годы Великой Отечественной войны?

Прифронтовое положение Кировской железной дороги в годы войны отразилось на условиях ее деятельности[2]. От эффективности работы дороги зависели боеспособность армий Карельского фронта и Северного флота, проведение эвакуации, а также поставки и транспортировка союзнических грузов из Мурманского порта в центральные регионы страны.

Тяжелые материально-бытовые условия, сверхурочная работа вынуждали работников Кировской магистрали отправлять детей в интернаты[3]. В годы войны сеть школ-интернатов при Кировской железной дороге расширялась. Если осенью 1941 г. в связи частичной с эвакуацией школ на дороге осталось 6 школ с 750 учащимися и 3 детских сада. В 1942 г. в связи с кадровой проблемой железнодорожники стали возвращаться вместе со своими семьями, поэтому потребовалось открытие новых дошкольных и школьных учреждений. К 1943 г. было открыто 3 детских сада на 376 чел., 8 школ на 1470 чел. и 4 интерната на 340 чел[4; л.163-164] (школа №34 ст. Мудьюга, школа №7 ст. Малошуйка, школа №30 ст. Имандра, школа №19 ст. Кузема). В 1944 г. были открыты еще 4 интерната (школа №20 ст. Глазаниха, школа №13 ст. Надвоицы, школа №18 ст. Кемь, школа №26 ст. Кандалакша) и 1 интернатская группа при начальной школе №32 на станции Шонгуй. На 1944 г. в интернатах находилось 775 чел., из них 77 воспитанников детских домов[5; л.15 об.].

Согласно отчетам Отдела учебных заведений Управления Кировской железной дороги, интернаты не были подготовлены для проживания в них детей. Они размещались в относительно приспособленных зданиях. Исключением был только интернат при школе №30, который находился в жилом доме. Повсеместно отсутствовали предметы первой необходимости. Вместо кроватей стояли топчаны. В некоторых спальнях не было тумбочек и стульев. Не хватало столов для подготовки детьми домашнего задания. Практически не было постельного белья. Так, в интернате №18 не было ни 1 одеяла, ни 1 подушки. В интернате №13 не было матрасов и подушек[5; л.15-15 об.].

При всех интернатах работали кухни и столовые, за исключением интерната №30, где дети питались в железнодорожной столовой. Не хватало кухонной и столовой посуды. В интернате № 7 было только 5 небольших кастрюль, требовавших ремонта, в 34-м интернате на 90 чел. в наличии было только 20 тарелок и 20 ложек.

В интернатах было организовано трехразовое питание. Дети получали 400 гр. хлеба, еще 50 гр. выдавали в школе. Как отмечалось в источниках, более организовано осуществлялось питание детей в интернатах №13, 20 и 26. Однако и там случались перебои со снабжением продуктами. В интернатах №7 и 34 все II-е полугодие 1943 г. детей кормили фасолью и вместо овощей давали турнепс. Часто со складов привозили испорченные продукты. Овощей практически не выдавали. Воспитанники интернатов не получали молочных продуктов, кофе, какао и рыбу. Не регулярно выдавали сахар и чай. Своих подсобных хозяйств у интернатов не было[5; л.15 об.].

Дети принимали посильное участие в решении бытовых вопросов.

Старшие школьники привлекались к разгрузке вагонов с дровами для школ. Например, воспитанники интерната №13 заготовили в лесу 50 куб. дров. А в интернате №3 силами детей было разделано более 300 куб. дров для столовой и кухни. Младшие воспитанники интернатов носили воду для кухни. Также ребята участвовали во всех воскресниках. Зимой помогали очищать железнодорожные пути от снега[5; л.16 об.].

Дети, проживавшие в интернатах, практически не виделись с родителями. Только единиц забирали домой на выходные. Поэтому самыми близкими людьми для них становились воспитатели, многие из которых работали в этих же школах.

Наряду с развитием трудовых навыков особое внимание воспитатели уделяли патриотическому и нравственному воспитанию. Документы Национального архива Республики Карелия свидетельствуют о том, что в интернатах отмечались даты красного календаря, проводились беседы о героях Красной армии, о работе железной дороги в годы войны, о детях-героях, чести школы. Воспитанники читали брошюры, газеты, обсуждали такие произведения, как «Радуга», «Они сражались за Родину», «Непокоренные». Так, например, в интернатах №7, 34 работали кружки: драматический, хоровой и оборонный. Воспитанники принимали участие в платных концертах для населения. Вырученные деньги от 4 концертов в размере 2,5 тыс. руб. пошли в помощь детям семей фронтовиков[5; л.16].

Таким образом, дети железнодорожников Кировской магистрали ощутили на себе все тяготы войны. Оторванные от семьи, родного дома, они оказались на государственном обеспечении. Сложившаяся в интернатах сложная ситуация объясняется следующими причинами. Во-первых, условия прифронтовой полосы требовали максимального напряжения сил и местных ресурсов для организации бесперебойной работы Кировской железной дороги. Во-вторых, в годы войны, система дорожного снабжения была разрушена. Кировская дорога оказалась оторванной от органов Госбанка. Следовательно, проведение расчетно-финансовых операций становилось невозможным. И без того тяжелое положение на дороге, осложнялось постоянными налетами вражеской авиации. Однако вера в Победу, сплоченность детских коллективов помогли преодолеть условия военного времени.

 

Список источников и литературы:

1. Насонов К.А. Социальное обеспечение военнослужащих Красной Армии в годы Великой Отечественной войны: сущность, содержание и современное значение//Вестник Военного университета – 2010. - №3. – С.65-70

2. Зеленская Ю.Н. Организация бесперебойной работы Кировской железной дороги в условиях прифронтовой полосы в годы Великой Отечественной войны//Клио. – СПб., 2013. - №4 (76). – С.58-62.

3.Зеленская Ю.Н. Повседневная жизнь работников Кировской железной дороги в условиях прифронтовой полосы в годы Великой Отечественной войны//Человек в истории: героическое и обыденное. – Петрозаводск, 2012. – С.103-107.

4.Национальный Архив Республики Карелия (далее - НАРК). Ф.Р-528.Оп.13.Д.4/29.

5. НАРК. Ф.Р-528.Оп.12.Д.162/1442.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: