Назначение прибора проверки фар модели ОПК
Прибор предназначен для проверки и регулировки, а также для измерения силы света фар автотранспортных средств (АТС) с высотой установки фар от 250 до 1600 мм в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51709-2001. Прибор позволяет регулировать углы наклона и контролировать силу света фар ближнего и дальнего света, противотуманных фар и прочих световых приборов, а также силу света и частоту следования проблесков указателей поворотов.
Область применения
Область применения прибора проверки фар модели ОПК - обеспечение контроля технического состояния и регулировки фар автотранспортных средств при их эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте и технических осмотрах на автотранспортных предприятиях, предприятиях автосервиса, на пунктах инструментального контроля, на постах ГИБДД при проведении технического осмотра автотранспортных средств.
Устройство прибора ИСЛ-401
Общий вид прибора приведен на рис. 3.3. Прибор состоит из основания (21) на колесах; стойки (20), установленной на основании вертикально; оптической камеры (9) и ориентирующего устройства (10).
Рис. 3.3. Общий вид прибора ОПК
Оптическая камера (в дальнейшем - камера) представляет собой корпус, в котором установлены линза, пузырьковый уровень, смотровое стекло, экран, перемещающийся по вертикали при помощи отсчетного лимба (5).
На экране, в соответствии с ГОСТ Р 51709-2001, установлены фотоэлементы для измерения силы света.
На крышке камеры расположена приборная панель (8).
На задней стенке камеры расположены: клавиша (6) для включения питания прибора либо для включения режима заряда аккумулятора прибора, разъем для подключения компьютера (3), разъем для подключения зарядного устройства (4), отсчетный лимб (5) и крышка (1), за которой располагается элемент питания.
|
Перемещение камеры по стойке производится при ослабленном упорном винте (17) (против часовой стрелки до упора) и при нажатом рычаге фиксатора (19). При этом камера поддерживается за ручку, расположенную с противоположной стороны камеры. Фиксация камеры на необходимой высоте осуществляется при отпускании рычага фиксатора (19) и закручивании упорного винта (17) по часовой стрелке до упора. Высота установки контролируемой фары определяется по шкале, нанесенной на стойку, в миллиметрах по верхнему краю кронштейна (15) фиксатора.
Установка оптической оси прибора в горизонтальной плоскости производится по пузырьковому уровню поворотом оптической камеры относительно оси винта (16) и фиксируется ручкой (18).
Горизонтальное положение горизонтальной линии экрана камеры обеспечивается вращением оси (24).
Ориентирующее устройство щелевого типа предназначено для установки оптической оси прибора параллельно оси АТС. Ориентирующее устройство (10) устанавливается в одно из трех отверстий стойки через упорную гайку (11), две шайбы (12) и фиксируется ручкой (13).
Рис. 3.4. Расположение фотоэлементов на подвижном экране оптической камеры прибора
1 - фотоэлемент для измерения силы света противотуманной фары в теневой области светового пучка; 2 - фотоэлемент для измерения силы света фары ближнего света в теневой области светового пучка, силы света фары дальнего света и силы света всех остальных световых приборов; 3 - фотоэлемент для измерения силы света фары ближнего света в световой области светового пучка; 4 - фотоэлемент для измерения силы света противотуманной фары в световой области светового пучка
|
Прибор имеет выход для информационного обмена с ЭВМ по интерфейсу RS232.
Общий вид панели прибора приведен на рис. 3.5, на нем указаны: жидкокристаллический индикатор (1), далее - индикатор, на которыйвыводятся результаты измерений и текстовые сообщения; условное обозначение выбранного режима измерения (2), которое подсвечивается с помощью светоизлучающего диода, далее - светодиод; таблица (3) с данными для регулировки фары; клавиши управления прибором (4).
Рис. 3.5. Общий вид панели прибора
Последовательность действий следующая:
1. Установите прибор ОПК напротив исследуемой фары.
2. Переместите оптическую камеру по вертикальной оси напротив фары при помощи рычага (19) - рис. 3.3. Выставите сам прибор до нужного положения (строго напротив фары).
3. Выясните высоту установленного прибора на вертикальной шкале (стойка самого прибора). В соответствии с этим значением подберите значение поворотного диска (5) - рис. 3.3 и поверните диск. Если диск не повернут на нужное значение, то далее снимаемое изображение будет неточным (размытое, едва видимое).
4. Включите ближний или дальний свет на автомобиле
5. Активируйте прибор клавишей (6) - рис 3.4.
6. Дорегулируйте оптическую камеру прибора до четкого отображения светового пятна.
Рис. 4.2. Правильно установленная оптическая камера
7. Проведите центровку прибора по фарам. Выставив прибор так, чтобы логотип машины располагался по центру.
|
8. На панели прибора выберите тип измеряемых фар: ближний свет, дальний свет, указатель поворота.
9. Включите, в зависимости от объекта диагностики, ближний свет/дальний свет /поворотные указатели автомобиля
10. Проведите диагностику. Световые круги на шкале прибора отобразятся согласно рис. 4.6 - 4.8. Снимите данные с индикатора на панели прибора.
Рис. 4.5. Шкала прибора
Рис. 4.6. Световой круг от ближнего света
Рис. 4.7. Световой круг от дальнего света
Рис. 4.8. Световой круг от указателя поворотов
12. Переместите прибор к световым приборам, расположенным на другой стороне. Проведите дальнейшую диагностику.
Возможные неисправности внешних световых приборов.
Неисправности приборов освещения и сигнализации. К характерным неисправностям приборов освещения следует отнести полный или частичный отказ в работе ламп освещения, отказ в работе всех приборов освещения, нарушение регулировки света фар.
Основные неисправности приборов освещения
Основные неисправности приборов освещения появляются в результате обрыва проводов, перегорания нитей ламп, плохого контакта, механического повреждения фар, подфарников и фонарей.
Причину неисправности приборов освещения можно выявить без извлечения ламп из фар и фонарей с помощью контрольной лампы. Один из проводов лампы соединяют с плюсовым выводом аккумуляторной батареи, а другой с зажимом соединительной панели, к которому присоединяется провод от проверяемой лампы. Если контрольная лампа не горит, это указывает на неисправность.
Основные неисправности приборов освещения и сигнализации. Фары не отрегулированы или освещают дорогу менее чем на 100 м дальним и 30 м ближним светом. Неотрегулированные фары не обеспечивают необходимее освещение проезжей части дороги или могут вызвать ослепление водителей встречных транспортных средств.
Основными причинами неисправностей приборов освещения и сигнализации являются, перегорание нити накаливания лампочки прибора, отсутствие надежного контакта в цепи, обрыв или короткое замыкание.
Неисправности приборов освещения и сигнализации. Нарушение работы приборов освещения и сигнализации чаще всего происходит вследствие неправильной регулировки положения фар, загрязнения отражателей, плохого контакта в патронах ламп, окисления контактов звукового сигнала или неисправности реле сигналов, замыкания или обрыва проводов, соединяющих приборы.