ПРИВЯЗАННОСТЬ
Дети-сироты попадают в детский дом разными путями. Они могут быть «отказными» с момента рождения, или могут быть найденными на улице/подброшенными, или изъятыми из своих семей. Общее для них всех то, что, так или иначе, они лишились своих кровных семей — лишились возможности жить со своими родителями, быть любимыми ими, получать от них защиту, любовь, принятие и заботу.
На основе близких и принимающих отношений с чутким взрослым формируются отношения надежной и безопасной привязанности и выстраивается развитие ребенка во всех сферах.
Внимание к потребностям ребенка как на физическом, так и на эмоциональном уровнях, создает важную основу для последующего умения ребенка самостоятельно понимать и трактовать сигналы своего тела и свои эмо- циональные состояния, а также находить адекватные пути удовлетворения своих физических и эмоциональных потребностей. Без чуткой постоянной заботы у ребенка не формируются адекватным образом механизмы регуляции стресса, ему трудно контролировать свое состояние. Также именно благодаря тесному контакту с заботливым взрослым ребенок начинает понимать свои эмоциональные состояния и настроения других людей, получая опыт заботы и сочувствия, и со временем учится сострадать другим. Также крайне важно, что надежная привязанность напрямую связана и с познавательным развитием детей.
Если такой «надежной базы» у ребенка нет, то ему становится не до изучения мира, потому что постоянно приходится выживать, полагаясь только на себя.
В ходе развития у ребенка также вырабатываются нормы поведения в социуме и правила сосуществования с другими людьми: долгое время в маленьком возрасте дети следуют правилам только потому, что родители показывают, что хотят от них определенного поведения, 14 Психологические особенности детей-сирот и подкрепляют своим вниманием правильные действия ребенка. Малыш старается соответствовать ожиданиям взрослых не потому, что моральные нормы заданы и существуют у него самого от рождения, а только потому, что ему ценны отношения с мамой и папой, и он хочет сохранить эти хорошие отношения.
|
Например, малыш учится в песочнице не отнимать силой игрушки у других, а просить поиграть не потому, что ему так больше нравится или у него сложилось понимание о частной собственности. Просто он старается делать так, чтобы не расстраивать маму, стремится получить ее одобрение, ему важны эти отношения. Только со временем он поймет про то, что есть свое и чужое, и что чужое брать нельзя.
Виды нарушения привязанности
- Отсутствие поведенческих проявлений привязанности
- Чрезмерность в проявлениях привязанности (Крайняя степень цепляния за близкого взрослого, успокоиться ребенок может только в абсолютной близости к нему. В новых ситуациях и при появлении новых людей проявляется чрезмерная боязливость и тревога. На расставание со значимым человеком ребенок реагирует чрезмерным эмоциональным стрессом)
- Робкое поведение привязанности (в отсутствие значимого взрослого более свободно и открыто выражает свои чувства. Характерно детям с опытом жестокого обращения, которые жили в ситуации постоянной угрозы применения физической силы)
- Агрессивность в проявлениях привязанности (Ребенок предпочитает строить отношения на основе физической и/или вербальной агрессии.)
- Привязанность с инверсией ролей (Ребенок меняется ролями со значимым взрослым. Ребенок берет на себя заботу о взрослом человеке, может контролировать его, заботиться о его благополучии. Иногда это усугубляется необходимостью заботиться также о младших братьях/сестрах. В такой ситуации ребенок теряет детство, его возможности для развития и изучения окружающего мира ограничены, он не получает необходимой ему самому поддержки и помощи взрослого)
необходимо знать это для лучшего понимания поведения ребенка- сироты, его отношения к себе и к миру, чтобы справляться потом с задачей установления отношений и общения с ним. Наставник может столкнуться с низкой самооценкой у ребенка, которая может выражаться как в разной степени отрицательного отношения к себе и в неверии в свои силы, так и в защитной позиции «крутости», когда кажется, будто ребенок, напротив, внешне крайне самоуверен. Также у детей может быть снижен познавательный интерес, отсутствовать мотивация к учебе. 20 Психологические особенности детей-сирот У них могут быть проблемы с пониманием и выражением своих чувств, а также с пониманием чувств других людей и сочувствием. Детям может быть сложно соблюдать границы в общении: они могут либо все время нарушать их, как бы проверяя взрослого на прочность, либо держаться на очень большой дистанции, не доверяя никому. Дети могут быть не способны совершать выбор даже в предельно простых ситуациях и тем более не уметь справиться со своими эмоциями, если выбор окажется неудачным. У ребенка могут быть не сформированы моральные нормы и т.д
|
|
Дети, пострадавшие от любой формы насилия, испытывают трудности в социализации, которые вытекают из всех перечисленных психологических и эмоциональных последствий жестокого обращения.
В итоге они чаще, чем обычные дети, попадают в криминальную или асоциальную среду, так как у них не получается вписаться в общество в позитивном ключе. К тому же криминальная/асоциальная среда дает им «чувство плеча» и иллюзию принятия и близких отношений, которых им катастрофически не хватает. К сожалению, риски впасть в алкогольную, наркотическую и другие формы зависимости у этих детей высоки — таким путем они пытаются решить свои эмоциональные проблемы.
«Проблемность» детей-сирот — результат тяжелого жизненного опыта и многочисленных травм и потерь
Нередко в общении дети-сироты/приемные дети производят впечатление, как будто все окружающие им «должны», а сами они не готовы ни во что вкладываться или что-то делать.
Все появляется само собой, у ребенка практически нет своих лич- ных обязанностей и зоны ответственности, как это происходит дома, где каждый вносит свой вклад в хозяйство и быт семьи.
Основными причинами проблем детей-сирот являются, таким образом, нарушения привязанности, травма утраты детьми своей кровной семьи и другие потери, полученный в ходе жизни опыт жестокого обращения, а также ограниченный социальный опыт жизни в интернатных учреждениях. Все это неминуемо приводит к негативным последствиям во всех сферах развития ребенка: физической, эмоциональной, интеллектуальной и социальной.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
- Реализм (знание о том, что ребенок привносит в новые отношения свой накопленный в прошлом опыт взаимодействия с другими взрослыми, позволит не воспринимать что-то слишком лично)
- Осознание пределов своих возможностей (Понимание того, что в задачи вожатого не входит попытка кардинально изменить модель привязанности, сложившуюся у ребенка, и он не сможет отменить уже случившихся в его жизни травм и потерь)
- Понимание своего возможного вклада в жизнь ребенка (Он может сделать очень важный вклад в опыт отношений ребенка с другими людьми. своим вниманием и искренним участием может повышать самооценку ребенка и его веру в себя, помогать ему разбираться в своих переживаниях и чувствах, лучше понимать других людей. Участие наставника может поддержать ребенка в его интересе к обучению и в профессиональном самоопределении.)
Являться старшим товарищем ребенка на определенном этапе его жизни, помогать ребенку замечать свои сильные стороны и успехи, поддерживая в нем уверенность в себе, повышая его самооценку(Сильные стороны и успехи не обязательно подразумевают под собой что-то глобальное вроде яркого таланта или небывалых способностей. Сильные стороны могут быть очень индивидуальны и проявляться в самых разных моментах жизни, быта и общения), помогать ребенку лучше дифференцировать свои эмоции и выражать их социально приемлемыми способами, помогает лучше понимать чувства других людей, В ситуациях конфликта показывать ребенку различные варианты выхода, способствовать мотивации ребенка к обучению, а также к выбору дальнейшей профессии, Учить ребенка умению критически оценивать жизненные ситуации, видеть не только негативные, но и позитивные стороны, побуждает искать конструктивные выходы из затруднительных ситуаций (Давая обратную связь ребенку про его чувства и видение ситуации, наставник в то же время аккуратно делится своими впечатлениями и своим личным взглядом на события. Если отношения станут для ребенка важными, то мнение волонтера будет ему интересно, что даст ребенку возможность под разными углами зрения рассматривать те или иные ситуации.)