Виды нарушения привязанности




ПРИВЯЗАННОСТЬ

Дети-сироты попадают в детский дом разными путями. Они могут быть «отказными» с момента рождения, или могут быть найденными на улице/подброшенными, или изъятыми из своих семей. Общее для них всех то, что, так или иначе, они лишились своих кровных семей — лишились возможности жить со своими родителями, быть любимыми ими, получать от них защиту, любовь, принятие и заботу.

На основе близких и принимающих отношений с чутким взрослым формируются отношения надежной и безопасной привязанности и выстраивается развитие ребенка во всех сферах.

Внимание к потребностям ребенка как на физическом, так и на эмоциональном уровнях, создает важную основу для последующего умения ребенка самостоятельно понимать и трактовать сигналы своего тела и свои эмо- циональные состояния, а также находить адекватные пути удовлетворения своих физических и эмоциональных потребностей. Без чуткой постоянной заботы у ребенка не формируются адекватным образом механизмы регуляции стресса, ему трудно контролировать свое состояние. Также именно благодаря тесному контакту с заботливым взрослым ребенок начинает понимать свои эмоциональные состояния и настроения других людей, получая опыт заботы и сочувствия, и со временем учится сострадать другим. Также крайне важно, что надежная привязанность напрямую связана и с познавательным развитием детей.

Если такой «надежной базы» у ребенка нет, то ему становится не до изучения мира, потому что постоянно приходится выживать, полагаясь только на себя.

В ходе развития у ребенка также вырабатываются нормы поведения в социуме и правила сосуществования с другими людьми: долгое время в маленьком возрасте дети следуют правилам только потому, что родители показывают, что хотят от них определенного поведения, 14 Психологические особенности детей-сирот и подкрепляют своим вниманием правильные действия ребенка. Малыш старается соответствовать ожиданиям взрослых не потому, что моральные нормы заданы и существуют у него самого от рождения, а только потому, что ему ценны отношения с мамой и папой, и он хочет сохранить эти хорошие отношения.

Например, малыш учится в песочнице не отнимать силой игрушки у других, а просить поиграть не потому, что ему так больше нравится или у него сложилось понимание о частной собственности. Просто он старается делать так, чтобы не расстраивать маму, стремится получить ее одобрение, ему важны эти отношения. Только со временем он поймет про то, что есть свое и чужое, и что чужое брать нельзя.

Виды нарушения привязанности

  • Отсутствие поведенческих проявлений привязанности
  • Чрезмерность в проявлениях привязанности (Крайняя степень цепляния за близкого взрослого, успокоиться ребенок может только в абсолютной близости к нему. В новых ситуациях и при появлении новых людей проявляется чрезмерная боязливость и тревога. На расставание со значимым человеком ребенок реагирует чрезмерным эмоциональным стрессом)
  • Робкое поведение привязанности (в отсутствие значимого взрослого более свободно и открыто выражает свои чувства. Характерно детям с опытом жестокого обращения, которые жили в ситуации постоянной угрозы применения физической силы)
  • Агрессивность в проявлениях привязанности (Ребенок предпочитает строить отношения на основе физической и/или вербальной агрессии.)
  • Привязанность с инверсией ролей (Ребенок меняется ролями со значимым взрослым. Ребенок берет на себя заботу о взрослом человеке, может контролировать его, заботиться о его благополучии. Иногда это усугубляется необходимостью заботиться также о младших братьях/сестрах. В такой ситуации ребенок теряет детство, его возможности для развития и изучения окружающего мира ограничены, он не получает необходимой ему самому поддержки и помощи взрослого)

необходимо знать это для лучшего понимания поведения ребенка- сироты, его отношения к себе и к миру, чтобы справляться потом с задачей установления отношений и общения с ним. Наставник может столкнуться с низкой самооценкой у ребенка, которая может выражаться как в разной степени отрицательного отношения к себе и в неверии в свои силы, так и в защитной позиции «крутости», когда кажется, будто ребенок, напротив, внешне крайне самоуверен. Также у детей может быть снижен познавательный интерес, отсутствовать мотивация к учебе. 20 Психологические особенности детей-сирот У них могут быть проблемы с пониманием и выражением своих чувств, а также с пониманием чувств других людей и сочувствием. Детям может быть сложно соблюдать границы в общении: они могут либо все время нарушать их, как бы проверяя взрослого на прочность, либо держаться на очень большой дистанции, не доверяя никому. Дети могут быть не способны совершать выбор даже в предельно простых ситуациях и тем более не уметь справиться со своими эмоциями, если выбор окажется неудачным. У ребенка могут быть не сформированы моральные нормы и т.д

Дети, пострадавшие от любой формы насилия, испытывают трудности в социализации, которые вытекают из всех перечисленных психологических и эмоциональных последствий жестокого обращения.

В итоге они чаще, чем обычные дети, попадают в криминальную или асоциальную среду, так как у них не получается вписаться в общество в позитивном ключе. К тому же криминальная/асоциальная среда дает им «чувство плеча» и иллюзию принятия и близких отношений, которых им катастрофически не хватает. К сожалению, риски впасть в алкогольную, наркотическую и другие формы зависимости у этих детей высоки — таким путем они пытаются решить свои эмоциональные проблемы.

«Проблемность» детей-сирот — результат тяжелого жизненного опыта и многочисленных травм и потерь

Нередко в общении дети-сироты/приемные дети производят впечатление, как будто все окружающие им «должны», а сами они не готовы ни во что вкладываться или что-то делать.

Все появляется само собой, у ребенка практически нет своих лич- ных обязанностей и зоны ответственности, как это происходит дома, где каждый вносит свой вклад в хозяйство и быт семьи.

Основными причинами проблем детей-сирот являются, таким образом, нарушения привязанности, травма утраты детьми своей кровной семьи и другие потери, полученный в ходе жизни опыт жестокого обращения, а также ограниченный социальный опыт жизни в интернатных учреждениях. Все это неминуемо приводит к негативным последствиям во всех сферах развития ребенка: физической, эмоциональной, интеллектуальной и социальной.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

  1. Реализм (знание о том, что ребенок привносит в новые отношения свой накопленный в прошлом опыт взаимодействия с другими взрослыми, позволит не воспринимать что-то слишком лично)
  2. Осознание пределов своих возможностей (Понимание того, что в задачи вожатого не входит попытка кардинально изменить модель привязанности, сложившуюся у ребенка, и он не сможет отменить уже случившихся в его жизни травм и потерь)
  3. Понимание своего возможного вклада в жизнь ребенка (Он может сделать очень важный вклад в опыт отношений ребенка с другими людьми. своим вниманием и искренним участием может повышать самооценку ребенка и его веру в себя, помогать ему разбираться в своих переживаниях и чувствах, лучше понимать других людей. Участие наставника может поддержать ребенка в его интересе к обучению и в профессиональном самоопределении.)

 

Являться старшим товарищем ребенка на определенном этапе его жизни, помогать ребенку замечать свои сильные стороны и успехи, поддерживая в нем уверенность в себе, повышая его самооценку(Сильные стороны и успехи не обязательно подразумевают под собой что-то глобальное вроде яркого таланта или небывалых способностей. Сильные стороны могут быть очень индивидуальны и проявляться в самых разных моментах жизни, быта и общения), помогать ребенку лучше дифференцировать свои эмоции и выражать их социально приемлемыми способами, помогает лучше понимать чувства других людей, В ситуациях конфликта показывать ребенку различные варианты выхода, способствовать мотивации ребенка к обучению, а также к выбору дальнейшей профессии, Учить ребенка умению критически оценивать жизненные ситуации, видеть не только негативные, но и позитивные стороны, побуждает искать конструктивные выходы из затруднительных ситуаций (Давая обратную связь ребенку про его чувства и видение ситуации, наставник в то же время аккуратно делится своими впечатлениями и своим личным взглядом на события. Если отношения станут для ребенка важными, то мнение волонтера будет ему интересно, что даст ребенку возможность под разными углами зрения рассматривать те или иные ситуации.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: