Глазодвигательные упражнения.




СЕНСОСОТОРНАЯ КОРРЕКЦИЯ.

Нейропсихология — это наука о мозговой организации психической деятельности. Ее ответвлением является нейропсихология детского возраста, которая изучает формирование мозговой организации психических процессов (мышления, памяти, внимания, эмоций). Внешними показателями работы мозга являются речь и поведение.

Нейропсихолог — специалист, который в своей работе учитывает, что успешность человека обусловлена качеством протекания мозговых процессов.

Психическая функция - психический процесс (движение, внимание, мышление, память, речь и т.д.).

Когнитивный процесс - инструмент интеллекта, способ приобретения, обработки и хранения информации (внимание, память, мышление).

Онтогенез - индивидуальное развитие организма.

Фактор - принцип работы зоны головного мозга.

Синдром - совокупность симптомов, вызванных нарушением определенного фактора.

 

Проблема.

Часто приходится видеть родителей, которые приводят детей младшего дошкольного и школьного возраста к специалисту, испытывающие те или иные трудности. Жалобы на поведение ребёнка в детском саду или в школе. Трудности обучения, речевые нарушения, недостаточность мелкой и крупной моторики. Различные виды невротических реакций: нарушение сна, страхи, тики, энурез, заикание, тревожность. Эмоциональная неустойчивость, сложность в общении со взрослыми и детьми в коллективе, им свойственная быстра смена настроения (раздражительность, импульсивность, плаксивость). Дети бесцельно активны, испытывают затруднения, если надо сосредоточиться на задании, часто отвлекаются.

В школе ребята могут трудно поддаваться обучению: чтению, письму, счёту. Например, недостаточно различают близкие по написанию буквы «п» и «т», «и» и «у», «б» и «д», не пишет с «красной строки», «залезает» на поля, не может запомнить сколько клеточек надо отступить, детям сложно приступить к выполнению домашнего задания.

Перечисленные трудности прослеживаются у детей с нормальным интеллектом. При анализе динамики развития детей, при изучении медицинских карт замечены проблемы беременности и родов у их мам. Например, асфиксия, скоротечные роды и т.д.

Во младенческом возрасте, в периоде развития от 0 до года дети могут непоследовательно проходить стадии моторного развития (пропуск момента ползания, гуления и лепета).

 

Коррекция.

Вашему вниманию, уважаемые родители, представляем информацию о помощи детям с перечисленными проблемами. МЕТОД ЗАМЕЩАЮЩЕГО ОНТОГЕНЕЗА. (А.В Семенович, Б.А.Архипов)

Метод, позволяющий в специально организованном двигательном процессе, основанном на телесно – ориентированных упражнениях, ребёнку пройти все стадии сенсомотроного развития, которые он должен бы пройти в период от рождения до года. Наряду с телесными методами используем и когнитивные.

В процессе занятий у ребёнка формируются основные, базовые функции для концентрации внимания, памяти, мышления, речи, овладения навыками управления собственным поведением. Активизируем ребёнку психическую активность, воздействуем на энергетический потенциал. В процессе занятий у детей формируются нужные мозговые связи, на которых основывается, например, письмо, чтении и счёт.

Методика представляет собой трёхуровневую систему:

1. Уровень активизации, энергоснабжения и становления кинестетического баланса психических процессов;

2. Уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром;

3. Уровень произвольной регуляции и смыслообразующих функций психомоторных процессов.

 

Обязательным условием успешности являются занятия со специалистом 2 раза в неделю и отработка домашних заданий.

 

Первый, сенсомоторный, курс з анятий рассчитан от 6 месяцев до года. Ребёнок проходит стадии развития лёжа, сидя, стоя. На каждом занятии основными составляющими являются упражнения: ДЫХАНИЕ, ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ, РАСТЯЖКИ, УПРАЖНЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА (ПОЛЗАНИЕ).

Дыхание.

Дыхание - одна из самых важных функций организма и только в редких случаях человек способен управлять им по собственному желанию. Дыхание оказывает релаксирующую функцию, способствует концентрации внимания. Оно отражает эмоциональное состояние, с помощью дыхания можно не просто следить за своими эмоциями, но и управлять ими.

Современные дети чаще время проводят за компьютером, это не требует активного включения волевых усилий, как при письме, счёте. Ребёнок дышит и не о чём не задумывается.

Например, ребёнок на занятиях в школе во время выполнения трудного задания начинает волноваться и задерживать дыхание. Сбой в дыхании влияет на обделение кислородом головного мозга, т.к. не выстроено правильное дыхание и синхронизация дыхания с движением.

Коррекция.

Дыхательные упражнения направлены на восстановление нормального дыхания в покое, также в комплексе с различными движениями. Это способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости и улучшению общего состояния ребёнка. Дыхание способствует обильному насыщению кислородом головного мозга.

В начале курса по сенсомоторной коррекции уделяется большое внимание выработке правильного дыхание для оптимизации кровообращения, вентиляции лёгких и улучшению самочувствия. Дыхательные упражнение состоят из ритмов, которые подчиняются сознательной и активной регуляции со стороны человека. Научив детей контролировать дыхание, можно включить функции произвольной регуляции у ребёнка. Так, дети постепенно переносят усвоенные правила дыхания на правила в жизни. Детям проще контролировать своё поведение и эмоциональные реакции. Это происходит не сразу, но базой для осознания ребёнка своих ощущений и состояния закладывается в правильном дыхании.

Перевод дыхания из непроизвольной в произвольную функцию происходит через включение дыхательных упражнений в двигательные упражнения.

Ребёнок учиться регулировать своё дыхание, делая его на разный счёт, с задержкой, подъёмом одноимённый и разноимённых рук и ног на вдохе и на выдохе. Под контролем взрослого и самостоятельно.

 

Глазодвигательные упражнения.

Часто у детей сужены поля зрительного восприятия. Ребёнок видит, что находится перед ним. Остальные предметы ребёнок замечает с помощью поворота головы, в познавательной деятельности это приводит к быстрому утомлению. Сведение глаз к переносице, слежение за предметом в горизонтальной и вертикальной плоскости становится трудновыполнимо для детей.

К 3 годам ребёнку надо освоить навык оценивать пространство на 180 градусов по вертикали и горизонтали, отслеживая его без поворота головы. Движения слежения глазами за предметом должны автоматизироваться у ребёнка к 3 месяцам.

При фрагментарности зрительного восприятия страдают и другие сферы познавательной деятельности, например речь. Если ребёнок видит фрагментарно, то он будет слышать фрагментарно. Фраза учителя будет услышана не полностью. «Зимой во время оттепели снег превратился в лужи», - а ребёнок услышит либо «лужи», либо «во время оттепель», а что было в предложении до или перед не воспринял, ребёнок додумывать то, чего учитель не говорил.

У детей при письме, чтении и речи прослеживаются одновременные движения разных частей тела: крутиться или высовывается язык, ребёнок перебирает предметы руками, раскачивается всем телом, качает или дёргает ногой – это называется неадекватная синкинезия. Ребёнок компенсирует трудности концентрации внимания, что является очень энергозатратным процессом.

Синкинезия – это содружественное движение. Адекватная синкинезия проявляется во время ходьбы, одновременное движение руки и ноги.

Коррекция.

Глазодвигательные упражнения помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Упражнения слежения за предметом помогают разбить патологические синкинезии, которые во младенчестве были выгодны ребёнку, а теперь мешают. Выполняется в положениях лёжа, сидя и стоя.

В комплекс включены упражнения на отслеживание за предметом на разных уровнях. Направление право – лево, верх – низ, к переносице (сведение глаз к центру) и от переносицы. По 4 ём вспомогательным диагональным направлениям. Используются для отработки внимания яркие предметы или ручки с ярким кончиком.

Во время усвоения упражнений ребёнком добавляются движения языка. Упражнения выполняются сначала отдельно глазами, потом глаза и язык вместе и врозь. Желательно добавить дыхательные упражнения. Сведение глаз к переносице получается не сразу, чаще когда ребёнок выполняет упражнения стоя.

 

Растяжки.

Растяжки – система специальных упражнений, основанных на естественных движениях. В мышцах должно быть ощущения мягкого растягивания, делать медленно не рывками, в щадящем режиме. Выполнение растяжек способствует преодолению мышечного пониженного или повышенного тонуса, зажимов; оптимизации и стабилизации мышечного тонуса, повышение мышечной активности.

Осознание собственного желания, сильнее потянуть, помогает в становлении саморегуляции. Развитие способности к расслаблению, релаксации решает задачу умения контролировать свой тонус. Комплекс упражнений позволяет научить ребёнка чувствовать и перераспределять напряжение и снимать его.

Любое отклонение в мышечном тонусе может стать причиной изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребёнка.

Диагональное, перекрещивание конечностей при растягивании выравнивает тонус обеих половин туловища, происходит правильная выработка двигательного стереотипа (снижение неадекватных синкенезий). Упражнения способствуют регуляции вегетативной структуры нервной системы, это актуально, например, для детей с перенатальной энцефалопатией, коррекция патологических изменений, создаётся фундамент активной мышечной деятельности. Оптимизация работоспособности. Растяжки подготавливают ребёнка к этапу ползания и ходьбы.

Осознание ребёнком своего тела происходит через освоение пространства собственного тела и пространства вокруг тела. Работа с пространством на уровне тела начинается с проработки верхней, нижней, задней, передней, правой, левой частей тела. Упражнения выполняются в 3 ёх пространственных направлениях. Осваивается положение лёжа, сидя и стоя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: