Ползание. Упражнения двигательного репертуара.




Проблема. У современных детей замечено в раннем и позднем возрасте нарушения координации движений. При ходьбе дети пошатываются, спотыкаются, часто падают, задевают окружающие предметы, с трудом переключаются на другие движения. Встречается двигательное беспокойство, дети не могут сидеть на месте, выполняя простые задания. Дети могут быть медлительны. Плавность и точность в овладении крупной моторики у детей, крупных движений сказывается на трудностях в овладении мелкой моторики. Застёгивание пуговиц, завязывание шнурков, дети не могут ровно провести прямую линию, нарисовать круг, затрудняются нарисовать простые предметы. В школе ребята, осваивая письмо, пишут неразборчиво, буквы по размеры то большие, то маленькие или не соблюдают строку. При чтении возникают трудности последовательно проследить строку и «сложить» буквы в слоги и слова. Счёт так же может вызвать трудности.

Замечая эти феномены можно установить, что на первом году жизни ребёнка прослеживается задержка или опережение в развитии двигательных навыков. С этими трудностями часто сочетаются речевые нарушения. В двигательном развитии происходит неравномерность: ребёнок долго лежит на спине, не поворачивается. Затем быстро повернулся, сразу сел. Ползал мало или только назад, некоторые дети не ползали вообще. Встал и пошёл, при этом прослеживается гипертонус, т.е. ребёнок ходит только на пальцах ног, на стопу не опирается. Некоторые этапы моторного развития ребёнок не проходит последовательно.

Норма, когда ребёнок, не нарушая последовательности двигательного развития, правильно проходит все этапы, запуская важные механизмы работы мозга. Конкретному возрасту соответствуют двигательные навыки. После рождения ребёнок лежит на спине (происходит оценка пространства по горизонтали право - лево), потом переворачивается на живот (поднимая и опуская взгляд вверх – вниз, ребёнок способен оценить пространство по вертикали).

В 2 – 3 месяца удерживает голову. Приподнимает её в положении на животе и подтягивает голову к своей груди, когда находится на руках у матери. Голова совершает движение изолированно от тела. Начинается формирование опоры локти в положении лёжа на животе. 3 -4 месяца – на раскрытые ладони, этот навык нужен для удержания веса на одной руке в период переворотов, сидения и ползания.

4 – 5 месяцев. Ребёнок учится переворачиваться со спины на живот, с живота на спину, крутится в положении лёжа. Появляется возможность перемещаться в пространстве и дотянуться до игрушки.

5 – 6 месяцев. Ребёнок крутиться на животе во круг пупка. Формируется навык ползания по – пластунски и на четвереньках. Потом ребёнок раскачивается на четвереньках, опираясь на колени и ладони. Ползание начинается сначала назад, потом вперёд. Ребёнок садится, и руки его освобождаются, он начинает манипулировать предметами. Это новое освоение пространства. Мышцы подготавливаются к прямо хождению.

Ползание необходимо для освоения нижнего поля зрения, для скоординированной половины нижней и верхней половины тела, для поочерёдного включения правого – левого полушария головного мозга. Мир перестаёт быть плоским, становится трёхмерным. У предметов появляется высота. В период ползания активнее развивается речь, ребёнок учится управлять языком. Ползание стимулирует моторные зоны(участки коры, отвечающие за движения), способствует улучшению межполушарного взаимодействия (согласованное перекрёстное движение рук и ног разноименных и одноимённых, регулируется противоположными полушариями). совершенствуется зрительное восприятие. Развивается тактильная чувствительность. Формируется представление о своём теле, возможность обозначать словами соотношение предметов в пространстве (употребление предлогов, понимание пространственно-временных преставление и причинно-следственных связей). На этапе ползание закладывается фундамент освоения грамматики родного языка, профилактика проблем с чтением и письмом. При недостаточно развитой координации движений, работа каждого полушария и межполушарных взаимодействий у младших школьников провоцирует, например, грязь в тетради, плохой почерк.

Коррекция. Упражнения двигательного репертуара представлены в определённом порядке и повторяются последовательно. Этапы развития от 0 до года ребёнок проходит последовательно в своём развитии. Однако, прослеживаются у детей пропуски этих этапов или неполное их присутствие в этом временном отрезке. Специалистами замечена причинно – следственная связь проблем у детей в старшем дошкольном возрасте, которые выражаются в трудности формирования речи, трудности овладения письма, чтения, счёта, неустойчивость в эмоционально волевой сфере.

Так, в коррекционном процессе ребёнок со специалистом проходит в качестве подготовки и осуществления этапов первого года жизни: перевороты со спины на живот, ползание по - пластунски, сидение, хождение на четвереньках и т.д.

1 этап. Переворачиваение со спины на живот, ползание на спине и на животе.

2 этапе. Ползание на четвереньках с опорой на руки.

3 этап. Хождение на коленях без опоры на руки и хождения на ногах.

В процессе ползания происходит освоение пространства собственного тела и пространства вокруг тела ребёнка. Отработка понятий верх – низ, вперёд – назад, право – лево. Осознания пространства является профилактикой нарушений письма и счёта, чтения у старших дошкольников и младших школьников.

Важно последовательное выполнение упражнений, что влияет на тренировку удержания программы. Дети быстрее усваивают правила и последовательность действий не только во время выполнения домашних заданий и заданий в классе, но и учатся переносить навык удержания правил и программы в социуме. Формируется произвольная регуляция. Функция, которая обеспечивается лобными долями головного мозга.

 

Второй курс по длительности может быть сокращён. Он также включает в себя упражнения сенсомоторного репертуара, в занятия включаются усложнённые упражнения на формирование межполушарных взаимодействий.

Третий курс, когнитивный, используем на занятиях элементы сенсомоторной программы, но упор делаем на зрительное и слуховое восприятие, фонематические процессы, на формирование пространственных представлениях (лабиринты, корректурные пробы, конструировании и копирование), графические способности (почерк, графические диктанты), развитие речи (обобщение и классификация), формирование причинно – следственных связей, пространственно – временные представления, процессы памяти (зрительной, слуховой и тактильной).

 

Есть ограничения.

Дети с эпилептической готовностью, дети с психиатрическими проблемами, генетическими синдромами, сердечной недостаточностью, астмой нуждаются в сопровождении врача.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: