Тема 2.2. РЫНОК НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
1. Научно-техническая продукция и ее виды
2. Формы научно-технического обмена
3. Характеристика рынка научно-технической продукции
4. Процесс купли-продажи научно-технической продукции
Литература к теме
Лит.: [1, с.137-138, 169-173]; [12, с. 45-47, 54]; [19, с. 31-33]; [6, с. 92-96]
Вопрос 1. Научно-техническая продукция и ее виды
Вновь разработанные товары, технологии и услуги образуют специфический рынок научно-технической продукции.
Научно-техническая продукция — это результаты интеллектуальной деятельности, имеющие коммерческое значение и реализуемые потребителю преимущественно в нематериальной форме (как совокупность научно- технической информации):
- данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских технологических работ в виде аналитических отчетов таких объектов промышленной собственности, как изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также конструкторско-технологическая документация, программные продукты, бизнес-планы и т. д.;
- знания, опыт, консультирование в области маркетинга, проектного управления, инжиниринга и других научно-технических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.
По сути дела, научно-техническая продукция — это различного рода знания, монополизированные их владельцами через авторское и патентное право, которые являются товаром и имеют цену, определяемую доходностью их применения.
Знание как экономический ресурс обладает особыми свойствами в том смысле, что его непосредственное потребление не обеспечивает удовлетворения потребности, оно прежде всего связано с дополнительными трудовыми и финансовыми затратами, которые не всегда приносят ожидаемый эффект. Более дорогое и конструктивное знание, обеспечивающее быстрое получение практического результата, может пользоваться повышенным спросом, но при этом покупателю необходимо убедиться в этом, и в любом случае часть товара — «знания» — передается потребителю бесплатно.
|
Кроме этого, научные и конструкторские организации могут предлагать результаты своего труда в овеществленной (материальной) форме, в виде опытных установок, нового единичного оборудования, агрегатов, инструментов, технологических линий и т. п.
Выделяются следующие особенности научно-технической продукции:
- это технически сложная продукция, требующая при своем создании затрат квалифицированного научного труда, и она должна рассматриваться с учетом потребительной стоимости, труда на ее создание, а также процесса дальнейшего использования заложенного в ней технического знания;
- уникальность продукции обусловливает трудности в определении ее полезности, выраженной в экономических показателях в процессе использования;
- различная степень готовности данного товара к промышленному освоению определяет значительную неопределенность затрат средств и времени, необходимых для реализации новшества, а следовательно, сложность определения цены научно-технической продукции на рынке,
- успешная реализация технологического новшества зависит от инновационных возможностей потребителей.
Вопрос 2. Формы научно-технического обмена
Научно-технический обмен может выступать в различных формах: обмена научно-технической информацией, проведения совместных научных исследований, коммерциализации их результатов. При этом обмен информацией может осуществляться как в материализованном, так и в нематериализованном виде.
|
Наиболее завершенный вид научно-технического обмена — материализованный, вещественный — осуществляется посредством обмена научно-технической продукцией, отличительной чертой которой является способность передавать воплощенные в товаре результаты исследований, способствующие значительному повышению эффективности производства, эксплуатации, степени использования этого вида продукции.
Расширение сегмента рынка научно-технической продукции и качественные изменения в нем привели к развитию деловых наукоемких услуг. В зависимости от круга решаемых задач их можно разделить на следующие категории:
1) инжиниринговые услуги, включают комплекс инженерно-консультационных, в том числе научно-технических, инженерно-строительных услуг, способствующих доведению НИОКР до стадии коммерческого успеха;
2) консалтинг, включает консультационные услуги в области организации производства, менеджмента, маркетинга наукоемкой продукции;
3) информационные услуги, связанные со сбором, хранением, обработкой, передачей информации, включая ее анализ, прогнозные оценки и т. д., а также разработка математического обеспечения, создание компьютеризированных информационно-поисковых систем, каналов связи, современных средств телекоммуникации;
4) научно-технические деловые услуги, которые ориентированы на постпродажное обслуживание, в том числе обслуживание и ремонт наукоемкого оборудования.
Сделанная оценка позволяет классифицировать формы научно-технологического взаимодействия и обмена научно-технической продукцией (рисунок 2.2.1).
Рис.2.2.1. Формы научно-технологического взаимодействия и обмена научно-технической продукцией [12, с. 46-47].