Вопрос 2. Формы научно-технического обмена




Тема 2.2. РЫНОК НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

 

1. Научно-техническая продукция и ее виды

2. Формы научно-технического обмена

3. Характеристика рынка научно-технической продукции

4. Процесс купли-продажи научно-технической продукции

 

Литература к теме

 

Лит.: [1, с.137-138, 169-173]; [12, с. 45-47, 54]; [19, с. 31-33]; [6, с. 92-96]

 

Вопрос 1. Научно-техническая продукция и ее виды

 

Вновь разработанные товары, технологии и услуги образуют специфический рынок научно-технической продукции.

Научно-техническая продукция — это результаты интеллектуальной деятельности, имеющие коммерческое значение и реализуемые потребителю преимущественно в нематериальной форме (как совокупность научно- технической информации):

- данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских технологических работ в виде аналитических отчетов таких объектов промышленной собственности, как изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также конструкторско-технологическая документация, программные продукты, бизнес-планы и т. д.;

- знания, опыт, консультирование в области маркетинга, проектного управления, инжиниринга и других научно-технических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.

По сути дела, научно-техническая продукция — это различного рода знания, монополизированные их владельцами через авторское и патентное право, которые являются товаром и имеют цену, определяемую доходностью их применения.

Знание как экономический ресурс обладает особыми свойствами в том смысле, что его непосредственное потребление не обеспечивает удовлетворения потребности, оно прежде всего связано с дополнительными трудовыми и финансовыми затратами, которые не всегда приносят ожидаемый эффект. Более дорогое и конструктивное знание, обеспечивающее быстрое получение практического результата, может пользоваться повышенным спросом, но при этом покупателю необходимо убедиться в этом, и в любом случае часть товара — «знания» — передается потребителю бесплатно.

Кроме этого, научные и конструкторские организации могут предлагать результаты своего труда в овеществленной (материальной) форме, в виде опытных установок, нового единичного оборудования, агрегатов, инструментов, технологических линий и т. п.

Выделяются следующие особенности научно-технической продукции:

- это технически сложная продукция, требующая при своем создании затрат квалифицированного научного труда, и она должна рассматриваться с учетом потребительной стоимости, труда на ее создание, а также процесса дальнейшего использования заложенного в ней технического знания;

- уникальность продукции обусловливает трудности в определении ее полезности, выраженной в экономических показателях в процессе использования;

- различная степень готовности данного товара к промышленному освоению определяет значительную неопределенность затрат средств и времени, необходимых для реализации новшества, а следовательно, сложность определения цены научно-технической продукции на рынке,

- успешная реализация технологического новшества зависит от инновационных возможностей потребителей.

 

Вопрос 2. Формы научно-технического обмена

Научно-технический обмен может выступать в различных формах: обмена научно-технической информацией, проведения совместных научных исследований, коммерциализации их результатов. При этом обмен информацией может осуществляться как в материализованном, так и в нематериализованном виде.

Наиболее завершенный вид научно-технического обмена — материализованный, вещественный — осуществляется посредством обмена научно-технической продукцией, отличительной чертой которой является способность передавать воплощенные в товаре результаты исследований, способствующие значительному повышению эффективности производства, эксплуатации, степени использования этого вида продукции.

Расширение сегмента рынка научно-технической продукции и качественные изменения в нем привели к развитию деловых наукоемких услуг. В зависимости от круга решаемых задач их можно разделить на следующие категории:

1) инжиниринговые услуги, включают комплекс инженерно-консультационных, в том числе научно-технических, инженерно-строительных услуг, способствующих доведению НИОКР до стадии коммерческого успеха;

2) консалтинг, включает консультационные услуги в области организации производства, менеджмента, маркетинга наукоемкой продукции;

3) информационные услуги, связанные со сбором, хранением, обработкой, передачей информации, включая ее анализ, прогнозные оценки и т. д., а также разработка математического обеспечения, создание компьютеризированных информационно-поисковых систем, каналов связи, современных средств телекоммуникации;

4) научно-технические деловые услуги, которые ориентированы на постпродажное обслуживание, в том числе обслуживание и ремонт наукоемкого оборудования.

Сделанная оценка позволяет классифицировать формы научно-технологического взаимодействия и обмена научно-технической продукцией (рисунок 2.2.1).

 

 


Рис.2.2.1. Формы научно-технологического взаимодействия и обмена научно-технической продукцией [12, с. 46-47].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: