Пояснительная записка
Организация, управление и администрирование в социальной работе – особый вид профессиональной деятельности, который сводится не только к достижению целей, организации, но и является средством поддерживания целостности любой сложной социальной системы, её оптимального функционирования и развития. Такая деятельность необходима для повышения эффективности функционирования системы социальной защиты населения, и, как следствие, роста благосостояния, обеспечения нормальных условий жизни различных групп и категорий клиентов социальной службы.
В рамках курса «Организация, управление и администрирование в социальной работе» рассматриваются, изучаются и анализируются практически все аспекты деятельности специалиста-руководителя в системе социальной работы.
Программа данного учебного курса охватывает комплексный теоретический и практический материал, рассматривающий проблемы методологии в управлении социальной работой и способы осуществления и организации социальной деятельности в социальных учреждениях, центрах и службах в сфере социальной работы как вида профессиональной деятельности.
Программа дисциплины «Организация, управление и администрирование в социальной работе» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по подготовке специалиста социальной работы.
Дисциплина изучается на IV курсе в 8 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 162 часа, из которых 48 часов отводится на лекционный курс; 30 часов – на практические занятия; 2 часа на контроль самостоятельной работы студента и 82 часа вынесены на самостоятельную работу студентов. Изучение курса заканчивается зачетом.
|
Отдельные темы дисциплины «Организация, управление и администрирование в социальной работе» выносятся на государственную аттестацию.
Цели и задачи дисциплины.
Изучение курса направлено на подготовку студентов к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
v исследовательско-аналитическую;
v воспитательную.
Для подготовки к этим видам деятельности студенты должны уметь решать следующие профессиональные задачи:
v исследовательско-аналитическую - анализировать и прогнозировать социальные проблемы, в курируемом районе учитывая предыдущий опыт, с целью разработки проектов и программ социальной работы;
v воспитательную – проведение воспитательной работы в социальных службах, средних специальных учебных заведениях.
Цель: ознакомить студентов с основами научного управления в сфере социальной работы, а также выработать умения и навыки, связанных с выполнением конкретных функций руководителя учреждения социальной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
ü дать представления об истории формирования научного менеджмента;
ü включить в тезаурус студентов термины и понятия, описывающие становление, функционирование и развитие организации;
ü ознакомить студентов с технологиями управления в социальной работе;
ü привить практические умения и навыки по разработке управленческой документации.
Требования к уровню освоения содержания курса.
|
Студент должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации.
v В соответствии с квалификационными требованиями специалист должен знать:
ü категориально-понятийный аппарат дисциплины;ü организационно-управленческие и ценностные аспекты социальной работы;
ü основные формы и методы социально-педагогической работы в организациях, социальных учреждениях и службах; социальной работы;
ü функции социального управления, принципы построения и функционирования социальной организации, мотивационные теории трудовой деятельности;v Специалист должен уметь:
ü применять теоретические знания в практической деятельности в организациях, учреждениях и службах социальной защиты и обслуживания;
ü обрабатывать информацию о системе социальной работы;
ü применять известные стили руководства в соответствующей ситуации, методы разрешения конфликтов;ü организовывать и координировать социальную работу с различными категориями граждан;v Студент должен овладеть навыками:
ü основными методами социальной работы с различными группами населения и отдельными лицами;
ü методами рациональной организации труда, принятия управленческих решений в органах и учреждениях социальной работы;