ТЕМА 4САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. ПОЛЬЗОВАНИЕ БИБЛИОТЕКОЙ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ
4.1 Организация самостоятельной работы студентов.
4.2 Научно-исследовательская работа студентов.
4.3 Пользование библиотекой и Интернет-ресурсами.
Организация самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов (СР) – это вид учебной деятельности в процессе освоения образовательных программ высшего образования, осуществляемой самостоятельно вне аудитории (в библиотеке, научной лаборатории, в домашних условиях и т.д.) с использованием различных средств обучения и источников информации.
Целями СР являются:
- активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся;
- формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельного приобретения и обобщения знаний;
- формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельного применения знаний на практике;
- саморазвитие и самосовершенствование.
Управляемая самостоятельная работа (УСР) студентов – это самостоятельная работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя и контролируемая на определенном этапе обучения преподавателем.
Целью УСР дополнительно к целям СР является целенаправленное обучение основным навыкам и умениям для выполнениясамостоятельной работы. УСР, как важная составная часть учебного процесса, должна обеспечиваться мотивацией, доступностью и качеством научно- методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, сопровождаться эффективной системой контроля и способствовать усилению практической направленности обучения.
Выполнение УСР предполагает активную роль обучающихся в самостоятельном получении знаний и систематическом применении их на практике. Управление самостоятельной работой осуществляется посредством научно-методического обеспечения СР и контрольных мероприятий.
Принципы планирования и организации СР:
- соответствие объема самостоятельной работы реальному бюджету времени обучающегося, выделяемого на СР и УСР;
- равномерность проведения СР в течение семестра;
- увеличение удельного веса СР от семестра к семестру;
- системность и регулярность проведения контроля СР.
Количество учебных часов, отведенных на СР, определяется типовыми учебными планами по специальностям (направлениям специальностей) и может корректироваться в учебных планах учреждения высшего образования в рамках свобод, установленных образовательными стандартами высшего образования, и в соответствии с Положением о самостоятельной работе.
Количество учебных часов, отведенных на УСР, определяется учебным планом УВО либо приложением к нему.
На освоение учебного материала в рамках УСР для специальностей высшего образования I ступени может отводиться до 40 % аудиторных часов, предусмотренных типовым учебным планом на изучение данной дисциплины. При этом на аудиторные занятия по учебной дисциплине отводится не менее 1/3 от общего количества учебных часов, предусмотренных на ее изучение (без учета часов на подготовку к экзаменам). По наиболее важным специальным дисциплинам для специальностей высшего образования I ступени проведение УСР может также осуществляться за счет часов, отведенных типовым учебным планом на СР. В этом случае на долю аудиторных занятий и УСР в сумме должно отводиться не более 2/3 от общего количества учебных часов, запланированных на изучение учебной дисциплины (без учета часов на подготовку к экзаменам).
На освоение учебного материала в рамках УСР для специальностей высшего образования II ступени (магистратуры) может отводиться до 90% аудиторных часов, предусмотренных типовым учебным планом на изучение данной дисциплины.
Обязательными условиями эффективной организации СР по учебной дисциплине являются:
- наличие научно-методического обеспечения СР по учебной дисциплине;
- использование рейтинговой системы оценки знаний по учебной дисциплине.
Научно-методическое обеспечение СР по учебной дисциплине включает:
- методические материалы (указания, рекомендации, руководства, практикумы и т.п.);
- перечни заданий и контрольных мероприятий УСР по учебной дисциплине;
- информационные ресурсы (учебная, справочная, методическая, иная литература и ее перечень, бланки индивидуальных заданий, обучающие программы, пакеты прикладных программ и т.д.);
- учебно-методические комплексы, в том числе электронные;
- наглядные пособия, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы; доступ для каждого обучающегося к библиотечным фондам, электронным средствам обучения, электронным информационным ресурсам (локального доступа, удаленного доступа) по учебной дисциплине;
- материальные ресурсы (компьютеры, сканеры, ксероксы и др.);
- фонды оценочных средств: типовые задания, контрольные работы, тесты, алгоритмы выполнения заданий, примеры решения задач, тестовые задания для самопроверки и самоконтроля, тематика рефератов, методические разработки по инновационным формам обучения и диагностики компетенций;
- другое.
На основе перечней контрольных мероприятий УСР по учебным дисциплинам на каждый семестр составляется план контрольных мероприятий УСР по специальности (направлению специальности, специализации) и доводится до сведения студентов.
Время, отведенное на СР, может использоваться обучающимися на:
- проработку тем (вопросов), не выносимых на лекции и семинарские занятия;
- выполнение исследовательских и творческих заданий по теме;
- реферирование статей, отдельных разделов монографий по теме;
- выполнение типовых расчетов;
- решение задач;
- составление алгоритмов, схем;
- выполнение чертежей, расчетно-графических работ;
- выполнение исследовательских и творческих заданий;
- подготовку сообщений, тематических докладов, рефератов, презентаций, эссе;
- выполнение практических заданий;
- изучение и конспектирование хрестоматий, сборников документов, учебной литературы;
- подготовку отчетов;
- составление обзора научной (научно-технической) литературы по заданной теме;
- выполнение патентно-информационного поиска;
- аналитическую обработку текста (аннотирование, реферирование, рецензирование, составление резюме);
- подготовку докладов;
- подготовку презентаций;
- оформление рекламных, информационных и демонстрационных материалов (стенды, газеты и пр.);
- участие в составлении тестов;
- изготовление макетов, лабораторно-учебных пособий;
- составление тематической подборки литературных источников, интернет-источников;
- оформление и сопровождение интернет-страниц, сайтов, блогов;
- другое.
Задания УСР по учебной дисциплине должны быть разной степени сложности: от заданий, формирующих достаточные знания по изученному учебному материалу на уровне узнавания, до заданий, формирующих компетенции на уровне воспроизведения, и далее к заданиям, формирующим компетенции на уровне применения полученных знаний.
Таким образом, задания УСР по учебной дисциплине рекомендуется делить на три модуля:
- задания, формирующие достаточные знания по изученному учебному материалу на уровне узнавания;
- задания, формирующие компетенции на уровне воспроизведения;
- задания, формирующие компетенции на уровне применения полученных знаний.
Каждый модуль заданий УСР включает в обязательном порядке задачи профессионально-направленного содержания. Содержание СР (в т.ч. УСР) и ее научно-методическое обеспечение отражается в учебной программе учреждения высшего образования по учебной дисциплине.
Виды и формы контроля УСР определяются учебной программой в соответствии с требованиями образовательного стандарта с учетом поставленных целей, задач, научно-методической, организационной, материально-технической обеспеченности учебной дисциплины, ее специфики, уровня сложности и логики изучения. Самостоятельная работа может быть эффективной только при систематическом её контроле. Конкретные формы и методы контроля должны быть гибкими, обстоятельно продуманными, повышающими познавательную активность студентов.
Контроль УСР осуществляется преподавателем, как правило, во время аудиторных занятий.
Контроль УСР может осуществляться в следующих формах:
- тематическое сообщение;
- контрольная работа;
- тестирование;
- коллоквиум;
- конспекты статей, монографий;
- проверка рефератов и докладов;
- обсуждение рефератов;
- аналитический отчёт;
- защита учебных заданий;
- защита творческих работ;
- дискуссия;
- экспресс-опрос на аудиторных занятиях;
- промежуточный зачет;
- участие в конференции;
- другие.
Для методической поддержки УСР могут проводиться консультации в соответствии с утвержденным графиком. Количественные результаты УСР учитываются как составная часть отметки по дисциплине в рамках рейтинговой системы. Студент обязан выполнить все установленные учебной программой задания УСР. Невыполнение заданий УСР расценивается как невыполнение учебной программы.
Обязательным условием, обеспечивающим эффективность УСР, является соблюдение зтапности в её организации и проведении. Можно выделить следующие этапы управляемой самостоятельной работы студентов:
Первый этап – подготовительный. Включает в себя составление рабочей программы с выделением тем и заданий для УСР; сквозное планирование УСР на семестр; подготовку учебно-методических материалов; диагностику уровня подготовленности студентов.
Второй этап – организационный. На этом этапе преподавателем определяются цели индивидуальной и групповой работы студентов; проводятся групповые и индивидуальные консультации, во время которых разъясняются формы УСР и её контроля; устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов.
Третий этап – мотивационно-деятельностный. Преподаватель на этом этапе должен обеспечить положительную мотивацию индивидуальной и групповой деятельности, проверку промежуточных результатов; организацию самоконтроля.
Четвёртый этап – контрольно-оценочный. Он включает индивидуальные и групповые отчёты и их оценку. Полученные баллы формируют оценку по УСР студента и учитываются при итоговой аттестации по дисциплине.