Организация самостоятельной работы студентов




ТЕМА 4САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. ПОЛЬЗОВАНИЕ БИБЛИОТЕКОЙ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ

 

4.1 Организация самостоятельной работы студентов.

4.2 Научно-исследовательская работа студентов.

4.3 Пользование библиотекой и Интернет-ресурсами.

Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов (СР) – это вид учебной деятельности в процессе освоения образовательных программ высшего образования, осуществляемой самостоятельно вне аудитории (в библиотеке, научной лаборатории, в домашних условиях и т.д.) с использованием различных средств обучения и источников информации.

Целями СР являются:

- активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся;

- формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельного приобретения и обобщения знаний;

- формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельного применения знаний на практике;

- саморазвитие и самосовершенствование.

Управляемая самостоятельная работа (УСР) студентов – это самостоятельная работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя и контролируемая на определенном этапе обучения преподавателем.

Целью УСР дополнительно к целям СР является целенаправленное обучение основным навыкам и умениям для выполнениясамостоятельной работы. УСР, как важная составная часть учебного процесса, должна обеспечиваться мотивацией, доступностью и качеством научно- методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, сопровождаться эффективной системой контроля и способствовать усилению практической направленности обучения.

Выполнение УСР предполагает активную роль обучающихся в самостоятельном получении знаний и систематическом применении их на практике. Управление самостоятельной работой осуществляется посредством научно-методического обеспечения СР и контрольных мероприятий.

Принципы планирования и организации СР:

- соответствие объема самостоятельной работы реальному бюджету времени обучающегося, выделяемого на СР и УСР;

- равномерность проведения СР в течение семестра;

- увеличение удельного веса СР от семестра к семестру;

- системность и регулярность проведения контроля СР.

Количество учебных часов, отведенных на СР, определяется типовыми учебными планами по специальностям (направлениям специальностей) и может корректироваться в учебных планах учреждения высшего образования в рамках свобод, установленных образовательными стандартами высшего образования, и в соответствии с Положением о самостоятельной работе.

Количество учебных часов, отведенных на УСР, определяется учебным планом УВО либо приложением к нему.

На освоение учебного материала в рамках УСР для специальностей высшего образования I ступени может отводиться до 40 % аудиторных часов, предусмотренных типовым учебным планом на изучение данной дисциплины. При этом на аудиторные занятия по учебной дисциплине отводится не менее 1/3 от общего количества учебных часов, предусмотренных на ее изучение (без учета часов на подготовку к экзаменам). По наиболее важным специальным дисциплинам для специальностей высшего образования I ступени проведение УСР может также осуществляться за счет часов, отведенных типовым учебным планом на СР. В этом случае на долю аудиторных занятий и УСР в сумме должно отводиться не более 2/3 от общего количества учебных часов, запланированных на изучение учебной дисциплины (без учета часов на подготовку к экзаменам).

На освоение учебного материала в рамках УСР для специальностей высшего образования II ступени (магистратуры) может отводиться до 90% аудиторных часов, предусмотренных типовым учебным планом на изучение данной дисциплины.

Обязательными условиями эффективной организации СР по учебной дисциплине являются:

- наличие научно-методического обеспечения СР по учебной дисциплине;

- использование рейтинговой системы оценки знаний по учебной дисциплине.

Научно-методическое обеспечение СР по учебной дисциплине включает:

- методические материалы (указания, рекомендации, руководства, практикумы и т.п.);

- перечни заданий и контрольных мероприятий УСР по учебной дисциплине;

- информационные ресурсы (учебная, справочная, методическая, иная литература и ее перечень, бланки индивидуальных заданий, обучающие программы, пакеты прикладных программ и т.д.);

- учебно-методические комплексы, в том числе электронные;

- наглядные пособия, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы; доступ для каждого обучающегося к библиотечным фондам, электронным средствам обучения, электронным информационным ресурсам (локального доступа, удаленного доступа) по учебной дисциплине;

- материальные ресурсы (компьютеры, сканеры, ксероксы и др.);

- фонды оценочных средств: типовые задания, контрольные работы, тесты, алгоритмы выполнения заданий, примеры решения задач, тестовые задания для самопроверки и самоконтроля, тематика рефератов, методические разработки по инновационным формам обучения и диагностики компетенций;

- другое.

На основе перечней контрольных мероприятий УСР по учебным дисциплинам на каждый семестр составляется план контрольных мероприятий УСР по специальности (направлению специальности, специализации) и доводится до сведения студентов.

Время, отведенное на СР, может использоваться обучающимися на:

- проработку тем (вопросов), не выносимых на лекции и семинарские занятия;

- выполнение исследовательских и творческих заданий по теме;

- реферирование статей, отдельных разделов монографий по теме;

- выполнение типовых расчетов;

- решение задач;

- составление алгоритмов, схем;

- выполнение чертежей, расчетно-графических работ;

- выполнение исследовательских и творческих заданий;

- подготовку сообщений, тематических докладов, рефератов, презентаций, эссе;

- выполнение практических заданий;

- изучение и конспектирование хрестоматий, сборников документов, учебной литературы;

- подготовку отчетов;

- составление обзора научной (научно-технической) литературы по заданной теме;

- выполнение патентно-информационного поиска;

- аналитическую обработку текста (аннотирование, реферирование, рецензирование, составление резюме);

- подготовку докладов;

- подготовку презентаций;

- оформление рекламных, информационных и демонстрационных материалов (стенды, газеты и пр.);

- участие в составлении тестов;

- изготовление макетов, лабораторно-учебных пособий;

- составление тематической подборки литературных источников, интернет-источников;

- оформление и сопровождение интернет-страниц, сайтов, блогов;

- другое.

Задания УСР по учебной дисциплине должны быть разной степени сложности: от заданий, формирующих достаточные знания по изученному учебному материалу на уровне узнавания, до заданий, формирующих компетенции на уровне воспроизведения, и далее к заданиям, формирующим компетенции на уровне применения полученных знаний.

Таким образом, задания УСР по учебной дисциплине рекомендуется делить на три модуля:

- задания, формирующие достаточные знания по изученному учебному материалу на уровне узнавания;

- задания, формирующие компетенции на уровне воспроизведения;

- задания, формирующие компетенции на уровне применения полученных знаний.

Каждый модуль заданий УСР включает в обязательном порядке задачи профессионально-направленного содержания. Содержание СР (в т.ч. УСР) и ее научно-методическое обеспечение отражается в учебной программе учреждения высшего образования по учебной дисциплине.

Виды и формы контроля УСР определяются учебной программой в соответствии с требованиями образовательного стандарта с учетом поставленных целей, задач, научно-методической, организационной, материально-технической обеспеченности учебной дисциплины, ее специфики, уровня сложности и логики изучения. Самостоятельная работа может быть эффективной только при систематическом её контроле. Конкретные формы и методы контроля должны быть гибкими, обстоятельно продуманными, повышающими познавательную активность студентов.

Контроль УСР осуществляется преподавателем, как правило, во время аудиторных занятий.

Контроль УСР может осуществляться в следующих формах:

- тематическое сообщение;

- контрольная работа;

- тестирование;

- коллоквиум;

- конспекты статей, монографий;

- проверка рефератов и докладов;

- обсуждение рефератов;

- аналитический отчёт;

- защита учебных заданий;

- защита творческих работ;

- дискуссия;

- экспресс-опрос на аудиторных занятиях;

- промежуточный зачет;

- участие в конференции;

- другие.

Для методической поддержки УСР могут проводиться консультации в соответствии с утвержденным графиком. Количественные результаты УСР учитываются как составная часть отметки по дисциплине в рамках рейтинговой системы. Студент обязан выполнить все установленные учебной программой задания УСР. Невыполнение заданий УСР расценивается как невыполнение учебной программы.

Обязательным условием, обеспечивающим эффективность УСР, является соблюдение зтапности в её организации и проведении. Можно выделить следующие этапы управляемой самостоятельной работы студентов:

Первый этап – подготовительный. Включает в себя составление рабочей программы с выделением тем и заданий для УСР; сквозное планирование УСР на семестр; подготовку учебно-методических материалов; диагностику уровня подготовленности студентов.

Второй этап – организационный. На этом этапе преподавателем определяются цели индивидуальной и групповой работы студентов; проводятся групповые и индивидуальные консультации, во время которых разъясняются формы УСР и её контроля; устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов.

Третий этап – мотивационно-деятельностный. Преподаватель на этом этапе должен обеспечить положительную мотивацию индивидуальной и групповой деятельности, проверку промежуточных результатов; организацию самоконтроля.

Четвёртый этап – контрольно-оценочный. Он включает индивидуальные и групповые отчёты и их оценку. Полученные баллы формируют оценку по УСР студента и учитываются при итоговой аттестации по дисциплине.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: