Свою теорию Г. Салливен, назвал интерперсональной теорией психиатрии. Он, считал, что личность человека является не врожденным качеством, но формируется в процессе общения младенца с окружающими, т.е. ≪личность —это модель повторяющихся межличностных, интерперсональных отношений≫.
В своем развитии ребенок проходит несколько этапов —от младенчества до юношества, причем на каждом этапе формируется определенная модель.
В детстве эта модель появляется на основе совместных со сверстниками игр, в предъюношестве —на основе общения с представителями другого пола и т.п. Хотя ребенок и не рождается с определенными социальными чувствами, однако они формируются у него в первые дни жизни и процесс их развития связан со стремлением человека к разрядке напряжения, создаваемого его потребностями.
Главными, ведущими для всех потребностями Салливен считал:
· потребность в нежности и
· потребность в избежании тревоги.
Однако возможности удовлетворения этих потребностей разные, так как для реализации потребности в ласке существуют определенные динамизмы, помогающие ребенку получать необходимую нежность и ласку близких. В то же время источники тревоги настолько многообразны и непредсказуемы, что фактически невозможно полностью исключить возможность неприятных, вызывающих беспокойство событий из жизни человека.
Таким образом, эта потребность — в избегании тревоги —становится ведущей для личности и определяет формирование Я-системы, лежащей в основе личности человека.
Говоря о Я-системе Салливен выделяет три ее структуры —
· хорошее Я,
· плохое Я и
· не-Я.
Описывая их роль в психическом развитии, он доказывает, что стремление к персонификации себя как хорошего Я и избегание мнений о себе как о плохом Я являются наиболее важными потребностями личности, так как мнение о себе как о плохом является источником постоянной тревоги человека.
|
Для защиты своей положительной персонификации человек формирует специальный механизм, который Салливен называет ≪избирательным вниманием≫. Этот механизм отсеивает все раздражители, которые могут принести тревогу, изменить мнение человека о себе. Так как основные причины тревоги кроются в общении с другими людьми, то ≪избирательное внимание≫ регулирует не только собственную персонификацию, но и персонификации (образы) других людей.
Таким образом, он писал о том, что и агрессия, и беспокойство с неизбежностью развиваются у ребенка уже в первые дни его жизни. Так, он заражается беспокойством от матери, которая волнуется, хорошо ли ему, сыт ли он, здоров ли. В дальнейшем появляются уже собственные причины для беспокойства, стимулирующие развитие избирательного внимания.
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера утверждает, что положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.
|
Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.
В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.
Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживаний.