РОССИЙСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА ФАКУЛЬТЕТ ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
ВОЕННАЯ КАФЕДРА
Профиль № 510200 4курс «Утверждаю»
20042005 уч. год Начальник военной кафедры
Средства полковник _________Н. Имайчев.
специальной обработки
«__»_________________ 2003г.
Тема №6 Средства дегазации, дезактивации и дезинфекции
обмундирования, снаряжения и средств защиты.
Занятие №1: Технические средства ДДД обмундирования, снаряжения и средств защиты.
Учебные и воспитательные цели занятия:
1. Изучить назначение, устройство. ТТД и принцип действия АГВ-ЗМ.
2. Воспитать у студентов уверенность в надежности применения технических средств для ДДД обмундирования, снаряжения и средств защиты.
Вид проведения занятия: Практическое занятие
Продолжительность занятия: 6 учебных часов
Место занятия: Класс ССО, учебная площадка
Материальное обеспечение занятия:
1. Агрегаты и детали станции АГВ-ЗМ.
2. Электрифицированные стенды и плакаты АГВ-ЗМ.
Литература к занятию:
1. Дегазация, дезактивация, дезинфекция, ч. 2. ВАХЗ 1979 г.
2. Специальная обработка войск, ч. 2, ВАХЗ 1988 г.
3. Руководство по специальной обработке, В.И. 1988 г.
Содержание занятий (программное):
Назначение, ТТД, общее устройство и принцип работы АГВ-ЗМ.
План занятия (учебные вопросы и расчет времени):
Организации занятия и контрольный опрос.........................................10 мин.
1. Назначение, ТТД, общее устройство и принцип работы
АГВ-ЗМ…………......................................................................................... 130 мин.
2. Порядок развертывания автодегазационной станции АГВ-3М,
принцип её работы и обязанности номеров расчета....................................70 мин.
|
3. Порядок развертывания дегазационного пункта и
меры безопасности при дегазации, дезинфекции
(дезинсекции) обмундирования, снаряжения и СИЗ......................................50 мин.
Заключение................................................................................................ 10 мин.
Итого: 270 мин.
Контрольные вопросы:
1. Способы дегазации вещевого имущества и СИЗ.
2. Характер заражения ОВ.
Организационно-методические указания:
При изучении темы широко использовать имеющиеся детали и агрегаты, а также другое специальное оборудование станции АГВ-ЗМ, размещенное в аудитории 408 и на учебной площадке.
Методическая разработка рассмотрена и утверждена на заседании военной кафедры специальных дисциплин.
Протокол №_______ от «___»_____________________ 2000 года.
Введение
Для дегазации и дезинфекции (дезинсекции) обезличенного обмундирования, обуви, снаряжения и средств индивидуальной защиты используется автодегазационная станция АГВ-ЗУ (АГВ-ЗА, АГВ-ЗМ), полевая автомобильная экстракционная станция ЭПАС, бучильная установка БУ-4М-66 (БУ-4М) и дезинфекционно-душевые установки ДДА-66 ДДА-2, ДДА-64, ДДА-53А и ДДП-2 (ДДП).
Первый учебный вопрос
Назначение, тактико-технические данные, общее устройство и принцип работы автодегазационной станции АГВ-ЗМ
Автодегазационная станция предназначена для дегазации паро-воздушной смесью обмундирования, валяной обуви, снаряжения и средств индивидуальной защиты, зараженных капельножидкими ОВ и их парами.
Станция может быть использована, кроме того, для дезинфекции и дезинсекции обмундирования, обуви, снаряжения и средств индивидуальной защиты паро-воздушной смесью и для сушки обработанного имущества горячим воздухом. Производительность станции АГВ-ЗУ (АГВ-ЗА, АГВ-ЗМ) по обработке имущества за 15-16 часов работы (см. табл. 3 Руководство по специальной обработке. ВИ 1988 г.) приведена в таблице №3.
|
Станция АГ-ЗУ состоит из силовой, двух дегазационных и подсобной машин, оборудование которых размещено на автомобилях ЗИЛ-131.
Основные тактико-технические характеристики автодегазационной станции АГВ-3М
Масса силовой машины, кг........................... ….. 9050
Масса дегазационной машины, кг............................ 8960
Масса подсобной машины, кг.................................... 8640
Возимый запас материалов на 10-12 часов работы, кг
дизельного топлива...................................... 320
двууглекислого аммония............................... 180
Производительность по пару, кг/ч.................. до 250
Производительность по горячему воздуху, м3/ч....... до 2000
Расход дизельного топлива для котла, кг/ч........... 30
Расход бензина для двигателя «Москвич», кг/ч...... 5
Количество дегазационных камер, шт.............. 6
Рабочий объем камеры, м3........................... 2
Время развертывания, мин
летом..................................... 60-90
зимой........................................................ 120-150
Расчет, чел.................................................... 13
А) Силовая машина
Силовая машина предназначена для обеспечения станции паром и горячим воздухом По устройству - это шасси автомобиля ЗИЛ 131, на котором в общей облицовке смонтировано специальное оборудование;
- двигатель «Москвич» с приводом;
- паровой котел с пароперегревателем;
|
- воздухоподогреватель;
- система питания котла водой;
- система питания котла топливом;
- система распределения и нагрева воздуха;
- система распределения пара;
- система управления и контроля;
- электрооборудование.
Принцип действия: Перегретый пар, образующийся в котле при сжигании в его топке жидкого топлива, поступает в раздаточный трубопровод, а из него в дегазационные машины. Отходящие из топки котла горячие топочные газы движутся по газоходу, проходят по трубкам воздухоподогревателя, нагревая их, и затем выбрасываются через трубу на крыше машины в атмосферу. Вентилятор засасывает наружный воздух из атмосферы и направляет его в воздухоподогреватель. Проходя между горячими трубами, воздух нагревается до температуры не менее 90°С и выходит из воздухоподогревателя в воздухораспределитель, откуда может направляться в палатку или камеру для подсушки дегазированного обмундирования. Часть воздуха, подаваемого вентилятором, по воздуховоду направляется к форсункам для обеспечения полноты сжигания топлива. Питание котла топливом и водой осуществляется с помощью насосов. Привод насосов и вентиляторов обеспечивается двигателем «Москвич». Передача мощностей от двигателя к вентилятору осуществляется через карданный вал М вал с приводными звездочками, а к водяному и топливным насосам, кроме того, через соответствующие цепи. Натяжение цепей регулируется перемещением насосов с помощью специальных отжимных винтов.
Паровой, котел с пароперегревателем предназначен для получения перегретого водяного пара. Тепло топочных газов котла используется, кроме того, для получения горячего воздуха.
Котел паротрубный вертикального типа с естественной циркуляцией воды рассчитан на питание водой с повышенной жесткостью из обычных источников без предварительного умягчения и очистки.
Затем показать слайд или нарисовать на доске принципиальную схему котла (студентам перенести ее в конспекты) и, пользуясь электрифицированной схемой и стендом и разрезом котла, объяснить его устройство.
Корпус котла состоит из внешней м внутренней цилиндрических оболочек, которые сварены между собой верхним и нижним кольцами. Таким образом, образуется замкнутое пространство, которое делится успокоительными решетками на два объема: водяное пространство котла — 470 л (от нижнего кольца до успокоительной решетки) и паровое пространство (от успокоительной решетки до верхнего кольца).
Внутренняя обечайка образует огневую коробку топки. Снизу к коробке приваривается стальной лист, являющийся поддоном топки. Снаружи котел имеет теплоизоляцию (шлаковата) и облицовку из листовой стали. В центре поддона — круглый люк для осмотра и чистки топки.
Для обеспечения естественной циркуляции, быстрого нагрева воды, б среднюю часть внутренней обечайки вварены четыре ряда капитальных труб, которые образуют свод топки.
Сверху котел закрывается съемной крышкой с прямоугольным окном для выхода топочных газов. С внутренней стороны крышки на четырех подвесках смонтирован пароперегреватель (змеевик конусообразной формы).
Насыщенный водяной пар, поступающий в пароперегреватель,
имеет температуру 100-120°С, а после перегрева — 200-250°С. С внешней стороны крышки на четырех подвесках смонтирован газоход (для подачи топочных газов в воздухонагреватель) и фланцевые выходы пароперегревателя.
Арматура котла:
• водомерное стекло;
• два пробных крана (верхний - по пару, нижний – по воде);
• манометр с трехходовым кранам и – образной трубкой;
два предохранительных крана.
Воздухоподогреватель служит для получения горячего воздуха за счет использования тепла топочных газов. Воздухонагреватель представляет собой трубчатый теплообменник, по трубному пространству которого протекают топочные газы котла, а по межтрубному — чистый воздух, нагнетаемый центробежным вентилятором.
Показать слайд или нарисовать на доске схему воздухонагревателя,, и пользуясь разрезом воздухонагревателя или электрифицированным стендомf объяснить его устройство.
Газораспределительное устройство — это кожух, внутри которого размещен корпус люка с заслонкой. Ось заслонки выводится за наружную поверхность корпуса, где на ней монтируется ручка, которая перемещается и фиксируется на дуге.
Таким образом, при повороте ручки в крайнее левое положение заслонка закрыта, все топочные газы пойдут в правый пучок труб. При этом температура горячего воздуха на выходе будет
максимальной (100°С).
Система питания котла водой предназначена ля подачи воды в котел. Она может быть использована для охлаждения отсосных коммуникаций дегазационных машин, дезактивации и обмывки машин станции.
Система питания котла водой включает в себя шестеренчатый насос ШВН-1 (производительность 20 л/мин при давлении 6 атм.; и трубопроводы с арматурой.
Подчеркнуть, что перед включением привода шестеренчатый насос должен быть залит водой!
Система питания котла топливом предназначена для хранения, подачи и распыления топлива в топке котла.
Она состоит из топливного бака, трубопроводов с арматурой, шестеренчатого насоса МШ-ЗА (производительность 33 л/мин при давлении 6 атм.) и двух форсунок.
Показать слайд или использовать для объяснение электрифицированный стенд силовой машины АГВ-ЗМ.
Топливный бак системы делится поперечной перегородкой на два отделения: большое и малое. Большое отделение емкостью 320 л заполняется соляровым маслом, меньшее отделение, емкостью 40 л — смесью солярового масла с бензином в отношении 1:1 по объему для запуска котла зимой.
Система распределения и нагрева воздуха предназначена для подачи воздуха в топку — для сжигания топлива и в воздухонагреватель для получения горячего воздуха.
Система состоит из вентилятора, диффузора-распределителя, воздуховода котла с воздушными регистрами и заслонками, воздухонагревателя и воздуховода для горячего воздуха.
Показать слайд или использовать для объяснения электрифицированный стенд силовой машины АГВ-ЗМ.
Система распределения пара состоит из раздаточного трубопровода с арматурой. Раздаточный трубопровод теплоизолирован.
Показать на электрифицированном стенде силовой машины АГВ-ЗМ. Подчеркнуть,, что крайние отводы коллектора пара предназначены для подачи пара на дегазационные машины, а средний — для отбора пара на внутренние нужды станции.
4 5 6
схема распределения пара
Система управления и контроля машины. Механизмы управления контрольно-измерительные приборы (КИПы) расположены с правой
стороны машины, что дает возможность обслуживать ее в процессе работы одному человеку. Органы управления и КИПы расположены на двигателе «Москвич» (рычаги стартера, сцепление и передачи), на щите управления и на котле (его арматуре).
С левой стороны щита управления смонтированы механизмы управления и КИПы двигателя «Москвич», а с правой — механизмы управления и КИПы системы питания котла водой и топливом.
Обратить внимание на то, что спидометр служит для контроля режима работы двигателя, насосов и вентилятора (средний режим работы: скорость по спидометру 30 км/ч, форсированный режим — 40 км/ч).
Штепсельная розетка на три вилки сделана из расчета подсоединения двух дегазационных машин (для освещения) и одной переносной фары на треноге (имеется в комплекте станции).
Электрооборудование силовой машины АГВ-ЗМ включает в себя источники тока: генератор и аккумулятор двигателя «Москвич» и потребители: стартер, систему зажигания двигателя «Москвич» и освещение силовой, двух дегазационных машин, рабочей площадки.
Затем кратко дать принцип действия машин, используя электрифицированный стенд — двигатель «Москвич» приводит в действие водяной, топливный насосы и центробежный вентилятор. Топливо подается на форсунки и распыляется. Смешиваясь с воздухом, нагнетаемым вентилятором, образуется рабочая смесь, которая сгорает в топке котла. Вода закипает и образовавшийся пар поступает в пароперегреватель, а оттуда по системе распределения пара на выход машины.
По мере образования пара система питания котла водой подключается для подачи в него воды, израсходованной на образование пара.
Одновременно с этим топочные газы котла по газоходу поступают в трубное пространство воздухоподогревателя. По межтрубному пространству протекает воздух, нагнетаемый вентилятором. Чистый воздух нагревается и по воздуховоду для горячего воздуха подается на выход машины.
Б) Дегазационная машина
Дегазационная машина предназначена для дегазации и дезинфекции (дезинсекции) обмундирования, обуви, снаряжения и индивидуальных средств защиты.
После обработки в камерах может быть проведена подсушка изделий горячим воздухом.
Используя макет дегазационной машины, а также электрифицированный стенд и схемы,, рассказать об устройстве дегазационной машины.
По устройству — это шасси автомобиля ЗИЛ-130, на котором смонтировано следующее специальное оборудование:
• три камеры;
• три инжектора;
• паровоздушная и отсосная коммуникация;
• водяной затвор;
• коллектор пара;
• сливной коллектор;
• система управления и контроля.
Специальное оборудование машины смонтировано в общей облицовке и, кроме перечисленных агрегатов, имеет переднюю и заднюю кабины.
В передней кабине перевозится запасное колесо на кронштейне и лопата. В левой половине может перевозиться защитная одежда, дегазационные комплекты.
Задняя кабина служит для размещения некоторый агрегатов специального оборудования (инжекторов, водяного затвора), коллекторов пара, сливного коллектора, холодильника, отсосных коммуникаций и системы управления и контроля.
Подчеркнутьf что камеры машины совершенно одинаковые и независимы друг от друга.
Первой считается камера, ближайшая к задней кабине. В соответствии с этим занумерованы присоединенные к ним инжекторы,
вентили парового коллектора, сливные краны инжекторов и генераторов аммиака, выхлопные трубы водяного затвора, КИПы.
Затем перейти к рассмотрению отдельных агрегатов машины.
Дегазационная камера предназначена для размещения в ней зараженных изделий при их дегазации и дезинфекции.
Показать слайд или объяснить, используя электрифицированный стенд дегазационной машины АГВ-ЗМ.
Генератор аммиака предназначен для получения газообразного аммиака из бикарбоната аммония или аммиачной воды.
Показать слайд или объяснить, используя электрифицированный стенд дегазационной машины АГВ-ЗМ.
Инжектор предназначен для подачи пара и обеспечения принудительной циркуляции паровоздушноаммиачной смеси в камере.
При необходимости через инжектор в камеру может подаваться горячий воздух.
Показать слайд или объяснить, используя имеющийся инжектор.
Водяной затвор служит для стравливания из камер паровоздушноаммиачной смеси при давлении в них больше рабочего (270 мм вод. ст.) По стравливанию паровоздушноаммиачной смеси можно судить о том, в какой из камер давление больше рабочего.
Коллектор пара служит для приема пара от силовой машины, распределяя его по агрегатам машины. Доказать слайд или использовать для объяснения заднюю кабину дегазационной машины АГВ-ЗМ.
Подчеркнуть, что пар в генераторе аммиака подводится во время работы по той трубе, по которой после работы в обратном направлении производится слив остатков раствора и конденсата из генератора.
Заострить внимание на том, что никаких запорных устройств от коллектора пара на инжекторы нет!!! Поэтому, как только пар будет подан на коллектор, он окажется в съемной головке инжектора (перед соплом, закрытым регулировочной иглой).
Сливной коллектор предназначается для слива конденсата, воды и остатков раствора из всех систем машины как во время работы, так и после нее.
Система управления и контроля машины предназначена для создания и соблюдения заданного режима в камерах при дегазации, дезинфекции (дезинсекции) в них обмундирования, обуви, снаряжения, индивидуальных средств защиты.
Органами управления машины являются:
• вентили пуска пара в генераторы аммиака;
• вентиль пуска пара в водяной затвор;
• маховички регулировочных игл инжекторов для пуска пара в камеры;
• заслонки отсосных коммуникаций;
• сливные краны водяного затвора, инжекторов и генераторов аммиака.
(см. принципиальные схемы инжектора, инжекторов (и генераторов) парового и сливного коллекторов).
Подчеркнуть, что все необходимые для дегазации и дезинфекции вещевого имущества режимы создаются в камерах с использованием острого пара.
Органы контроля (КИПы) смонтированы на контрольном щите.
Принцип действия дегазационной машины состоит в следующем: при подаче пара в генератор аммиака, загруженный бикарбонатом аммония или аммиачной водой, в камеру выделяется газообразный аммиак.
Затем в камеру по паровоздушной коммуникации подается ост-, рый пар, который вместе с воздухом и газообразным аммиаком, находящимся в камере, дает паровоздушноаммиачную смесь. Так как пар в камеру истекает через инжектор, в паровоздушной коммуникации создается напор, а в отсосной — разрежение.
Паровоздушноаммиачная смесь начинает циркулировать (инжектор — паровоздушная коммуникация — камеры — отсосная коммуникация), пронизывая находящиеся в камере зараженные изделия: идет дегазация обмундирования.
В процессе дегазации смесь охлаждается и обедняется по аммиаку. Охлажденная и обедненная смесь по отсосной коммуникации вновь попадает в инжектор, нагревается при смешении со свежим паром и обогащается аммиаком внизу камеры.
Поддерживание заданной температуры и давления, кратности обмена рабочей смеси в камере обеспечивается увеличением или уменьшением подачи пар через инжектор и генератор аммиака (количества пара, подаваемого через инжектор, должно быть равно количеству конденсирующегося пара.
При температуре наружного воздуха 25°С и выше, паровоздуш-ноаммиачная смесь охлаждается при прохождении ею отсосной коммуникации, часть пара при этом конденсируется. Это дает возможность поддерживать расход пара через инжектор на таком уровне, при котором обеспечивается нормальное давление и скорость циркуляции рабочей смеси.
Дегазация, дезинфекция (дезинсекция) обмундирования осуществляется паровоздушной смесью.
При сушке обмундирования в камерах горячий воздух подается в них через инжекторы, а выхлоп через люки камеры.
в) Подсобная машина служит для транспортировки принадлежностей, топлива и бикарбоната аммония.
Во время работы она может использоваться для подвозки необходимых расходных средств для силовой и дегазационных машин (вода, соляровое масло, бензин и бикарбонат аммония или аммиачная вода).
Одним рейсом подсобная машина обеспечивает непрерывную работу станции по расходным средствам ориентировочно в течение 8-10 часов.
В машине предусмотрены места для перевозки расчета станции.
Затем показать размещение принадлежностей станции и вспомогательного оборудования, используя схемы, диапозитивы.
Перечислить и кратко рассказать о назначении принадлежностей станции (ручной насос БКФ-4, воздухораспределитель, па-
латки, воздуховоды,, паропроводы и шланги, загрузочно-разгрузочные принадлежности, вспомогательное оборудование).
Принадлежности
БКФ-4 при 45 двойных качаний — 50-60 л.
Воздухораспределитель присоединяется к силовой машине и служит для распределения горячего воздуха по камерам и палаткам.
Воздуховоды: малые по 2 м — 6 шт. для подачи нагретого воздуха в камеры, большие по 4 м — 2 шт. для подачи нагретого воздуха в большую палатку.
Рукава: 3 шт. по 20 м для подачи к АГВ-ЗМ воды (можно создать длину 60 м).
Заборный шланг 1 шт. длиной 8 м. Имеет фильтр.
Паропроводы: 6 шт. длиной по 3 м с наружной металлической оплеткой. Служит для подачи пара от силовой машины к дегазационной. Можно наращивать, концевая арматура позволяет.
Резинотканевые паропроводные шланги: 5 шт. длиной 5 м, служат для отвода конденсата из дегазационных машин, для отвода пара от силовой машины на нужды обслуживание, для подачи и отвода воды из бачка отсосной коммуникации.
Эти шланги, как и рукава для воды, используются для дезактивации и обмывки машин: соединяются между собой ниппелями и к концу шланга — брандспойт прямой.
Резинотканевый РМР (заборный для слива) 2 шт. для перекачки топлива из бочек в топливные баки силовой и подсобной машин, слива топлива из топливных баков и заполнения котла водой.
Загрузочно-разгрузочные принадлежности:
• две тележки, двое носилок;
• две складные лестницы;
• 300 плечиков, 240 растяжек-плечиков, 30 вешалок, которые при погрузке устанавливаются на направляющие полосы камер;
• два загрузчика, двое граблей;
• полиспаст.
Вспомогательное оборудование:
• три закрывающихся бака (бикарбонат аммония);
• два мерника;
• три совка;
• переносная фара;
• труба;
• переносная лестница;
• стремянка на буферы силовой машины для удобства обслуживания;
• ключ торцевой;
• малая (душевая палатка) и бак.
Для дегазации и дезинфекции обмундирования, обуви, снаряжения, индивидуальных средств защиты подразделениями дегазации обмундирования и снаряжения развертываются дегазационные пункты (ДП).
Порядок развертывания дегазационного пункта будет рассмотрен в третьем учебном вопросе.
Второй учебный вопрос
Назначение, тактико-технические данные, общее устройство и принцип действия БУ-4М-66
Бучильная установка БУ-4М-66 (БУ-4М) предназначена для дегазации и дезинфекции лицевых частей противогазов, средств индивидуальной защиты, кожи и брезента. Она может быть использо-
вана также для дегазации и дезинфекции хлопчатобумажного обмундирования и кухонного инвентаря (котелков, ложек, кружек и
Др.)
Организационно-бучильная установка БУ-4М с расчетом входит во взвод дегазации обмундирования, снаряжения, обуви и средств индивидуальной защиты. Как правило, отделение БУ-4М действует в составе взвода, который при получении задачи развертывает дегазационный пункт вблизи водоисточника.
Специальное оборудование бучильной установки БУ-4М-66 размещено и перевозится на шасси автомобиля ГАЗ-66. Оборудование бучильной установки БУ-4М размещено на шасси автомобиля ГАЗ-63.
Специальное оборудование бучильной установки включает два бучильных чана, подъемное приспособление, насос с подставкой, бак и тканевый резервуар для воды и полевое сушило.
Дегазация и дезинфекция зараженного имущества в бучильной установке производится кипячением в воде или водных растворах порошка СФ-2У (СФ-2).
Основные тактико-технические характеристики: Масса установки, кг...................................... 4960
Масса специального оборудования, кг...................... 1520
Общий объем емкостей для воды, л......................... 2570
В том числе:
вместимость бака для воды.......................... 570
вместимость тканевого резервуара................... 2000
Количество бучильных чанов............................... 2
Вместимость бучильного чана, л........................... 450
Грузоподъемность подъемного приспособления, кг........... 300
Возимый запас порошка СФ-2У, кг.......................... 80
Время развертывания (свертывания), мин................... 28-32
Обслуживающий расчет, чел................................ 4