ПРОТОКОЛ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
Ф.И. ребенка _____________________________________________ возраст______ класс (группа)_____,
от «__» _______ 200 __ г, ф.и.о. экспериментатора_____________________________________________
Особенности поведения и контакта____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
- Ассоциативные ряды. Твып. пробы = 1 мин.
Свободные: «Называй любые слова» (если ребенок называет окружающие предметы, то ему предлагается закрыть глаза).
Оценка
Общее кол-во слов без: ___
повторов ___
Кол-во «считываний» деталей ___
Кол-во ответов словосочетаниями ___
Действия: «Называй любые действия…Ты знаешь, что такое действия? Оценка
Вот, например, что ты сейчас делаешь?» Общее кол-во слов без: ___
повторов ___
неологизмов ___
неадекватных слов ___
Кол-во ответов словосочетаниями ___
Растения: «Называй любые растения» Оценка
Общее кол-во слов без: ___
повторов ___
неологизмов ___
неадекватных слов ___
Кол-во ответов словосочетаниями ___
Обобщенные ___ Конкретные ___
Таблицы Шульте
Оценка
числа | 1 - 5 | 6 - 10 | 11 - 15 | 16 - 20 | 21 - 25 |
Время | |||||
Ошибки с с/к | |||||
Ошибки без с/к |
Общее кол-во ошибок _____
- Реакция выбора.
Проба 1. «Я постучу 1 раз, а ты постучи 2. Постучи. Я постучу 2, а ты 1. Постучи. Итак, я один, а ты сколько? Я – два, а ты - сколько? Будь внимателен. Начинаем».
1 2 1 2 1 2 если программа усвоена, то 2 2 1 2 1 2 1 2 1 1 2
Проба 1. (Инструкция повторяется 2-ой раз, если в 1- ый раз она была не усвоена)
1 2 1 2 1 2
Проба 2. «Я постучу 1 раз, а ты постучи 2. Постучи. Я постучу 2 раза, а ты не стучи. Итак, я один, а ты сколько? Я - два, а ты сколько?»
1 2 1 2 1 2 2 2 1 2 1 2 1 2 1 1 2
Проба 2. (Инструкция повторяется 2-ой раз, если в 1– ый раз она была не усвоена)
1 2 1 2 1 2
Оценка
Усвоение программы: Проба 1 Проба 2
самостоятельно с 1 раза - 0 б. - 0 б.
со 2 раза - 1 б. - 1 б.
недоступно - 2 б. - 2 б.
Суммарный балл за усвоение двух программ = ____
Ошибки выполнения: Проба 1 Проба 2
без ошибок - 0 б. - 0 б.
с самокоррекцией - 1 * (кол-во ошибок) - 1 * (кол-во ошибок)
ошибки - 2 *(кол-во ошибок) - 2 * (кол-во ошибок)
Сумма ошибок в двух пробах = ____
Скорость реакции: быстрый или нормальный - 0 б.
замедленный - 1 б
медленный, с пропусками стимулов - 2 б.
Импульсивность: нет - 0 б.
(не дослушал и начал выполнение, не старается при выполнении) есть - 1 б.
4.Динамический праксис (ребенок сам выбирает руку!!!).
«Я покажу тебе движения рукой, а ты внимательно посмотри, запомни и повтори».
Показ: ЛКР –3 раза
Усвоение: «Покажи, какие движения ты запомнил». После нескольких пачек: «Побыстрее»
Выполнение пробы: ведущей рукой 7 – 10 раз:
Другой рукой КЛР – 3 раза
Оценка
Усвоениепрограммы: П.Р. Л.Р. с 1 показа - 0 б. - 0 б. со 2 показа - 1 б. - 1 б. совместно с педагогом - 2 б. - 2 б. совместно по речевой инструкции - 3 б. - 3 б. неусвоение, уход и потеря программы - 4 б. - 4 б. | Ошибки: П.Р. Л.Р. безошибочное выполнение - 0 б. - 0 б. единичные сбои (до2) - 1 б. - 1 б. сбои повторяющиеся (более 2) - 2 б. - 2 б. расширение программы или сужение - 3 б. - 3 б. инертный стереотип - 4 б. - 4 б. |
Выполнение: П.Р. Л.Р. плавно - 0 б. - 0 б. поэлементно с выходом на плавность - 1 б. - 1 б. пачками - 2 б. - 2 б. поэлементно - 3 б. - 3 б. |
Энергетический блок:
Порядок элементов в серии: вялая рука, неполное сжатие/разж. напряженная рука, большая амплитуда
нет ошибок порядка - 0 б. кулака, недоведение до верт-го движ-й, повыш-й тонус, удары или
есть ошибки порядка - 1 б. «ребра» - 1 б. вжимание руки в стол - 1 б.
Пространственно- кинестетические ошибки: Кинестетические характеристики:
нет ошибок - 0 б. неловкие, плохо скоординированные движения, с участием всего корпуса
кулак ставится вертикально - 1 б.
зеркальное положение кисти - 2 б. Наличие опосредования:
- речевое
- пространственное
5.Реципрокная координация.
Положи руки на стол, а теперь сожми одну в кулак, а теперь меняй положение рук (выполнять 3-4 раза вместе с ребенком): - выполняй
- побыстрее
Оценка Асимметрия рук: лев, прав, равны.
Выполнение: нормальное - 0 б. передвижение
начинает поочередно с выходом к N - 1 б. недоведение рук
со сбоями и самокоррекцией - 2 б. кинестетические трудности
поочередное выполнение - 3б. Темп: нормальный или быстрый - 0 б.
с уподоблением 2-х рук - 4 б. замедленный - 1 б.
медленный, распад движений - 2 б.
6.Отсроченная моторная память (динамический праксис).
«Покажи, какие движения мы выполняли до этого задания».
Оценка
Удержание серии: Если серия удержана, то оценивается:
воспроизводит как при заучивании - 0 б. Выполнение Ошибки
ухудшение выполнения - 1 б. плавное - 0 б. без ошибок - 0 б.
отказ от выполнения - 2 б. поэлементно к N - 1 б. единичные сбои - 1 б.
пачками - 2 б. частые сбои - 2 б.
поэлементно - 3 б. расширение или сужение - 3 б.
инертный стереотип - 4 б.
7.Слухо – речевая память. « Повтори слова»:
1. холод рама клин. Повтори: ____________ 2. гость риск дождь. Повтори: ____________
1-ое воспроизведение:
1?________________________ 2?_________________________
«А теперь постарайся запомнить эти слова».
1. холод рама клин. Повтори: _____________ 2. гость риск дождь. Повтори: ____________
2-ое воспроизведение:
1?________________________ 2? ________________________
1. холод рама клин. Повтори:_______________ 2. гость риск дождь. Повтори:_____________
3-ье воспроизведение:
1? ________________________ 2?________________________
8. Счет «Посчитай»:
Для 1-го класса от 1 до 10 _______ от 3 до 7 ________ от 10 до 1 _______ от 8 до 4 ________ | Для 2-го класса через единицу: 10,12 и т.д. до 30 ______________________ от 21 до 1 через единицу: 21, потом сколько? ____________ от 20, отнимая по 3 __________________________________ 20 до 40, прибавляя по 3 ______________________________ |
Для 3-4-х классов
Посчитай от 100, отнимая по 7 _______________________________________________________
Посчитай, умножая 6 на 2, на 3 и т.д. __________________________________________________
Посчитай, умножая 4 на 9, на 8 и т.д. __________________________________________________
Отсроченное воспроизведение слов (после счета). «Вспомни, какие были слова».
Если ребенок не делит слова на группы, то спрашивают: «Какая была первая группа, какая вторая».
1 группа__________________________ 2 группа ____________________________
Оценка повторения:
Продуктивность (количество правильно повторенных слов) 1) ___ 2) __ 3) __
Оценка воспроизведения:
Продуктивность 1-3 проб + отср. (кол-во правильно воспроизведенных слов+ 0,5 б. за
изменение 1 звука в слове без изменения слоговой структуры) 1) ___ 2) __ 3) __ + Отср. ___
Кол-во изменений 1-го согласного во всех воспроизведениях ___
Кол-во изменений 1-го гласного во всех воспроизведениях ___
Кол-во искажений стимульных слов (замены более 2-х звуков) ___
Кол-во замен на основе вербальной близости (близких по звучанию) ___
Кол-во семантических замен ___
Кол-во вплетений посторонних слов (не сходных по значению и звучанию) или контаминаций ___
Кол-во пропущенных слов во всех воспроизведениях ___
Кол-во нарушений порядка слов (изменения мест внутри ряда, реверсий - обратный порядок) ___
Оценка (отсроченного воспроизведения слов) удержание по группам - 0 б. удержание без деления на группы - 1 б.
9.Графическая проба (заборчик).
«Сейчас я начну рисовать узор, а ты продолжи его до конца строки. Только фломастер отрывать от листа нельзя».
Время выполнения: Т = ________(сек.)
Количество выполненных пачек (серий из 2-х элементов) _______________
Оценка
Особенности серийной организации:
правильное выполнение - 0 б.
наличие расподобления элементов (различия элементов по размеру) - 1 б.
уподобление или замена вертикальных линий пологими - 2 б.
наличие площадок (горизонтальные линии между сериями) с с/к - 3 б.
наличие площадок без с/к, поэлементное выполнение - 4 б.
расширение программы (повтор 1-го компонента внутри серии) - 5 б.
инертное выполнение упрощенной программы (нет 1-го из 2-х элем.) - 6 б.
Остановки при выполнении: Ошибки следования графической программе:
нет остановок - 0 б. отсутствие ошибок - 0 б.
1 – 2 остановки - 1 б. возвращение к программе после ошибок - 1 б.
3 – 4 остановки - 2 б. уход от программы - 2 б.
5 – 8 остановок - 3 б. Кол-во отрывов _______
более 8 - 4 б. Скорость выполнения 1 пачки = Т выполнения
кол-во пачек
Нарушения тонуса:
размер элементов и нажим стабильны - 0 б.
тенденция к микрографии, ослабление нажим, тенденция к макрографии, усиление нажима, - 1 б.
незавершение строки продавливание бумаги
Удержание строки: графические элементы не выходят за рамки строки - 0 б.
графические элементы располагаются на линии (верхней или нижней) строки - 1 б.
графические элементы незначительно выходят за линию строки (приблизительно на 30°) - 2 б.
графические элементы значительно выходят за линию строки (приблизительно на 45°) - 3 б.
10. Проба почерка. «А теперь подпиши свой рисунок»
11. Зрительно - пространственная память (невербализуемы фигуры).
«Сейчас я покажу тебе фигуры, которые у меня нарисованы. Ты на них внимательно посмотри, запомни и нарисуй точно такие же и в таком же порядке» (3 раза)
Оценка
Продуктивность (за правильно выполненную фигуру – 1 б.,за изменение и зеркальность – 0,5 б.)
считается отдельно для каждого из 3-х воспроизведений 1) _ 2) _ 3) _ + Отсроч.__
Кол-во пропусков фигур ___
Количество случаев трансформации фигуры в знак ___
Кол-во зеркально изображенных фигур право-лево ____ верх-низ ____
Несоблюдение строки нет – 0 б. есть - 1 б.
12.Праксис позы. «Поделаем зарядку для пальчиков». * Если долго ищет позу, то считаем как ошибку
Правая рука: Левая рука:
2-51+33на24-51+42-31+34-5 2на31+4
По проприоцептивному образцу на той же руке: «Дай мне твою правую руку. Сейчас я тебе буду складывать фигурки из пальчиков, а ты повторять, но с закрытыми глазами. Закрывай глаза»
с правой на правую с левой на левую
2-51+42на34-51+33на2
Перенос позы: «Сейчас я тебе буду складывать фигурки из пальчиков на одной руке, а ты складывай такие же на другой. Дай мне твою руку и закрой глаза».
с правой руки на левую с левой руки на правую
2на31+52-53на21+34-5
Оценка
Продуктивность: подсчитывается общее кол -во правильно выполненных проб (кол-во правильно выполненных с первого раза проб х 1) + (после самокоррекции без поисковых движений рук х 0,5) = П.Р. ___ Л.Р. ____
П.Р. Л.Р. перенос: П.Р. ___ Л.Р. ____
Кол-во кинестетических ошибок ____ ____
Кол-во импульсивных (персевераторных) ошибок ____ ____
Кол-во пространственных ошибок ____ ____
Характер выполнения: П.Р Л.Р.
нормальное (правильная поза как ведущих, так и фоновых пальцев) - 0 б. - 0 б.
неловкое, положение фоновых пальцев не точное - 1 б. - 1 б.
неловкое с синкинезиями - 2 б. - 2 б.
неловкое с помощью другой руки - 3 б. - 3 б.
Межполушарное взаимодействие:
продуктивность при переносе позы не хуже, чем продуктивность по показу - 0 б.
продуктивность при переносе позы отчетливо хуже, чем продуктивность по показу - 1 б.
13.Рисунок (стол).
«Нарисуй стол так, чтобы было видно все 4 ножки» самостоятельный
«У меня стол вот такой, я уберу, а ты нарисуй» по памяти
«Смотри на рисунок и срисовывай» срисовывание
Оценка
Самостоятельный рисунок
стереометрическое изображение без грубых дизметрических и проекционных ошибок - 0 б.
неточное изображение с дизметрическими и или проекционными ошибками - 1 б.
не полное стереометрическое изображение (крышка –N, а ножки нет или наоборот) - 2 б.
плоскостное изображение стола без искажения пропорций - 3 б.
плоскостное или распластанное изображение с грубыми дизм. и топол. Ошибками - 4 б.
Рисунок по памяти и копирование по памяти копирование
традиционная передача перспективы (крышка параллелограмм, одна ножка частично скрыта) - 0 б. - 0 б.
неточная передача с негрубыми проекционными ошибками и метрическими ошибками - 1 б. - 1 б.
неточная передача без грубых метрических ошибок с крышкой – трапецией - 2 б. - 2 б.
плоскостное изображение с крышкой прямоуг-ком (м.б. с грубыми метрич. и проекц. ошибками)- 3 б. - 3 б.
изображение с топологическими, метрическими и проекционными ошибками - 4 б. - 4 б.
14. Оральный праксис. «А сейчас делай, что я тебя попрошу»:
0. Надуй щеки;
1-2. Надуй одну щеку, а теперь другую;
3. Вытяни язык иголочкой;
4. Посвисти (достаточно, чтобы ребенок вытянул губы трубочкой);
5. Пощелкай языком как скачет лошадка;
6. Поцокай как взрослые делают, когда недовольны;
7-8. Упри язык в правую щеку, а теперь в левую;
9. Помести язык между верхней губой и верхними зубами и медленно оближи зубы;
10. Положи язык лопаткой (широкий распластанный язык неподвижно лежит несколько секунд на нижней губе)».
Оценка Продуктивность ____ Характер выполнения:
точное выполнение - 0 б.
неловкое, замедленное, напряженное выполнение - 1 б.
выполнение с элементами поиска, неполный объем движений - 2 б.
выполнение с поисками, «промахиваниями», синкинезиями, тремором или невыполнение - 3 б.
Таблицы Шульте
Оценка
числа | 1 - 5 | 6 - 10 | 11 - 15 | 16 - 20 | 21 - 25 |
Время | |||||
Ошибки с с/к | |||||
Ошибки без с/к |
Общее кол-во ошибок _____
16.Пробы Хэда.
а) зеркальные: «Выполняй действия, как я»
пр.тыл к подбородкулев.р. – пр.бровьпр.тыл. –пр.щека
б) с перешифровкой: «Что я буду делать П.Р., ты делай тоже П.Р., что я буду делать Л.Р., ты делай тоже Л.Р.» (Если первую из проб б) ребенок выполняет не правильно, то ему необходимо повторить инструкцию снова, что в протоколе рядом с выполненной пробой обозначается стрелочкой)
лев.р –пр. ухо пр. ладонь – лев. щеклев. тыл. –лев. щека
в) двуручные: «Выполняй двумя руками»
лев.р.пр. щека – пр.тыл.лев.локот ь лев.тыл. на пр.верт.кулаклев.р.пр.ухо – пр.тыл.лев.щека
Оценка
Продуктивность (количество проб выполненных с 1 попытки) ___
Кол-во соматотопических ошибок (показ вместо щеки уха или брови) ___
Кол-во пространственных ошибок (зеркальность, долго думает) ___
Кол-во регуляторных ошибок (импульсивность) ___
17.Конструктивный праксис. « Нарисуй своего человечка как я. Молодец. Голова получилась вверху, а ноги внизу. Теперь я справа рисую руку с флажком. И ты справа рисуй руку с флажком».
(Экспериментатор демонстрирует выполнение в правом нижнем углу, а ребенок соответственно в левом нижнем)
Оценка
Усвоение инструкции:
усвоение с 1 раза - 0 б.
повтор 1 фигуры (с показом) - 1 б.
повтор 2 фигур (с показом) - 2 б.
Продуктивность (кол-во правильно выполненных проб) ___
Ошибки (считаются во всех 4-х пробах):
Кол-во ошибок перешифровки «верх – низ» ___
Кол – во ошибок перешифровки «право-лево» ___
Кол-во дизметрических ошибок углов ___
Кол-во ошибок при передаче расстояний (линия короче или длиннее,не той высоты, разделена не по серед.) __
Кол-во топологических ошибок (соединение не в том месте) ___
Кол-во координатных ошибок (ориентация на листе бумаги,
неправильный наклон фигуры, расположение рисунка на листе) ___
* Координатные ошибки оцениваются по отношению ко всей фигуре, угловые дизметрии – по отношению к одному элементу.
18. Понимание близких по звучанию слов (показ по слову-наименованию).: «Я тебе буду называть предметы на картинках, а ты – их показывать в том же порядке, и молча»
Задания для детей 4-5 лет:
1) дрова, коса; 2) почка, миска; 3)трава, бочка, коза.
Задания для детей 6 лет и старше:
4) точка, мишка, коса;
5) трава, дочка, миска, бочка;
6) коза, дрова, почка, мишка;
7) точка, миска, бочка, трава, коза;
8) мишка, коса, дочка, дрова, почка;
9) коза, дочка, трава, бочка, коса, мишка;
10) дрова, почка, миска, точка, трава, коза.
Оценка
Продуктивность (правильным показом картинки считается показ с первой попытки в нужном порядке)
для детей 4-5 лет - (кол-во правильно показанных картинок / кол-во предъявленных слов) _____
для детей 6 лет и старше – (7 + кол-во правильно показанных картинок) / (7 + кол-во предъявленных слов) _____