Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 РАЗДЕЛ 1. ТЕХНИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО БЛОКИРОВАНИЯ………..3
1.1. Обучение технике индивидуального блокирования……………………………………………………………………..4 РАЗДЕЛ 2. ТАКТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО БЛОКИРОВАНИЯ………... 6
2.1. Тактические действия блокирующего………………………………………………. …………………..6
2.2. Обучение и совершенствование тактики индивидуального блокирования……………………………………………………………………..9
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы………...……………………….……………………………13
ВВЕДЕНИЕ
Современный волейбол трудно себе представить без противоположных, но тесно связанных между собой технико-тактических действий - нападения и блокирования. Появление многих тактических приемов игры в нападении находится в непосредственной связи с развитием техники и тактики блокирования. По частоте применения блокирование занимает одно из ведущих мест среди всех технических приемов - в среднем каждое третье действие отдельного игрока. Блокирование является первой линией обороны против атаки соперника, и от правильного исполнения блока в значительной мере зависит эффективность страховки блокирующих, выбора места для приема нападающих ударов. Высокая техника индивидуального блокирования - основа качественного группового блокирования. В связи с изменением системы подсчета очков в партиях (игра в партиях до 25 очков) и с и с т е м ы р о з ы г р ы ш а п од ач (розыгрыш по тай-брейку) роль индивидуального блокирования резко возросла, так как из-за снижения риска проиграть подачу, а с ней и очко можно предположить, что прием подач будет более качественным, и у связующих появится возможность вести игру в нападении более комбинационно, что ставит некоторые вопросы для организации группового блока.
|
ТЕХНИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО БЛОКИРОВАНИЯ
Стойка готовности: ноги незначительно согнуты и переступают, стопы параллельны и на ширине плеч. Руки на уровне груди или лица с раскрытыми 5 ладонями. Ориентируясь по направлению передачи, блокирующий перемещается к предполагаемому месту встречи с мячом приставным шагом, скачком или бегом.
На расстоянии до 1 м предпочтительно перемещаться скачком, до 1,5 м и далее - способом движения с поворотом, при котором движение начинает нога, ближняя к месту предполагаемого блокирования. Последний шаг выполняется как стопорящий внутренней частью стопы. Перед прыжком ноги сгибаются в коленных суставах. Отрываясь от опоры, руки разгибают в локтевых суставах и двигают ими вперед-вверх. Пальцы рук разведены и оптимально напряжены. Расстояние между кистями рук - чуть меньше диаметра мяча. В момент удара по мячу нападающего игрока блокирующий переносит руки через сетку, стремясь встретить удар на стороне противника (перенос рук целесообразен при нападающем ударе с близких к сетке передач).
Успех в блокировании зависит главным образом от выбора места для блокирования, своевременного прыжка и постановки рук в момент удара. При ударах со средних (по высоте) и высоких передач блокирующий прыгает после прыжка нападающего (прыжок в момент замаха руки нападающего игрока). При ударах с низких и быстрых передач блокирующий прыгает вместе с нападающим игроком. В прыжке, в момент постановки блока, игрок следит за действиями нападающего игрока.
|
При блокировании нападающих ударов с краев сетки место отталкивания блокирующего при прыжке должно находиться на пути разбега нападающего при прямом ударе.
Блокирующий не должен все время смотреть на мяч, определив направление второй передачи, - взгляд на нападающего, чтобы определить направление разбега и возможное направление удара. В момент прыжка надо смотреть на мяч.
Обязательным условием для качественного освоения техники индивидуального блокирования является знание занимающимся теоретических основ механики движений при блокировании, которая изучается (и запоминается) с помощью тренера с обязательным экзаменом.
Обучение технике индивидуального блокирования.
Обучение начинать с освоения техники блокирования на месте, затем после перемещения.
1. В стойке готовности распрямить руки в локтевых суставах, сохраняя между кистями расстояние чуть меньше диаметра мяча.
2. То же, но у стеньг с ударом ладонями о стену.
3. То же, что в 1, но выполнять прыжок вверх.
4. То же, что в 3, но у стены.
5. То же, что в 3 и 4, но у сетки.
6. Блокирование мячей (брошенных нападающим игроком), стоя на подставке (бросок в руки).
7. То же, что в 6, но нападающий удар по мячу, установленному в держателе. 8. То же, что в 6, но блокирование в прыжке.
9. То же, что в 8. но мяч набрасывают над сеткой несколько левее или правее блокирующего. Выполнить приставной шаг в сторону и сблокировать.
10. В паре через сетку - один имитирует нападающий удар с разбега, другой определяет место и время прыжка по направлению разбега нападающего игрока (прыжок против нападающего).
|
11. То же, но нападающий выполняет удар с собственного подбрасывания. Закрыть известное направление мяча.
12. То же, но нападающий удар из зоны 4 с передачи мяча игроком зоны 3.
13. То же, но нападающий удар из других зон.
14. То же, что в 12, 13, но нападающий удар с различных по высоте, скорости, траектории передач.
15. То же, что в 12, 13, 14. но направление удара неизвестно.
* * *
1. Имитация блока после перемещения вдоль сетки вправо-влево приставным шагом (1-2 шага); скачком боком и с поворотом туловища (1 скачок); перемещение на 1,5-3 м с поворотом туловища, при котором движение начинает нога, ближняя к месту блокирования, с последующим стопорящим шагом внутренней частью стопы.
2. Челночный бег (2.2 м, 3.3 м, 2.3 м, 3.4 м) различными способами передвижения (приставной шаг, скачок, бег с поворотом туловища) с имитацией блокирования в конце каждого отрезка дистанции.
3. То же, но чередовать в одной серии различные способы передвижения (например, влево - приставным шагом, вправо - бег с поворотом туловища).
4. Блокирование нападающего удара с разбега с собственного подброса. Исходное положение блокирующего для каждого способа передвижения в 1; 1,5; 2; З м о т зоны нападения (передвижения влево- вправо).
5. То же, но нападающий удар из зон 4,2 со второй передачи игрока зоны 3.
6. То же, но нападающий удар с длинной передачи из зоны 2 (4) в зону 4 (2).
7. То же, что в 3, но два нападающих в зонах 4 (2) и 3.
8. То же, что в 5, но передача из зоны 2 (4).
Примечание: главная задача в каждом упражнении - совершенствование способа передвижения.
Дозировки: продолжительность одной серии - 15-20 прыжков, отдых между сериями - 1-2 мин, количество серий - 5-8.
При выполнении блокирования после перемещения в левую и правую сторону имеет место правосторонняя асимметрия. Это связано с тем. что более 50% нападающих ударов осуществляется из зоны 4, что накладывает отпечаток и на методику тренировки нападающих и защитных действий (блокирования).
Скрытый период (определение зоны атаки) и время перемещения из зоны 3 влево составляют 0,476 и 1,175 мс соответственно, а скрытый период и время перемещения вправо (в зону 2) составляют 0,442 и 1,121 мс. Незначительное запаздывание к месту встречи с нападающим игроком зоны 2 (в сравнении с перемещением вправо) влияет на качество блока. Поэтому в тренировках при совершенствовании блокирования нужно, по крайней мере, распределять поровну время для атак из зон 4 и 2. Быстрое и необходимое для определенной ситуации перемещение к месту блокирования - одна из составляющих эффективного индивидуального блокирования.