Обучение и совершенствование тактики индивидуального блокирования.




Общие и специальные знания составляют необходимую предпосылку для изучения тактических действий и развития тактических навыков. Только регулярное изучение основ блокирования дает возможность сознательно анализировать все действия соперника и принимать верные решения. При обучении необходимо использовать фильмы, плакаты, схемы, видеофильмы и др.

При изучении тактических действий индивидуального блокирования и их совершенствовании следует применять определенные ориентиры и сигналы.

Главное средство обучения и совершенствования тактики индивидуального блокирования - многократное выполнение элементов технического приема, действий, подводящих упражнений.

Обучение тактике индивидуального блокирования целесообразно проводить в той последовательности, которая проявляется в игре (анализ приема, передачи, определение места и времени прыжка и т. п.), по частям, а затем совершенствовать в частных игровых эпизодах и в игре.

Отсутствие специальной работы над блокированием является недостатком тренировочной работы. Ограничение тренировки блокирования только процессом игры не позволяет игрокам акцентировать внимание на тех или иных деталях блокирования, так как первоначально приобретенные умения и навыки блокирования не закреплены.

Процесс обучения и совершенствования тактики индивидуального блокирования должен осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям:

1. Действия блокирующего в зависимости от действий связующего игрока (направление, высота, скорость полета мяча).

2. Действия блокирующего в зависимости от действий нападающего игрока (направление разбега, положение туловища, бьющей руки и др.).

Примерные упражнения.

Исходное положение.

(И. п.) блокирующего - в зоне 3, пасующего - в зоне 3 противоположной площадки:

1. Передача из зоны 6 на пасующего, пасующий выполняет высокую передачу на удар в направлении зоны 4 на край сетки; между зонами 3 и 4; над собой; назад за голову. Задача блокирующего: переместиться в зону передачи и расположиться против снижающегося мяча в стойке.

2. То же, но вторая передача из зоны 2.

3. То же, но вторая передача из зоны 4.

4. То же, что в 1, 2, 3, но с нападающим игроком (нападающий одной или двумя руками посылает мяч не ударом в ладони блокирующего).

5. То же, что в 4, но с двумя нападающими игроками в зонах 4 и 2. Блокирующий прыгает против нападающего игрока.

6. То же, что в 5, но игрок зоны 6 принимает переброшенный через сетку мяч.

7. То же, что в 6, но нападающий бьет в ладони блокирующего.

* * *

И.п. блокирующего - в зоне 3, нападающего - в зоне 4 противоположной площадки; принимающего - в зоне 6. пасующего - в зоне 3. Задача блокирующего: после передачи переместиться в зону атаки и выполнить прыжок против нападающего игрока.

1. Передачи высокие на край сетки, полупрострельные, в зону над пасующим, за голову пасующего (удар в ладони блокирующего).

2. То же, но два нападающих в зонах 4 и 2.

3. То же, но передача после приема мяча, переброшенного через сетку.

4. То же, но один нападающий атакует перед пасующим в 1,5-2 м от него, другой - за головой пасующего.

5. То же, но комбинация «прямой крест». Блок нападающему игроку 2-го темпа.

6. То же, но блок нападающему игроку 1-го темпа.

* * *

После освоения способов перемещения, правильного определения направления передачи для нападающего удара и перемещения в зоны атаки, направления разбега нападающего игрока, момента отталкивания от опоры необходимо уделить внимание постановке рук блокирующего в зависимости от направления удара (исходные положения описаны в подразделе 2.1).

1. Имитация блокирования по команде «прямо», «косо», с «переводом» - игрок в прыжке закрывает соответствующее направление от воображаемых ударов.

2. То же, но, когда игрок в воздухе, поменять ранее данную команду на другую.

3. Выполнение блокирования по зрительному сигналу: тренер поднимает 12 руку вверх - прыжок на блок, и в зависимости от того, в какую сторону тренер опускает руку (вправо, влево, прямо), вынос рук в соответствующую сторону.

4. Блокирование нападающих ударов с собственного подброса в известном направлении, в неизвестном направлении.

5. Блокирование нападающих ударов на месте после второй передачи из зоны 3 (направление ударов известно- неизвестно).

6. То же, что в 5, но с приемом подачи.

7. Блокирование нападающих ударов со второй передачи из зоны 3 после перемещения (и.п. блокирующего - в зоне 3) - направление ударов известнонеизвестно).

8. То же, что в 7, но с приемом подач.

9. То же, что в 7, 8, но вторая передача из зон 2, 4 из глубины площадки.

10. Совершенствование индивидуального блокирования в игровых условиях по заданию: нападающие удары только «прямо»; в зоне 4 - «косо», в зоне 2-е «переводом» вправо и др.

Самостраховка блокирующих.

Применяя обманные удары, нападающие стараются опустить мяч либо на руки блокирующих, либо в непосредственной близости от них (за блок). Эти обманные удары блокирующий может принять сам.

Если мяч опускается на руки блокирующего, и он это видит в прыжке, моментально сгибает руки в локтевых суставах движением одной или обеих рук. Отправляет мяч обратно на сторону соперника или подбивает его вверх, чем облегчает действия страхующих игроков.

Если мяч опускается за блок (на 1-1,5 м), блокирующий успевает приземлиться, быстро повернуться в сторону своей площадки и подбить мяч самостоятельно.

Примерные упражнения

1. Нападающий игрок, стоя на месте, набрасывает мяч над сеткой против блокирующего - блокирующий подбивает мяч вверх или резким движением рук вперед кистями отправляет на сторону нападающего игрока.

2. Опускание мяча нападающим игроком в прыжке на руки блокирующего (с небольшой траекторией) - подбить вверх или отправить на сторону нападающего игрока.

3. То же, что в 2, но опускание мяча нападающим игроком после второй передачи мяча.

4. Нападающий игрок, стоя на месте, перебрасывает мяч через руки блокирующего ему за спину на 1,5-2 м по невысокой траектории (около 1 м над руками блокирующего). После приземления блокирующий быстро поворачивается на 180°, взглядом фиксирует мяч, перемещается к нему и подбивает вверх.

5. То же, что в 4, но нападающий перебрасывает мяч в прыжке.

6. То же, что в 5, но переброс мяча после передачи на удар.

7. То же, что в 4, 5, 6, но дистанция переброса и высота траектории уменьшаются.

8. То же, что в 4, 5, 6, 7, но подбивать мяч по заданию (например, в определенную зону). Наиболее типичными ошибками при блокировании являются:

- большое маховое движение руками перед прыжком;

- опускание рук после блока через стороны;

- пальцы и запястья рук при блоке не напряжены;

- пальцы рук при блоке не разведены; статическая стойка перед прыжком;

- запаздывание к месту блока и несвоевременность прыжка (неумение анализировать параметры передачи и неправильная оценка действий атакующего игрока);

- недостаточные высота и направление прыжка (неправильное исходное положение, неактивная работа ног);

- блокирование с закрытыми глазами;

- невыполнение заданий тренера. Все тактические ошибки при блокировании происходят в результате недостаточной наблюдательности, в результате чего - некачественная переработка информации и выбор ошибочного или запаздывающего действия.

Анализировать собственную ошибку (ошибки) для блокирующего игрока особенно трудно, если игрок не владеет информацией о составляющих техники и тактики индивидуального блокирования и не получил достаточного тренинга.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успех блокирующего игрока определяется не столько высокими техническими требованиями, сколько тактическими и атлетическими. При совершенствовании индивидуального блокирования чередовать прыжки на блок вместе с нападающим, с прыжками на мяч с различных вторых передач для нападающего удара.

 

Список литературы

1. Амалин, М.Е. Методика оценки соревновательной деятельности в спортивных играх. / М.Е. Амалин, О.С Шилов // Теория и практика ФК. -1980. –№9. -19-22 с.

2. Беляев, А.В. Волейбол на уроках физической культуры. - 2-е изд. / А.В. Беляев. - М.: Физкультура и Спорт, 2005.- 144с.

3. Беляев, А.В. Волейбол. Учебник для вузов. - 4-е изд. / А. В. Беляев, М.В. Савин. - М.: ТВТ Дивизион, 2009.-360с.

4. Всероссийская Федерация Волейбола. Волейбол (сборник статей). Москва, 2000.

5. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства. / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр Академия, 2004.- 400 с.

6. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Техника, тактика обучения. / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр Академия, 2001.- 520с.

7. Железняк, Ю.Д. Волейбол. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивнооздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). / Ю.Д. Железняк, А.В. Чачин, Ю.П. Сыромятников. - М.: Советский спорт, 2005. — 112 с.

8. Козырева, Л.Е. «Волейбол». / Л.Е. Козырева М.: «Физкультура и спорт», 2003,

9. Кондаков, В.Л. Организация и проведение соревнований по волейболу в ВУЗе. / В.Л. Кондаков, О.Э. Сердюков, О.В. Селезнева.: учебнометодическое Пособие.- Белгород: Изд-во БелГУ, 2010.- 44с.

10. Клещев, Ю.Н. «Волейбол. Школа тренера». / Ю.Н. Клещев. Издательство «Физкультура и спорт». 2003 - 399с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: