Затраты на внедрение системы маркировки в молочной отрасли




Справка

О введении системы маркировки средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров для молочной продукции

Система маркировки и прослеживаемости движения товаров

В рамках реализации Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 и плановый период до 2025 года в Российской Федерации[1] осуществляется введение системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров (далее – система маркировки).

Система маркировки предусматривает необходимость нанесения на каждую единицу продукции кода маркировки, преобразованного в средство идентификации, после чего информация о нанесении кода направляется в систему маркировки[2]. Прослеживаемость в рамках системы обеспечивается за счет того, что каждый участник оборота направляет в систему информацию о переходе права собственности на продукцию и выбытии продукции из оборота.

На основании полномочий, утвержденных нормами Федерального закона от 31.12.2017 N 487-ФЗ[3], Правительство РФ утвердило Перечень отдельных товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации (далее – Перечень)[4]. Первоначально в Перечень были включены 10 товарных групп (табачная продукция, духи и туалетная вода, шины и покрышки, обувь, фотокамеры, белье и отдельные категории одежды). Распоряжением Правительства РФ от 13 июля 2019 г. N 1533-р в Перечень была включена молочная продукция с указанием, что «срок введения обязательной маркировки будет определен по результатам эксперимента». Эксперимент по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции проводится с 15 июля 2019 года по 29 февраля 2019 года[5]. При этом дата введения обязательной маркировки для молочной продукции была установлена до подведения результатов эксперимента (1 июня 2020 года).[6]

В распоряжении Правительства РФ 08.11.2019 № 2647-р (пункт 2) определено, что запрет на оборот будет установлен в «правилах маркировки средствами идентификации отдельных видов молочной продукции». Таким образом, этапность, в том числе дата введения запрета на производство и введение в оборот немаркированной продукции, будут установлены позже отдельным документом, который (по опыту других отраслей) устанавливается постановление Правительства РФ – документом, подлежащим обсуждению и оценке регулирующего воздействия.

Систему маркировки также планируется распространить на следующие виды продукции (в том числе пищевой): готовые продукты из мяса и рыбы, бакалея (крупы, рис, макароны, чай, кофе, консервированные фрукты и овощи), бытовая техника (включая крупную и мелкую), детское питание, минеральная и бутилированная вода, безалкогольные напитки, включая соки и нектары, растительные масла, бытовая химия, парфюмерные, косметические средства[7].

Дублирование систем прослеживаемости движения молочной продукции

В Российской Федерации для отдельных товарных групп уже действуют иные системы прослеживаемости: ЕГАИС – для спиртосодержащей продукции и ФГИС «ВетИС» – для отдельных видов пищевой продукции, в том числе продукции животного происхождения.

С 1 ноября 2019 года для молочной продукции была полностью внедрена система прослеживаемости на базе системы электронной ветеринарной сертификации (ФГИС «ВетИС», компонент Меркурий, под контролем Россельхознадзора) (далее – система Меркурий). В рамках системы Меркурий участники оборота от производителей до розницы предоставляют в систему информацию об операциях с сырьем и готовой молочной продукцией (производство, перемещение, переход права собственности) посредством оформления ветеринарных сопроводительных документов (ВСД).

В ФГИС «ВетИС» прослеживаемость обеспечивается за счет формирования неразрывной цепочки ВСД, например: производственный ВСД – транспортный ВСД до склада производителя – транспортный ВСД на отгрузку и переход права собственности в адрес распределительного центра торговой сети – транспортный ВСД от РЦ (разгрузочный центр) сети до магазина. Подконтрольная продукция, таким образом, в каждый момент времени до продажи конечному потребителю сопровождается ВСД, и в рамках контрольно-надзорных мероприятий наличие документа может быть проверено в любой момент оборота.

Таким образом, уже сейчас в молочной отрасли действует система, подконтрольная Россельхознадзору, которая позволяет обеспечивать комплексную прослеживаемость движения сырья и готовой молочной продукции, в том числе для целей противодействия нелегальному обороту продукции на молочном рынке.

Важно отметить, что система маркировки обладает рядом ключевых особенностей: 1) требование нанесения уникальных кодов на каждую единицу продукции; 2) требование обеспечения отдельного учета движения каждой упаковки (в системе Меркурий обеспечивается учет партий); 3) требования по регистрации факта выбытия продукции из оборота на кассе. Несмотря на то, что внедрение каждой из этих особенностей потребует крупных затрат участников оборота, они не принесут существенного дополнительного вклада в сокращения оборота нелегальной продукции, поскольку направлены на противодействие распространению контрафактной, а не фальсифицированной продукции.

Особенность пищевой отрасли, в том числе молочной, заключается в том, что основным типом незаконного оборота продукции является оборот фальсифицированной (произведенной с нарушением технических регламентов, недостоверным отражением состава продукции), а не контрафактной продукции (выпущенной в оборот с нарушением прав интеллектуальной собственности на торговые знаки). На молочном рынке доля контрафактной продукции по данным компаний-членов отраслевых союзов составляет не более 0,01% от общего оборота. Доля фальсифицированной продукции по оценкам отраслевого союза составляет около 4,5%.

В связи с тем, что система маркировки не обладает специфическими характеристиками, которые направлены на противодействие обороту фальсифицированной продукции, такими как контроль сырья и состава продукции, целесообразность ее внедрения с точки зрения эффективности противодействия нелегальному обороту вызывает серьезные сомнения. При этом ключевые функции прослеживаемости, в том числе сырья, уже реализованы в системе Меркурий.

Следует также отметить, что маркировка каждой единицы молочной продукции уникальным кодом к настоящему моменту не реализована ни в одной стране мира. Например, в Европейском Союзе требование по обеспечению прослеживаемости продукции животного происхождения состоит лишь в том, что участник рынка по запросу контролирующих органов должен предоставить информацию о том, от кого он получил продукцию и кому передал[8]. Другими словами, в отношении маркировки средствами идентификации молочной продукции нет возможности ссылаться на международный опыт, в мировой практике мера не применяется.

Затраты на внедрение системы маркировки в молочной отрасли

Целесообразность введения системы маркировки для молочной продукции вызывает дополнительные сомнения, если обратить внимание на экономические затраты участников рынка и рост цен, к которому приведет внедрение системы. Основными источниками затрат являются необходимость обеспечения печати кода на потребительской упаковке, необходимость приобретения кодов, а также необходимость изменения бизнес-процессов, связанных с логистикой, документооборотом и других.

Затраты на обеспечение нанесения кода. Каждый производитель должен будет оснастить производственные линии оборудованием для нанесения кодов на потребительскую и групповые упаковки, для считывания кодов и программным обеспечением, которое будет контролировать процесс нанесения. Комплект оборудования должен включать по крайней мере принтеры для нанесения кода на потребительскую упаковку, принтеры для нанесения кода на групповую упаковку, камеры технического зрения для регистрации факта нанесения кода и формирования отчета, необходима будет доработка программного обеспечения. Исходя из предоставленных поставщиками оборудования расценок и количества производственных линий в отрасли, общая сумма затрат капитальных затрат на отрасль составит около 25 млрд. рублей.

Кроме капитальных затрат на переоснащение производства, нанесение кода также потребует постоянных затрат на: 1) расходные материалы (краски и/или стикеры); 2) стоимость технического обслуживания оборудования; 3) расходы на оплату дополнительного времени работы сотрудников.

Следует также отметить, что в настоящий момент предлагается альтернативный способ нанесения кода, который предусматривает, что код будет печататься типографиями в момент производства упаковки. Однако проблема затрат в этом случае не решается, поскольку капитальные затраты на приобретение принтеров переходят в постоянные затраты (увеличивается стоимости упаковки). Кроме этого, даже при печати на типографии производителям все равно потребуется оборудовать производственные линии дорогостоящими камерами технического зрения, которые необходимы для регистрации факта выпуска продукции в оборот (а также агрегации кодов).

Затраты на приобретение кодов. Установлено, что стоимость одного кода составляет 50 копеек без учета НДС[9]. По оценкам экспертов, на российском рынке в год производится и импортируется около 40 млрд. единиц упаковок молочной продукции. Таким образом, стоимость кодов за годовой объем всей молочной продукции составит 20 млрд. рублей (к этой сумме также следует добавить 20% НДС).

Логистические и иные затраты. В рамках системы маркировки должен быть обеспечен учет и контроль каждой отдельной единицы продукции (по ее коду). Это означает, что участник оборота сможет отгрузить контрагенту только те единицы продукции, коды которых указаны в сопроводительных документах. В случае несоответствия между кодами фактически отгруженной продукции и кодами в документах, необходимо будет оформлять возврат и/или корректировать документы. Такие риски приведут к увеличению времени приемки продукции, а также необходимости оснащения каждого склада электронными системами учета (с возможностью учета кодов продукции). Кроме этого, всем участникам оборота потребуется нести затраты на переход на электронный документооборот.

Таким образом, внедрение системы в первый год потребует расходов производителей молочной продукции в размере 45 млрд. рублей при том, что чистая прибыль производителей в 2018 году составила только 35 млрд. рублей. Необходимость инвестиций станет особенно тяжелым обременением для малых и средних предприятий. Общий риск для отрасли также заключается в том, что в условиях продолжительного снижения реальных располагаемых доходов населения, росте цен на продукции может привести к снижению объемов потребления.

В такой ситуации возникают серьезные сомнения в том, что позитивный экономический эффект от введения системы маркировки будет превышать расходы на ее внедрение и обеспечение функционирования даже в том случае, если она могла бы обеспечить полную ликвидацию нелегального оборота на молочном рынке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: