В соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Правительство РФ имеет полномочия по «утверждению перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или критериев определения таких товаров, перечня групп хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку отдельных товаров средствами идентификации по видам деятельности, правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также особенностей маркировки отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» и другие. То, как применяются указанные нормы (устанавливающие порядок введения маркировки) вызывают беспокойство и многочисленные вопросы отраслевых объединений, в первую очередь в связи с тем, что решение о введении маркировки для конкретной товарной группы не обосновывается, а предварительные обсуждения с отраслевыми ассоциациями не проводятся.
К настоящему моменту сложилась следующая практика, вызывающая серьезное беспокойство отраслевых сообществ.
1) Перечень отдельных товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации утвержден распоряжением Правительства РФ[10], также распоряжением утверждаются дополнения к Перечню, в том числе включение в Перечень молочной продукции[11]. Таким образом, решение о введении обязательной маркировки, которое накладывает на участников рынка обязательства по нанесению средств идентификации и направлению информации об обороте продукции в информационную систему и требует существенных расходов (имеет высокую степень регулирующего воздействия) принимается актом Правительства РФ, который не подлежит оценки регулирующего воздействия, общественному обсуждению и т.д.
|
2) Вопрос об установлении сроков введения обязательной маркировки для молочной продукции не обсуждался с отраслевыми ассоциациями. Таким образом, отраслевые ассоциации не имеют возможности представить позицию и экспертное мнение о том, какие последствия решение о введении маркировки и сроках введения маркировки будут иметь для участников рынка и потребителей.
3) В соответствии с правовыми актами Российской Федерации, базовым принципом функционирования системы маркировки является «принятие решения о введении обязательной маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации на основе анализа целесообразности ее введения по конкретной группе товаров» [12]. При этом порядок проведения анализа целесообразности, включая сроки, и методику его проведения не утверждены. Таким образом, решение о введении обязательной маркировки для молочной продукции было принято в нарушение базовых принципов, установленных Правительством РФ.
4) В правилах проведения эксперимента по маркировке отдельных видов молочной продукции средствами идентификации (Постановление Правительства РФ от 29.06.2019 № 836) установлено, что целью эксперимента является проведения «анализа целесообразности введения обязательной маркировки средствами идентификации отдельных видов молочной продукции». Однако в утвержденных методических рекомендациях не установлен порядок проведения такого анализа, а сроки его проведения не внесены в план-график.
|
В связи с тем, что введение обязательной маркировки средствами идентификации для молочной продукции является чрезвычайно затратной мерой, сомнительной с точки зрения эффективности, особенно в связи с уже действующей в отрасли системой Меркурий, представляется необходимым перед вступлением в силу обязательных требований по маркировке оценить целесообразность такой меры (как это предусмотрено правовыми актами Правительства РФ). Анализ целесообразности должен предусматривать сопоставление прогнозируемых выгод от введения маркировки средствами идентификации для отдельных категорий товаров с ожидаемыми расходами на ее внедрение.
Существует мировая практика проведения анализа целесообразности при введении маркировки продукции средствами идентификации. Так, в Европейском союзе исследования аналогичные анализу целесообразности проводились на нескольких этапах перед введением обязательной маркировки и прослеживаемости табачной продукции. В рамках исследования были сопоставлены прогнозируемые экономические и иные выгоды от введения системы прослеживаемости с расходами бюджета государств-членов и затрат участников оборота табачной продукции на введение системы. По результатам было установлено, что введение системы позволит сократить объем нелегального оборота на 2,45% от общего объема табачного рынка, что в натуральном выражении составит 674 миллиона пачек сигарет в год. Ожидается, что экономические выгоды от сокращения нелегального оборота составят (ежегодно): 1) 2029 миллионов евро – повышение налоговых сборов; 2) 59 миллионов евро – увеличение доходов участников рынка от увеличения продаж легальной продукции. При этом ожидается, что общая сумма единовременных инвестиций на внедрение системы составит около 350 миллионов евро и около 100 миллионов евро ежегодно потребуется на обеспечение функционирования системы (Impact Assessment, SWD (2017) 455 final (https://ec.europa.eu/health/sites/health/files/tobacco/docs/tt_ia_en.pdf)).