Арт - методы. Эффективность применения арт-методов основана на том, что они дают возможность экспериментировать с собственными эмоциями и чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне, позволяют сделать доступными для понимания те стороны внутреннего и внешнего мира ребенка, которые он не мог описать словами. В младшем школьном возрасте арт-методы для коррекции и развития особенно продуктивны.
Через сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные проблемы, ребёнок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными.
Ведущими методамина занятиях являются
-задания на рефлексию, самооценку и взаимооценку,
-психогимнастика, визуализация, релаксация,
-творческие задания (приёмы самовыражения, ассоциации);
-изобразительная деятельность;
-сказкотерапия;
-музыкотерапия;
-словесные методы – беседа, рассказ, описание, объяснение, обсуждение;
-приемы, способствующие удержанию внимания: динамичность (интенсивный темп изложения материала, его насыщенность мыслями и аргументами, подвижная мимика и жестикуляция, «живой» голос), неофициальность; прямое обращение к аудитории, диалог; использование неожиданной информации; юмор.
-наглядные методы.
Кроме упражнений психологического характера, на занятиях необходимо обсуждать с детьми выполненные задания, что приучает детей адекватно анализировать свои проблемы.
Элементы педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения):
|
· малые игры (диагностические, учебные, развивающие) как средство организации отдыха, переключения с одного вида деятельности на другой, снятия напряжения, решения конкретной психологической задачи;
· большая психологическая игра (игры-проживания, деловые игры) как средство решения целого комплекса развивающих задач;
· ситуационно-ролевая играспособствует социальной адаптации;
· поиск новой информации для получения новых знаний;
· получение знаний на исследовательской основе;
· получение знаний на основе формулирования и решения проблемы;
· наблюдение как непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков;
· технология современного проектного обучения;
· технология проведения дискуссий;
· тренинговые технологии для получения знаний в действии. Введение элементов тренинга позволяют создать на занятиях атмосферу доброжелательности, искренности, безопасности, погружение в ситуации выбора и способствуют раскрытию индивидуального творческого потенциала обучающихся, самопознания, самораскрытия и самоопределения.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
«Психологическая азбука» рассчитана на детей от 6.6 до 10 лет, со сроком реализации 4 года. С 1 по 4 класс: всего занятий за весь период обучения -135 часов.
Период обучения | Количество детей в группе | Количество занятий в неделю | Длительность занятия /часы/ | Всего часов в неделю | Всего часов в год |
1 класс | 15-25 | 35/45 мин | |||
2 класс | 15-25 | 45 мин | |||
3 класс | 15-25 | 45 мин | |||
4 класс | 15-25 | 45 мин |
№ п/п | Разделы программы | Количество часов часов |
1 год 2 год 3 год 4год | ||
Я теперь школьник | ||
Введение в мир психологии | ||
Психика и познание мира | ||
Темперамент и характер | ||
Я и мои эмоции | ||
Заключение. Диагностика | ||
Всего часов: |
|
№ п/п | Разделы программы | Количество часов часов |
2 год 2 год 3 год 4год | ||
Введение в мир психологии | ||
Я и мои желания | ||
Кладовая памяти | ||
Лабиринты мышления | ||
Как стать талантливым | ||
Заключение. Диагностика | ||
Всего часов: |
№ п/п | Разделы программы | Количество часов часов |
3 год 2 год 3 год 4год | ||
Введение в психологию общения | ||
Психология отношений: ты, я, он, она, они = мы | ||
Сокровища и тайны дружбы | ||
Поддержка в общении | ||
Сочувствие и сопереживание | ||
Заключение. Диагностика | ||
Всего часов: |
п/п | Разделы программы | Количество часов часов |
4 год 2 год 3 год 4год | ||
Приглашение в Страну Общения | ||
Инструменты общения | ||
Осторожно, общение! | ||
Здравствуй, Страна Общения! | ||
Заключение. Диагностика | ||
Всего часов: |