Личное пространство детей.




Границы и дети

 

Вы учите ребенка завязывать шнурки, ездить на велосипеде, убирать комнату. Вы отводите его в школу, где он получает огромное количество знаний и приобретает множество навыков. И еще Ваша задача научить его строить границы, то есть уметь в нужный момент слышать и говорить «нет», научить ребенка выражать чувства в словах и действовать в незнакомых обстоятельствах.

Граница – это линия, очерчивающая пределы чьей-либо собственности. В нашем случае она показывает, где кончается личное пространство одного человека и начинается личное пространство другого. Если человек знает, где проходят его границы, то ему предельно ясно, что находится в его владениях: ОН САМ. Тогда от него можно требовать, чтобы он нес ответственность за свои чувства, мысли, ценности и поступки.

Родителям необходимо выполнять 3 основные функции:

опеки

руководства

источника существования.

Опека – родители обязаны оберегать ребенка от опасностей, защищать от зла и охранять его жизнь - и в то же время по мере его взросления предоставлять ему все больше свободы.

Опекун создает ребенку определенные границы и рамки, чтобы уберечь его от ряда различных факторов:

- опасностей, исходящих от самого ребенка;

- опасностей, исходящих от внешнего мира;

- чрезмерной свободы, с которой ребенок не в состоянии справиться;

- антиобщественных и преступных действий, поступков или взглядов (например, воровства, употребления наркотиков, добрачного секса);

- тенденции ребенка оставаться зависимым существом и не стремиться к взрослению.

Руководство.

Функции руководителей: Руководители следят за соблюдением дисциплины, контролируют процесс обучения, оценивают ресурсы ребенка, показывают ему наличие последствий каждого его поступка, поправляют его, наказывают, приучают к порядку и прививают новые навыки

Источник существования.

Родители полностью обеспечивают ребенка в самом начале его жизни, но со временем они предоставляют ему все большую независимость, чтобы он научился удовлетворять собственные потребности, насущные нужды самостоятельно.

Если родители дают детям без меры, те начинают чувствовать свою исключительность, становятся эгоистичными, требовательными, капризными. Неблагодарность делается чертой характера. А если родители слишком скупы, то у ребенка опускаются руки, и он теряет надежду на достижение любой цели.

Если у вас есть ребенок-подросток, то помогайте ему в таких вопросах, как построение новых отношений, выработка системы ценностей, организация времени и определение жизненной цели. Устанавливайте как можно больше естественных последствий (например, не давайте денег или поддерживайте ограничения, устанавливаемые школой).

ГЛАВНОЕ правило на этом этапе – если подросток ведет себя как трехлетний ребенок, то он не должен пользоваться свободами, которые предоставляются зрелому молодому человеку. Свобода приходит только вместе с ответственностью.

Общие правила для всех членов семьи, например: «Никто не должен перебивать говорящего»

Разные правила-привилегии для детей и взрослых, например, время ложиться спать и смотреть телевизор.

Главное – личный пример. Потребность ребенка принадлежать миру взрослых сильнее его потребности быть хорошим. Если установленные в семье границы послушания помогают ему принадлежать этому миру, то он будет их соблюдать. А если принадлежность к миру взрослых и внимание обеспечиваются нарушением границ, то он будет их нарушать.

Родителям приходится терпеливо выносить довольно неприятное обстоятельство – ненависть ребенка к их границам.

 

 

«Ты сам отвечаешь за свое поведение» - это означает, что ребенок берет на себя ответственность за уборку своих игрушек, хорошие отметки, приличное поведение за столом, сдержанность при раздражении.

У детей разных возрастов границы нужно формировать по-разному:

Когда ребенок только еще учится ходить, ему надо говорить:

- Не трогай это, иначе будешь долго сидеть в манеже.

от 5 до 11 лет. В это время от ребенка необходимо требовать трудолюбие и большая работа за пределами семье: в садике,в школе, секциях, у друзей. В понятие границы теперь входит рациональное использование свободного времени дома и в кругу друзей, выполнение домашней работы и домашних заданий, умение ставить перед собой конкретную цель, способность рассчитать свое время и деньги.

Последствиями могут стать: ограничение личной свободы и сокращение привилегий. - Не выезжай на дорогу, иначе больше (конкретное время: 1 день, 1 неделю и т.д.) не будешь кататься на велосипеде.

Положительные последствия:Если будешь соблюдать правила, то сможешь играть здесь сколько захочешь. Если не будешь нарушать мои запреты, катайся на велосипеде сколько угодно.

От 11 до 18 лет. Характеризуется формированием индивидуальности ребенка (которая отличается от родительской), выявлением профессиональных склонностей, половым созреванием, становлением вкусов и жизненных ценностей. В это время происходит постепенное изменение роли родителей – они больше не выполняют функции руководителей, а лишь оказывают на ребенка некоторое влияние. Последствия «-»: Ты должен быть дома не позже 23.00, иначе 2 месяца не будешь ходить на дискотеку. «+»: Ты всегда возвращаешься с дискотеки вовремя, поэтому можешь ходить туда, когда захочешь.

 

Нам нужно понять, что дети не принадлежат нам. Если хотите, чтобы дети уважали вас, вашу независимость, - уважайте независимость детей.

Предоставьте им соответствующую возрасту свободу и не требуйте, чтобы они все время были на вашей стороне.

Только что научившийся ходить малыш исследует новое пространство, комнаты, дома. Ребенок школьного возраста хочет ближе познакомится с местностью вокруг его дома. Подросток идет на первое свидание и т.п.. Важно не лишать ребенка права иметь собственную жизненную территорию и делать свой выбор. Становясь старше дети нуждаются во все большем пространстве. И, если они умеют им правильно пользоваться, то надо им его предоставлять. Не вмешивайтесь в частную жизнь детей и не переходите границы их личного пространства без крайней необходимости.

Личное пространство детей.

Пример – его комната.

Рекомендации родителям – своевременно научить ребенка поддерживать там чистоту и регулярно убираться. Требования поддержания чистоты должны быть разумными, но следует добавиться, чтобы ребенок соблюдал их неукоснительно. Предоставляйте ребенку необходимую свободу (которая с возрастом увеличивается), но пресекайте любое проявление безответственности. Например, если ребенок никак не может найти неубранные вещи, не ищите их за него. Не позволяйте ему создавать беспорядок в местах, предназначенных для всех членов семьи. У него есть собственное пространство, где он может жить так, как хочет, - разумеется, в определенных рамках. Но, если эти рамки нарушены (не соблюдены определенные требования гигиены и безопасности и др.), то он может лишиться своего права на комнату (и т.п.).

Время – еще один пример независимости.

При условии, что дети не подвергают себя опасности, они могут сами распоряжаться своим временем и делать собственный выбор в соответствующих их возрасту пределах. Так дошкольники нуждаются в том, чтобы их время в значительной степени организовывали родители, но в установленных родителями рамках они могут использовать его по своему усмотрению. Они должны лишь знать, когда заканчивается время игр и наступает пора идти спать.

Дети школьного возраста обязаны четко усвоить: время игр начинается лишь после того, как сделаны все уроки.

Подростки (12-18 лет) могут свободно распоряжаться своим временем, определенные границы лишь заставят их использовать его более эффективно.

При достижении ребенком соответствующего возраста возложите на него обязанность самому следить за временем, чтобы вовремя прийти в школу, на кружок, на ужин или закончить приготовление уроков и выполнение домашних обязанностей. Если ребенок куда-то опоздал, пусть сам за это и расплачивается, сталкиваясь со всеми вытекающими последствиями.

Не ворчите на ребенка! Не делайте ему бесконечных напоминаний! Вы не таймер!Вовремя научите его определять время по часам, объясните во сколько надо делать то-то т то-то, и пусть он учится все делать вовремя. Если он не справляется – это его проблема. Он может пропустить несколько ужинов, прогулок, опоздать на уроки и тога очень быстро поймет, что такое время! Например, если ребенок опоздал на ужин, он должен сам его погреть и все прибрать за собой, а возможно и за другими членами семьи, крайней мерой может послужить и лишение ужина, если опоздания не прекращаются! Если же вы все время будете просто его «пилить» и контролировать, он никогда не прочувствует реальность границ времени!

Выбор друзей.

Если ребенок дружит с детьми, которые вам не нравятся, то поговорите с ним об этом (если они, конечно, не предоставляют реальной опасности для вашего ребенка).

Дети и деньги.

У ребенка должны быть деньги, которые он волен тратить на себя. Но при этом он должен знать: если все деньги потрачены, значит, их больше нет и тратить уже нечего. Это подготовит их ко взрослой жизни. Количество имеющихся в распоряжении денег ограничено. Лучше понять это в детском возрасте. Если деньги потрачены, позвольте ребенку до следующей законной выдачи пожить без денег. При этом от вас может потребоваться сопереживание ребенку, но не нотация: «Я знаю Я тоже всегда испытываю очень неприятное ощущение, когда потрачу все деньги, а до конца месяца еще далеко. И все это время мне приходится обходиться без очень нужных мне вещей. В такие моменты я себя ненавижу».

Одежда и внешний вид.

Стиль одежды и прически – выбор ребенка, конечно при условии, если ребенок не носит одежду, обозначающую принадлежность к какой-либо экстремальной группировке.

Но в других случаях ребенок сам может определять, как ему одеваться и причесываться. Если он оденется и причешется слишком вызывающе, то его не пустят, например, в школу или др. Но, если в общественных местах ему не объявляют бойкот за одежду и прическу, то пусть он делает со своими нарядами и волосами все, что захочет. Ваши родители в свое время, тоже, скорее всего не одобряли вашу манеру одеваться или причесываться.

Обращайте внимание на более важное – на жизненные ценности, способности, любовь, честность и отношение к людям. Пусть дети сами выбирают свой внешний вид.

Обычно стиль в одежде и прическе говорит о 2-х вещах: «Я принадлежу к какой-то группе» и «Я не такой, как мои родители, я – другой, и я делаю выбор сам».

 

 

Для построения границ, для детей любых возрастов применим закон причины и следствия.

Пример: Если я буду есть все без разбора, то растолстею или заработаю диабет.

Если стану кричать на близких, то причиню им боль, и они от меня отдалятся.

Если не проконтролирую свои расходы, то окажусь в финансовой кабале и потеряю свободу.

Для применения этого закона, необходимо ответить себе на вопросы:

1. Чья эта проблема?

2. Что я могу сделать, чтобы помочь ребенку ощутить его проблему?

3. Как я мешаю ему ощутить его проблему?

Принцип ощутимых последствий: боль от ощущения утраты времени, денег, личной собственности, любимых вещей, удовольствий и дорогих ему людей.

Предоставляйте ребенку свободу, ставьте его перед выбором и доводите дело до ощутимых последствий – положительных или отрицательных.

Не скупитесь на похвалу, и если ребенок демонстрирует ответственное отношение и поведение, предоставляйте ему еще большую свободу.

При «-» последствиях запрет: «Я же тебе говорила»!!! «Не гуди около меня. Если бы делал уроки как положено, то у тебя не было бы всех этих неприятностей», «Я тебя 100 раз предупреждала, а тебе все как об стенку горох!»

Необходимо сочувствие: «Печально, что ты не можешь играть в любимую игру», «Я знаю, как тебе тяжело, что ты не можешь пойти погулять. Ужасно грустно, когда нельзя заниматься тем, чем хочешь.»

Когда рассуждения, уговоры и предупреждения не помогают, нужно переходить на стадию последствий.

 

Делайте так, чтобы последствия становились естественным результатом неправильного поведения. н-р, если я опоздал к тому времени, когда вся семья идет в кино, значит, я туда не иду. Если я постоянно опаздываю к ужину, то остаюсь без него. Если я не делаю уроки, то получаю плохие отметки. Если я не выполняю свои обязанности по дому, то лишаюсь того, что доставляет мне удовольствие. Если я не говорю родителям, куда иду, то в следующий раз остаюсь дома.

- Обеспечивайте немедленные последствия. Чем меньше ребенок, тем быстрее он должен их ощутить. Самым маленьким детям следует почаще говорить «нет» - и сразу прекращать игру, оставлять их в одиночестве, уводить в другое место или переключать внимание на что-то другое. – Никогда не прибегайте к эмоциональным последствиям. Ваша злость, крики, обвинения и осуждения не заставят ребенка стать лучше. А вот болезненные ощущения из-за невозможности посмотреть телевизор, отсутствия карманных денег, запрета играть в компьютерные игры научат его многому!

Прибегайте к последствиям, которые выражаются в изменении вашего отношения к ребенку, только при условии, что его поведение затрагивает ваши личные чувства. Если оно задевает вас или кого-то еще, скажите ребенку об этом прямо. И обязательно сообщите, что конкретно вы планируете предпринять: - Мне становится очень грустно, когда ты так со мной разговариваешь. Мне нравится, когда со мной говорят в таком тоне, это отдаляет меня от тебя. Поэтому, когда ты будешь грубить и дерзить мне, я больше не буду тебя слушать. Я не желаю общаться с человеком, который меня оскорбляет. А когда захочешь поговорить со мной нормально, буду раба тебя выслушать.

- Мне нравится сидеть за столом с человеком, который постоянно с кем-то пререкается. Виктор, выйди из-за стола и удались в свою комнату. Когда успокоишься, и у тебя пропадет желание спорить, можешь вернуться. Только имей ввиду: в половине восьмого я все уберу. Если не успеешь поужинать до этого времени, ляжешь спать голодным. – Гостиная – это место, где собирается вся семья. Нам не нравится, что по ней раскиданы твои игрушки. Если я случайно наступлю на неубранную игрушку, то подниму ее и запру в шкаф. И ты получишь ее обратно лишь в том случае, если уберешь остальные игрушки.

Учитывая возраст и степень зрелости ребенка, помогайте ему возводить границы его времени и сил. Для этого надо создать такую систему, которая, если ребенок возьмет на себя слишком много, даст сбой. Например, если ваш ребенок обычно планирует больше, чем может сделать, не возражайте. Но поставьте перед ним такие условия:

- Любые развлечение и прочие занятия не снимают школьных и домашних обязанностей.

- четыре вечера в неделю ребенок должен проводить дома с родителями.

- Ложиться спать он будет в установленное время.

- Запрещается демонстрировать какие-либо проявления усталости или напряжения (только в том случае, когда ребенок сам виноват, что неправильно распланировал свой день и время).

И предоставьте, после этого, ребенку полную свободу действий, пусть он сам выбирает свою судьбу. Не делайте это за него.

Фраза «Я заставлю тебя это прекратить» допустима только при воспитании самых маленьких детишек - и то лишь в случае крайней необходимости. Лучше так: «Я не могу тебя заставить это прекратить, но могу сообщить, что случится, если ты не прекратишь». НИКОГДА не прибегайте к пустым обещаниям, всегда доводите дело до обещанных последствий. В ваших силах помочь ребенку уловить связь между сделанным им выбором и последствиями этого выбора. Это поможет ему в дальнейшем делать правильный выбор.

Если вы не знаете, сможете ли выполнить просьбу ребенка, то говорите «нет». Помните: родитель, сказавший «нет», и затем изменивший его на «да», - герой. А тот, кто, сказав «да», затем изменил его на «нет», - предатель.

Если ребенок кого-то обидел или проявил к кому-то неуважение, это будет стоить ему потери общения с этим человеком. Не разговаривайте с детьми, отсылайте их от себя, если они начинают вести себя подобным образом. Велите им идти и подумать над тем, как им следует общаться с людьми. Когда придумают, пусть приходят, и вы с удовольствием их выслушаете. Если им хочется грубить, то пусть грубят, но только самим себе. А если хотят, чтобы их слушали, то должны вести себя тактично. Можно выслушивать сердитого человека, но не грубияна.

По возможности старайтесь не вмешиваться в спор между ребенком и другими детьми или между ребенком и взрослым человеком. Ребенок должен научиться улаживать любые разногласия самостоятельно. Это также позволит избежать ситуаций «двое против одного», когда один родитель на стороне ребенка, а другой нет, или когда оба родителя на стороне ребенка, а остальные члены семьи нет.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: