Назначение выборов депутатов Государственной Думы.




Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент РФ. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев.

В случае, если Президент не назначил выборы депутатов Государственной Думы в положенный срок, то выборы депутатов Государственной Думы проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственной Думы.

При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Президент РФ одновременно назначает выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем выборов в этом случае является последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы. Сроки избирательных действий, установленные настоящим Федеральным законом, при этом сокращаются на четверть.

В случае если Президент РФ, распустив Государственную Думу, не назначает выборы депутатов Государственной Думы нового созыва, выборы депутатов Государственной Думы проводятся Центральной избирательной комиссией в первое воскресенье по истечении трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов:

225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным (один округ – один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный орган, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей в Российской Федерации на 225 одномандатных избирательных округов;

225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

Право выдвижения кандидатов в депутаты. Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам.

Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы и контроль за соблюдением избирательных прав граждан возлагаются на избирательные комиссии.

При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, государственных предприятий, учреждений и организаций, а также их должностных лиц.

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты:

1. Выдвижение кандидатов в депутаты избирательным объединением, избирательным блоком в одномандатных округах.

Выдвижение кандидатов в депутаты в одномандатных избирательных округах производится на съезде (конференции) избирательного объединения с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать в одном избирательном округе не более одного кандидата.

Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием.

2. Выдвижение федерального списка кандидатов избирательным объединением, избирательным блоком.

Федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы для баллотирования на выборах по федеральному избирательному округу выдвигается избирательным объединением на съезде (конференции) избирательного объединения.

Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием.

Общее число кандидатов, выдвигаемых избирательным объединением, избирательным блоком по федеральному списку, не может превышать 270 человек.

Федеральный список кандидатов и список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам, представляются уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока в Центральную избирательную комиссию. В этих списках указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства каждого кандидата.

Списки избирателей составляют участковые избирательные комиссии на основе данных, предоставляемых по установленной форме главой местной администрации. Периодическое уточнение списка зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года осуществляет глава местной администрации. Данные об избирателях глава местной администрация направляет в избирательную комиссию не позднее, чем за 40 дней до дня выборов.

Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указывается фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет – дополнительно день и месяц) и адрес места жительства избирателя.

Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 30 дней до дня выборов.

Голосование и определение результатов выборов. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующей местной администрации.

В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты. Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями.

В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней и информационные материалы обо всех избирательных объединениях, избирательных блоках, баллотирующихся по федеральному избирательному округу, и обо всех выдвинутых ими по федеральному избирательному округу кандидатах, а также обо всех баллотирующихся по данному одномандатному избирательному округу кандидатах. В информационных материалах о кандидатах и об их предвыборных платформах не должно содержаться агитационных призывов.

Избирательные бюллетени. Для выборов депутатов Государственной Думы каждый избиратель получает два избирательных бюллетеня различной формы, устанавливаемой Центральной избирательной комиссией. Форма и текст избирательного бюллетеня на русском языке по федеральному избирательному округу утверждаются Центральной избирательной комиссией не позднее, чем за 28 дней до дня выборов. Текст избирательного бюллетеня по одномандатному избирательному округу утверждается окружной избирательной комиссией. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня.

Порядок голосования. В день выборов голосование проводится с восьми до двадцати двух часов по местному времени.

О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом.

На избирательных участках, образованных на судах, находящихся в плавании, в воинских частях, на полярных станциях, в отдаленных и труднодоступных районах, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.

Избиратель, который в день выборов по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении территориальной (за 15 – 4 дня до дня выборов) или участковой (не ранее чем за три дня до дня выборов) избирательной комиссии, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования.

Определение результатов выборов:

1. В одномандатном избирательном округе:

Избранным по одномандатному избирательному органу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.

2. В федеральном избирательном органе:

Избирательное объединение, избирательный блок, за федеральный список кандидатов, каждого из которых подано, пять и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, получают депутатские мандаты, число которых определяется по методике, предусмотренной ст.70 федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы. Эта статья содержит методику пропорционального распределения депутатских мандатов. Суть ее состоит в следующем.

Центральная избирательная комиссия подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по федеральному избирательному округу за федеральные списки кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков, получивших пять и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Эта сумма голосов избирателей делится на 225 – число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное.

Затем число голосов, полученных каждым федеральным списком кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий федеральный список кандидатов.

Если после действий, произведенных в соответствии с частью второй настоящей статьи, остаются нераспределенные мандаты, производится их вторичное распределение. Нераспределенные мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшая дробная часть (остаток) числа, полученного в результате деления в соответствии с частью второй настоящей статьи. При равенстве дробных частей преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за которых подано больше голосов избирателей. При равенстве числа голосов избирателей преимущество отдается федеральному списку кандидатов, зарегистрированному раньше.

Если федеральный список разбит на региональные группы, то затем производится распределение мандатов внутри федерального списка – между этими группами и кандидатами, не вошедшими ни в одну группу (если таковые имеются). На первом этапе этого распределения определяется число кандидатов, не вошедших ни в одну из региональных групп и не избранных по одномандатным избирательным округам. Указанным кандидатам мандаты переходят в первую очередь. Оставшиеся нераспределенными внутри федерального списка кандидатов мандаты распределяются внутри списка между региональными группами. Расчет производится по той же методике. Если при этом в одной или более региональных группах не оказалось должного числа кандидатов, оставшиеся нераспределенными мандаты распределяются среди остальных региональных групп по тем же правилам.

Финансирование организации выборов депутатов Государственной Думы производится из средств федерального бюджета. Однако существенным нововведением является то, что кандидаты в депутаты и избирательные объединения, избирательные блоки формируют собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации.

Статус депутата. В ст. 97 – 98 Конституции РФ определяются основные черты статуса депутата Государственной Думы и депутатского иммунитета. Установлен ряд требований, предъявляемых к лицам, которые могут быть избраны депутатами Государственной Думы (т.е. реализовать пассивное избирательное право). Такое физическое лицо должно быть гражданином РФ, иметь право избирать в органы государственной власти (активное избирательное право). Часть 1 ст. 97 устанавливает и возрастной ценз, равный 21 году, что объясняется необходимостью наличия жизненного опыта для успешного выполнения сложных депутатских обязанностей.

С приведенными положениями тесно связаны нормы, содержащиеся в ч.3 ст. 97. Они требуют более детального раскрытия. Прежде всего, первая фраза данной части: «Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе»1. В современной России принцип профессионализма все больше утверждается во всех сферах государственной деятельности и на всех участках государственной службы. Включение этого принципа в данную статью Конституции делает его одним из основополагающих начал организации и деятельности государственных органов в целом. Это уже не просто конкретное выражение парламентаризма в том смысле, что работа депутатов в Думе является единственным видом их трудовой деятельности и осуществляется профессионально и за денежное вознаграждение. Следует также учитывать, что значительная часть депутатов, помимо своей депутатской работы, активно реализует право заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, которая оплачивается и имеет ярко выраженный профессиональный характер.

Представляется верной правовая норма, запрещающая депутатам Государственной Думы находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Подобное ограничение понятно и объяснимо, поскольку направлено на недопущение зависимости депутатов от каких- либо государственных органов, предпринимательских организаций и частных интересов и лиц.

Запрет на совмещение должностей позволяет депутату сконцентрироваться на своей депутатской работе в парламенте и в избирательном округе, и, помимо этого, способствует реализации принципа разделения властей, суть которого состоит в запрете на совмещение функций законодательной и исполнительной власти одними и теми же органами и лицами.

Правда, в ч.9 раздела второго Конституции сделано исключение из правила о запрете на совмещение должностей. Предусмотрено, что «депутат Государственной Думы первого созыва может одновременно являться членом Правительства Российской Федерации». В целом такое исключение не вполне «вписывается» демократическую доктрину разделения властей, на которой базируется государственная власть в Российской Федерации. Появление этой нормы объясняется современной политической ситуацией в России, необходимостью обеспечить взаимодействие законодательной и исполнительной властей. Видимо, она имеет временный, а не общеконцептуальный характер.

В развитие положений Конституции 8 мая 1994 года был принят Федеральный Закон о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Это единый закон, регулирующий статус депутатов каждой из палат российского парламента.

Рассмотрим вопрос о депутатской неприкосновенности (иммунитете). В науке конституционного права является аксиоматичным положение о том, что депутатский иммунитет – характерная черта статуса парламентариев, гарантия их деятельности и независимости парламента в целом. Сущность депутатской неприкосновенности многогранна, имеет различные проявления и формы. Ее нельзя, например, сводить к освобождению депутата от уголовного преследования в течение срока их полномочий. Неприкосновенность депутата – более широкое и объемное понятие. В соответствии с ч.1 ст.98 неприкосновенность депутатов начинается со времени официального признания в качестве депутатов и заканчивается с завершением срока их избрания (пребывания в Федеральном Собрании).

Депутатская неприкосновенность – это правовой защитный механизм, установленный Конституцией и другими законами, позволяющий оградить народного избранника от посягательств государственных органов и частных лиц на его депутатские интересы и права, от попыток помешать парламентариям эффективно работать. Депутаты не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. Уголовно – процессуальное законодательство (ст.143 УПК) понимает привлечение к уголовной ответственности как вынесение следователем постановления о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого. Депутатская неприкосновенность не является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела и производства определенных следственных действий.

Теперь о самом содержании и статусе понятия «депутатская неприкосновенность». По смыслу ч.1 ст. 98 Конституции РФ, данное понятие исключает такие уголовно – процессуальные меры, как задержание, арест, личный обыск, а также меру, как личный досмотр. Такие меры, как задержание, арест и личный обыск, не могут быть применены к депутату без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания на месте преступления. Что касается личного досмотра, то эта мера может быть применена к депутатам в исключительных случаях, предусмотренных федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Согласно законодательству, личный досмотр имеют право производить должностные лица органов внутренних дел, Федеральные службы контрразведки, таможенной службы РФ.

Депутатская неприкосновенность распространяется и на жилище депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, их служебные помещения, личные и служебные транспортные средства, а также переписку, используемые средства и принадлежащие им документы.

Для привлечения члена парламента к уголовной ответственности либо применения к нему мер, упомянутых ч.1 ст. 98, требуется лишение его неприкосновенности. Согласно ч.2 ст.98, этот вопрос решается соответствующей палатой Федерального Собрания по представлению Генерального прокурора РФ. В ходе рассмотрения палатой представления Генерального прокурора от него могут быть истребованы дополнительные материалы, а депутат, в отношении которого внесено представление, вправе участвовать в рассмотрении этого вопроса.

 

 

Глава III. КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ.

Согласно Конституции, Федеральное Собрание является постоянно действующим органом, поэтому первостепенное значение приобретает правильная и четкая организация деятельности в парламенте в целом и каждой из палат в отдельности.

Вопросы организации деятельности Федерального Собрания и каждой из его палат рассматриваются в самой Конституции и детально конкретизируются в Регламентах палат Федерального Собрания.

В ч.2 ст.99 предусмотрено, что Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

Согласно своему Регламенту Государственная Дума проводит две сессии в год: весеннюю (с 12 января по 20 июля) и осеннюю (с 1 октября по 25 декабря). А период парламентских каникул могут быть созваны внеочередные заседания Государственной Думы, которые назначаются Советом палаты по требованию Президента РФ, а также по требованию фракции или группы депутатов, поддержанному не менее 1/5 от числа депутатов палаты, принявших участие в голосовании.

Совет Федерации проводит свои заседания в период с 15 сентября по 15 июля не реже одного раза в любые три следующие друг за другом недели. Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, федерального Правительства, субъекта РФ в лице его законодательного органа государственной власти, комитетов Совета Федерации либо по требованию, поддержанному не менее 1/5 общего числа членов Совета Федерации.

Совет Федерации и Государственная Дума, хотя и составляют единое целое – парламент России, - однако вследствие разных полномочий, предметов ведения проводят раздельные заседания и принимают самостоятельные решения. Вопросы процедуры заседаний устанавливаются в Регламенте палат. Прежде всего важнейшим в этом плане является вопрос о кворуме, т.е. о количестве присутствующих депутатов, обеспечивающем законность заседаний палат, правомочном осуществлять свою деятельность: открывать заседания, утверждать повестку дня, обсуждать законопроекты.

Заседания Государственной Думы являются правомочными, если на них присутствует большинство от общего числа депутатов, избранных в палату. Случаи, когда для принятия решений требуется квалифицированное большинство, особо оговариваются в Конституции РФ (ч.5 ст. 105) и в Регламенте палаты.

Согласно Регламенту Совета Федерации первого созыва, заседания этой палаты считают правомочными, если на них присутствуют не менее двух третьей от числа избранных депутатов палаты.

Открытые заседания палат – проявление принципа гласности в деятельности представительного и законодательного органа России. Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы предусматривают приглашение на заседания палат представителей государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, независимых экспертов, а также представителей средств массовой информации.

В соответствии с Регламентами определяется статус закрытых заседаний палат. Государственная Дума вправе проводить такие заседания по предложению Президента, Председателя Правительства РФ, а также по требованию не менее 1/5 от числа депутатов, принявших участие в голосовании. Государственная Дума вправе проводить заседания по специальному решению палаты. Такие заседания стенографируются.

Совет Федерации, согласно Регламенту, может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение внесено Президентом России, Председателем Правительства РФ, председательствующим на заседании Совета Федерации, комитетом палаты или не менее чем десятью депутатами палаты.

Часть 3 ст. 100 Конституции предусматривает проведение совместных заседаний палат; содержится перечень оснований для проведения таких заседаний. К числу этих оснований отнесены заслушивания: а) посланий Президента РФ; б) посланий Конституционного Суда РФ; в) выступлений руководителей иностранных государств.

Президент РФ в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики, и его послания по этим вопросам парламенту имеют большое значение – так же, как и послания по законодательным программам и предложениям.

Значительная роль Конституционного Суда в формировании и обеспечении конституционной законности в Российской Федерации. Поэтому послания Суда Федеральному Собранию призваны укреплять и совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность в стране.

Возрастает роль Российской Федерации как великой державы, расширяются ее внешнеполитические связи и контакты с зарубежными странами. В этой связи велико значение выступлений руководителей иностранных государств на совместных заседаниях палат Федерального Собрания.

В ст. 101 Конституции детально развиваются положения и нормы об организации работы каждой из палат.

Предусмотрено, что Совет Федерации и Государственная Дума из своего состава на заседании каждой из палат избирают соответственно Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы.

В соответствии с Регламентами палат, кандидатуры на пост Председателя Совета Федерации вправе выдвигать члены Совета Федерации; на пост Председателя Государственной Думы – фракции и группы депутатов. По всем выдвинутым кандидатурам проводится обсуждение, в ходе которого давшие согласие баллотироваться выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы. Кандидат считается избранным, если в результате тайного голосования он получил более половины голосов от числа депутатов палаты. После избрания Председателей избираются предусмотренные Конституцией заместители Председателей палат.

Председатели Совета Федерации и Государственной Думы ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат, обеспечивают координацию работы комитетов и комиссий палат депутатов, представляют Совет Федерации и Государственную Думу во взаимоотношениях между собой, а также взаимодействуют с президентом РФ, субъектами РФ, общественными объединениями, парламентами зарубежных государств, международными парламентскими организациями, участвуют в согласительных процедурах, предусмотренных Конституцией.

Заместители Председателей Совета Федерации и Государственной Думы помогают Председателю соответствующей палаты в реализации его функций, по его поручению ведут заседания палаты, а в отсутствие Председателя осуществляют его полномочия.

В соответствии с ч.3 ст. 101 Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Более подробно эти вопросы регулируются в Регламентах палат. Совет Федерации и Государственная Дума образуют из числа депутатов постоянно действующие комитеты по различным направлениям деятельности, по подготовке и рассмотрению вопросов, относящихся к компетенции соответствующей палаты. Численный и персональный состав комитетов определяется палатой. Каждый депутат может быть членом только одного комитета. Перечень комитетов определяется в Регламенте Совета Федерации первого созыва и в Регламенте Государственной Думы.

Среди постоянных комитетов Совета Федерации следующие: по делам Федерации; по Федеративному договору и региональной политике; по международным делам; по делам Содружества Независимых государств и другие. Государственная Дума имеет систему комитетов, среди которых: по законодательству и судебно – правовой реформе; по труду и социальной поддержке; по экологии; по экономической политике; по обороне; по безопасности; по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности; по аграрным вопросам; по бюджету, налогам, банкам и финансам; по образованию, науке и культуре; по делам национальностей; по вопросам местного самоуправления; по организации работы Государственной Думы; по вопросам геополитики.

В заседаниях комитетов могут участвовать с правом совещательного голоса депутаты, не входящие в состав данного комитета, а также присутствовать представитель Президента, члены федерального правительства, представители субъектов законодательной инициативы, эксперты, представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений.

Кроме того, каждая палата имеет право создавать временные комиссии, деятельность каждой из которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей; по окончании установленного срока либо выполнении возложенной на нее задачи такая комиссия прекращает свою деятельность. Палаты по собственной инициативе, а также по предложению Президента, Правительства РФ или иных субъектов законодательной инициативы могут создавать для разрешения спорных вопросов согласительные комиссии.

В ч.3 ст. 101 названы парламентские слушания, которые Совет Федерации и Государственная Дума проводят по вопросам своего ведения.

Парламентские слушания – это публичное обсуждение каких-то определенных, значительных по актуальности и содержанию политико–правовых, социально- экономических, правоохранительных проблем. Причем в основе таких слушаний лежит специальное изучение, научное исследование названных и связанных с ним проблем и отдельных вопросов. Слушания проводятся по инициативе Председателя Совета Федерации или Председателя Государственной Думы, а также по инициативе комитетов и комиссий палат. Парламентские слушания являются большей частью открытыми, на них присутствуют представители общественности, средств массовой информации. В некоторых случаях проводятся закрытые парламентские слушания. На основе результатов слушаний могут приниматься рекомендации.

Каждая из палат Федерального Собрания, как это предусмотрено Конституцией, принимает свой Регламент. Можно определить Регламент как совокупность правил, регулирующих порядок деятельности соответственно Государственной Думы и Совета Федерации. Это своеобразный внутренний закон каждой из палат, конкретизирующий и развивающий конституционные нормы об организации их деятельности. Существенно и то, что в Регламенте, особенно Государственной Думы, определяются многие процедурные вопросы законодательного процесса. Регламенты палат Федерального Собрания, как и представительных органов власти, функционирующих в субъектах РФ, - существенный элемент конституционного права России.

Законодательством также предусмотрено, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995г. «Счетная палата РФ - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему»1.

Ст. 2 этого закона определяет задачи Счетной палаты. Ими являются:

· организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

· определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральный собственности;

· оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

· контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

· регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата состоит из Председателя, заместителя Председателя, аудиторов и аппарата Счетной палаты. Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет. Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет.

Председателем Счетной палаты может быть гражданин РФ, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики и финансов.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. Совет Федерации и Государственная Дума назначают соответственно по шесть аудиторов сроком на шесть лет.

Счетная палата направляет органам государственной власти РФ, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ и бесхозяйственности. Представление Счетной палаты должно быть рассмотрено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, - в течение 20 дней со дня его получения. О принятом по представлению решении и о мерах по его реализации Счетная палата уведомляется незамедлительно.

Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях:

А) выявления на проверенных объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующие в связи с этим безотлагательного пресечения;

Б) умышленного и систематического наблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: