Роспуск Президентом РФ Государственной Думы – новый конституционно-правовой институт, установленный ст. 109 Конституции. (Он регламентируется также ст. 84 (п. «б»), 111 и 117). Институт роспуска Президентом одной из палат Федерального Собрания – это не крайняя мера, как иногда утверждается, преодоления разногласий между законодательной и исполнительной ветвями власти. Этот нормальная и достаточно распространенная в цивилизованных демократических государствах процедура разрешения разногласий, противоречий и споров между названными ветвями власти, невозможности выработки общих позиций. В известной мере, институт роспуска Государственной Думы – это реализация системы «сдержек и противовесов» во взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей.
Итак, ч. 1 ст. 109 Конституции РФ устанавливает, что Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117. В них содержаться конкретные юридические основания роспуска Государственной Думы. Согласно ч. 4 ст. 111 таким основанием является трехкратное отклонение представленных кандидатур на должность Председателя Правительства РФ. А в соответствии с ч.3 и 4 ст. 117 основаниями роспуска являются: а) повторное выражение Государственной Думой недоверия Правительству РФ; б) выражение Государственной Думой недоверия Правительству в случае, когда инициатором постановки вопроса о недоверии является Председатель Правительства.
В ст. 109 предусмотрены определенные гарантии непрерывности функционирования законодательной власти, а также рамок и пределов использования Президентом права роспуска Государственной Думы. Частью 2 данной статьи установлена обязанность Президента в случае роспуска Государственной Думы назначить дату выборов нового ее состава и при этом определен максимальный срок, в который должна собраться вновь избранная Государственная Дума: не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
Установлены некоторые ограничительные рамки и пределы использования Президентом права роспуска. В частности, Президент не может распустить Государственную Думу по основаниям, предусмотренным ст. 117, в течение года после ее избрания. Президент также не может распустить Государственную Думу с момента выдвижения ею обвинения против него и до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч. 3 и 4 ст. 109). Данные нормы оттеняют независимость и самостоятельность Государственной Думы и Федерального Собрания в целом в осуществлении процедуры отрешения Президента от должности.
Наконец, Государственная Дума не может быть распущена в период действия на территории РФ военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ (ч. 5 ст. 109). Это в какой-то мере гарантирует непрерывность функционирования институтов власти, самостоятельность и независимость парламента.
Заключение
Сущность Федерального Собрания как законодательного органа России состоит в том, что парламент Российской Федерации обладает правом принимать общеобязательные для исполнения на территории страны правовые акты – федеральные конституционные законы и федеральные законы по вопросам своей компетенции. В отличие от ранее действовавших Конституций Российской Федерации, парламент России не именуется в Конституции 1993 г. «Единственным законодательном органом страны». И это вполне справедливо: в условиях реализации принципа разделения властей, правом принимать нормативные акты равной с законами юридической силы обладает Президент России.
Право Федерального Собрания принимать решения по важнейшим вопросам государственной жизни, отнесенным Конституцией и другими законами Российской Федерации к его ведению, обеспечивается постоянно действующим характером его работы.
Таким образом, решив в работе все поставленные задачи и добившись намеченной цели, можно сказать, что, действительно, Федеральное Собрание Российской Федерации – представительный и законодательный орган России.
Библиография.
1. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа Инфра-М-Кодекс, 1996.
2. Казанчев Ю.Д. Конституционное право Российской Федерации. Вопросы и ответы. Учебное пособие для студентов юридических ВУЗов и факультетов. – М.: Издательство ЗАО «Бизнес Консалтинг Центр», 1998. с. 22.
4. Коваленко А.И. Конституционное право России. Учебник. – М.: Закон и правопорядок, 1997.
5. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 1998.
6. Конституционное право России. Учебник. – Под ред. В.Г. Стрекозова, Ю.Д. Казанчева. – М.: Новый Юрист, 1997.
7. Мирошникова В.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 1999.
8. Чиркин В.Е. Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 1996.
9. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.И. Кукушкина, В.Д. Перевалова. – Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1995.
10. Румянцев О. Основы конституционного строя России. – М.: Юрист, 1994.
Приложение 1.
Комаров С. А. «Общая теория
государства и права», 1998.С.37.
Субъекты
Законодательной
Инициативы


![]() | ![]() |
Совет Федерации
![]() | ![]() | ![]() | |||||
Члены Совета Федерации
Депутаты ГОСДУМЫ
Правительство России
Законодательные
(представительные)
органы субъектов РФ
Конституционный суд РФ
Верховный суд РФ
Высший Арбитражный
Суд РФ
Приложение 1.
Комаров С. А. «Общая теория
государства и права», 1998.С.39.