Классный час
(тематический час)
Тема: Праздник вежливых наук.
Цель: Показать детям, что вежливость – это проявление уважения к
людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, поведе-
нии.
Задачи:
Формировать представления о нравственно-этических нормах об-
щения.
Воспитывать в детях стремление быть полезными обществу.
Ход занятия
I. Орг. момент.
- Сегодня на классном часе мы поговорим о вежливых науках.
- А что значит вежливый?
Ответы детей:……..
Учитель: Вежливость – это проявление уважения к людям и выражается она в словах, тоне, жесте, мимике, поведении.
II. Вводная часть:
Учитель: Среди людей существуют разные отношения: добрые, хорошие, нужные, обязательные, уважительные, скверные, злые, унизительные. Наш класс – это коллектив. Самый первый коллектив – это семья, затем группа, класс, школа и, в конечном итоге, страна.
Коллектив – это группа людей, объединённых общей работой, учёбой или интересами.
- Ккими нравственными нормами общения должны обладать настоящие одноклассники? (Вежливость, тактичность, деликатность, корректность, внимание и чуткость.)
III.Основная часть: формирование представлений о нравственно – этических нормах общения.
1.Работа над стихотворением А.Барто.
Учитель. Послушайте стихотворение А.Барто. Какие слова употребляются героем стихотворения при встрече и прощании?
Вежлив ли он?
1 чтец.
Друзья вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут … а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовём.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
2 чтец.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошёл, пока, всего…»
3 чтец.
Не скажет он друзьям по школе:
Алёша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовёт он только:
Алёшка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
4 чтец.
Но, может быть, он всем знаком,
И вы встречались с ним где-либо.
Тогда скажите нам о нём,
А мы … мы скажем вам – спасибо!
Учитель. А какие слова приветствия и прощания вы употребляете, ребята?
Дети. (Здравствуйте! Доброе утро! Добрый вечер! Добрый день! До свидания! Всего вам хорошего! Будьте здоровы! Спокойной ночи! Доброй ночи! Счастливого пути! Час добрый!)
«Доброе утро!» - и сразу станет теплее, радостнее.
- А как надо произносить эти слова?
- Можно ли говорить «доброе утро!» нахмурясь, недовольным голосом?
- Почему?
Ответы детей ….
Работа над стихотворением «Невежливая вежливость».
- А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и скажите получается ли у Петруси быть вежливым.
1 чтец.
Обещал отцу Петрусь:
- Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить!
2 чтец.
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как зоорёт:
- С добрым утром! Дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
-Убирайся пострелёнок!
3 чтец.
Вот Петрусь догнал Иринку
Да как дёрнет за косынку:
- Ты куда, Иринка, стой-
Я здороваюсь с тобой!
Та отпрянула в сторонку …
Как невежлива девчонка!
4 чтец.
Нёс вожатый горку книг,
А Петрусь с ограды- прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
- Извините, добрый вечер!
-Вы, - вожатый закричал,-
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлён:
Разве был невежлив он?!
- Можно сказать что Петя был вежлив? (нет)
- Почему?
Ответы детей.
- Почему стих-е так называется «Невежливая вежливость»?
Работа с пословицей.
- Добрыми, вежливыми будут и слова благодарности.
Народная мудрость говорит:
· Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
- Как вы понимаете эти слова?
Ответы детей.
Игра «Хорошо – плохо»
- А сейчас мы поиграем в игру «Хорошо – плохо».
- «Хорошо» - хлопаем в ладоши, «плохо» - топаем ногами.
1. Здороваться при встрече.
2. Толкнуть и не извиниться.
3. Помочь поднять упавшую вещь.
4. Не встать, обращаясь к учителю.
5. Не уступить место в транспорте.
6. Сидеть в шапке за столом.
7. Резать – уродовать стволы деревьев.
8. Ломать ветки деревьев и кустов.
9. После отдыха в лесу оставить после себя свалку.
10. Поздравить родных с праздником.
Обсуждение ситуации.
1) - А теперь, ребята, давайте решим все такую задачу:
Одна девочка жаловалась возмущённо маме:
- Во дворе мальчишка, такой невежа, зовёт меня Танька!
- А ты как его зовешь? – спросила мама.
- Я его вообще никак не зову, - ответила Таня. – Я ему просто кричу: «Эй, ты!»
- Скажите, права ли Таня?
Ответы детей
2) – Как вы поблагодарите маму за вкусный обед?
Игра «Стоп – красный свет».
- Вы знаете, что, когда горит красный свет светофора, идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Я буду рассказывать вам маленькие эпизоды, как только вы заметите неэтичное, невежливое поведение – поднимите красную сигнальную карточку, если одобряете – поднимите зелёную карточку.
1. Два мальчика о чём- то увлечённо спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться. (Красная)
2. На перемене у двери буфета два мальчика, обогнав девочку и отстранив её, первыми вбежали в буфет. (Красная)
3. Две девочки в столовой «хлюпают» носами, болтают за столом во время еды. (Красная)
4. Мальчишки нашего двора отнимают мороженое у малышей, дёргают за хвост собак и кошек, бросают камни в птиц. (Красная)
5. По утрам убираем свою постель. (Зелёная)
6. После игры убираем в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши. (Зелёная)
7. Взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, а мальчишкам и девчонкам будет весело жить-поживать на белом свете. (Красная)
8. Если я за что-либо обиделся на своего друга, постараюсь поскорей забыть и простить ему свою обиду. (Зелёная)
Частушки.
Учитель. Ну а какой праздник без частушек?
1. Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
«Извините, тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак!»
2. Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
3. В поезд входят три юнната:
-Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!
4. Говорит лентяйке мать:
-Убери свою кровать!
-Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала.
5. Толя ловко ловит рыбу,
Может лодку смастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
IV. Подведение итогов.
Для того чтобы стать вежливыми, вы, ребята, должны как можно чаще пользоваться «волшебными словами».
- Я начну а вы кончайте, рифму дружно дополняйте.
· Растёт даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо).
· Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день).
· Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо).
· Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите,пожалуйста).
· И во Франции, и в Дании на прощанье говорят … (до свидания).
Учитель: От этих слов становится теплее, радостнее, светлее, в этих словах заключены Великие силы.
V. Заключение.
Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть и стыдиться. Народ давно заметил: «Дела сильнее слов».
Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям.
Дети исполняют хором песню.
Землю обмотали тоненькие нити,
Нити параллелей и волшебных рек.
Совершите чудо, руку протяните.
Надо, чтобы в дружбу верил человек.
Мы не зря мечтали о волшебном чуде.
Пусть планету вертит всемогущий век.
Это так чудесно, если с Вами рядом
Улыбнулся незнакомый хмурый человек.
Учитель. Наше занятие, ребята, окончено. Всего доброго!