Единая государственная политика в области гражданской обороны формируется на основе Конституции Российской Федерации, Концепции национальной безопасности, Военной доктрины и Основ государственной политики по военному строительству, федеральных законов, указов и распоряжений Президента России, иных нормативно-правовых актов, а также на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
Основные направления современной государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от ЧС формируются и реализуются с учетом геополитических, стратегических, социально-экономических и иных факторов, которые за последние годы претерпели значительные изменения.
Решение оборонных проблем всегда требовало и требует консолидированных усилий всех органов власти и всего общества. Большие и сложные задачи ГО могут быть решены только при активном участии всех федеральных органов власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей предприятий и организаций, трудовых коллективов и всего населения.
7.1. Нормативные основы гражданской обороны.
Международное право в области гражданской обороны
Современная нормативно-правовая база гражданской обороны, ее качественное преобразование и совершенствование осуществляется при непосредственном участии МЧС России и под его руководством.
Система документов, регулирующих вопросы организации и ведения гражданской обороны, строится по общегосударственным принципам.
Все действующие законы группируются следующим образом:
- основные законы (Конституция Российской Федерации, Конституции республик в составе Российской Федерации, Уставы иных субъектов Российской Федерации);
|
- федеральные конституционные законы (их наличие предусмотрено непосредственно Конституцией Российской Федерации);
- федеральные законы; законы, принятые законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Видами подзаконных нормативных правовых актов являются:
- Указы Президента Российской Федерации;
- постановления правительства Российской Федерации и постановления правительств субъектов Российской Федерации;
- приказы и другие виды актов, издаваемых в министерствах и ведомствах (директивы, инструкции, наставления и т.п.);
- локальные акты (издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этой организации).
- нормативно-методические документы – уставы, наставления, руководства, инструкции;
- нормативно-технические документы – стандарты, строительные нормы и правила, технические условия;
- методические документы – методики, методические указания, методические рекомендации и др.
Рассмотрим наиболее важные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере гражданской обороны.
Согласно пункту «м» статьи 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находится оборона и безопасность.
Среди федеральных конституционных законов, имеющих отношение к гражданской обороне, следует выделить, прежде всего, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002г. №1-ФКЗ «О военном положении», регламентирующий комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.
|
Не менее актуален и Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», который определяет особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускает отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне» гражданская оборона является ее составной частью (статья 21).
Федеральный закон РФ «О безопасности» закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, даёт определение системы безопасности и её функций. Исключительно важное значение имеют определения, данные в законе, такие, как «безопасность», «жизненно важные интересы личности, общества и государства», «угроза безопасности», «обеспечение безопасности» и др. Закон предусматривает, что безопасность (состояние защищенности) достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
|
Ключевым в данном вопросе является Федеральный закон от 12.02.1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – закон о гражданской обороне), в котором определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Изменения и дополнения в Федеральный закон №28-ФЗ «О гражданской обороне» вносились 9 октября 2002 г., 19 июня, 22 августа 2004 г., 19 июня 2007 г., 25 ноября 2009 г., 27 июля, 23 декабря 2010 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 29 июня 2015 г.
Последние изменения, внесенные Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 171-ФЗ, вводят понятия «управление гражданской обороной », «система управления гражданской обороной », а также в задачах гражданской обороны уточняют термины (вместо обучение населения применен термин «подготовка», вместо «военных действий» – «военные конфликты»).
В развитие Федерального закона «О гражданской обороне» был также принят целый ряд подзаконных актов Правительства Российской Федерации, изданы приказы МЧС России. Все они составляют нормативно-правовую базу гражданской обороны России.
В соответствии с этим общее количество территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, увеличилось на 10 и составило 369 территорий. При этом количество территорий, отнесенных к первой категории по гражданской обороне, увеличилось на 15 и составило 60 территорий, количество территорий, отнесенных ко второй группе по гражданской обороне увеличилось на 8 и составило 56 территорий, количество территорий, отнесенных к третьей группе по гражданской обороне уменьшилось на 13 и составило 251 территорию.