Рассказ библиотекаря Оксаны Владимировны




"История возникновения книги"

Вы едва научились ходить и говорить, а в ваших руках уже появилась книжка. Сначала вы просто сидели и рассматривали картинки. А дальше кто-то из взрослых начал читать вам сказки, стихи и рассказы. Так началось ваше знакомство с книгой, которая для многих останется навсегда другом и спутником.

Из книг мы узнаем о мире, который нас окружает, о животных, о растениях, о людях, как они трудятся, как защищают от врагов свою землю, узнаем о прошлом, и о жизни других народов.

Но прежде чем книга придет к тебе, ее должен кто-то сделать, о том как делаются книги, и пойдет наш рассказ.

Дома вам бабушка, а может быть, мама рассказывает сказки, какие-нибудь истории из жизни. Но рассказывают они только тебе одному, а писатель рассказывает свои истории многим. У него тысячи читателей и слушателей. Значит, рассказ этот надо размножить, то есть напечатать и издать в тысячах экземпляров. Печатают книгу в типографии, а подготавливают книгу к изданию в специальном учреждении, которое называется издательство. Сюда и приносит писатель свою рукопись.

Прежде чем рукопись попадает в типографию, ее будет читать специалист, который называется редактором. Он эту книгу прочитает, посоветует и подскажет, как сделать книгу лучше.

Книги печатаются в типографиях на больших листах бумаги с помощью специальных машин.

Письма на камне.

Но так было не всегда. Самые первые древние письма, дошедшие до нас, были написаны на камне.

Первобытные люди жили в каменных пещерах. Ученые нашли много пещер, стены которых нарисованы мамонты, олени, буйволы и сами первобытные охотники с копьями, стрелами, каменными топорами. Письменности тогда не было. Но люди уже умели рисовать. И в рисунках строились отразить главные события своей жизни: возделывание поля, военные походы, охоту...

Такие же рисунки ученые находили на скалах. Некоторые рисунки были даже раскрашены - краски получали из растертых цветных камней или использовали сажу, взятую в костре. Тысячи лет камни и рисунки на них заменяли древнему человеку письменность. Одно поколение людей смеялось другим, и никто не обращал особого внимания на эти странные камни со странными узорами. Но однажды ученые догадались, что перед ними письмо, письмо из прошлого. Ученые научились понимать языки давным-давно ушедших народов. Прочитали все, что было вырезано на каменных столбах. Знаки сохранились на столбах, несмотря на зной, холод, дождь и втер, потому что они были выбиты на камне долотом. Врезанные в камень строки - самые долговечные письма.

Письма на глине.

Более 100 лет назад ученым удалось при раскопках обнаружить дворец властителя древнего государства - Ассирии. В этом дворце было множество комнат. В одном из них узкая щель вела в подземелье. А там, в больших глиняных чашах, находились необычные кирпичи: тоненькие, покрытые мелкими строчками знаков, похожих на клинья. Такое письмо называли глинописьмо.

Это была библиотека. Библиотека была царская. На табличках было записано, сколько зерна собрано, сколько золота привезли из военного похода, сколько захвачено пленных, которые станут рабами. На глиняных табличках писали также медицинские рецепты. Писать на мягкой глине очень удобно. Потом эту табличку - совсем как кирпич - обжигали в печи, и она становилась легкой и прочной. Многие такие кирпичи - таблички пережили войны, пожары, наводнения и через тысячи лет донесли до нас подробности жизни исчезнувших народов и государств.

Но если нужно было срочно написать и отправить письмо, таблички на солнце, а солнце в этих краях очень жаркое, и через несколько минут табличка высыхала. Ее с гонцом можно было посылать адресату. Такие необожженные глиняные таблички служили и школьными тетрадями.

Папирусы.

А в соседнем, Египетском государстве, книги делали из папируса - речного тростника с высоким и толстым стволом. Этот тростник - папирус - многолетнее растение, высокое, как дерево, с большим зонтиком цветков. В Древнем Египте он обильно рос по берегам рек и озер, но ни один простой человек под страхом смерти не имел права его срезать. Ведь папирус в Египте принадлежал царям-фараонам. А ценился он так потому, что на папирусе писали. Толстые стебли тростника разрезались на полосы, полосы склеивали друг с другом так, чтобы папирус стал плотнее. тростник был высоким, поэтому листы писчего папируса оказывались длинными. На папирусе писали деревянной палочкой или кисточкой, черный или красной краской. А потом папирус свертывали в трубочку, и получался свиток. Его удобно было доставлять по назначению, хранить во дворцах и храмах.

Много рассказали папирусы о жизни древнего народа на берегах Нила. Как собирали и хранили крестьяне урожай, с какими государствами Египет дружил, а с какими воевал; какие стихи и сказки сочиняли в ту пору поэты.

Но папирусов сохранилось намного меньше, нежели глиняных табличек. Листы папируса высыхали и начинали крошиться, они портились от сырости, их пожирали мыши и термиты. И люди продолжали искать такой материал, на котором было бы удобно писать, и который бы долго сохранился.

Пергамент

Но и глиняные плитки, и папирусные свитки, и китайские книжки - дощёнки, нанизанные на бечеву, мало походили на книги, которые мы привыкли держать в руках. Такой, какой мы ее знаем, книга стала после того, как в древнем городе Пергаме научились выделывать из кожи животных особый материал - пергамент. Лист пергамента сгибали пополам, и получились четыре страницы. Каждая четвертушка по- гречески называлась "тетрадос", а вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивались, и получалась книга. На листах, которой можно было писать и рисовать.

Одна беда - пергамент был дорог! Чтобы переписать какое-нибудь большое сочинение, требовалось кожи с целого стада овец. Поэтому приобретать сочинения, написанные на пергаменте, могли только богатые люди. Написанное на пергаменте, казалось, будет храниться века. Поэтому, даже тогда, когда появился более дешевый материал для письма, самые важные документы писались на пергаменте.

Первые книги писались от руки на пергаменте. Они писались и рисовались искусными писцами и художниками, и каждая такая книга была настоящим произведением искусства.

Берестяные грамоты

Древняя Русь. Не раз полчища врагов нападали на города и села Руси. И в огне погибали книги и рукописи. И все же до нас дошли отдельные старинные книги. Они сохранились в монастырях, чьи высокие стены не могли одолеть врачи, а также в далеких маленьких городах лил селах, оставшихся в стороне от разрушительных войн.

Эти книги были написаны на пергаменте славянскими буквами. Разрисованные искусными художниками, написанные красками разных цветов, эти древнерусские книги не уступали по красоте книгам из других государств. Такие книги были очень дороги. Вот почему считали, что в Древней Руси читать и писать умели только знатные и богатые люди, да еще и монахи - они и были главными переписчиками книг. Не сохранился ни один клочок пергамента, который был бы письмом или прошением простого человека.

Но вот в 1951 году, в городе Новгороде - это один из самых древних русских городов, глубоко под землей археологи нашли древнюю деревянную мостовую, а под мокрой землей свернутый трубочкой кусок обыкновенной бересты - березовой коры.

Бережно развернули кусок бересты и увидели на коре буквы, нацарапанные чем-то острым. Буквы складывались в слова, фразы.

Оказывается, вода и мокрая земля, от которой ржавеет и распадается железо, не портят березовую кору.

«Берестяные грамоты» нашли потом не только в Новгороде, но и в других древних русских городах: в Пскове, Смоленске, Витебске…

В большинстве это письма простых людей.

Это говорит о том, что грамотность была распространена среди ремесленников, воинов, торговцев, земледельцев. Умели писать и читать женщины и дети. И чтобы писать, не нужно было покупать за большие деньги дорогой пергамент. Стоило только аккуратно снять слой коры березы, разгладить его и на мягкой бересте писать каким-нибудь острым предметом – костяной или железной палкой. Эти палочки археологи нашли в земле рядом с берестяными грамотами.

Бумага

Говорят, что это произошло так. Старый китайский мастер, которого звали Цай - Лунь, сделал деревянную рамку и оплел её тоненькой сеткой из шелковых ниток. Потом долго варил какие-то растения на маленьком огне. Затем добавил белой глины и клея, и все это варево осторожно вылил на сетку. Вода пролилась, а на сетке остался тонкий белый слой. Цай – лунь положил сверху лоскут сукна, перевернул сетку – на сукне осталась белая масса. Она высохла на солнце, и мастер осторожно взял ее в руки. Это был первый в мире лист бумаги.

Так это было или не так, проверить трудно, потому что прошло с тех пор тысяча восемьсот лет. Но в старинных китайских рукописях именно так рассказывается об изобретении бумаги. Почти 400 лет китайцы скрывали от всего мира секрет изготовления бумаги.

Но нет таких секретов, чтобы люди не могли раскрыть его. И через несколько сотен лет секрет изготовления бумаги стал известен всей Азии, а затем и Европе. Пергамент заменили более дешевым материалом - бумагой, но книгу по –прежнему сшивали из отдельных тетрадей и одевали в твердый переплет или в мягкую обложку. Так делают и по сей день.

Месяцы, а то и годы уходили на то, чтобы написать или переписать какую-нибудь толстую книгу, да еще и украсить ее рисунками. Книги стоили очень дорого, нередко владельцы таких книг приковывали их цепями к полам, чтобы не украли.

Пока книги писались от руки, такой медленный ручной способ изготовления бумаги еще годился. Но 500 лет тому назад книги стали писать не от руки, а печатать. Изобретателем печатного станка был один из жителей немецкого города Майне – Иоганн Гутенберг.

Он же придумал и литеры – металлические бруски с выпуклым изображением буквы и цифры на конце, а также матрицы – особые формочки для отливки этих самых литер. Литеры помещали в наборную кассу – каждую букву в свой ящичек. Надо, к примеру, набрать слово дом берешь из одного ящика литеру «Д», из другого – литеру «О», из третьего литеру «М» и укладываешь на специальную дощечку с бортиками – верстатку. В одной руке держишь верстатку, другой рукой выкладываешь слова – букву за буквой. Набрал одну строку, за ней другую, третью…. Вот и готова печатная форма. Остается покрыть её краской, сверху положить лист бумаги и крепко прижать на станке. Лист опечатан. С помощью печатного станка можно было быстро размножить книгу в сотнях и даже в тысячах экземпляров.

Люди сразу же оценили новое изобретение. В разных городах одна за другой стали открываться мастерские, а потом и целые фабрики по изготовлению книг – типографии.

Открылась типография и в Москве. Иван Грозный повелел «устроить дом от своей царской казны, где печатному делу строиться». Дома этого давно уже нет. Зато стоит у старинных ворот на высоком постаменте бронзовая фигура Ивана Федорова, создателя первой печатной книги на Руси.

Долгое время книги набирали вручную. Но со временем книг требовалось все больше и больше. И тогда на помощь человеку пришли умные машины. Одна из них скоро отливная наборная машина - Монотип.

Со временем её заменила другая машина - Фотонаборный автомат.

Сейчас практически все книги набирают сначала с помощью компьютеров, а потом этот текст переводится на специальные пленки, с которых и печатаются книги.

Современная типография – это огромный завод по производству книг. С годами очень изменилась технология изготовления книги. Но этап её создания остался тем же. Пока в одних цехах набирают текст, в других готовят формы для рисунков. А в других цехах её сшивают.

Чем больше книга, тем больше листов. По длинной ленте конвейера одна за другой движутся тетради. Секунда и поверх первой тетради ложится вторая, потом третья…. Сколько листов, столько и тетрадок. Другая машина сшивает тетради нитками.

Чтобы книга выглядела наряднее, её одевают в яркую обложку. Ну, а для

книг потолще, готовится более прочная одежда – переплет. Для одних из картона, для других из ткани.

Как построена книга

Обложка или переплет защищает книгу от повреждений. Придает ей нарядный вид. Она подскажет кто автор, как называется книга. А если на обложке есть картинка, то можно догадаться, о чем эта книга.

Титульный лист – это первая страница книги. На нем обычно написано, что на обложке, но более подробно.

Предисловие – это, где можно узнать, кто написал книгу, когда и в какой стране происходят события.

Иллюстрация – это картинки, на которых изображены события, описанные в этой книге.

Содержание или оглавление – это указатель страниц, чтобы быстрее найти в книге нужные страницы: рассказ, сказку, стихотворение, главу. Оно бывает или в начале или в конце книги. В нем перечислены все произведения, вошедшие в книгу в том порядке, какими они напечатаны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: