ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЗАПИСКИ
К ЗАКОНАМ О ПЕРЕХОДЕ НА «ЛЕТНЕЕ» ВРЕМЯ В РЕГИОНАХ РФ
(2015 – 2016 гг.)
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ
Дата внесения законопроекта – 16.07.2015
Дата вступления закона в силу – 27.03.2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К проекту федерального закона
"О внесении изменений в статью 5
Федерального закона "Об исчислении времени"
В связи с изменением порядка исчисления времени в Российской Федерации с 26 октября 2014 года время в Забайкальском крае сместилось "на два часа назад". В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона
от 3 июня 2011 года № 107-ФЗ "Об исчислении времени" (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 248-ФЗ "О внесении изменений
в Федеральный закон "Об исчислении времени") Забайкальский край отнесен к 7-й часовой зоне (МСК + 5, московское время плюс 5 часов, UТС + 8),
к которой также отнесены Республика Бурятия и Иркутская область.
Однако установленная указанным Федеральным законом для Забайкалья часовая зона не соответствует естественным биологическим ритмам человека, которому свойственно в светлое время суток вести активную деятельность, а в темное – отдыхать. Такая зависимость биологических процессов от моментов восхода и захода Солнца доказана многочисленными исследованиями российских и зарубежных ученых. Так, например, известно, что важнейшим для обеспечения восстановительных процессов в организме человека считается сон в период перед восходом Солнца. Наступление же рассвета в Забайкалье в летнее время в 3 часа вызывает прерывание физиологически нормального сна, расшатывает нервную и иммунную системы организма. Тем не менее, значительная часть светлого времени суток приходится на период сна забайкальцев, в то время как в вечерний период бодрствования (20–23 часа) в Забайкалье уже темно.
|
Все это негативным образом сказывается на здоровье жителей Забайкальского края. Об этом свидетельствуют медицинские исследования, проведенные в текущем году. Так, зафиксирован рост обращаемости за медицинской помощью различных возрастных групп жителей края, увеличилось количество больных с инфарктами и инсультами, наблюдается увеличение показателя распространенности психических расстройств, растет количество несчастных случаев, в том числе связанных с ДТП.
Немаловажное значение имеет и экономический фактор. В связи с ранним наступлением темного времени суток отмечается рост потребления жителями края электроэнергии. По данным Регионального диспетчерского управления Забайкальской энергосистемы, забайкальцы стали потреблять электроэнергии на 5% больше, что, безусловно, ведет к увеличению их расходов.
Проведенный экспертами Регионального отделения Общероссийского Народного Фронта в Забайкальском крае опрос населения края показал, что 80% респондентов отрицательно относятся к переводу времени "на два часа назад". Недовольство жителей края проявилось также в форме митингов с требованиями "вернуть время назад", прошедших в г. Чите 9 октября
2014 года и 23 мая 2015 года. Кроме того, на сайтах и страницах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" организован сбор подписей под обращением к Президенту Российской Федерации В.В. Путину против перехода Забайкальского края в "иркутский часовой пояс".
|
Законопроектом предлагается отнести Забайкальский край к 8-й часовой зоне (МСК + 6, московское время плюс 6 часов, UТС + 9), что позволит увеличить эффективно используемое населением края светлое время суток, устранить негативное влияние существующего времени на здоровье забайкальцев, в целом положительно отразится на экономике Забайкальского края.
АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Дата внесения законопроекта – 15.08.2015
Дата вступления закона в силу – 27.03.2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 5
Федерального закона «Об исчислении времени»
Федеральным законом от 3 июня 2011 года № 107-ФЗ «Об исчислении времени» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 248-ФЗ) на территории Астраханской области фактически установлено постоянное «зимнее» время. До принятия данного федерального Закона и после отмены сезонного перевода времени – в период с 2011 по 2014 год Астраханская область находилась в условиях «летнего» времени, наиболее комфортного для населения: ни одной жалобы на последствия десинхроноза зафиксировано не было.
Подготовка проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об исчислении времени» вызвана появившимся значительным количеством жалоб от жителей Астраханской области, в том числе коллективных, обращений общественных объединений: советов ветеранов, общества садоводов и дачников, физиологического общества, трудовых и профсоюзных коллективов и основана на экспертных оценках специалистов, данных опросов общественного мнения. Причины недовольства граждан, изложенные в обращениях: ранний рассвет – до 3 часов, «преждевременный» закат – до 20 часов и сокращение продуктивного светового дня, рост платежей за потребление электроэнергии, нарушение сна.
|
Анализ астрономических параметров показал, что разница при наступлении дня и ночи между Москвой и Астраханью в дни весеннего и осеннего равноденствия составляет 45 минут утром и 45 минут вечером. Астраханская область расположена на восточной окраине Московской часовой зоны, насчитывающей 52 субъекта Российской Федерации.
По данным министерства здравоохранения Астраханской области, в настоящее время риск увеличения заболеваемости вследствие десинхроноза составляет 16 процентов. При установлении времени, равного общемировому (UTC+4) (то есть на час вперед), риск снизится до 1 процента. По данным УМВД России по Астраханской области, более раннее наступление сумерек способствовало ухудшению криминогенной обстановки и росту ДТП.
По результатам опроса общественного мнения за перевод времени высказалось 62,3 % его участников.
Подготовка Думой Астраханской области данной законодательной инициативы была одобрена Советом по взаимодействию Думы Астраханской области с представительными органами муниципальных образований Астраханской области.
Таким образом, проект федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об исчислении времени» предусматривает отнесение Астраханской области к 3-й часовой зоне (МСК+1, московское время плюс 1 час, UTC+4) и направлен на возвращение Астраханской области в соответствующую географическому расположению часовую зону.
САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Дата внесения законопроекта – 28.09.2015
Дата вступления закона в силу – 27.03.2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об исчислении времени"
Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 248-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 3 июня 2011 года № 107-ФЗ "Об исчислении времени". В результате изменений почти вся Сахалинская область (за исключением Северо-Курильского района) отнесена к девятой часовой зоне, в которой время опережает московское на семь часов. Северо-Курильский район Сахалинской области отнесен к десятой часовой зоне, в котором время опережает московское на восемь часов. Таким образом, на территории Сахалинской области фактически установлено постоянное "зимнее" время.
Принятие Федерального закона от 21 июля 2014 года № 248-ФЗ привело к уменьшению светлого времени суток на территории Сахалинской области в течение года.
Учитывая недостаток солнечного света в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях в Сахалинскую областную Думу постоянно поступают многочисленные обращения жителей Сахалинской области с жалобами на ухудшение здоровья и с требованиями о возврате ранее действовавшего "летнего" времени.
Проведенные в течение 2014 - 2015 годов, социологические опросы жителей Сахалинской области показали, что большинство сахалинцев против принятой системы исчисления времени.
Переход Сахалинской области на "зимнее время" негативно сказывается на здоровье населения, особенно лиц пожилого возраста. От недостатка солнечного света страдает и детское население. Усугубление неблагоприятных условий для жизни способствует дополнительному оттоку населения из региона.
В день выборов Губернатора Сахалинской области 13 сентября 2015 года граждане Сахалинской области, имеющие право избирательного голоса, приняли активное участие в опросе "Москва - Сахалинская область +8 часов", в ходе которого им было предложено высказать свое мнение по переводу Сахалинской области в 10-ю часовую зону или сохранению действующей системы исчисления времени (9-я часовая зона). Из 144550 граждан, принявших участие в выборах (37,59 % от общего числа избирателей), в опросе о часовой зоне приняло участие 118089 жителей Сахалинской области, из которых 108108 человек высказались за перевод Сахалинской области в 10-ю часовую зону, 9981 житель - против. Таким образом, 91,5 % от числа опрошенных сахалинцев высказались за перевод Сахалинской области в "летнее" время (10-ю часовую зону) и лишь 8,5 % -против.
Законопроект предусматривает перевод Сахалинской области из 9-ой часовой зоны (МСК+7, московское время плюс 7 часов, UTC+10) в 10-ю часовую зону (МСК+8, московское время плюс 8 часов, UTC+11).
В случае его принятия и перевода Сахалинской области в 10-ю часовую зону количество часов светового дня, приходящееся на активную деятельность человека, возрастет, что позволит жителям региона вернуться к привычному образу жизни, а именно заниматься дополнительными видами деятельности, спортом, творчеством, активно отдыхать. Максимально использовать светлое время суток жители смогут вне зависимости от времени года, что, безусловно, положительно скажется на здоровье островитян, а также улучшит условия их труда, в том числе по показателям "освещенность" и "напряженность трудового процесса".
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Председатель
областной Думы В.И.Ефремов
УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Дата внесения законопроекта – 03.11.2015
Дата вступления закона в силу – 27.03.2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об исчислении времени»
Федеральным законом от 3 июня 2011 года № 107-ФЗ «Об исчислении времени» Ульяновская область отнесена ко 2-й часовой зоне (МСК, московское время, UTC+3).
В результате на территории Ульяновской области произошла потеря светового времени, которое приходится на период дневной активности населения. Так установление «зимнего времени» забрало у жителей региона порядка 170 часов светлого времени в год, приходящегося на время активной жизни. Смещение Ульяновской области относительно UTC составляло +4:00. После введения 27 марта 2011 года постоянного часового пояса +4:00 и отмены перехода на летнее и зимнее время на территории Ульяновской области время отличается от поясного на один час. В Ульяновской области солнце находится в наивысшей точке раньше в среднем на 46 минут, чем в Московской области.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об исчислении времени» (далее – проект федерального закона) подготовлен с целью отнесения Ульяновской области к 3-й часовой зоне (МСК+1, московское время плюс 1 час. UTC+4).
Подготовка проекта федерального закона вызвана поступлением многочисленных жалоб населения Ульяновской области, трудовых и профсоюзных коллективов, садоводческих товариществ на сокращение светового дня.
Проведённый анализ и опрос населения Ульяновской области показал, что переход на постоянное зимнее время отразился на половине жителей региона, причём для большинства изменения произошли в худшую сторону. Прежде всего, жители Ульяновской области недовольны тем, что с переходом на новое время сократился световой день, нарушился режим дня, не хватает времени заниматься привычными делами.
По данным статистики за 5 месяцев 2015 года число умерших в Ульяновской области увеличилось на 3,7 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Основной рост смертности произошёл в классе болезней системы кровообращения, где доля умерших старше трудоспособного возраста составила 84,2 процентов от всех случаев смерти от болезней сердечно-сосудистой системы. В основном это лица, имеющие хронические заболевания сердечно-сосудистой системы. Специалисты Министерства здравоохранения Ульяновской области не исключают, что именно физиологические последствия перевода часов, проявляющиеся во временном снижении работоспособности, нарушениях цикла сна и бодрствования, повышения уровня заболеваемости в конечном итоге сказываются на повышении смертности населения, особенно среди лиц группы риска.
В связи с ранним наступлением тёмного времени суток отмечается рост потребления жителями Ульяновской области электрической энергии.
Таким образом принятие проекта федерального закона позволит населению Ульяновской области эффективнее использовать светлое время суток, устранить вредное влияние существующего времени на здоровье граждан Ульяновской области.
Проект федерального закона одобрен решением комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам экономической и промышленной политики от 16 октября 2015 года № 41.
_______________
РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ
Дата внесения законопроекта – 23.11.2015
Дата вступления закона в силу – 27.03.2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА