Хронология: IX/VIII-IV/III вв. до н.э. В течение IV-III вв. до н.э. ананьинская культурно-историческая область эволюционировала в пьяноборскую (пъяноборско-гляденовскую) культурно-историческую область.
Ареал: к востоку от дьяковской культуры, в бассейне Камы до её впадения в Волгу, на прилегающих средневолжских территориях и на северо-востоке Европы.
В КИО входил ряд археологических культур: ананьинская, акозинская и постмак - лашеевская культуры.
Население: финно-угорское
Хозяйство: основа хозяйства — животноводство (состав стада — свиньи, крупный рогатый скот, низкорослые лошади, овцы). Земледелие играет подсобную роль (известны бронзовые серпы, костяные мотыги, зернотёрки). Широко практиковалась охота, в том числе на пушных зверей, а также рыболовство.
Основные памятники – поселения и могильники.
Поселения: занимают естественно укреплённые места — мысы; известны как городища, так и селища и временные стоянки.
Распространена оборонительная система, состоящая из рва и вала, на котором могла стоять бревенчатая стена, иногда валы обкладывали известняковыми плитами.
Жилищами служили в основном наземные дома срубной либо каркасно-столбовой конструкции. Известны и длинные дома, разделённые на продольно размещённые жилые отсеки с очагом в каждом.
Могильники:
· Бескурганные
· Размещаются по берегам рек (крупнейшие — Ананьинский, Старший Ахмыловский и др.)
Изредка обкладка стен могильной ямы - каменные плиты или же каменные ящики, сооруженные в ямах.
Над могилами могли насыпаться небольшие земляные холмики, устанавливаться столбы и даже небольшие срубы-жилища, своеобразные наземные дома для погребённого (либо, в большинстве случаев, закрытого в яме, либо оставленного непосредственно в срубе). Иногда в межмогильном пространстве или над могилами устанавливались каменные стелы: псевдоантропоморфные столбы с изображением оружия (топора и кинжала) и геометрических знаков, позднее — изваяния в виде человеческих фигур в полный рост с оружием.
|
Погребальный обряд:
· Трупоположение: в ямах, чаще на спине, в вытянутом состоянии.
· Трупосожжение: производилось реже и на стороне (с последующим помещением праха в ямы-могилы или же в «домики мёртвых», аналогичные дьяковским).
Могилы размещаются рядами, в них присутствует напутственная пища, оружие, орудия труда, украшения, керамические сосуды.
Известны также жертвенные места — как самостоятельные, так и в пределах могильников и поселений. Представляют собой участки с массой пережжённых костей животных и предметов обихода. Иногда золой жертвенного костра засыпали дно могилы и самого погребённого.
Керамика:
Лепная. В основном это кругло- и плоскодонные сосуды, декорированные вдавлениями крученого шнура и гребенчатого штампа, а на западе ареала, в зоне контакта с дьяковской культурой — сосуды с «текстильным» орнаментом.
Материальная культура: особое мастерство ананьинцев в чёрной и цветной металлургии (южнотаёжное Волго - Камье было одним из передовых районов железообработки) – многочисленные
· Бронзовые кельты
· Наконечники копий с отверстием в нижней части пера или с рифлением по перу
· Мечи и кинжалы (бронзовые, биметаллические)
· Железные акинаки (короткие железные мечи) местного производства
|
· Боевые ножи с горбатой спинкой и вогнутым или прямым лезвием
· Костяные, бронзовые и железные наконечники стрел
· Боевые чеканы (клевцы) с трубчатой втулкой
Оружие и некоторые др. изделия порой украшены орнаментом в местном зверином стиле (скифо-сарматское влияние).
1 — каменная псевдоантропоморфная намогильная плита с изображением боевого топора и кинжала; 2 — бронзовый пояс с бляхами-подвесками и каменным оселком (реконструкция); 3, 4 — железный и бронзовый наконечники копий; 5, 6, 8 — бронзовые наконечники стрел; 7 — железный наконечник стрелы; 9 — костяной наконечник стрелы; 10 — бронзовый топор-«кельт»; 11 — биметаллический кинжал; 12 — бронзовый клевец с зооморфным обушком; 13 — железный кинжал; 14 — керамический сосуд; 15 — бронзовый браслет; 16 — бронзовая секира с зооморфными втулкой и обушком; 17 — бронзовая уздечная бляха в виде свернувшегося хищника