Александр Ильинский
13 окт в 23:24
14 октября – ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы относится к числу великих. Он не входит в число двенадцати основных христианских праздников. Его дата привязана к календарю и отмечается 14 октября по Новому стилю. В этом году Покров приходится на воскресение. Наши предки считали, что если в этот день выпадал первый снег, то снеговой покров ляжет через шесть недель. Так этот или нет, каждый может проверить сам. «Покров - конец хороводам, - говорили жители Древней Руси, - начало посиделкам». Именно с этого времени заканчивались полевые работы, а крестьяне начинали заниматься работами по дому. Но суть праздника – в другом. Об истоках праздника, традициях и значении рассказывает корреспондент издания «Домодедовские Вести» Александр Ильинский.
----— 1. Немного истории —------
Июльский день 860 года уже клонился к закату. Жара постепенно отступала от Константинополя. Огромная двухмиллионная столица Империи жила обычной жизнью. Шумели пестрые базары, по виадукам с радостным журчанием текла вода, ослепительно сверкали косые лучи солнца на черепице домов, одетых в сусальное золото, по мощеным гранитным дорогам сновали повозки, звонили колокола, созывая горожан на вечернюю молитву. На Константинопольском торговом пирсе лениво плескались зеленые волны Босфора, плавно покачивая многочисленные купеческие корабли. На месте, где обычно швартовались боевые галеры, было непривычно безлюдно. Непобедимый императорских флот уже как две недели вышел в море, чтобы наказать обнаглевших сарацинских пират.
Вдруг новость всполошила город. С одной из высоких башен крепостных стен, был замечен сигнальный огонь сторожевых крепостей со стороны Черного моря. Какая-то опасность надвигалась оттуда на город. Немногочисленный гарнизон был мгновенно поднят по тревоге. Наблюдение за морем встревожили горожан еще больше. На горизонте были замечены многочисленные паруса неизвестной эскадры. Подзорных труб тогда еще не изобрели. Но византийцы вполне успешно пользовались другим прибором, который впоследствии назовут «камерой Обскура». В полом ящике, оббитом изнутри черной материей, просверливалось отверстие, которое направляли на нужный объект. Свет проходя через это отверстие, преломлялся, давая на обтянутую пергаментом заднюю стенку четкое перевернутое изображение. Это изображение уже вполне можно было при помощи увеличительного стекла детально рассмотреть. Взглянув в лупу, комендант города епарх Орих ахнул: к Константинополю приближался огромный флот. Яркая раскраска парусов не оставляла ни какого сомнения: корабли принадлежали славянам-руссам, варваром, не знавшим не только религии Христа, но и жалости. Пятнадцать тысяч славянский воинов могли запросто уничтожить город, а судя по количеству парусов – их было много больше. Положение усугубляло то, что византийцы не предвидели опасности с Черного моря и по случаю войны с арабами в городе солдат было мало. В храмах ударили в набат, а в заливе срочно подняли огромную стальную цепь, которая наглухо перегородила вход в Константинополь со стороны бухты Золотой Рог. Ближайшему легиону был передан приказ срочно явиться на защиту города. Но успеют ли он явиться на помощь?
|
Через час жители окрестных деревень были эвакуированы. В опустившейся темноте константинопольцы с ужасом взирали на то, как по пригородам неудержимым потоком растекается зарево пожаров. Клубы дыма и гари медленно опускались на город. Варвары высадились с кораблей. Начиналась осада Константинополя…
|
---— 2. Покров над христианами —------
По своей сути, это был пиратский набег. Но пиратский набег очень большими силами. Киевские князья Аскольд и Дир собрали огромный флот для разграбления столицы Византийской империи. Надо отдать должное разведке наших предков. Она точно донесла о том, что имперский флот ушел на войну, а потому город можно взять практически «голыми руками» с моря. Лишь натянутая по всей длине Босфора цепь сдерживала пиратов от вторжения. За контроль над этой цепью и завязалась отчаянная морская схватка между береговой охраной византийцев и «пловцами» славян. Было за что бороться! Столица Византии была самым богатым городом Европы, вожделенной «меккой» для завоевателей всех мастей. Взять «на щит» такой город для любого вождя означало не только обеспечить себя и всех своих потомков материально, но и покрыть неувядаемой славой род. Ведь сам Атилла не смог взять Константинополь!
Судьба мегаполиса висела на волоске. В это время все священники столицы Византии служили молебны об избавлении от врагов. В четвертом часу ночи, когда отдельные славянские корабли уже прорывались к гавани, юродивому Андрею Константинопольскому явилась Божья Матерь. Святой Андрей вместе с Епифанием, своим учеником, как и многие константинопольцы молились в храме. Как вдруг словно раскрылся над ними небесный свод, и блаженный Андрей увидел Пресвятую Богородицу, окруженную множеством ангелов и святых. Она простирала над осажденным Константинополем омофор. «Видишь ли ты Царицу всех?» — спросил Андрей ученика, не веря своим глазам. «Вижу, отче, и ужасаюсь», — ответил Епифаний. Озаренная Небесным светом, Пресвятая Дева сняла с Себя головной покров, расстелила его над христианским городом, а затем погрузила его в море.
|
Глухой ветер завыл в бойницах крепостных башен. Звездное небо скрыла туча, тяжелые капли дождя застучали по крышам города. На Босфор налетела быстрая и беспощадная буря, которая разметала славянские корабли и спасла Константинополь от неминуемого пиратского захвата. А на помощь осажденным уже спешил непобедимый флот империи.
---— 3. Первое крещение Руси —------
Согласно преданию, Аскольд и Дир были настолько поражены чудом, что пристав на следующий день к берегу отправили послов в Константинополь с просьбой о личном крещении. Так это или нет, мы не знаем. Но в исторических хрониках есть упоминание, что получив богатый откуп, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Именно поэтому, события последовавши за войной 860 года историки называют «Первым Крещением Руси».
----— 4. Праздник, забытый греками —-----
Установление этого праздника неразрывно связано с князем, который в 12-м веке первым попытался собрать раздробленную на области и уделы Русь в единое государство. Он был талантливым полководцем и сильным государственником. Этому государю, сильно опередившему свое время, принадлежит идея созыва съезда представителей всех сословий Руси. Чуть позже в Западноевропейской традиции это назовут «парламентом». А в Московском государстве – «Земским собором». В историю он вошел как святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1155 – 1174 гг.).
Небесный покровителем князя был тот самый святой Андрей Константинопольский, который и сподобился видения Богородицы при осаде Константинополя 860 года. Горечь военной неудачи была со временем забыта. А ощущение от соприкосновения с чудом в наших предках – осталось. Андрей Бголюбский понял событие из жития своего святого, как пример заступничества Божией Матери над всеми православными христианами. Кем бы ты ни был по национальности, в каком бы городе или местности ты ни родился, если ты принял Крещение – то находишься под особым покровом Богородицы. Матерь Божия простирает Свой покров помощи и защиты над всеми христианами. Так понял события 860 года князь Андрей. Так же поняли введенный князем праздник его современники. Также теперь понимаем его и мы. Поэтому праздник Покрова стал на Православной Руси одним из самых любимых.
—-— 5. Ласковое слово —-----
Само слово «покров» очень близко русскому уху. Покров, Покровское, Покровские… Сколько городов, деревень, сел, фамилий русских людей связано с праздником Покрова! А сколько всегда строилось на Руси Покровских монастырей и храмов! Сегодня только в Москве и Московской области их более ста. Есть покровский храм и в Домодедовском благочинии.
Храмы, посвященные Покрову Пресвятой Богородицы, издревле отличаются особой красотой. Знаменитый московский храм на Красной площади, который часто называют храмом Василия Блаженного, на самом деле освящен в честь праздника Покрова. И белокаменная красавица-свеча, стоящая на реке Нерли с 12-го века – тоже Покровский храм. В Домодедово Покровская церковь расположена в селе Буняково. Представляет она из себя белокаменный четверик, увенчанный ротондой, с апсидой и трапезной. Церковь возведена в 1803 году на месте обветшавшей - деревянной. Трехъярусная колокольня, тоже построенная из белого домодедовского камня, отличается простотой и изяществом форм. Сейчас храм, восстановленный буквально из руин заботливыми руками прихожан, радует любителей старины и гостей Домодедовской земли.
Со светлым праздником Покрова Пресвятой Богородицы!
Ильинский Александр Сергеевич
.
Александр Ильинский
26 сен в 8:17
ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
С ПРАЗДНИКОМ!
27 сентября Православная Церковь отмечает единственный Двунадесятый праздник, не связанный с евангельской историей. Один день вместил в себя два события. Это обретения Креста в 4-м веке матерью императора Константина Великого святой Еленой, и его последующее «избавление от персидского пленения» в 7-м веке при императоре Ираклии. Тогда же Крест был «воздвигнут» - поднят над молящимися в Иерусалиме.
С тех пор ежегодное Воздвижение Креста стало чем-то вроде государственного праздника в Византийской Империи. А Крест стал ее официальной эмблемой. Его помещали на государственных учреждениях и официальной одежде. Торжественное песнопение, посвященное Кресту, стало фактическим национальным гимном страны. Мало кто знает, но Русь переняла этот византийский обычай. В России тропарь Кресту тоже долго был национальным гимном. Он пелся на всех торжественных церемониях, начиная со времен святого Владимира и заканчивая Петром Первым. Первоначально его слова были обращены с молитвой к Богу о спасении людей, даровании победы в войне и сохранении Крестом государя и государства. В наши дни, как тропарю, так и другим песнопениям праздника было придано духовное значение. «Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, - поет Церковь, - Победы православным христианам на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». «Сопротивные» теперь понимаются как духовно беззаконные и грешные, последователи дьявола, а титулы и имена монархов были заменены на слова «православные христиане».
Хотя праздник Крестовоздвижения возник как «политический», он имеет чрезвычайное значение и в наши дни. Он остается для христиан днем поста и молитвы, днем, когда мы вспоминаем, что Крест – это единственный неизменный символ в меняющемся и колеблющемся мире. Что христианский путь Спасения зависит не от каких-либо военных или политических побед, а от непреходящей победы Христова Распятия и Воскресения.
В соборных храмах на вечернем Всенощном бдении совершается торжественный чин Воздвижения Креста. Архиерей, или священник его заменяющий, под тихое пение хора поднимает Крест и крестит им все стороны света, словно посвящая не только верующих, но и весь мир Богу. В конце службы совершается всенародное поклонение Кресту под звенящий в тишине храма древний хорал: «Кресту Твоему покланяемся, Владыка, и Святое Воскресение Твое славим».
Вся тайна христианства и потому победа его – в этом поклонении и радостной вере, что в распятом, отверженном и осужденном на смерть Христе воссияла миру любовь Божия. Что здесь и сейчас любому может открыться Царствие Небесное, над которым все зло мира не имеет никакой власти. Символ этой победы добра над злом – Крест. И в каких бы не был человек потемках, сколь внешне не торжествует в мире подлость, обман и лицемерие, сердце знает и слышит слова Христа, звучащие под сводами храма: «Мужайтесь! Я победил мир!».
С Праздником Воздвижения Креста Господня, братья и сестры!
.
Александр Ильинский
24 июл в 13:12
24 ИЮЛЯ - ПАМЯТЬ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ
24 июля 2018 года православные жители городского округа Домодедово встречают особую церковную дату – Праздник в честь святой равноапостольной великой княгини Ольги (в крещении Елены).
Великая княгиня Ольга прожила долгую жизнь: с 890 по 969 год. Она вступила на престол Древнерусского государства после того, как погиб ее супруг — великий князь Киевский Игорь Рюрикович. На ее долгое правление приходится один из высочайших взлетов военного и экономического могущества дохристианской Руси. Но в историю она вошла не как великая правительница, а как первая русская христианка – равноапостольная княгиня Ольга.
1. Что в имени тебе моем? —-------------------—
На разных языках это женское имя звучит похоже. На русском и чешском – Ольга, на немецком и шведском - Хельга, Хелла, Гела, Лайла, на финском – Ойли или Айли, на белорусском – Воля, Волечка. Точный перевод имени – «освященная» или «святая». В разных транскрипциях имя распространено по всему миру. Оно, популярно не только в России, но и, например, в Португалии и Испании. Одно это должно нам сказать, что княгиня Ольга была очень не простой женщиной. Действительно, она стала легендой уже при жизни. А после смерти – была провозглашена святой в ранге равноапостольных – этой чести удостоены только шесть женщин в христианской истории. И среди них великая княгиня Российская Ольга занимает не последнее место.
2. Из тьмы веков —-----------------------—
О происхождении семьи будущей великой княгини историки ломают копья не первое столетие. Она жила в X веке, который для нас, потомков, настолько далек, что даже представить его сложно. Одни историки настаивают на том, что Ольга была потомком скандинавской элиты, переселившейся на Русь. Другие, что славянкой – ведь имя она вполне могла получить в честь киевского князя Олега – того самого Вещего Олега, о котором так красочно написал Пушкин. По крайней мере Повесть «Временных лет» свидетельствует: «И привели ему жену из Пскова, именем Ольгу». Есть даже версия о болгарском происхождении Ольги. Болгария в то время была страной, которая соперничала в могуществе с самой Византийской Империей, а потому невесты из этой страны очень ценились. Одно ясно: характер у будущей княгини был взрывным с молодости.
Однажды наследник киевского престола княжич Игорь охотился где-то в окрестностях города. На пути ему попалась река, а в реке лодка, которой управляла молодая девушка. Княжич вежливо попросил незнакомку переправить его на другую сторону. А на середине реки вздумалось ему пошутить над девицей, за что шутник мгновенно получил удар веслом и очутился за бортом. Ольга наверно была настолько прекрасна в своей ярости, что Игорю запала в душу. Через два года, он послал к ней сватов.
Князя Игоря Рюриковича было нельзя назвать верным мужем. Да и статус языческого правителя подразумевал систему многоженства и наложничества. Чем богаче и знатней князь – тем больше у него должно быть жен. А следовательно – больше интриг и зависти. В этой среде Ольга вполне могла исчезнуть без следа для Истории, как исчезли другие бесчисленные женщины великих языческих правителей Руси. Но волевой характер и неженский ум помогли Ольше выстоять во всех интригах и бурях княжеского гарема. Одно ясно – муж ее уважал и ценил. Помогло и то, что она очень быстро родила князю Игорю наследника – будущего великого князя Святослава Игоревича.
3. Правительница Руси —------------------------------—
Характер Игоря, как и характер Ольги, нельзя назвать ровным. Это сходство характеров, может быть, и сблизило их. Он был склонен к политическим авантюрам. Одна из них закончилась смертью Великого князя. Решив собрать с племени древлян повторную дань, князь попал в ловушку. Разгневанные древляне изрубили алчного сюзерена на куски. А затем еще и нагло послали сватов к его вдове, действуя по принципу «все или ничего». Месть Ольги была ужасной.
В тот момент она отстаивала не только собственную власть, но и жизнь сына, которого вряд ли оставили бы в живых при смене династии. А потому – действовала без промедления.
Послы древлян были закопаны живьем. Последовал молниеносный поход в древлянскую землю, в котором Ольга целенаправленно и жестоко уничтожила крепости мятежников, а также поголовно истребила знать. Видя зарева древлянских пожаров, все остальные славянские племена содрогнулись. А затем дружно признали Ольгу регентом при малолетнем сыне Святославе. Она стала единоличной правительницей Киевских, Новгородских и Псковских земель – огромной территории, превышающей Францию и Германию вместе взятых. За годы правления Ольга централизовала управление, посадив в каждом большом городе по гарнизону. При гарнизонах была организована система сбора налогов, судебные и административные инстанции. Теперь Великому князю не надо было самому «бегать» по всей Руси, в поиске средств для нужд государства, а подданным – ехать в Киев для решения межевых и уголовных тяжб. Все решалось на местах. Увеличившийся после налоговой реформы доход позволил Руси начать каменное строительство и завоевательные походы. Этим занялся подросший сын Ольги – Великий князь Святослав Игоревич, который оставив управление Киевской Русью в руках матери, устремился за военным счастьем. В русскую землю потянулись караваны византийских купцов, а с ними – и веяния золотой византийской культуры.
4. Свет Христов просвещает всех —-----------------------------—
Киев IX века был огромным городом. Великокняжеский дворец, каменные палаты Ольги, площади, пристани и кварталы, далеко выходящие за пределы городских крепостных стен, - все это кипело жизнью. На базарах бойко торговали византийские, немецкие и арабские купцы. Ремесленники ковали оружие, обжигали керамику и создавали удивительные произведения ювелирного искусства. На холмах курились дымки возле огромных изваяний языческих богов. Над столицей Руси уже плыл звон колоколов от колоколен христианских храмов.
Вопреки расхожему мнению, христианство на Руси «не вводилось», оно уже было частью жизни большого города. И проповедь Евангелия уже давно звучала на Киевских улицах. Христианами были даже знатные военачальники. Об этом свидетельствует подписанный в 944 году мирный договора с греками, когда многие члены русского посольства приносили присягу не перед статуей языческого бога Перуна, а в церкви святого Ильи – перед Крестом и Евангелием. Ольга не могла не встречаться с христианами, ставшими уже коренными жителями Руси, христиане были в ближайшем окружении Великой княгини. Человек ее положения был обязан читать и писать. А потому она попросту не могла пройти мимо христианского учения и самого важного в нем – Нового Завета.
Скорее всего, именно знакомство с этим документом перевернуло ее душу. Подобное случалось в ту эпоху не раз. Неграмотные люди оставались язычниками, а грамотные – обращались в христианство.
Но перед нами – лишь догадка. Так или иначе, встреча со Христом стала для нее опытом жизни. До принятия Таинства Крещения Ольге предстояло прошла очень большой путь. Если обратить внимание на даты, крестилась она лишь 957 году – в возрасте 67 лет! Это при том, что за пятнадцать лет до этого она уже строила христианские храмы и создавала школы, приглашала на Русь иконописцев, священников и образованных людей. Возникает вопрос почему?
5. Вера и политика —----------------------------------—
Великая княгиня Ольга была правительницей Руси. Русь, руками ее сына – великого князя Святослава Игоревича – фактически находилось в состоянии войны с Византийской Империей за обладание Болгарией. Святослав к христианству относился с симпатией, но понимал, что во время войны его принятие будет расценено сподвижниками как измена. Ведь христианами были те, против кого они воевали! Понимала это и Ольга. Кроме того, как человек облеченный властью, Ольга была вынуждена воплощать решения, которые шли вразрез с христианской моралью. На руках любого правителя – кровь. Именно это соображение заставляло потом ее потомков принимать монашество перед смертью: они хотели освободиться от груза греха и власти перед переходом в Вечность. Хотела этого и Ольга, а потому тянула с Крещением. Был еще один аспект. Она задумала не просто принять Крещение, а принять его в сердце всего восточного христианского мира - в самом Царьграде. Это помогло бы «перекинуть дипломатический мостик» между Русью и Византией, превращая их из геополитических противников – в потенциальных союзников. Ольга глядела в будущее. Болгария – далеко. Чем там военные действия закончатся не ясно, но вечно воевать никто не будет. Потом придется договариваться. На основе общих христианских ценностей – договориться проще. Все эти причины и соображения сошлись в 957 году. Передав власть своему сыну Святославу, Ольга отправилась в Константинополь.
6. Крещение —--------------------------—
Блистающая золотом столица Византийской империи приняла Ольгу с почетом – но холодно, как одну из многочисленных знатных путешественниц того времени. На этот счет у ромеев был строгий этикет. Ее вместе с русским посольством разместили за государственный счет в гостевых палатах царского дворца, одарили золотом ровно на столько, насколько одаривали и других языческих государей. А затем – о них «забыли». Византийцы умели «выдерживать паузу». Казалось, можно и обидеться, но Ольга приехала не обижаться. Она понимала, что отношение к послам враждебного государства не может быть другим. Все переменилось после того, как Великая княгиня изъявила желание принять Таинство Крещения. Вот это было неслыханно! Мать одного из главных противников Византии хочет стать христианкой! При этом – совершенно искренне и обдуманно!
Крестным отцом Ольги становится сам император Константин VII Багрянородный, а Таинство Крещения совершает патриарх Константинопольский Феофилакт.
«И было наречено имя ей, - пишет Летопись, - имя, как древней царице-матери императора Константина Великого: Елена». Патриарх напутствовал Ольгу словами: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет! Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих!»
Все это сбудется. Имя великой княгини Ольги не только войдет во все учебники истории, но и станет очень близким для любого русского сердца. Именно ей Русь обязана первым образом христианской жизни, на которую станут оглядываться внуки и правнуки. В окружении язычников Ольга стала первой Великой княгиней-христианкой до принятия христианства, что само по себе говорило: подобное на Руси возможно! Она скончалась в 969 году, после бесчисленных дел милосердия и благотворительности. Она продолжит строить храмы, школы и больницы. И главное – своей жизнью проповедовать реальность встречи со Христом. Совсем скоро этот светлый образ прорастет общим принятием православия Русской землею Произойдет это в 988 году при ее внуке – князе Владимире. Но благодарить за Крещение Руси мы должны не только его, но и ее – великую княгиню Российскую Ольгу.
.
Александр Ильинский
3 июн в 12:33
КАК БОГОМАТЕРЬ ОСТАНОВИЛА ТАМЕРЛАНА
По преданию икона Божьей Матери, названная «Владимирской» была написана еще евангелистом Лукой. Искусствоведы с этим преданием не согласны и относят написание иконы к пятому веку нашей эры. Так или иначе, Владимирская Богоматерь – один из уникальных шедевров иконописи, уцелевший после целого периода борьбы византийских императоров со святыми изображениями.
На Русь икона попала из Византии в начале XII века как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, ближайшей к стольному Киеву вотчине равноапостольной княгини Ольги. Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир, где она хранилась в Успенском соборе. Отсюда ее название – Владимирская. По приказу князя Андрея икона была украшена дорогим окладом. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божьей Матери скрепились духовные узы Византии и Руси – через Киев, Владимир и Москву.
1395 год в Русской истории связан со странной загадкой. Дело в том, что именно в этот год само существование Руси было поставлено под вопрос. Один из самых страшных и успешных завоевателей в истории – хан Тамерлан, борясь с Золотой Ордой, направил свои железные орды на северо-восток. Из Средней Азии он в кратчайший срок достиг рязанских пределов, без труда взял крепость Елец и намеревался идти на Москву. Богатые русские области манили завоевателя. Тамерлан был военным гением, своеобразным Наполеоном своей эпохи. Не зная поражений, он шел от победы к победе. Ни одна армия еще не смогла ему противостоять. К покоренным народам Тамерлан относился с предельной жестокостью. До сих пор живы легенды о сложенных в пирамиды отрубленных головах жителей целых городов и о крепостных стенах, в которые хан вмуровывал побежденных. Там, где с боями проходило войско Железного Хромца – оставалась пустыня.
Сын Дмитрия Донского, великий князь Василий I был в курсе дел соседей. Но не побоялся дать военный отпор незваным гостям. Прошло то время, когда русичи при одном имени татарском разбегались по лесам. Не мешкая, князь собрал войско и двинулся навстречу завоевателю. Он достиг Коломны и стал укрепленным лагерем на берегу Оки. Шансы на победу были не велики. Василию предстояло сразиться с закаленным в непрестанных боях противником, превосходившим его войско вдвое.
По обычаю предков, полководец и русское войско готовились к предстоящей битве не только упражнениями в воинском искусстве, но и духовно. Наступивший Успенский пост был посвящен в Великом княжестве Московском усердным молитвам и покаянию. Во Владимир, где находилась прославленная икона, было послано духовенство. 28 августа, после Литургии и молебна на праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и крестным ходом понесло ее в Москву. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!». Надвигающаяся беда сплотила народ в его молитвенном и покаянном порыве.
По легенде, в тот самый час, когда жители Москвы встречали Владимирскую икону на Кучковом поле, Тамерлан отдыхал в своем походном, похожем на дворец шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли некие мужи с золотыми жезлами, а над ними явилась в лучезарном сиянии Величавая Жена. Грозно Она повелела завоевателю оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил прорицателей о значении видения. Ему ответили, что Жена – это Матерь Божия, Заступница христиан. Тогда Тамерлан приказал полкам идти обратно.
Историки не знают, как объяснить странное поведение завоевателя, известного своим упорством в достижении поставленных целей. Но факт остается фактом: грозный Тамерлан, перед которым трепетал Китай, Индия, Золотая Орда и Византия из Русских земель ушел и больше в них не возвращался. Перед нами загадка, которая еще требует своего исторического объяснения. Народное сознание восприняло этот факт как несомненное чудо. А потому память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский Монастырь, а 3 июня установили празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Ныне эту замечательную икону можно увидеть в храме святителя Николая в Толмачах, который входит в комплекс Третьяковской галереи. В каждой домодедовской церкви есть образ Владимирской иконы. Православные христиане ее чтут, как Заступницу земли Русской, обращаясь к ней с молитвами в житейских нуждах. И часто – получают просимое.
.
Виктор Полевой
6 янв 2018 в 5:53
В КАКОМ ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЁЛОЧКА?
Далеко не все знают, что Рождественско-Новогодняя ёлка - изобртение основателя Евангельско Протестантской Церкви - доктора Мартина Лютера. Но ещё меньше того людей знают, наверное, о том, что изначально, по заведённой им традиции, она подвешивалась вверх тармашками к потоку, да и игрушки появились на ней далеко не сразу.
Согласно официаьной версии этот немецкий теолог и монах, однажды зимним вечером 1512-1513 года идя по лесу был заворожён красотой звездного неба и так замечтался, что как говорят, услышал даже еле различимый перезвон. Возможно колокольчик в руках европейского Санта Клауса и бубенцы в песенке Дингл Беллс - дань именно этому преданию, подтвердить или опровергнуть которое уже сложно. С расстояния казалось, что заснеженные елки одеты в мерцающий звездный наряд. Мартин Лютер решил срубить небольшую елочку и принеся домой украсил ее множеством небольших свечей и импровизированой вифлиемской звездой, стараясь повторить удивительный по красоте образ.
''Окрестные жители и прежде иногда приносили на Рождество елки из леса, но ставили их не в домах, а во дворах, чтобы колючие ветки прогоняли от ворот чертей и прочую нечисть. Лютер был реформатором во всем, а кроме того - большим фантазёром. Он не стал делать из своей любимицы пугало, а отвел ей, как дорогой гостье, самую просторную комнату, украсил орехами, леденцами и зажженными свечами и пригласил местных детишек полюбоваться на дело рук своих. Малышей привела в восторг не столько сама елка и угощение, висевшее прямо на ней, но еще и то, что Лютер не на полу ее установил, а подвесил под потолок макушкой вниз. Не только хороводы можно было свободно вокруг елочки водить, но и любые игры затевать, не боясь ее толкнуть или ветку сломать. Хочется сказать: радости не было конца, но он был. На следующее же утро елку вынесли на студеный двор. Видимо, сладости на кухне закончились, специальные игрушки еще не изобрели, а само по себе вечнозеленое дерево в доме почтенного бюргера, да еще и висящее вверх тормашками, выглядело очень уж диковато. Да и пожар мог легко вспыхнуть, а тут уж не до хороводов будет вовсе...
Почему Ель - понятно: единственное вечнозелёное, и живое зимой растение - Ели, Сосны, Кедры... (в России, кстати, при Петре Первом допускались разночтения в этом плане и дома могли украшаться даже веточками пихты, как лютеранские дома хвойными рождественскими венками или венками адвента) самый позитивный тому же в природе цвет - цвет Святого Духа и неувядающее плодоносящее дерево, как символ эдемского древа жизни.
Но вот почему вверх ногами?
Изначально - просто празднично-карнавальный кураж, но доктор Лютер - сам бывший остроумным выдумщиком, вложил в это свой аллегорический смысл: Перевёрнутая ёлка, таким образом, символизировала лестницу в небо - духовное развитие и самосовершенствование по мере приближения к Богу. Начиналась эта лестница с макушки - то есть с минимума, почти с нуля, а с каждой следующей ступенькой вверх - к небу, расширялась и такое расширение каждой следующей ступени, символизировало бо'льшую духовную полноту и радость в Боге, по мере подъёма и приближения к Hему; полноту жизни, которую можно обрести лишь в Боге.
Ну а причина того, что такая символическая лестница была приурочена именно к празднику нового года в том в том, что новый год, это для всякого человека повод подвести итоги - оглянуться на себя, провести работу над ошибками и составить планы на год грядущий - что в нём исправить, в чём стать лучше.
Игрушки тоже появились не сразу и поначалу они были исключительно съедобными - яблоки, апельсины, орешки... Традиция украшать ёлку стеклянными шарами тоже пришла к нам из протестантской Боварии. Однажды в Европе случился очень неурожайный год и украшать ёлку натурпродуктом оказалось непозволительной роскошью. Тогда народ обратился к одному изобретательному стеклодуву и тот из стекла сделал подобия яблок и мандаринов - так появились ёлочные шары.
Позже появились ангелочки, феи, деды-морозы, но именно шары (как напоминание о первоначальных засахаренных яблочках) до сих пор остаются самым классическим и непременным украшением.
В России традицию новогодней ёлки установил Пётр Первый, вместе с новым летоисчислением, но она почти забылась, вскоре после его смерти, сохранившись лишь в отдельных домах, да ещё в тавернах и временно вернулась лишь при лютеранке Екатерине-2.
Своим указом Петр I, повелел перейти на общеевропейское летоисчисление и праздновать новолетие с «1 генваря 1700 года». Теперь в новый Новый год положено всем было целых семь дней шумно веселиться, стрелять «из небольших пушечек, буде у кого есть, из мушкетов и иного мелкого ружья, ракетов и поджигания смоляных бочек». Ну а боярам к тому же надо было бриться, пить, курить, танцевать с дамами «минуветы».
Кстати, по утверждениям историков, петровские вечеринки, хоть и поражали своим размахом иноземцев, но все же уступают нынешним корпоративам. Веселиться, таким образом, в эти постные вообще-то дни, у русского человека в крови - в генетике, ведь по прежнему, дореволюционному летоисчислению - Новый Год не приходился на пост и празднование его было нормой, так что даже церковному человеку довольно трудно отвыкнуть от того, что бытовало веками и вошло в генетическую память.
Окончательно же традиция устанавливать ёлку от нового года до рождества; украшать её стеклянными игрушками; а главное - ложить под неё подарки для детей (чего прежде не было ни при Петре ни при Екатерине), сформировалась при императоре Николае-1, будучи привезённой его будущей женой - лютеранкой Александрой Фёдоровной, желавшей таким образом оживить память по своей далёкой покинутой родине и первые подарки юным великим князьям и их пажам, начал ложить под ёлку сам император Нииколай Павлович, которого очень увлекла идея супруги.