22 июн 2017
Sectrichka
НА ЗЛОБУ ДНЯ
Здравствуйте, здравствуйте, дорогие подписчики.
Сегодня более чем печальная дата - начало Великой Отечественной войны. Самой кровопролитной, самой бесчеловечной войны, унесшей десятки миллионов жизней.
Как мы привыкли к много раз слышанной нами, и озвученной мною сейчас фразе! А имеем ли мы право привыкать к подобному? Привыкать до такой степени, чтобы не слышать душой и сердцем, что за ней, за этой фразой стоит?
Нацепив на ухо телефон, слушая непотребные песенки, просиживая в Интернете, играя в дебильные игры, мечтая о сытой и о сверх сытой жизни; о поездках по городам и весям, о которых вещает нам развращенное до мозга костей ТВ; о том, чтобы развлечься, получить удовольствие от непотребного "партнерства", наслаждение от всего чрезмерного, МОЖНО услышать вопиющие из земли кости наших отцов, братьев, матерей и сестер, положивших свои порой очень даже молодые жизни за будущие поколения? Конечно - нет.
Для этого нужно остановиться. Прекратить свой бесконечный мысленный и немыслимый бег от реальности.
Иван, не помнящий родства. Возможно, это одно из самых низких и непотребных существ на нашей планете?
Нет-нет. Есть, конечно, случаи, когда лучше бы его, этого родства, не знать. Пример тому Германия и история Второй мировой войны. Но и забывать о ней немцы, никто другой не имеют право. Пример тому нынешняя Украина со своей новой властью и поклонению фашизму. Сама фашиствующая.
Но мы (да и украинцы тоже), немцы в том числе, кто ходит по земле не орошенной, а обильно политой, пропитанной багряной кровью преданных своей Советской Родине сыновей и дочерей, освободителей мира от фашистского гнета, какое мы имеем право забыть об этом?
Разве они, в том числе 17-летние выпускники школ, собирались идти на фронт? На следующий день после выпускного? Они не в переносном, в прямом смысле не успели снять с себя новых праздничных платьев и костюмов. Собирались умереть, будучи еще на самом-то деле мальчишками и девчонками, не повидавшими жизнь? Они мечтали получить профессию, создать семью управлять самолетами, открывать новые неизведанные дали. Любить и быть любимыми.
Но многие из них пошли на фронт добровольцами в первые же дни войны. Не умирать! Защищать своих матерей, сестер, младших братишек, невест, дедушек и бабушек. Другое дело, что умереть они были готовы.
|
Я родилась после войны и мальчишки, мои ровесники, и в пятидесятые и шестидесятые годы, да и другие мальчуганы всегда играли в войну.
Не в бизнесменов, не в киллеров, как нынче. Интересно, не правда ли? Не привыкли ли мы к этому последнему слову? Давно и напрочь? Запросто произносится оно везде. А оно иностранное. Наш российский ум знает его значение, но не может глубоко осознать. Не связывается нечто в нервных волокнах мозга русскоязычного человека с содержанием услышанного.
А ведь если называть все своим именем, то тогда получается, что мы чуть ни ежеминутно слышим с экранов и произносим слово "убийца". И от этого уже не по себе. И уже слух режет. И уже страшнее как-то? Не правда ли? Ну. Если к себе применить и напротив такого человечка оказаться?
Так вот. Не знаю до сих пор, как мальчишки распределяли роли? Кажется ролями менялись. Но хорошо помню, что никто не хотел быть фашистом. Никто. Никто не хотел быть убийцей. Только защитником.
|
Боюсь, покажется кощунственной моя фраза. Пишу ее со слезами на глазах. Наверное, очень хорошие урожаи давала в первые годы после войны земля, пусть обожженная, но так обильно удобренная останками человеческих тел?
Понимаю, страшно это читать. Но разве это вымысел? Разве он не имеет под собой почву? Разве не заставляет нас задуматься: кому мы обязаны нормальной жизнью на этой земле? Кто добыл для нас эту радость? Не только чем, но и каким образом добыто ими для нас счастье родиться и пребывать в этом мире?
Способностью выдержать нечеловеческие истязания: пытки, повешенье на глазах у соотечественников; загнанные под ногти иглы, выжженные на теле каленым железом пятиконечные звезды; превращение в ледяную глыбу на 40-градусном морозе, будучи обливаемым ледяной водой.
И все это ради того, чтобы не предать. Сохранить жизнь другим. Товарищам своим, например, по партизанской борьбе. Чтобы борьба с врагом, нечистью, пришедшей на нашу землю, была ими продолжена после твоего ухода.
Возможно, кому-то покажется несколько странным такое серьезное обличительное вступление в эту статью, заметку. Трудно предположить, что среди подписчиков имеют место быть люди, подверженные пристрастиям, перечисленным в самом начале. Люди, не задумывающиеся о смысле жизни или хотя бы не ищущие его. А, следовательно, без тех строк понимающие, что такое хорошо, и что такое плохо.
Но каждый из нас имеет, возможно, рядом кого-то (младшего, например), кому не лишним будет напомнить или даже впервые сообщить о кровном родстве с погибшими. Не прабабушками, прадедушками, их братьями и сестрами, а просто горячо любящими свой народ людьми. Теми самыми "отдавшими жизни за други своя". И подтвердить слова Библии примерами из жизни.
Именами Зои Космодемьянской, героев молодогвардейцев, генерала Дмитрия Михайловича Карбышева, которые приобрели кровное родство с каждым из грядущих после них поколений.
|
Были они крещены или нет? Верили ли они в Бога? Многократно доводилось слышать, что на войне перед лицом смерти не верующих нет. Как говорит широко известный протоиерей Димитрий Смирнов, Бог живет у русского человека в подсознании.
В половине четвертого дня поступило мне поручение от Виктора Полевого опубликовать что-нибудь в нашем сообществе на тему Великой Отечественной войны в связи с очередной датой ее начала.
Мой ответ был: "Как? Поздно. Нет даже времени собраться с мыслями, кроме того, что и возможности нет. Дел не перечесть".
Но оказалось, что нет возможности не высказаться на эту животрепещущую тему. В пять села писать.
Память сердца, память воспитания моего среди людей воевавшего поколения; воспитания на книгах и серьезных фильмах о войне, документальных реалиях о страшнейших событиях того времени; испытаниях, пережитых нашим народом и всем человечеством, не дает молчать, когда молчать невозможно.
Я очень благодарна Виктору за это предложение. Это замечательно, что он счел нужным осветить эту тему. Затронуть ее для читателей сообщества.
Никак не имела возможности отметиться по поводу годовщины его существования со своей оценкой и предложениями, хотя считала нужным это сделать.
Первое из предложений вношу сейчас: тему эту развивать, поддерживать.
Можно сделать тематические разделы. Один из них о защите Отечества. Предлагать материалы из литературы, имена авторов, названий книг, сайты, имена известных героических личностей. Стихи военного времени и послевоенные о войне.
Не забывать, конечно, что весь народ был героем.
Каждая женщина, оставившая своих деток без присмотра и стоящая на заводе в тылу у станка.
Каждый мальчуган и девчушка, сбрасывающие с крыш домов зажигательные бомбы.
Каждый артист, выезжающий на фронт под бомбежки, чтобы порадовать своим выступление бойцов перед последним, может быть, в их жизни боем и поднять их боевой дух.
Каждый военврач, оперирующий в неприспособленных полевых условиях
Каждая девчушка-санитарка, волокущая из последних сил по земле под обстрелом полубезжизненное тело солдата, вес и рост которого превышали ее собственные.
Каждый офицер, для которого жизнь каждого из его бойцов была дороже жизни собственной.
Этот список можно продолжать до бесконечности. Нет времени исправить порядок предложенного. Но такое ли это имеет значение?
Война завершена героической победой всего советского народа. Это необходимо знать. Об этом важно не только помнить, но и транслировать это младшим поколениям.
Но конкретные примеры запоминаются лучше и четче.
Тут могут быть и конкретные примеры коллективного участия в освободительной борьбе. Партизанское движение, например. Освобождение от блокады города-героя Ленинграда.
Если вспомнить о том, что сообщество православное? Тогда оно, вероятно, должно хранить и развивать традиции православного народа? А традиция защитить слабого, избавить Родину от врагов не может противоречить Евангельским заповедям.
Но есть одно "НО". Задача каждого не только воспитать в себе нравственность. Этого не достаточно для приобретения Царствия небесного.
Не будет ли отвлекать людей от молитвы, от молчания, от сосредоточения на внутреннем своем состоянии, на мыслях о покаянии предложенный на несколько иную тему материал?
Как говорил Серафим Саровский? Спасись сам, и около тебя спасутся тысячи?
Но, возможно, для людей, воспитывающих собственных детей, влияющих на воспитание младших членов семьи, материалы на такую тему будут подсказкой, подспорьем? Можно рассказать им о прочитанном, можно предложить почитать самим. Послушать, посмотреть, если будут предложены сайты подобного плана.
Чтобы для подрастающих деток не были примером отрицательные "герои нашего времени" Чтобы они изучали историю предков на положительных примерах.
Но это предложение на усмотрение сообщества. Оно должно знать о том, что святые отцы предлагают начать путь ребенка к Богу с воспитания его нравственности, уважения к старшим, воспитанию умения быть благодарным.
Пожалуй, тема Великой Отечественной войны, тема защиты слабого, тема героизма будет упущена нашими будущими россиянами, если пока еще оставшиеся в живых пусть не участники войны, не работники тыла, не дети войны; но хотя бы послевоенные дети, бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки нынешних семилеток - пятнадцатилеток, сами воспитанные на этой теме не будут ее озвучивать и пропагандировать.
Кстати, с этим, пожалуй, так же успешно могут справиться представители поколения 70-ых годов, заставшие Советский Союз и воспитывавшиеся на патриотической теме.
@Антонина
ЗЕМНОЙ АНГЕЛЕ, НЕБЕСНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕ.
Работу выполнила: ученица 5. Т класса
Новоженина Анна
Научный руководитель: учитель
Водолазская
Любовь Викторовна
ВВЕДЕНИЕ
В 2014 году будет отмечался юбилей, 700 лет, со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.
Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт.
И ни одна ещё стихия Не победила твой народ. Из тьмы веков ты восставала И становилась всё сильней. Святая Русь – твоё начало, И преподобный Сергий в ней.
Я решила заняться проектом, потому что меня очень заинтересовала жизнь этого святого, его поступки, характер, но больше всего поразила его кротость.
Актуальность моей работы в том, что пример жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского показывает нашему поколению образ нравственного поведения.
Цель работы - на примере жития преподобного Сергия дать образец для подражания моим сверстникам
Задачи:
1. Выполнить литературный обзор по теме «Добродетели преподобного Сергия»;
2. Провести опрос среди моих одноклассников по теме «Добродетели преподобного Сергия»
3. Рассказать о значении преподобного Сергия в моей жизни.
Предмет исследования - нравственный облик преподобного.
Гипотеза: заповеди Божьи непреложны, обязательны для исполнения
каждым вне зависимости от обстоятельств исторической эпохи.
ГЛАВА 1. ДОБРОДЕТЕЛИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ
Каждому народу свойственно чтить память своих героев. Есть
такая пословица: «Не стоит земля без праведника». Праведник - такой
человек, который живет правильной жизнью, не имеет грехов. Наши святые
заступники - так называют их в народе. Православная Церковь свято хранит
их память, собирает свидетельства очевидцев и знакомых. Составляет
жизнеописания святых подвижников. Сегодня я буду говорить о великом
подвижнике Русской земли, Сергии Радонежском - к его имени
прибавляется эпитет «преподобный». Такой эпитет добавляется к имени
монаха, который признан святым.
Вот уже семь веков отделяют нас от того времени, когда ушел из земной жизни наш великий соотечественник Сергий Радонежский. Наверное, есть какая-то тайна в том, что именно такие люди появляются в самые тяжелые для народа времена, тогда когда, особенно, нужна их поддержка. Имя Сергия Радонежского знают сегодня и знали наши предки в самых дальних уголках Древней Руси, ведь именно он, по праву считался всенародным учителем и наставником.
1.1 Краткое житие святого
Варфоломей (так до пострижения звался святой Сергий) родился в 1314 году.Отец его, боярин Кирилл, служил сначала у ростовского князя, а потом перешел на службу к Ивану Даниловичу Калите и поселился в небольшом подмосковном городке Радонеже. Вера и любовь к Богу проявлялись у него с детства. Пишут, что с семи лет Варфоломей был отдан в учение, которое давалось ему с большим трудом, так что он далеко отставал даже от своего младшего брата. Это несчастье преследовало его до тех пор, пока один святой старец горячо не попросил Бога открыть для мальчика книжную Премудрость. После этого Варфоломей сразу постиг грамоту и сильно пристрастился к чтению. С раннего детства он имел тягу к святой жизни: уклонялся от детских игр, шуток, смеха и пустословия, питался только хлебом и водой, а по средам и пятницам постился. "Поступь его, - пишет первый жизнеописатель Сергия блаженный Епифаний, - была полна скромности и целомудрия, лицо его чаще всего было задумчиво и серьезно, а на глазах нередко замечались слезы - свидетели его сердечного умиления. Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смиренный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался и от всех любовно принимал случайные неприятности".
Послушание. В 1339 году, после смерти родителей, Варфоломей раздал большую часть своего имущества бедным и решился всецело посвятить себя Богу. Вместе со старшим братом Стефаном он нашел в десяти верстах от Хотьковского монастыря уединенное место, которое было очень удобно для отшельнической жизни. Вокруг рос густой лес, которого еще никогда не касалась рука человека. С большим трудом братья расчистили делянку, устроили себе сначала шалаш из древесных ветвей, а потом келию. Подле нее поставили небольшую церковь, которую посвятили Пресвятому Имени Живоначальной Троицы. Стефан, не выдержав тяжелой жизни отшельника, короткое время спустя ушел в Москву. Варфоломей же остался тверд в своих замыслах. В 1342 г. он принял пострижение под именем Сергия и начал свой монашеский подвиг. Твердость его на избранном пути была удивительной. Стужу, голод, жажду, изнурительную тяжелую работу - неизменных спутников суровой отшельнической жизни - сносил он с неизменной твердостью и смирением. Кроме хлеба, который время от времени приносил ему из Радонежа младший брат Петр, у Сергия не было другой пищи. Зимними ночами к келий являлись стаи голодных волков, иногда приходил медведь (с ним отшельник из жалости делился своей скудной пищей). Доставалось Сергию и от бесов, которые часто принимали образ страшных зверей и отвратительных гадов, чтобы устрашить подвижника. Однажды, когда он молился глухой ночью, они вломились к нему прямо в церковь, но должны были отступить перед его верой и твердостью. Прошло всего два-три года, и о юном пустыннике заговорили как в Радонеже, так и в соседних селениях. Один за другим жители стали приходить к нему ради духовного совета, а потом нашлись желающие разделить его подвиг. Сергий сначала не соглашался принимать их, но потом, тронутый их мольбами, решил отказаться от своего уединения. Пришельцы построили себе келий, обнесли обитель высоким тыном и стали жить, во всем подражая Сергию. Никакого определенного монастырского устава не существовало, как, впрочем, и самого монастыря. Каждый монах жил отдельно от других, сам добывал себе пропитание и сам вел свое хозяйство. Семь раз в день братья встречались в церкви на молитве. В праздничный день для свершения литургии приглашали священника из ближайшего села. Все свободное от молитвы время монахи проводили в постоянном труде, причем Сергий работал больше всех. По словам Епифания, он служил братии как купленный раб, всячески стараясь облегчить их трудную жизнь. Несмотря на воздержание в пище был он очень силен и необыкновенно вынослив
1.2 Великий молитвенник
Не только простолюдины, но уже бояре и великие князья искали его советов и благословения. Собираясь в 1380 г. в поход против татар, московский князь Дмитрий Донской посчитал своим долгом посетить по пути Троицкую обитель и принять напутствие от Сергия. Святой старец, предвидя, что грядущая битва закончится гибелью множества воинов, просил Дмитрия не скупиться - послать множество даров хану и тем купить мир. Князь отвечал, что все это он уже сделал, однако враг от его уступок вознесся еще больше.
"Если так, - сказал Сергий, - то его ожидает конечная гибель, а тебя, князь, - милость и слава от Бога. Иди, господин, безбоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!" Воодушевленный этими пророческими словами, Дмитрий поспешил вдогонку за своим войском. Весть о том, что московский князь получил от святого Сергия благословение на битву, вскоре облетела все войско и вдохнула мужество во все сердца. В день Куликовской битвы 8 сентября все иноки Троицкого монастыря вместе с самим Сергием ни на минуту не прекращали молитвы за русское воинство. Сам Сергий, как повествуют его жизнеописатели, телом стоял в храме, а духом был на поле боя. Он видел все, что там происходит, и как очевидец рассказывал братии о ходе сражения. Время от времени он называл по именам павших героев и сам произносил за них заупокойные молитвы. Наконец, он возвестил о совершенном поражении врагов. Вскоре это пророчество подтвердилось - на обратном пути Дмитрий заехал в Троицкий монастырь и лично сообщил Сергию о своей победе. (приложение 2)
1.3 Смиренномудрие святого
После этих событий авторитет Сергия на Руси сделался непререкаемым. Один благочестивый человек пришёл в монастырь с больным сыном. Но принесённый в келью Сергия мальчик умер. Отец заплакал и пошёл за гробом, тело же ребёнка оставил в келье. Молитва Сергия совершила чудо: мальчик ожил. Преподобный повелел отцу младенца молчать об этом чуде, а поведал о нём ученик Сергия.
1.4 Участие в примирении князей
В 1385 г., когда между Дмитрием Донским и рязанским князем Олегом разразилась война, великий князь попросил Сергия принять на себя труд миротворца. Поздно осенью Сергий отправился пешком в Рязань и здесь, по свидетельству летописца, кроткими речами много беседовал с Олегом о душевной пользе, о мире и о любви. Под его влиянием Олег переменил свирепость свою на кротость, утих и умилился душой, устыдясь такого святого мужа, и заключил с московским князем вечный мир. В последние годы жизни Сергия его духовная сила достигла чрезвычайной мощи. Ему сообщились все дары Божий: дар чудотворения, дар пророчества, дар утешения и назидания. Для его духовного взора не существовало ни вещественных преград, ни расстояния, ни времени. Однажды братия видела, как во время литургии Сергию прислуживал Ангел, в другой раз к нему явилась сама Богородица. За полгода до кончины подвижник удостоился откровения о времени своего пришествия к Богу. Тогда он созвал всю братию и в присутствии всех передал управление обителью своему ученику, преподобному Никону, а сам принял на себя обет безмолвия. Лишь перед самой смертью, в сентябре 1391 г., он опять собрал к себе всех монахов и обратился к ним с последним напутствием. После этого он тихо скончался.
Знавшие его писали позже, что никогда во всю свою жизнь он ни на что не жаловался, ни на что не роптал, не унывал, не скорбел, всегда был спокоен, невзирая на искушения и скорби человеческие
ГЛАВА 2. ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ В МОЕЙ ЖИЗНИ
Первый раз я обратилась к преподобному, когда вместе с семьёй, путешествуя по городу Кириллову Вологодской области и его окрестностям, мы посетили Горецкий Воскресенский девичий монастырь. Этот монастырь был основан в 7 километрах от города Кириллова в 1544 году.
Поскольку моей старшей сестре предстояли вступительные экзамены, я обратилась к настоятельнице с просьбой подсказать мне у кого попросить помощи. Игуменья Евфалия подвела меня к иконе преподобного Сергия Радонежского и сказала, что к этому святому нужно обращаться, если необходима помощь в учёбе. Я попросила у преподобного Сергия помощи моей сестре и поставила свечку под иконой. Я искренне верила в то, что моя просьба будет услышана, и сестра сдаст всё хорошо. Не знаю, помогло ли это, но моя сестра сдала экзамены на отлично.
Некоторое время спустя мы посетили город Коломну, где в Успенском соборе Брусенского женского монастыря я снова обратилась к преподобному с просьбой помочь мне стать отличницей, так как до этого мне всё время чего-то не хватало. Почти всегда у меня была спорная оценка и чаще всего она склонялась ближе к четвёрке. Как я не старалась, сколько бы я не учила предметы у меня всегда не получалось вытянуть все уроки на «отлично». Почему? Я сама не знаю. После этой поездки прошло некоторое время. Четверть уже близилась к концу. Я не надеялась на какие-то изменения в моих оценках, я точно знала, что одна или даже две четвёрки заберутся в мой дневник. Но когда нам их раздали, и я посмотрела на свои четвертные оценки, я была очень удивлена! Не было ни одной четвёрки! Я стала отличницей и тут я вспомнила о том, как обращалась к преподобному за помощью. Опять моя просьба исполнилась.
Весною 2014 года наша школа принимала участие в муниципальном конкурсе, посвященном почитанию преподобного Сергия в нашем районе. Вместе с другими учениками нашего класса мы снялись в небольшом фильме о нашем храме. Автором проекта была ученица 10 класса.
Из её рассказа узнала много нового и интересного для себя. Кроме того было очень весело в процессе съёмки.Мне очень понравился этот поход в церковь нашего города.
Я думаю, что не случайно мой педагог Любовь Викторовна из всего класса именно мне предложила сделать эту работу. Сначала мне было не очень понятно, что я должна делать, но постепенно мне становилось всё интереснее. В процессе работы над проектом родители свозили меня на Куликово поле. Красный холм – так называется место, где стоит памятник посвященный освобождению Руси от Татаро-Монгольского ига. Там же находится Свято-Троицкая Сергиева Лавра Храм преподобного Сергия Радонежского, в котором я вновь обратилась к преподобному с просьбой помочь мне довести эту работу до успешного конца и участвовать в конкурсе
Пока не знаю исполнится моя просьба или нет, но я точно уверена, что все мои прошлые желания исполнились не случайно.
ГЛАВА 3. ОПРОС НА ТЕМУ «ДОБРОДЕТЕЛИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ»
Изучая житие преподобного Сергия Радонежского меня особенно поразила его кротость. Истинная кротость никогда не выпячивает свое «Я», никого не обижает, никому не завидует, никому не льстит, терпеливо сносит любые обиды.
Ученикам 5 «Т» класса я предложила ответить на следующие вопросы:
- кто такой преподобный Сергий Радонежский;
- кто такой монах;
- хотели бы вы подражать преподобному Сергию Радонежскому, если «да», то в чем;
-что такое скромность;
-считаешь ли ты себя скромным.
Ребята с энтузиазмом отнеслись к этому мероприятию. Около 70% участвовавших в опросе дали правильные ответы. Среди них большая часть отвечала на вопросы полными развернутыми ответами. Это говорит о том, что мои сверстники интересуются историей духовного наследия своей страны.
Результат опроса я представила в виде диаграммы(Приложение 3).
Наше исследование показало, что большинство (90%) ребят нашего класса знают о преподобном Сергие и все они хотят ему подражать. Однако, кто такой монах знает меньшее число-75%. На вопрос о скромности не ответили 15%, дали полный развёрнутый ответ 60%.Под скромностью мои сверстники понимают небольшое принижение себя по отношению к другим, не выпячивание своих способностей и достижений, отсутствие хвастовства.
Я рассказала ребятам, что монах это человек, давший три обета: нестяжание, безбрачие, отказ от своей воли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ни власть, ни другие блага не занимали преподобного Сергия. Он был и остался пустынником, кротким и тихим. Даже в те времена, когда слава о нём гремела на всю Русь, преподобный Сергий Радонежский придерживался того уклада жизни, какой сам себе установил ещё в период пустынничества и отшельничества. Своих послушников он считал равными себе, никогда не позволял себе ни словом, ни делом «возвыситься» над своими ближними.
Естественное и должное отношение человека к Богу-любовь. Исполнение заповедей-проявление любви к Богу. Вера-предписанная нам обязанность. Упавание(надежда)-следствие и проявление веры. Праведность-плод веры. Соблюдение преподобным Сергием всех заповедей-проявление любви к Богу.
Преподобный Сергий-человек-в совершенстве выполнивший все обязанности христианина.
Каждому из нас дана возможность пройти свой путь, построить свою судьбу, создать свою семью и воспитать своих детей. Именно от нас зависит, какую частичку себя мы оставим на этой земле. На примере жизни Сергия Радонежского мы можем только учиться. Мы можем учиться смирению, покаянию, любви к ближнем,,уважению к старшим, уважению к религии и многим положительным чертам. Не случайно его называют игуменом земли Русской. К нему обращаются в своих молитвах миллионы людей. Именно Сергий Радонежский является покровителем учеников и студентов. Именно его просят о помощи в учебе.
.
Александр Ильинский
28 дек 2017
БЛИЗКО, ОЧЕНЬ БЛИЗКО 1 ЯНВАРЯ - НОВЫЙ ГОД И ПАМЯТЬ МУЧЕНИКА ВОНИФАТИЯ, МЕЖДУ ПРОЧИМ....
Москва, как всегда утром 1-го января, пустынна и раскрыта миру. Редкие прохожие шарахаются от редких машин. Народ просыпается от ночного торжества, а если прямо сказать - безумия.
Наверное, есть Промысел Божий в том, что на первый день января приходится память мученика Вонифатия - именно ему молятся об избавлении от недуга пьянства. Но если вспомнить его житие, то молиться можно также и о преодолении блудной страсти и поверхностной религиозности.
1. Сексуальное рабство III век Н. Э
Вонифатий был рабом. Рабом у христианской госпожи. Казалось бы, кто-кто, а христиане должны были помнить слова апостола Павла, говорившего, что во Христе нет ни раба, на свободного, не мужчины и женщины - но все христовы. Именно эти слова в исторической перспективе уничтожили сам институт рабства. Но в римской державе образца III века всё было несколько запутанней. Рабство было нормой. Раб - говорящей скотиной. Госпожа Вонифатия домина Аглаида слова Павла точно помнила, но исполнила по-своему, восприняв раба Вонифатия как предмет одушевлённый. И сделала его - любовником. Или, если сказать жестче - сексуальной игрушкой.
История между начальником и подчинённым обыкновенная, мало ли сейчас подобных? К Иосифу Праведному тоже приставала госпожа. Правда - с иным исходом. Видимо, Вонифатий не отличался стойкостью ветхозаветного праведника. Из обычности ситуации выбивается лишь особая религиозность женщины. Она крестила предмет своей страсти. У неё был домовый храм, в котором не хватало самой малости: святыни, мощей христианского мученика. Ну, какой храм без них? Перед соседями стыдно... Поэтому, эта странная женщина снарядила экспедицию по добыче мощей в областной центр - киликийский Тарс, снабдив её достаточными средствами и наказом - без результата на возвращаться. Главой поисковиков, разумеется, был назначен Вонифатий.
2. Покупатели мощей
Вонифатий воспринял поручение как загородный пикник. Можно выпить с друзьями, подальше от бдительной хозяйки. Можно отдохнуть от странной веры и угрызений совести властной возлюбленной. Можно хорошо отдохнуть и вернуться героем - с мощами, разумеется. Задача сложной не представляется - тем более, что Тарс охвачен лихорадкой формального исполнения очередного императорского эдикта по искоренению христианства. Силовики ловят одного-двух христиан, мэр города устраивает показательное судилище, пойманные - кидают щепотку ладана перед статуей императора и расходятся по домам. Вонифатий платит деньги и получает от местных христиан частицу мощей. От губернатора в канцелярию императора - летит отчёт об исполнении указа. Все довольны.
Но в этот раз всё пошло не по накатанному. Главой силового ведомства оказался присланный из Центра, незнакомый с местными реалиями и очень ревностный молодой чиновник. Христиане неожиданно упёрлись, не желая выполнять даже простых формальностей. Местная муниципальная власть, выслуживаясь перед столичным засланцем, пошла на завинчивание гаек. Судебная машина завертелась со всей беспощадностью и обвиняемых подвергли бесчеловечным мучениям - вполне в духе времени.
3. К свободе призваны вы, братья
Вонифатий, пришедший в воскресный день за вином в центр Тарса, оказался невольным наблюдателем реального мученичества и исповедничества. Христиан жгли огнём, строгали железом, обжигали кипящим маслом - но они не отрекались от своей веры. Это была не формальная вера, как у него Вонифатия, не вера Аглаиды, вечно мечущейся между постелью и храмом; это была стойкость без компромисса с грехом, до конца, до смерти.
Когда мучения Тарсийских христиан достигли предела, душа Вонифатия не выдержала. С неё разом спала пелена распущенной жизни. Он бросился к судейскому помосту с криком "И я, я - христианин!".
Судья, видя хорошо одетого молодого человека, попытался его образумить. Но Вонифатий не отвечая на увещевания и вопросы повторял: "Я - христианин". И его тоже стали мучить то железом, то искушениями богатства. "Отрекись, - говорили мучители, - всё закончится!". Но он повторял: "христианин, христианин...".
Никому даже в голову не пришло, что они пытают раба. И потому утомлённые палачи отрубили Вонифатию голову, а затем бросили тело в катакомбах, которое служило городским кладбищем. Мученик умер свободным человеком. Свободным от страстей, греха и своего рабства. Свободным - во Христе.
4. Святые мощи
Слуга выполнил наказ госпожи. Его напарники, выкопав обезглавленное тело Вонифатия, привезли Аглаиде святые мощи настоящего христианского мученика.
Говорят, что происшедшее настолько её потрясло, что Аглаида призвала клириков, с великим почетом приняла честные останки возлюбленного, а затем - после Миланского эдикта императора Константина - построила на месте его погребения в Тарсе храм во имя св Вонифатия и положила там мощи, прославившиеся множеством чудес. Раздав нищим все свое имение, она удалилась в пустыню, где провела в покаянии свои дни и при жизни стяжала чудесный дар изгонять нечистых духов. Похоронили её близ могилы мученика Вонифатия.
Вот такая история любви, греха, стойкости веры и покаяния.
Неужели и нам нужно в жизни такие же потрясения, что бы переменить свою блудную и пьяную жизнь? Первое января - хороший день, для того что бы задуматься о смысле и приоритетах собственного бытия.
Святый мучениче Вонифатие моли Бога о нас!
Александр Ильинский
29 фев 2016
СОВЕСТЬ ГРАФА ОРЛОВА
При крещении ей дали имя Анна. Близкие друзья и родственники звали её на французский манер – Аннет. Слуги и дамы Высшего света – уважительно Анна Алексеевна. А отец – просто Нюськой. Но именно он, Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский, знаменитый фаворит императрицы Екатерины Великой, человек перед которым трепетали монархи Европы и раболепствовала российская знать; именно он боялся своей дочери как огня. Нюська унаследовала от отца пороховой орловский темперамент, пронзительный взгляд, несгибаемую волю и – абсолютное бесстрашие. При жизни Алексея Орлова никто и никогда не смел даже заикнуться, что он – убийца императора Петра III, прелюбодей, развратник и пират. Посмел бы – своими железными руками победитель турецкого флота при Чесме взял бы наглеца за шкирку и утопил бы в ближайшем нужнике. Даже император Павел, сын убиенного, молчал! Он боялся страшного темперамента Орлова, которого хорошо помнил с отроческих лет! Говорить правду не боялась только она, Нюська. Алексей Орлов со сжатыми пудовыми кулаками и яростью на багровом от гнева лице отступал от блеска её пронзительных глаз. И бежал, бежал в отдалённые комнаты своего московского дворца. Или на конюшню – к лошадям, которые были его страстью. Только дочь и лошади его не боялись! Он знал, что Нюська – Анна Орлова, не просто его дочь. Она то, чего у Орловых отродясь не было. Она – его совесть.
Графиня Анна Алексеевна Орлова -Чесменская была единственной наследницей генерала-аншефа Алексея Орлова -Чесменского. Родилась она в 1785 году, когда её отцу уже было за пятьдесят лет. Первые свои годы Анна провела в патриархальной Москве и подмосковном имении Отрада, недалеко от сегодняшнего Михнево. Отставленный от всех постов отец редко бывал дома и мало участвовал в воспитании дочери, предпочтя свалить этот груз на плечи хрупкой набожной жены и многочисленных гувернанток. Весть о смерти супруги застала его на знаменитом Заводе, где он занимался своей главной страстью – разведением лошадей.
Через неделю после похорон, Алексей Орлов решил справиться с навалившимся вдовством по-гвардейски. Напившись в дым, он позвал в имение цыган и устроил грандиозный кутёж. Но тут коса нашла на камень. На второй день 13-летняя Анна велела челяди вынести бесчувственного отца во двор и обливать его водой, пока не протрезвеет. А цыган и собутыльников гнать взашей. Когда генерал-аншеф пришёл в себя, сначала он ударом кулака свалил некстати подвернувшегося в графском дворе быка, а затем устроил дочери экзамен. Оказалось, что девица не только знает четыре языка, катехизис и прекрасно разбирается в арифметике, но и умеет поставить себя так, что отцу воспитывать её уже нечему. Глаза дочери, которые так напоминали глаза жены, смотрели с таким упрёком, что Орлову стало стыдно. Никогда больше он не позволял себе напиваться в присутствии дочери, предпочитая кутить в Первопрестольной. А когда слухи о кутежах доходили до Анны, то он, пряча взор, оправдывался как нашкодивший школьник.
Согласно обычаям того времени, Анна Алексеевна в положенный срок была представлена к императорскому двору и была пожалована во фрейлины. Поэт Державин к её 16-ти годам написал вдохновенные стихи, прославлявшие новую звезду на петербургском небосклоне. Двор любил умную и волевую девушку. Казалось, Анну Орлову ждёт блестящая судьба родовитой красавицы на выданье. Но тут грянул гром.