ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ




ВИДЕОПРОГРАММЫДЛЯ

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЕЧЕНИЯ

БОЛЬНЫХ ПОГРАНИЧНЫМИ

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИМИ

РАССТРОЙСТВАМИ

И ОПТИМИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ

ВРАЧЕЙ И ПСИХОЛОГОВ В ОБЛАСТИ

ПСИХОТЕРАПИИ

Методические рекомендации

Ленинград 1991 г.

 

Методические рекомендации составлены в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева при участии сотрудников кафедры психотерапии Ленинградского государственного института усовершенствования врачей им. С. М. Кирова.

Авторы-составители: А. И. Вовк, Л. М. Кульгавин, В. А. Ташлыков, А. П. Федоров.

Методические рекомендации посвящены использованию видеозаписей для оптимизации и повышения эффективности психотерапии больных неврозами и другими пограничными состояниями, а также современной видеотехники в программах подготовки и усовершенствования врачей и психологов в области психотерапии. Предлагаются система технических приемов для использования видеообратной связи в процессе психотерапии, прежде всего групповой психотерапии, и программы видеотренинга в соответствии с последовательными этапами подготовки психотерапевтов.

Предназначены для врачей-психотерапевтов, психологов, а также кафедр психотерапии институтов усовершенствования врачей и медицинских институтов.

Местным органам здравоохранения разрешается размножить данные методические рекомендации в необходимом количестве экземпляров.

ВВЕДЕНИЕ

Дальнейшее развитие психотерапии, появление новых направлений (в мире насчитывается уже более 400 методов психотерапии) делают все более актуальным поиск наиболее экономичных и эффективных психотерапевтических воздействий с целью усиления интегративных тенденций в психотерапии. Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, являясь открытой психотерапевтической системой, включает в себя по мере своего совершенствования релевантные ей новые технические приемы, в частности, методы гештальт-терапии, поведенческой терапии и др. Этим обусловливается целесообразность активного внедрения в практику новейших технологий (независимых от конкретных психотерапевтических методов) совершенствования психотерапии и подготовки психотерапевтов с использованием видеотехники.

Современная аудиовизуальная (телевизионная) техника представляет собой полезный и в экономическом смысле ценный инструмент для анализа и учета существенных феноменов психотерапевтического процесса, изучения их динамики, оценки эффективности различных психотерапевтических методов, а также создает предпосылки для интенсификации и повышения качества подготовки и преподавания в области психотерапии.

Видеосистемы используются в трех основных направлениях: 1) видеотренинг; 2) съемка индивидуальных психотерапевтических сеансов и занятий с психотерапевтическими группами; 3) создание учебных видеофильмов по различным направлениям и методам психотерапии (когнитивной, поведенческой, гештальт-терапии и др.). Видеотренинг предполагает использование видеоматериалов, отражающих поведение врача как в реальных психотерапевтических условиях, так и в тренинговых группах для подготовки психотерапевтов. Программы видеотренинга, включенные в систему уже известных форм подготовки специалистов-психотерапевтов, направлены на развитие чувствительности психотерапевта к явлениям и процессам, происходящим в его взаимоотношениях с пациентами, умение пользоваться обратной связью с больным, увеличение гибкости и эффективности общения, рост осознания влияния собственных установок и стереотипов на процесс взаимодействия с пациентами в ходе лечения.

Изложению результатов разработки основных принципов и технических приемов использования видеозаписей в психотерапии и системе подготовки психотерапевтов в отделении неврозов и психотерапии Института им. В.М. Бехтерева и на кафедре психотерапии Ленинградского ГИДУВа и посвящены настоящие методические рекомендации.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ

ВИДЕОПРОГРАММ В ПСИХОТЕРАПИИ И ПОДГОТОВКЕ

ПСИХОТЕРАПЕВТОВ

Основные теоретические положения, образующие базис для успешной разработки видеопрограмм с целью обучения психотерапевтов и лечениябольных неврозами, отражают методологические подходы концепции личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, и в определенной мере опираются на работы Ю. II. Емельянова, К. Роджерса, Р. Бендлера, Д. Гриндера, М. Балинта, В. Сатир.

Способность психотерапевта определять и эффективно противодействовать искаженному восприятию пациентами окружающих их людей является важнейшим средством изменения ригидной системы внутреннего мира личности больного в направлении ее позитивного роста и саморазвития. Вербальное общение представляет только часть сложного процесса общения, который осуществляется между людьми. Мимика, жесты, движения тела, ритм дыхания, интонации голоса участников общения — все это отражает выбор (обычно на неосознаваемом уровне) способа выражения себя, своих ощущений, мыслей и желаний. Невербальное поведение, точно так же как и вербальное, может быть опознано и учтено психотерапевтом для конкретного лечебного вмешательства.

Американский психолог Г. Смит (1973) выделил различные виды сенситивности, которые по существу являются обобщенной познавательной схемой и образуют достаточно удобную концептуальную модель для разработки эффективных программ тренинга. Особый интерес для наших целей имеют «наблюдательный» и «идиографический» виды сенситивности.

«Наблюдательная» сенситивность — способность наблюдать (видеть и слышать) другого человека и одновременно запоминать, как он выглядел и что говорил. При этом наблюдению подлежат: а) речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, уровень экспрессии, особенности лексики, грамматики, фонетики, интонации и голосовых качеств говорящего, речемоторная синхронизация; б) выразительные движения (лица и тела); в) перемещения и позы людей, дистанция между ними, скорость и направление движений, аранжировка в межличностном пространстве; г) тактильное воздействие (касания, поддерживающие жесты, толчки), передача и отнятие предметов, удержание; д) сочетание перечисленных действий, признаков и характеристик. Люди в роли наблюдателей сильно различаются по своей способности отделять то, что они видят и слышат,от того, что они чувствуют и думают относительно данного человека.

Отсюда важнейшей целью сенситивного тренинга является развитие с помощью наблюдения и самонаблюдения (интроспекции) способности к объективному, «исследовательскому» восприятию поведения как своего, так и других людей.

«Идиографическая» сенситивностькак способность понимать своеобразие каждого человека, его уникальность отражает также умение использовать продолжающееся общение и накопление в связи с этим новой информации о человеке для определения более точного прогноза о нем. Для успешного развития «наблюдательного» и «идиографического» видов сенситивности, важных для оптимального общения, полезен видеотренинг, позволяющий наглядно освоить разнообразные коды невербальной коммуникации.

Существенным для разработки видеопрограмм в психотерапии является понятие конгруэнтности поведения. Когда личность общается конгруэнтно, то все послания, осуществляемые ею различными способами, совпадают по своей сути, дополняют одно другое и не меняют свое содержание в зависимости от способа послания. Неконгруэнтное общение — это общение, когда послания, которые нам адресует другая личность с помощью движений своего тела, тона голоса, слов, не совпадают. Для того, чтобы научиться определять, фиксировать это сочетание и эффективно работать с пациентом психотерапевтически надо иметь открытые каналы восприятия для получения и систематизации всей этой информации.

Существенным для психотерапевта является определение репрезентативной (характерной) системы восприятия пациента — кинестетической, визуальной или аудиальной. Учет особенностей доминирующего типа восприятия пациента позволяет психотерапевту найти оптимальные способы взаимодействия с ним и создать у него убеждение, что он понят.

Важным для оптимизации общения является умение психотерапевта «слушать» пациента, а не готовить в это время ответ, способность «настраиваться па волну» больного в течение всей беседы так, чтобы психотерапевт и пациент были в состоянии разговаривать, не рискуя создавать недоразумения (М. Балинт).

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: