МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25»
ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ
«Фантазёры»
(художественно-эстетическое направление)
Руководитель: Бурдукова Е. А.
2015-2017
Введение
Дети должны жить в мире красоты и
фантазии, сказки, музыки, творчества.
В.А.Сухомлинский
Перед современным педагогом стоит множество проблем. Они порождают вопросы. Учителя пытаются ответить на них разными способами. Как развивать мышление и речь учащихся? Как помочь ребёнку не быть одиноким. Как постигать мир, воспитывать отзывчивость и сострадание, любовь ко всему живому?
Самый быстрый способ раскрепостить ребёнка эмоционально, снять его заторможенность и зажатость, привить чувственное восприятие слова и развить творческое воображение – это игра, сочинение творческих работ, фантазирование. Все это может помочь сделать театр, занятия театрализованной деятельностью.
Программа студии «Фантазёры» рассматривает подход к детскому театру не только как создание некоего продукта – спектакля, как способа достижения определённого художественного результата. Мы считаем, что занятия искусством должны активизировать у детей, прежде всего, познавательный интерес, мышление, развить фантазию, эстетический вкус, любовь к родному слову, научить толерантному отношению к окружающему миру, реализовать свои творческие способности.
Студия «Фантазёры» является особой формой синтеза учебной и творческой деятельности учащихся, это не формат урока. Ребёнок добывает знания, выстраивая своё понимание произведения, его интерпретацию.
|
На занятиях театральной студии внимание ребят сосредоточено на решении игровых ситуаций, возникающих проблем. Через логическую структуру занятий, мотивацию к деятельности руководитель умело осуществляет управление самостоятельной познавательной творческой деятельностью учащихся. Дети определяют необходимый темп, средства и способы работы над заданием. Нужно использовать разные виды работ: индивидуально, в парах и группах. Микроклимат доверия в коллективе, сотрудничество, активная работа с обучающим материалом – непременные условия взаимодействия в стенах студии. Постоянное обращение к личному опыту ребят, использование связи с другими видами искусств помогает развитию творческих способностей, индивидуальности юного артиста. Это помощь в поиске друзей и единомышленников.
Пояснительная записка
Программа студии «Фантазёры» реализуется в течение двух лет. Это занятия с детьми разного возраста, которые учатся в младших классах.
Актуальность программы.
Современная школа уделяет большое внимание воспитанию инициативности, социальной активности и нравственности. В настоящее время актуальными являются следующие задачи: творческое развитие ребёнка, умение применять на практике полученные знания, развитие ключевых компетенций. Образовательная среда становится теперь объединяет как урочную, так и внеурочную и внеучебную деятельность. При создании такой среды необходимо учитывать специфику региона, особенности культуры и истории данной местности, этнические особенности. У ребёнка идёт процесс формирования активной позиции творца, деятеля. На протяжении всего непрерывного образовательного процесса семья и школа – партнёры. В новом ФГОС большое внимание уделяется внеурочной деятельности, потому что она способствует именно духовному и нравственному развитию и становлению ребёнка. Внеурочная художественная деятельность объединяет разные виды творчества. Например, театр является ярким примером синтеза искусств.
|
Театр, как особый мир, отличается синтетической природой, многогранностью и многомерностью. Искусство театра может помочь школьнику увидеть мир с неожиданных точек зрения, раздвинуть рамки постижения окружающего мира. Ребёнок попадает в атмосферу доброты, получает посыл поделиться своими мыслями, научиться слышать и слушать. Театр учит творить и играть. Первоклассники, посещающие театральную студию, включаются в игру, которая моделирует жизненные ситуации. Ребята легче адаптируются в школе. Они принимают новые для них социальные роли, учатся разрешать школьные проблемы. Театрализация помогает процессу и внутренней и внешней социализации учеников. Дети учатся работать в команде разновозрастного коллектива. Ребята учатся помогать друг другу, взаимодействовать. Вырабатываются положительные нравственные качества: толерантность, целеустремлённость, воля, самостоятельность, отзывчивость. Дети учатся высказывать свою точку зрения на события. Необходимо отметить, что в процессе занятий у ребят формируется литературный вкус, появляется желание читать, развивается осознанность чтения. Интеллектуальное развитие идёт совместно с творческим развитием. Дети постепенно всё более свободно начинают фантазировать не только в области игры, но и при анализе художественного текста и музыкального оформления спектакля.
|
Задача педагога заключается в создании условий организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходимы условия для раскрытия, активизации самобытности, индивидуальности и самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется актуальность разработки программы театральной студии.
Данная программа разрабатывалась с учётом требований ФГОС, также необходимо учитывать нормы СанПИНа. Интересы ребёнка и пожелания родителей, а так же привлечение мам и пап к изготовлению костюмов, рисованию афиш, вечеров после спектаклей очень важны. По этой программе можно работать с ребятами, обучающимися в начальных классах. Её можно успешно реализовать в работе, как с отдельным классом, так и с группой школьников из разных классов.
Формат реализации, то есть сами занятия, проходят в творческой мастерской.
Мастерская – это довольно интересная технология. Она требует перехода на позиции партнерства учителя с учащимися, без наставлений, морализаторства, авторитаризма и психологического давления. Это творчество и принятие приоритета процесса действа над результатом. Происходит «погружение» участников в процесс поиска. Дети сплачиваются, осуществляется активное познания другого человека и мира, а также самопознание. В процессе организации занятия можно использовать театральные игры, дети любят викторины, различные беседы, с азартом участвуют в конкурсах. Включение в процесс социализации происходит активнее на экскурсиях в музеи и театры. Запоминаются надолго праздники и вечера. Постановка спектакля – особенное действо. Это основная форма работы.
Этапы работы при постановке спектакля
1. Выбираем с детьми пьесу и обсуждаем её с детьми. Важен эмоциональный отклик.
2. Текст пьесы нужно разделить на части. Дети самостоятельно читают и пересказывают. Делятся впечатлениями от прочитанного.
3. Учитель и дети пытаются вместе придумать, через какие пластические и музыкальные средства художественной выразительности будет донесена до зрителя основная идея. Продумать, каким в общем виде дети представляют будущий спектакль. Пластические этюды и музыкальное, шумовое сопровождение спектакля. Создание мастерской, где бы дети и родители придумывали декорации и простые костюмы или их элементы. Дети тренируются выразительно читать, работают над интонацией, пытаются понять смысл пьесы.
4. Уточняющий анализ обстоятельств, которые описаны автором обсуждение и поведения героев.
5. Поэтапная репетиция спектакля. Она происходит с разными группами ребят с декорациями и реквизитом, с музыкальным оформлением. Генеральная репетиция спектакля.
6. Премьера спектакля. Анализ проведённой работы.
Театральная студия «Фантазёры» имеет свои принципы, свой алгоритм работы.
Принципы: хорошее позитивное настроение, важен успех каждого, отвергая – предлагай своё, свободы (будь собой), взаимопомощи, дари себя миру и будь открытым, уважай чужое мнение. Мотивационный этап занятий отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Интересное начало каждого занятия. Индуктор – предмет, побудитель познавательной деятельности – помогает учащимся пробиться через опыт, через заслон своих знаний, убеждений, которые показывают ему только ту реальность, которая им соответствует, а все остальное делает невидимым. Чтобы начать работу, нужно удивиться, найти в душе эмоциональный отклик, понять для чего нужно идти вперёд. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий. Мотивацию усиливает и афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы, заканчивается занятие кружка всегда рефлексией на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.
Занятия в студии «Фантазёры» ведутся по программе, включающей несколько разделов.
Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы, чувствовать красоту и силу слова.
Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снять эмоциональное напряжение, снизить последствия учебной перегрузки.
Раздел «Театральная игра» предусматривает развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, а не лишь приобретение ребенком профессиональных навыков.
Раздел «Этика и этикет» включает помощь в осмыслении общечеловеческих ценностей. Поиск учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть внимательным читателем, зрителем театра), нравственное развитие учащегося.
Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Образовательный процесс осуществляется с учётом возрастных, психологических возможностей и особенностей ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Цель программы: создание комфортных условий для гармоничного развития личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.
Для достижения цели наметим ряд задач:
· Обеспечение необходимых условия для личностного творческого развития детей;
· Формирование общей культуры, сплочение творческого детского коллектива;
· Приобретение знаний и практики в области театрального искусства;
· Привлечение родительской общественности к деятельности студии (помощь в подготовке декораций, пошива костюмов совместно с детьми, организация совместных вечеров и другое).
Методические рекомендации к организации занятий по программе театральной студии «Фантазёры»
Важным моментом в работе с детским коллективом является воспитательный аспект работы. Основой этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствуют, конечно же, общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.
Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только нравственному и эстетическому развитию, но и обучает нормам достойного поведения, гуманизму. Поэтому важная задача педагога - создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым. Ощущение дружеской поддержки – залог раскрытия богатства внутреннего мира.
Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников.
Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры бесценно. Эмоциональная сфера получает своё развитие именно в игре. Другая функция игры - физическое развитие. В игре совершенствуются двигательные навыки, пластичность, скорость реакции.