В результате освоения программы театрального кружка «Фантазёры» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу второго года посещения студии они должны:
· Пытаться анализировать и оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков.
· Достигнуть определённой начальной ступени состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно небольшие сроки.
· Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность.
· Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
· Приобретут знания о принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут формироваться навыки зрительской культуры, развиваться художественный вкус, расширяться общий кругозор, пополнится словарный запас.
· Начнётся процесс овладения практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу; умением переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот.
· Приобретут умения оценивать театральное искусство (выражение собственного мнения при посещениях театра).
· Научатся отличать понятие «театр» как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценки, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.
Учебный план на два года
№ | Разделы программы | Количество часов | |
1 год | 2 год | ||
Введение | |||
Культура и техника речи | |||
Ритмопластика | |||
Театральная игра. Анализ итогов (2 год) | |||
Этика и этикет Анализ итогов(2 год) | |||
Всего часов |
Учебно-тематический план на два года
№ | Тема занятий | Количество часов | Сроки | |
Учебно-тематический план 1-го года обучения I полугодие | ||||
Вводная беседа. Знакомство с рабочим планом студии. Выборы актива студии «Фантазёры». | ||||
Культура и техника речи | ||||
Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»). | ||||
Ритмопластика | ||||
Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. | ||||
Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Теремок», «Пожелание», «Зеркало»). | ||||
Театральная игра | ||||
Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «В гостях у театральных профессий». | ||||
Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона. | ||||
Знакомство со сценарием сказки «Зима в Простоквашино» Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. | ||||
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. | ||||
Отработка ролей в 1, 2 частях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | ||||
Отработка ролей. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | ||||
Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция. | ||||
Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п. | ||||
Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями | ||||
Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела). | ||||
Этика и этикет | ||||
Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение). | ||||
Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет») | ||||
Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет). | ||||
Что такое привычки дурного тона. (Этикет) | ||||
II полугодие | ||||
Культура техника речи | ||||
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата | ||||
Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна», «Лови ошибку». | ||||
Вечер «Знание – сила» | ||||
Ритмопластика | ||||
Понятие «ритмопластика». Движение как средство выразительности и его особенности. Совершенствование осанки и походки. Тренировка ритмичности движений. Игры «Походка», «Превращение». Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («В маске»). Игры «Маски», «Оживление предметов», «Имитация», «Тени». Работа над образом. Мимика и жесты. Анализ мимики лица. Игры «Знакомство», «Зеркало». Понятие о воображении. Виды воображения: активное и творческое воображение. Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.) | ||||
Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре: «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «Натюрморт», «Пейзаж». | ||||
Сценические этюды. Шумовое оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов. | ||||
Тренировка ритмичности движений. Музыкально-ритмические игры. Упражнения с мячами. Флешмоб. | ||||
Театральная игра | ||||
Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст раскрывается через пластику). | ||||
Развитие наблюдательности. ü На основе своих наблюдений показать этюд. ü Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру. | ||||
Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («В маске», «Шляпа»). Особенности сценического воображения. Комплекс упражнений на умение относиться к условному, как к безусловному, к правде как к неправде (например, чем может быть стул? – печкой, телевизором и т.д.; табуретка может быть собачьей конурой, колючим кустарником и т.д.). | ||||
Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками). Логопесенки. | ||||
Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. | ||||
Знакомство со сценарием театральной постановки «Заяц с волшебными ушами» | ||||
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). Репетиция отдельных сцен. | ||||
Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш. | ||||
Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. | ||||
Выступление перед учащимися начальных классов. | ||||
Анализ выступления Родительское собрание. | ||||
Этика и этикет | ||||
Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстами рассказов Веры Осеевой) | ||||
Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор») | ||||
Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. Интонация, улыбка. | ||||
Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов) | ||||
Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (В ресторане, в кафе. Приглашение. Дом, семья) | ||||
Театральная игра | ||||
Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака) | ||||
Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка, фартук и разделочная доска и т.д.). Освоение сценического пространства. | ||||
Знакомство со сценарием сказки «Кошкин дом». | ||||
Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций. | ||||
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением | ||||
Генеральная репетиция | ||||
Выступление. (Творческий отчет на родительском собрании или выступление перед учащимися начальных классов). | ||||
Анализ дела. (Положительные стороны, отрицательные). | ||||
Анализ работы за год. | ||||
Учебно-тематический план 2-го года обучения I полугодие | ||||
Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. Изготовление «Уголка театрального кружка «Творческая мастерская» | ||||
Культура и техника речи | ||||
Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. | ||||
Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии. | ||||
Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?» (https://downtown.ru/voronezh/tastes/738), «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»). | ||||
Составление небольшого рассказа «Многоликие слова». | ||||
Выпуск газеты «Простое в сложном, сложное в простом». (Обсуждение, подбор материала, распределение обязанностей). | ||||
Ритмопластика | ||||
Испытание пантомимой. | ||||
Тренировка ритмичности движений. | ||||
Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»). | ||||
Совершенствование осанки и походки. | ||||
Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина». | ||||
Театральная игра | ||||
Значение подробностей, деталей в искусстве. Мультики об искусстве. https://arzamas.academy/materials/1349 Делаем фильм. | ||||
Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах…» (А.С. Пушкин). | ||||
Основа актерского творчества – действие. «Главное - не в самом действии, а в с естественном зарождении позывов к нему». (К.С. Станиславский) | ||||
· Сценические этюды на воображение. · Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста. · Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно). | ||||
Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций. | ||||
Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз», «Дирижёр»). (Скороговорки, пословицы). | ||||
Техника грима. Светотень. | ||||
О форме и пропорциях тела и лица. Румяна. Подводка глаз. Гримы молодого полного и молодого худого лица. | ||||
Анализ мимики своего лица. | ||||
Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды. | ||||
Чтение и обсуждение инсценировки по сказке Эдуарда Успенского «Зима в Простоквашино». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей. | ||||
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций. | ||||
Генеральная репетиция. Оформление сцены. | ||||
Премьера. (Перед учащимися начальных классов) | ||||
Анализ выступления. | ||||
Обсуждение темы «Дружба». Подбор материала, распределение обязанностей. Выпуск газеты «Мой лучший друг» о правилах дружбы. | ||||
Этюды на движение, характерное для заданного образа (7-8 человек одновременно). | ||||
Чтение стихотворения в определенном образе. Сценический образ «Походка». | ||||
II полугодие | ||||
Этика и этикет | ||||
(Этикет). Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов. | ||||
(Этикет). Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Сценические этюды. | ||||
Память человека, семьи, народа. Без памяти нет совести. Творческая работа «Святая память». Анализ творческих работ. | ||||
Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей). | ||||
Театральная игра | ||||
Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). Изображение действием шума. | ||||
Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Этюды «Чёрный стул и белый стул», «Звуковые потешки», «Разговор по телефону», «Горячая картошка». | ||||
Работа над упражнениями, развивающими силу и «полётность» речевого голоса. Игры «Эхо», «Футбольные болельщики». | ||||
Работа над образом. Сказочные гримы. | ||||
Знакомство со сценарием детского спектакля «Красная шапочка. Продолжение». (Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки) | ||||
Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. | ||||
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов. | ||||
Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление масок. | ||||
Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление декораций. | ||||
Подбор музыкального сопровождения к сценарию. | ||||
Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки). | ||||
Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. | ||||
Премьера спектакля. | ||||
Анализ выступления. | ||||
Культура и техника речи | ||||
Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. | ||||
Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба, толерантность). Сказка «Теремок». Быстрая импровизация. Разрешение ситуаций. | ||||
Загадки – метаграммы и загадки – логогрифы. «Коварная» викторина про слова (Чувствование слова и умение мыслить нестандартно). | ||||
Беседа «Надежда». Сочинение – рассуждение по выбранной пословице. | ||||
Тестирование «особенности эмоций». Анализ теста. | ||||
Выпуск газеты «Твори, выдумывай, пробуй!». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей). | ||||
Ритмопластика | ||||
Пантомимические этюды «Тень», «В зоопарке» | ||||
Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность. | ||||
Этика и этикет | ||||
Круглый стол «Азбука общения» | ||||
Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие») | ||||
Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики). | ||||
Анализ работы за год | ||||
Список литературы
1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
3. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
4. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.
5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
6. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.
7. Содержание учебного курса "Основы Театрального искусства" - прочее, планирование
8. Содержание учебного курса "Основы Театрального искусства" материалы сайта: https://kopilkaurokov.ru/prochee/planirovanie/sodierzhaniie-uchiebnogho-kursa-osnovy-tieatral-nogho-iskusstva
9. Воскресное чтиво: «Взамен политики», Надежда Тэффи — Город — Downtown.ru, Воронеж. Материалы сайта: https://downtown.ru/voronezh/tastes/738
10. Программа театрального кружка Творческая мастерская - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов Материалы сайта: https://cf17.hc.ru/~area7ru/metodic-material.php?5517