О.А.Клеймёнова, Д.С.Логинов, М.А.Трусова
История
Методические рекомендации и планы семинарских занятий для студентов лечебного факультета
Рязань, 2017
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Рязанский государственный медицинский университет
Имени академика И.П. Павлова»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра философии и истории
О.А.Клеймёнова, Д.С.Логинов, М.А.Трусова
ИСТОРИЯ
Методические рекомендации и планы семинарских занятий для студентов лечебного факультета
Рязань, 2017
УДК
ББК
Рецензенты:
Авторы: О.А.Клеймёнова, канд. истор. наук
Д.С.Логинов, канд. истор. наук
М.А.Трусова
Клеймёнова О.А.
История: Методические рекомендации и планы семинарских занятий для студентов лечебного факультета / О.А.Клеймёнова, Д.С.Логинов, М.А.Трусова; ФГБОУ ВО РязГМУ минздрава России. – Рязань: ООП УИТТиОП, 2017. – с.
Методическая разработка по истории предназначена для студентов лечебного факультета Рязанского государственного медицинского университета. Содержит методические рекомендации и планы семинарских занятий по истории. В нее включены вопросы для обсуждения, список обязательной и дополнительной литературы, тематика докладов и рефератов, перечень основных тематических понятий.
УДК
ББК
© Клеймёнова О.А., Логинов Д.С., Трусова М.А.
©ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, 2017
Пояснительная записка
История является одной из базовых дисциплин гуманитарного и социального знания. Содержание курса выступает важным элементом в формировании социально-гуманитарной составляющей в системе подготовки будущего врача.
Без знания прошлого не только нельзя познать настоящего, но и правильно, объективно определить перспективы дальнейшего развития. Основными социальными функциями исторической науки, как и всякой другой науки, является научно-познавательная и воспитательная.
Сфера деятельности выпускников медицинского университета достаточно обширна: от врача до руководителя лечебных учреждений и государственных служащих, которым предстоит принимать порой ответственные решения. А решение очень многих современных вопросов невозможно без прочного знания нашего прошлого, без учета исторических условий. Поэтому изучение курса Истории в высшем учебном заведении является важной частью мировоззренческой подготовки будущего врача.
Соответствующие учебные планы подготовки специалистов, утвержденные ректоров ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России в соответствии с действующим ФГОС ВО, предусматривают участие учебной дисциплины «История» в формировании следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОК-3 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОК-5 готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала
ОК-8 готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-21способность к участию в проведении научных исследований
Цели и задачи дисциплины
Цель - формировании у студентов способности и готовности понимать причинно-следственные связи в развитии общества и анализировать события прошлого и современности как составной части качественного профессионального образования.
Достижение целей обучения проверяется диагностическими средствами в рамках мероприятий по текущему контролю знаний, предусмотренных настоящей рабочей программой, а также при промежуточной аттестации в форме экзамена.
Задачами дисциплины являются:
подготовка студентов к личностной ориентации в современном мире, к свободному выбору своих мировоззренческих позиций и развитию творческих способностей;
углубление и систематизация исторических знаний;
формирование аналитического мышления, позволяющего выявлять сущность стержневых событий истории и отношения между ними;
обучение студентов самостоятельности и критичности при оценке различных интерпретаций событий отечественной истории.
Дисциплина «История» относится в базовой части Б1 (Б1.Б.2)
Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются:
Знания:
основных закономерностей и тенденции развития мирового исторического процесса,
места и роли России в истории человечества и современном мире;
основных этапов и ключевых событий истории России с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной истории;
важнейших достижений культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития;
Умения:
логически мыслить, вести научные дискуссии;
работать с учебной, справочной и научной литературой;
осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
выделять причинно-следственные связи исторического развития
выделять значение различных этапов истории и отдельных событий
Владение:
навыками анализа научной литературы;
приемами ведения дискуссии и полемики
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины, формируются в процессе овладения учебными предметами, изучаемыми в средней общеобразовательной школе.
Значимость данной дисциплины определяется гуманизацией высшего медицинского образования.
Данная разработка по истории для студентов лечебного факультета составлена в полном соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего образования и рабочей программой дисциплины.
В ней отражен круг наиболее актуальных тем по истории и выражена профилизация предмета, включены вопросы по истории развития медицины в Российском государстве. Она отражает современное состояние исторической науки, основные изменения в преподавании в нашей стране, учитывает цели и задачи постижения исторического процесса будущими специалистами в контексте общегуманитарной и профессиональной подготовки.
Данная разработка содержит планы семинарских занятий по истории для студентов лечебного факультета Рязанского государственного медицинского университета. В них представлен список вопросов для обсуждения, тематика докладов, список вопросов для анализа исторических документов. Особо выделены основные понятия тем, которые студенты должны знать. Даются методические рекомендации по изучению каждой темы.
В планах семинарских занятий подобран список учебной литературы по истории, в том числе и дополнительной литературы, которая представлена не только монографиями, но и публикациями в научных журналах.
Тематический план по истории
(лечебный факультет)
№ п/п | Наименование модулей и модульных единиц дисциплины | Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Семинарские занятия | СРС | Всего часов |
1. | Раздел 1. Россия с древнейших времен до XVII в. | ||||||
1.1 | Введение в историю. Предмет и метод исторической науки. | ||||||
1.2 | Древнерусское государство в IХ – первой трети ХII вв. | ||||||
1.3 | Русь в период удельной раздробленности | ||||||
1.4 | Формирование централизованного государства в ХIV – н. XVI вв. | ||||||
1.5 | Российское государство во вт. пол. XVI вв. | ||||||
1.6 | «Смутное время». Россия в XVII в. | ||||||
2. | Раздел 2. Россия в ХVIII – XIX вв | ||||||
2.1 | Россия на рубеже XVII – XVIII вв. Реформы Петра I. | ||||||
2.2 | Эпоха «Дворцовых переворотов». Россия во второй половине XVIII века. | ||||||
2.3 | Россия в первой половине XIX века. | ||||||
2.4 | Российская империя во второй половине XIX века. | ||||||
2.5 | Россия в конце XIX - начале ХХ века. | ||||||
3. | Раздел 3. Смена моделей социально-экономического и политического развития России в ХХ – начале ХХI вв. | ||||||
3.1 | Революция и гражданская война в России 1917 – 1920 гг. Становление Советского государства. | ||||||
3.2 | СССР во второй половине 1920-х – 30-х гг. Формирование советского общества. | ||||||
3.3 | СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах | ||||||
3.4 | СССР в послевоенные годы. Реформы середины 50-х – 60-х гг. ХХ в. | ||||||
3.5 | СССР в последние десятилетия существования (1964 – 1991 гг.). | ||||||
3.6 | Россия на современном этапе. | ||||||
Экзамен | |||||||
Итого |